В Иннополисе создается новый вид транспортного сервиса с применением беспилотников и распределенной сети дронопортов В Иннополисе создается новый вид транспортного сервиса с применением беспилотников и распределенной сети дронопортов Фото: «БИЗНЕС Online»

Рой дронов, серия дронопортов и перевозка грузов до 10 килограммов 

Новый вид транспортного сервиса с применением беспилотников и распределенной сети дронопортов, который создает Иннополис, вышел на финишную прямую. Экспериментальный правовой режим (ЭПР) на три года накануне двумя руками поддержали в Госсовете Татарстана, а теперь появился и проект постановления минэкономразвития России, который четко регламентирует, как должен быть реализован этот ЭПР, если его одобрит правительство.

«Сегодня в стране огромная потребность в БПЛА — весь мир активно использует беспилотники в двух направлениях. Первое — военное, но мы этим не занимаемся. Гражданское направление имеет огромное количество подразделов: сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, мониторинг протяженных объектов, построение цифровых моделей территорий, логистика, — рассказывал на заседании комитета Госсовета РТ вице-премьер республики Роман Шайхутдинов. — Под руководством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова будут проходить заседания рабочей группы, создается правительственная комиссия, от республики войдут в нее два представителя. Задача — отработать на территории РТ технологии, создать новые рабочие места, позиционировать Татарстан как инновационную площадку страны и Европы».

Это не первый ЭПР по воздушным беспилотникам в России. «Почта России» уже тестирует перевозку грузов тяжелыми дронами где-то в Томской области, Башкортостан тоже активно работает в этом направлении. Но Иннополис должен стать первым местом в России, где транспортировка небольших грузов (полезная нагрузка на дрон — до 10 кг, общий вес — до 30 кг) будет возможна в условиях города. Кроме грузов есть и другие виды авиаработ, которые можно будет поручить беспилотникам: например обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов, ведение аэрофотосъемки местности и т. д. Масштабирование сервисов должно сделать их еще и коммерчески привлекательными.

В упрощенном варианте, согласно проекту документа, выглядеть это будет так: в Иннополисе появится несколько дронопортов — специальных технических устройств, позволяющих ‎в автоматизированном режиме выполнять операции взлета и посадки, подготовки к полету и послеполетного обслуживания беспилотников. Появится реестр эксплуатантов ЭПР, а специальная цифровая платформа будет координировать полеты. Она объединит ряд сервисов от карт до метеопрогнозов, будет анализировать планируемые и совершенные вылеты. И позволит, к слову, удаленно идентифицировать беспилотники и пульт дистанционного управления и определять местоположения «в интересах уполномоченных органов».

«Почта России» тестирует перевозку грузов тяжелыми дронами где-то в Томской области, Башкортостан тоже активно работает в этом направлении. Но Иннополис должен стать первым местом в России, где транспортировка небольших грузов будет возможна в условиях города Фото: © Анна Огородник, РИА «Новости»

Один пилот сможет управлять группой беспилотников — т. е. появятся так называемые «рои дронов». Полетное задание передается с пульта ДУ в соответствующий дронопорт для загрузки в беспилотник и на платформу полетно-информационного обслуживания полетов. Та обеспечивает создание цифровых двойников судов, чтобы исключить потенциальные конфликты полетных заданий (и столкновения в воздухе). К слову, отдельный параграф документа посвящен оценке рисков для жизни, здоровья и имущества жителей. В списке рисков — резкое увеличение количества беспилотников, низкая информированность населения, повреждение дронопортов хулиганами (поэтому их состояние будет постоянно мониториться), а также низкая квалификация пилотов, технические сбои, погодные условия и т. д.

Судя по документам, летать смогут только эксплуатанты ЭПР — соответствующий сертификат выдает Росавиация. Их на данный момент пять: «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» (ЦОД БТС), «Русдронопорт» и «Конверсавиа беспилотные системы», а также Университет Иннополис и компания «Новые информационные технологии в авиации». В дальнейшем этот список может пополняться и новыми игроками. Оператором всего экспериментального режима станет ЦОД БТС — разработчик платформы. Компания находится в Иннополисе и входит в ГК «Дигинавис» бывшего министра связи России Николая Никифорова

Беспилотная аэрологистика сейчас одно из самых перспективных направлений инновационного развития. Потенциальный объем рынка услуг для логистических дронов в России — 70 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы «таран», который должен мотивировать адаптировать законодательство»

Директор по телекоммуникационным проектам в ООО «Дигинавис» Максим Мысев рассказывает, что в свое время похожий проект пытались реализовать в «Сколково», но там это было сделать гораздо сложнее: рядом аэропорт, да и сама Москва. «Иннополис — идеальное место, в 40 километрах от Казани, никакой опасности для пилотируемой авиации там нет», — объясняет спикер.

По словам Мысева, на проработку параметров ЭПР потребовалось примерно полгода. ЦОД БТС и другие участники собрали документы, написали проект программы, после ряда консультаций с профильными ведомствами внесли его в минэкономразвития. «Дальше проект разослан на согласование в заинтересованные органы РФ: минтранс, АНО „Цифровая экономика“ и Татарстан. Татарстан вчера это на заседании Госсовета РТ принял, с АНО „Цифровая экономика“ обсуждали еще до внесения в МЭР, они предварительно положительно относятся, остается минтранс. У всех теперь есть 35 дней на подготовку своего заключения», — говорит Мысев. Он рассказывает, что экспериментальный режим планируется сроком на три года — за это время можно очень многое достаточно качественно отработать для дальнейшего масштабирования технологий.  

«Когда регулятору предлагается что-то в первый раз, он к этому относятся настороженно. Если после трех лет регулятор убеждается на практике в успешности предлагаемых технологий, видит, что они работают и все дроны успешно летают, дронопорты функционируют, могут быть внесены изменения в федеральное законодательство, позволяющие распространять эти технологии, — говорит Мысев. — Мы такой „таран“, который должен мотивировать адаптировать существующие требования законодательства под современные вызовы и обратить их на пользу нашей экономике с полным сохранением уровня безопасности, в то же время сделать жизнь людей и компаний лучше. В этом наша миссия».

Безопасность — один из самых важных моментов, когда речь идет о любых беспилотниках. «У нас есть цифровая платформа, где мы видим, кто где и когда пролетает. Мы не вмешиваемся в управление, но можем согласовать маршрут. Если дрон выйдет за его границы, пилоту придет уведомление, — объясняет Мысев. — Маршрут может выбираться таким образом, чтобы он не летал над школами, детскими садами, местами массового скопления людей». 

Руслан Шагалеев Руслан Шагалеев: «Экспериментальный режим ориентируется не только на Иннополис: надо протестировать саму технологию, а когда схема будет отработана, ее можно будет использовать в любом городе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Потенциальный объем рынка услуг для логистических дронов в России — 70 млрд рублей

«Дроны не сразу будут летать в жилой зоне — на первом этапе будем тестировать их над безлюдными пространствами. С учетом результатов переведем полеты в жилой квартал. Все дроны проходят тщательную сертификацию. Безопасность жителей — это самое главное», — подчеркивает и мэр Иннополиса Руслан Шагалеев. Он подчеркивает, что городские власти смогут отслеживать заявки и в случае необходимости вмешиваться: менять траекторию полетов или прекращать их. Например, для обеспечения режима закрытого неба для гражданской авиации. 

«ЭПР простимулирует компании, которые хотят развиваться в этом направлении, прийти к нам и тестировать технологию в Иннополисе. Беспилотная аэрологистика сейчас одно из самых перспективных направлений инновационного развития. Потенциальный объем рынка услуг для логистических дронов в России — 70 миллиардов рублей. ЭПР предусматривает передачу небольших посылок из одной точки в другую в автоматическом режиме в городской среде, — объясняет он. — Доставлять можно все, что угодно: дрон не занимает дороги общего пользования, ему не страшны пробки. Экспериментальный режим ориентируется не только на Иннополис: надо протестировать саму технологию, а когда схема будет отработана, ее можно будет использовать в любом городе».

Одним из из эксплуатантов беспилотных авиационных систем станет и Университет Иннополис, у которого есть своя линейка беспилотных летательных аппаратов типа VTOL и посадочные станции с квадрокоптерами. «Мы планируем отладить несколько перспективных технологий для автоматизации работы в нефтегазовой, лесной и энергетической отраслях и новые методы в доставке грузов в сложной городской среде. Все это требует комплексного подхода к отладке, апробации и тестированию в различных условиях», — рассказывает Дмитрий Девитт, руководитель лаборатории воздушной робототехники центра беспилотных технологий университета.

По его словам, планируется отработка перспективных БПЛА-технологий для мониторинга, доставки и управления группами автономных дронов. «Иннополис — отличная площадка, которая позволит разработчикам получить больше обратной связи, чем на полигонах, и при этом сократит возможное количество дорожных сценариев по сравнению с мегаполисом, — оценивает Девитт. — Разработка в ходе этого эксперимента нормативных документов для проверки отдельных систем и модулей, например локализации, HD-карт, систем распознавания, контура безопасности при отказе компонентов приведет к единым стандартам и повлияет на рост проникновения беспилотных технологий в стране, сделает ее безопаснее и привлекательнее для пользователей. А с установленными нормативами разработчикам останется простор для творчества в выборе оптимальных технических решений и архитектуре».