Совместное совещание кабмина РТ и МВД по Татарстану о реализации мер по повышению безопасности дорожного движения, сокращению ДТП и снижению тяжести их последствий прошло накануне Совместное совещание кабмина РТ и МВД по Татарстану о реализации мер по повышению безопасности дорожного движения, сокращению ДТП и снижению тяжести их последствий прошло накануне Фото: president.tatarstan.ru

«Особо сложный» 2022-й: с самокатами разобрались, на очереди — погибшие

Традиционное совместное совещание кабмина РТ и МВД по Татарстану о реализации мер по повышению безопасности дорожного движения, сокращению ДТП и снижению тяжести их последствий по составу участников и насыщенности докладов напоминало итоговую коллегию силового ведомства. С парой отличий: во-первых, оно было открытым для прессы, во-вторых, речь министра Артема Хохорина была не только сверхнасыщенной, но и максимально критической — в конструктивном плане.

Хотя начинал генерал Хохорин с плюсов. Например, отметил объем работы, проведенной с последнего совещания. «Выполнены все запланированные мероприятия на 167 аварийных участках, что позволило нам не только сократить количество мест концентрации ДТП, но и снизить аварийность в целом. Реализованы инженерные меры по разделению встречных потоков на четырех участках федеральных и двух региональных автодорог. За счет остатков средств муниципальных дорожных фондов нерегулируемые пешеходные переходы обустроены искусственными неровностями, установлены новые светодиодные надписи, прожекторы, ограждения безопасности. В рамках программы дорожных работ приведена в нормативное состояние проезжая часть по 45 маршрутам школьных автобусов», — перечислял он, отмечая положительную динамику работы за последние пять лет.

Артем Хохорин: «Выполнены все запланированные мероприятия на 167 аварийных участках, что позволило нам не только сократить количество мест концентрации ДТП, но и снизить аварийность в целом» Артем Хохорин: «Выполнены все запланированные мероприятия на 167 аварийных участках, что позволило нам не только сократить количество мест концентрации ДТП, но и снизить аварийность в целом» Фото: president.tatarstan.ru

Что еще удалось выполнить? Например, справиться с самокатами: совместно с исполкомами и шеринговыми компаниями при увеличении числа электросамокатов удалось стабилизировать аварийность с их участием. А в октябре прошлого года в ПДД внесены изменения по поводу электросамокатов. Внедрен даже новый дорожный знак, его установят ближе к сезону. Тему пользования самокатами вообще предложено включить в школьную программу.

«Но далеко не все так гладко. 2022 год выдался особенно сложным. На всем его протяжении мы шли с плюсом по погибшим. По итогам года с натяжкой [дожали] показатели. Треть районов не достигла целевых показателей нацпроекта, в Алькеевском, Верхнеуслонском, Тукаевском такое положение дел складывается второй год подряд», — констатировал министр.

Он озвучил «кровавую» планку, которую система не должна превысить в 2023-м: 298 погибших, что на 23 человека меньше прошедшего года. А на 2024-й будет уже 282: «Вопрос о том, как мы с вами обеспечим эти параметры, стоит достаточно остро. Необходимо сегодня четко определить основные меры, при помощи которых мы сможем повысить уровень безопасности на дорогах, реализовать поставленные задачи и закрепить их постановлением».

В октябре прошлого года в ПДД внесены изменения по поводу электросамокатов. Внедрен даже новый дорожный знак, его установят ближе к сезону В октябре прошлого года в ПДД внесены изменения по поводу электросамокатов. Внедрен даже новый дорожный знак, его установят ближе к сезону Фото: «БИЗНЕС Online»

Каждый третий погиб от выезда на встречку

Что до «особо сложного», как выразился Хохорин, 2022-го, то в прошедшем году из 306 погибших 76 скончались по независящим обстоятельствам, из-за чисто человеческого фактора: заснули за рулем, пешеход выбежал на проезжую часть. «Но в то же время есть сферы, где результат во многом зависит от наших общих усилий, где мы порой явно недорабатываем», — сделал паузу министр и разобрал все детально.

«Во-первых, каждый третий погиб в ДТП из-за выезда на встречку, треть из них — в тех местах, где были знаки, что обгон запрещен. Это характерно как для региональных, так и федеральных дорог. На федеральных большинство таких фактов зафиксировано на трассах Казань – Оренбург, Казань – Ульяновск», — заявил министр и тут же разобрал конкретный пример последней трассы на участке с 4-го по 9-й км, где за последние пять лет произошло 4 ДТП, 7 человек погибли, 9 получили ранения. Нанесенная там разметка с шумовкой не помогла. И в этом году на данном участке Хохорин предлагает установить сигнальные столбики и обратиться в правкомиссию РФ для проведения реконструкции дороги.

На региональных дорогах, продолжил министр, во встречных столкновениях погибли 56 человек. «Решение вижу аналогичное, как и на федеральных дорогах: аварийное заграждение, строительство дополнительных полос для движения, — тут министр назвал самые „кровавые“ участки. — За пять лет большинство столкновений на встречке зафиксировано на дорогах Чистополь – Нижнекамск, Набережные Челны – Сарманово».

По словам главы МВД, при строительстве нового участка по обходу Нижнекамска и Челнов по дорогам Чистополь – Нижнекамск запланировано возведение развязки. Миндортранс, заявил он, полагает, что после этого на дороге Чистополь – Нижнекамск нагрузка снизится. «Мы считаем иначе. Новая дорога свяжет М7 с трассой Чистополь – Нижнекамск, что позволит осуществить проезд к городам Чистополю и Нижнекамску, минуя участок М7, проходящий по Набережным Челнам. Полагаем, что большинство водителей, особенно грузового транспорта, выберут именно этот маршрут, — прокомментировал он. — Но аварийность никуда не денешь. Предлагаю всем задействованным структурам еще раз вместе сесть, завершить анализ и подготовить соответствующее согласованное предложение к руководству  республики».

«За 5 лет большинство столкновений на встречке зафиксировано на дорогах Чистополь — Нижнекамск, Набережные Челны — Сарманово» «За пять лет большинство столкновений на встречке зафиксировано на дорогах Чистополь – Нижнекамск, Набережные Челны – Сарманово» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Хохорин ругал районные администрации за пьяных чиновников за рулем

Еще одним характерным недостатком, по версии Хохорина, считается отсутствие горизонтальных разметок. Причем министр вообще «голосует» за разметку пластиком, а не краской. «Понятно, что дороже, но, в отличие от краски, это долговечно и работает круглый год», — заявил он, чтобы каждые полгода не выводить техслужбы на дороги, обновлять краску, когда все можно сделать как минимум на три года. К слову, на такое покрытие выделено из бюджета РТ дополнительно 250 млн рублей.

Еще пугающих цифр: каждый 7-й погиб по вине пьяных водителей, хотя прогресс за пять лет есть. При этом полицейскими, как и год назад, пресечено свыше 12 тыс. фактов управления авто пьяными. Рост числа ДТП по вине пьяных водителей отмечен в 8 районах. В Агрызе он связан с крайне неэффективной профилактической деятельностью: «Здесь во многом и наша недоработка». Почему? Мало привлекают участковых к такой профилактике.

В ряде районов местные комиссии даже и не рассматривали эту тему. «О чем можно говорить, если в некоторых из районов были выявлены факты управления транспортом в состоянии опьянения представителями структур администраций?» — сказал Хохорин. И тут же привел примеры: так произошло в Тетюшском районе, а в Нурлатском вообще задержали директора центра занятости населения, который до этого возглавлял местную комиссию по БДД. В Алькеевском пьяным поймали и вовсе действующего сотрудника комиссии.

Другая сфера — безопасность пешеходов. Они составляют четверть от всех погибших в ДТП в 2022 году. В 80% смертельных случаев трагедии произошли из-за нарушений ПДД самими пешеходами Другая сфера — безопасность пешеходов. Они составляют четверть от всех погибших в ДТП в 2022 году. В 80% смертельных случаев трагедии произошли из-за нарушений ПДД самими пешеходами Фото: «БИЗНЕС Online»

«И то неизвестно, как там реально обстоят дела»

Отдельно министр обратился к своему ведомству. Сказал, что проверка 32 районов по смертельным ДТП показала, что в половине из них профилактика органов ОВД не соответствует требованиям: «Профилактику надо вести в местах аварийности, а не там, где удобно». И тут же пообещал, что в этом году подключит Росгвардию с ее аэростатами — для контроля ситуации на опасных участках дороги.

Впрочем, министр снова вернулся к теме обгонов: отметил, что с 2022-го за повторные нарушения правил обгона введена уголовная ответственность, но лишь при третьем рецидиве. За 2022 год в РТ возбуждено уголовное дело только по двум преступлениям по ст. 264.2 УК РФ, но в целом ситуация по стране хуже — там 55 таких дел. Хохорин предложил выйти с законодательной инициативой в части усиления ответственности за повторные нарушения правил обгона и превышения скоростного режима более чем на 60 км/ч. А именно — нужно расширить право привлечения нарушителей по материалам автофиксации.

Другая сфера — безопасность пешеходов. Они составляют четверть от всех погибших в ДТП в 2022 году. В 80% смертельных случаев трагедии произошли из-за нарушений ПДД самими пешеходами. Смертельные наезды зафиксированы в 26 районах, в 16 из них профилактика местных ГИБДД не соответствует аварийности. Но бо́льшая доля погибших пешеходов приходится на дороги вне населенных пунктов — 35 человек погибли так, из них 30 в темное время суток, и все не имели светоотражающих элементов. Все погибшие взрослые — за 40 лет.

Что поможет? Точно искусственное освещение. А еще в прошлом году на федеральных трассах дополнительно освещено всего лишь три пешеходных перехода. При этом остается поставить еще 101. Тут министр пожурил Волго-Вятский управдор за плохую работу в Елабужском районе. Но по региональным дорогам миндортрансом в целом эта работа ведется, тут же отметил он. В прошлом году выстроено 78 км электроосвещения, обустроено 12 км тротуаров. И все равно потребность по освещению региональных трасс большая — 629 км стоимостью в 3,5 млрд рублей.

Масса вопросов остается по теме освещения и местных дорожных уличных сетей: отчиталось только 14 районов, «и то неизвестно, как там реально обстоят дела». Хохорин поручил начальнику управления ГИБДД Рустему Гарипову изучить ситуацию на местах по освещению местных дорог. Что касается тротуаров, то остается порядка 70 участков, где они необходимы. По 19 из них разработали проекты на 249 млн рублей, 10 из них планируют исполнить в этом году.

В качестве меры дополнительного контроля на нерегулируемых пешеходных переходах МВД рассматривает возможность использования современных камер фотофиксации, обладающих расширенными возможностями. Например, совместно с ГБУ БДД в ближайшее время такую установят на одном из оживленных переходов в Казани — ловить будет на тех, кто не уступает дорогу пешеходам. Если положительно себя покажет, то поставят еще на 10 нерегулируемых переходах.

До завершения этого зимнего периода еще далеко, продолжал министр, и «расслабляться повода нет». Он попросил миндортранс взять на жесткий контроль своевременное заключение контрактов по уборке дорог и само их исполнение. На 1 февраля текущего года уже зафиксировано 24 ДТП из-за зимних недостатков: 3 человека погибли, 29 получили ранения.

Далее глава МВД по РТ перешел к теме безопасности пассажирских перевозок в пределах городов. Число ДТП снизилось, но погибших сопоставимо с прошлогодними показателями. Половина — падение пассажиров, каждое третье — столкновение, каждое 9-е происшествие — наезд на пешехода Далее глава МВД по РТ перешел к теме безопасности пассажирских перевозок в пределах городов. Число ДТП снизилось, но количество погибших сопоставимо с прошлогодними показателями. Половина — падение пассажиров, каждое третье происшествие — столкновение, каждое 9-е — наезд на пешехода Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нарушения перевозчиками на территории «Алабуги» без контроля со стороны предприятий имели поистине масштабный характер»

Следующий блок вопросов решать надо на муниципальном уровне, отметил глава МВД по РТ. Так он перешел к теме безопасности пассажирских перевозок в пределах городов. Число ДТП снизилось, но количество погибших сопоставимо с прошлогодними показателями. Половина — падение пассажиров, каждое третье происшествие — столкновение, каждое 9-е — наезд на пешехода. Причины: несоблюдение безопасной дистанции, проезд на красный (только за это водителей автобусов привлекали более 800 раз к ответственности). Попросил муниципалитеты незамедлительно реагировать на нарушения перевозчиков.

К слову, о техническом состоянии автобусов. В РТ 54 аккредитованных оператора в 24 районах. Но много нелегальных перевозчиков: это микроавтобусы до 8 мест, их вообще никто не проверяет. И напрасно, это приводит к трагедиям. Впрочем, тут не только беда РТ, в других регионах происходит то же самое. В ГИБДД проводят мероприятия, проверки, рейды по таким водителям. Но этого все равно мало. «Несанкционированные стоянки нелегальных перевозчиков в каждом городе и районе практически известны. У вас достаточно рычагов для решения этого вопроса», — обратился министр к Гарипову.

Рустем Гарипов, ГИБДД: «Есть автобусы, на которые взглянешь и удивляешься, как они вообще доехали…»

Напомнил о новых требованиях — вступают с 1 сентября — по организации перевозок пассажиров легковыми такси. Расширяются требования к такси, нововведение — запрет водителям работать, если у них более трех штрафов, непогашенные судимости, также будет привязка к агрегаторам такси. «Наш республиканский закон явно не соответствует федеральному. В кратчайшие сроки его надо переработать. Предлагаю закрепить в протоколе», — пояснил Хохорин.

«Проблемой в 2022 году стал контроль за водителями грузового транспорта», — продолжил он. Пример — в «Алабуге» водитель «КАМАЗа» пьяным, без прав врезался в «НефАЗ»: 1 пассажир погиб, 5 пострадали. А всего в автобусе был 21 человек… Страховой полис, диагностическая карта, путевой лист — ничего не было, тахограф также не работал. После ЧП решили постоянно контролировать въезды и выезды из «Алабуги»: 212 протоколов там уже составили: «Нарушения перевозчиками на территории „Алабуги“ без контроля со стороны предприятий имели поистине масштабный характер». А затем Хохорин напомнил, что предприниматели должны проводить медосмотр водителей. И приказал своим подчиненным, чтобы «закрытые предприятия не выпадали из поля зрения».

Отдельно Хохорин остановился на проблеме со школьными автобусами. В Нурлате в марте 2022 года, например, детей возили на транспорте с неисправным рулем и истекшим ТО Отдельно Хохорин остановился на проблеме со школьными автобусами. В Нурлате в марте 2022 года, например, детей возили на транспорте с неисправным рулем и истекшим ТО Фото: «БИЗНЕС Online»

«Приходится признать, что многие вопросы мы обсудили между ведомствами только в процессе подготовки к сегодняшнему заседанию»

Отдельно Хохорин остановился на проблеме со школьными автобусами. В Нурлате в марте 2022 года, например, детей возили на транспорте с неисправным рулем и истекшим ТО. Министр привел еще несколько примеров. Даже пьяных водителей выявляли — в Тетюшском районе. «Более того, в декабре на кремлевскую елку повезли детей из этого района на автобусе с неисправными ремнями безопасности», — отметил министр.

Ближе к концу доклада Хохорин обратил внимание, что в ряде районов сотрудники исполкома сами порой грешат нарушениями БДД на служебном транспорте: например, Буинский, Алькеевский, Пестречинский районы. Еще и штрафы платить там особо не собираются. И тут же пригрозил им арестом служебных машин.

«Целевые показатели федерального проекта „Безопасность дорожного движения“ с каждым годом все жестче. По итогам этого года мы с огромным трудом обеспечили их выполнение. Как в дальнейшем мы сможем это делать, как не упустить ситуацию из-под контроля — зависит только от нас», — резюмировал Хохорин.

«Приходится признать, что многие вопросы мы обсудили между ведомствами только в процессе подготовки к сегодняшнему заседанию и лишь тогда пришли к пониманию ряда проблем. Это нельзя назвать эффективным взаимодействием, организация нашего сотрудничества определенно требует изменения. Это касается всех, в том числе и нашего министерства. Рустем Рамилевич [Гарипов], уверен, что вы тоже для себя многое открыли как новый руководитель ГИБДД. Делайте выводы с учетом сегодняшнего обсуждения. Готовьтесь к серьезному разговору в рамках подведения итогов работы ГИБДД с моим участием, которое намечено на 7 февраля», — завершил доклад министр.

Не менее эмоционально реагировал на озвученные цифры глава республики  Рустам Минниханов, поименно вызывая глав «отличившихся районов» Не менее эмоционально реагировал на озвученные цифры президент республики Рустам Минниханов, поименно вызывая глав «отличившихся» районов Фото: president.tatarstan.ru

Кому Рустам Минниханов раздал «желтые карточки»

Не менее эмоционально реагировал на озвученные цифры президент республики  Рустам Минниханов, поименно вызывая глав «отличившихся» районов. Разбор полетов начался с Буинского района, где за 2022 год зафиксировали увеличение почти всех ключевых показателей, а руководство района, как выяснилось, даже не присутствовало на муниципальных комиссиях по безопасности дорожного движения. Глава Ранис Камартдинов поначалу пытался объяснить сложившуюся ситуацию несистемным характером аварий: «Где-то наезд на пешеходов, где-то выезд на встречку, где-то в ненадлежащем состоянии автотранспортные средства. Все соответствующие службы в зале, работу будем усиливать…»

— По работе комиссий замечания есть… — в свое оправдание говорил чиновник.

— Подожди, подожди. Какие комиссии, если ты сам не принимаешь участие? Ты сам не работаешь, кто у тебя будет работать? Начни с себя и потом уже такие требования выдвигай, — не выдержал Минниханов. — Это ко всем относится, это наша работа. Я пришел на заседание, потому что это очень важная вещь, показательная в работе органов власти. Усиливать… Вам усиление не нужно, просто системно надо работать. Так что «желтые карточки». 

После этих слов в зале на несколько секунд повисла звенящая тишина. Следующими «на ковер» вызвали глав Пестречинского и Высокогорского районов Ильхама Кашапова и Равиля Хисамутдинова, которые также попали в «красный список» по целевым показателям. В Высокогорском районе, помимо этого, были зафиксированы факты ДТП с участниками в состоянии алкогольного опьянения.

«Некрасиво. Наведите порядок. Больше никого нет. Вот вы на территории вместе с правоохранительной системой. Что, я должен с Хохориным приехать разбираться?! Вы же для этого есть», — возмущался Минниханов.

В своем заключительном слове президент РТ объяснил, что работа по обеспечению безопасности дорожного движения ведется неустанно: «С этого мы утром начинаем разговор. О ситуации докладывают, как у нас на дорогах. Каждый день!»

Для того чтобы дополнительно снизить показатели аварийности, глава региона предложил рассмотреть внедрение новых устройств на подмогу инспекторам. Таких как дроны. Устройства могли бы в режиме реального времени фиксировать даже выезд на встречную полосу. «У нас такого пока нет еще, но в Краснодаре это есть. Надо нам этот опыт рассмотреть. Давайте проработаем, посмотрим, как он эффективно работает», — с нескрываемым интересом говорил Минниханов.

Что касается пешеходов, то все, как говорится, просто: необходимо создать для них безопасные условия. Главам районов постоянно нужно проводить разъяснительную работу с населением. «Очень опасно, когда не соблюдаем правила и их никто не контролирует, поэтому, миндортранс, находите форму, как держать на контроле», — поручил президент.

Высказался Минниханов и по поводу «излюбленной» на совещаниях БДД теме электронных самокатов. 1 марта для них вступают в силу новые правила дорожного движения, было озвучено Хохориным. «И вообще, не увлекайтесь. Ничего хорошего в этих самокатах нет. Люди должны пешком ходить или на велосипеде ездить. Что тот самокат… И так движения мало, еще и самокаты появились», — хмурился Минниханов.