С сегодняшнего дня в центре Казани можно посмотреть «Аватар 2», что, конечно, должно обрадовать ценителей творений Джеймса Кэмерона С сегодняшнего дня в Казани можно посмотреть «Аватар-2», что, конечно, должно обрадовать ценителей творений Джеймса Кэмерона Фото: © Cfoto/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

13 лет ожидания

С сегодняшнего дня в центре Казани можно посмотреть «Аватар-2», что, конечно, должно обрадовать ценителей творений Джеймса Кэмерона. Впрочем, это не означает восстановления отношений отечественного кинорынка с Голливудом, ведь «Аватар: Путь воды» вышел в кино по всему миру 16 декабря 2022 года. Широкий прокат в России стартовал 12 января и на полулегальных основаниях: кинотеатры преподносят блокбастер в виде «предсеансного обслуживания», а билеты продают на сторонних сайтах. Зрителей это не останавливает — места на вечерние сеансы в трех казанских кинотеатрах на четверг распроданы почти полностью. Не служит помехой и тот факт, что билет на «Аватар-2» (500–550 рублей) вдвое дороже, чем на еще одну премьеру дня (уже вполне легальную) — фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом (240). Видимо, почти месяц ожидания сыграл свою роль и кинотеатры не хотят упустить возможность сорвать куш в ситуации, когда непонятно, будут ли в России другие крупные премьеры.

Напомним, что после 24 февраля 2022 года многие голливудские компании прекратили свою деятельность в нашей стране, в том числе и выпускающая «синюю» франшизу студия 20th Century Studios (принадлежит Disney). Довольно быстро кинотеатры нашли способ удовлетворять запросы зрителей вопреки возникшим ограничениям — о них «БИЗНЕС Online» рассказывал летом.

«Мы обречем себя на звание «страны пиратов»: как в Казани показывают «запрещенку» из Голливуда

Поклонникам Кэмерона тоже не пришлось выезжать за границу или ждать, когда Disney вернется в Россию. Например, настоящее паломничество случилось в кинотеатре «Киноград», что в Осиново под Казанью. Фильм начали показывать еще 19 декабря, всего три дня спустя мировой премьеры. В соцсетях постер и информация о продажах билетов на сеансы сопровождаются оговоркой: «На сайте [обозначено] как „Сверхлюди“ или „Дамбо“». Кинотеатр в Альметьевске выражается еще более завуалированно: на сайте кинотеатра нет постеров, а фильм переименован в «Аренда-2». Такая же практика есть и в других регионах страны.


Материал для показа получают из разных источников: кто-то просто скачивает экранки из интернета, а кто-то покупает дублированный на русский вариант у коллег из СНГ. Крупные сети кинотеатров опасаются вступать в юридическое противостояние с западными поставщиками и открыто отказываются от проката блокбастера. С 12 января показать на своих экранах новую картину Кэмерона решилось сразу несколько сетевых прокатчиков — «Киномакс», «Алмаз Синема», «Мираж Синема» и др.

На этом фоне снова всплыл вопрос об узаконивании процесса. Во вторник зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в своем телеграм-канале сообщил, что в парламенте обсуждается законопроект, который позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино. «В этом году пора ставить точку в спорах о механизме принудительного лицензирования западных фильмов», — написал депутат. Предложение выдавать лицензии в судебном порядке, а отчисления складывать на специальном счете, впервые прозвучало еще прошлым летом, но эксперты по сей день относятся к подобному с подозрением. «Это будет воровство, легализованное государством, — выразил свое мнение в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ генеральный директор компании „Невафильм“, экс-глава ассоциации владельцев кинотеатров РФ Олег Березин. — Пиратство — это не про Джека Воробья, это про воровство». Причем это может не только сказаться на отношениях с западными поставщиками, но и навредить самим россиянам. «Если будут так относиться к контенту недружественных государств, где гарантия, что нельзя так же относиться и к российскому контенту и любой другой интеллектуальной собственности?» — задается вопросом наш эксперт.

В отличие от громких премьер прошлых лет, ничто в фойе кинотеатра не говорило о значимом событии — нам не удалось найти ни один постер В отличие от громких премьер прошлых лет, ничто в фойе кинотеатра не говорило о значимом событии — нам не удалось найти ни одного постера Фото: Галия Ягудина

«Слишком сложный геополитический вопрос»

«БИЗНЕС Online» отправился на первый четверговый утренний сеанс «Аватар: Путь воды» в одном из центральных кинотеатров города. В отличие от громких премьер прошлых лет, ничто в фойе кинотеатра не говорило о значимом событии — нам не удалось найти ни одного постера. О том, что здесь показывают мировой хит, извещала лишь скромная табличка на стойке по продаже попкорна с надписью «Билеты на „Аватар-2“ можно купить только онлайн». На входе в зал сотрудник кинотеатра выдал 3D-очки (они включены в стоимость билета, обычная цена — 90 рублей). В 10:30 в будний день зал наполнился примерно наполовину, в основном взрослыми людьми, в среднем 30–40 лет. 

Фильм повествует о жизни Джейка Салли в исполнении Сэма Уортингтона после того, как герой решил остаться на планете Пандора в теле своего аватара, синекожего гуманоида из племени на’ви. Он построил семью с Нейтири (Зои Салдана), приютил сироту — сына своего бывшего врага — и возглавил партизанское движение, противостоящее захватчикам с Земли. Вскоре враги, небесные люди, возвращаются и вынуждают семью героя покинуть дом. Их убежищем становится деревня другого племени, живущего на уединенном острове в море…

О том, что здесь показывают мировой хит, говорила только скромная табличка на стойке по продаже попкорна с надписью «Билеты на „Аватар 2“ можно купить только онлайн» О том, что здесь показывают мировой хит, извещала лишь скромная табличка на стойке по продаже попкорна с надписью «Билеты на «Аватар-2» можно купить только онлайн» Фото: Галия Ягудина

В электронном билете подчеркивалось, что опаздывать нельзя и фильм начнется сразу, без рекламы, однако один трейлер все-таки показали. Картина длится более трех часов, поэтому стоит запастись терпением и напитками. Сюжет развивается неторопливо, перемежаясь сценами инопланетной природы, так похожей на земную. Местами даже казалось, что это документальный фильм о подводном мире, в который зачем-то вставили историю. Диалоги очень короткие и неглубокие, отчего возникает недоумение, чем занимались сценаристы все это время. Возгласов по ходу фильма или аплодисментов в конце не было, зал в целом воспринял ленту спокойно.

Кэмерон потратил на создание продолжения «Аватара» 13 лет. Точной информации о стоимости производства сиквела нет, но аналитики предполагают, что это $350 миллионов. По некоторым данным, только пять лет заняла разработка специальных камер для подводной съемки: многие сцены нового блокбастера происходят в морской пучине, любимой стихии режиссера. Например, одна из финальных сцен однозначно отсылает к другому его хиту — фильму «Титаник». Для реалистичного изображения водяной пленки на разных материалах компания Weta Digital (основанная Питером Джексоном при работе над трилогией «Властелин колец») даже запатентовала новую цифровую технологию — до этого сцены с жидкостью приходилось снимать вживую. А в другой компании, Corridor Digital, смогли добиться эффекта рассеянного света на коже героев в тех местах, где в реальности у живых существ кожа слегка просвечивает. 

Кэмерон потратил на создание продолжения «Аватара» 13 лет. Точной информации о стоимости производства сиквела нет, но аналитики предполагают, что это $350 миллионов Кэмерон потратил на создание продолжения «Аватара» 13 лет. Точной информации о стоимости производства сиквела нет, но аналитики предполагают, что это $350 миллионов Фото: © IMAGO/David Jones / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

Думается, это оправдывает затянувшееся во времени кинопроизводство. Тем более что параллельно шли съемки следующей части франшизы, «Аватар-3», премьера которой запланирована уже на декабрь 2024 года. В картине появились персонажи-подростки, и режиссер хотел снять сцены с ними, пока актеры не повзрослели. Любопытный факт: актриса Эди Фалко призналась, что снималась у Кэмерона еще четыре года назад и была уверена, что картина уже вышла.

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у нескольких казанских зрителей, понравился ли им фильм и стоило ли его ждать 13 лет. «Конечно, стоило, — сказала Мария. — Очень сильные эмоции, я чуть не всплакнула». Другая зрительница Ольга подчеркнула, что это нормальный срок, учитывая сложность картины и то, что параллельно снималась следующая часть. На вопрос, как они относятся к тому, что картина демонстрируется в России нелегально, наши собеседники не нашли что ответить. «Слишком сложный геополитический вопрос, на эмоциях трудно сказать», — добавила Мария. «Главное, что показали», — пожала плечами Ольга. Еще одна женщина откликнулась фразой: «Мы же не показываем, а только смотрим».

«Когда 13 лет назад выходил „Аватар“, под него переоборудовали кинотеатры, формат 3D был авангардной технологий. За последние годы большого прорыва в технике не было, 3D-фильмы выходят очень редко» «Когда 13 лет назад выходил «Аватар», под него переоборудовали кинотеатры, формат 3D был авангардной технологией. За последние годы большого прорыва в технике не было, 3D-фильмы выходят очень редко» Фото: © Geoff Pugh / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

«Это устаревший фильм»

Первый фильм о синих инопланетянах, «Аватар», вышел на экраны в 2009 году и в первую неделю собрал всего $77 миллионов. С учетом дополнительного проката в Китае в 2021-м суммарные сборы фильма лишь чуть-чуть не дотянули до $3 млрд, надолго закрепив киноленту на вершине топа самых кассовых картин в истории (в России его с первого места скоро потеснит «Чебурашка»). И хотя аналитики прогнозировали сиквелу менее шикарные сборы, второй фильм стартовал более уверенно, с $134 млн в первую неделю, а за неполный месяц проката (по состоянию на 11 января) уже собрал свыше $1,73 млрд и на данный момент занимает 7-е место среди наиболее кассовых фильмов в истории.

«Когда 13 лет назад выходил „Аватар“, под него переоборудовали кинотеатры, формат 3D был авангардной технологией. За последние годы большого прорыва в технике не было, 3D-фильмы выходят очень редко», — оценил новый фильм кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов в разговоре с «БИЗНЕС Online». Он признает, что «Аватар: Путь воды» сделан очень качественно, но сюжет, герои, конфликты устарели еще в 2000-х. «Я смотрел 3 часа 10 минут — как будто это большой артхаусный фильм. Очень рад за Кэмерона, который в своем возрасте получил карт-бланш на любую фантазию. Но у меня было послевкусие, что фильм не дал ничего нового кинематографу ни в части технологий, ни в части индустрии. Это устаревший фильм», — продолжает кинокритик.

Конфликты, показанные в киноленте, Степанов оценивает как очень традиционные. «Отцы и дети, преемственность, самоопределение. И это разочаровывает, хотелось чего-то более прорывного», — говорит эксперт. 13 лет — очень длинный срок для фильмов, и нередко такие «долгострои» не соответствуют завышенным ожиданиям зрителей. В пример он приводит «Трудно быть богом» Алексея Германа, съемки которого начались в 2000 году, а премьера состоялась только в 2013-м, уже после кончины режиссера. «Когда проходит столько времени, кажется, что фильм должен поразить до костей. Второй „Аватар“ не такой», — заключает Степанов.

Миллиарды на «ушастике»: как фильм о Чебурашке «порвал» российский прокат

Тем не менее отсутствие официального проката в России является серьезной потерей для отечественного зрителя, оказавшегося оторванным от мирового культурного контекста. «Это общемировое явление, определяющее повестку, тренды. Его невозможно смотреть дома, его нужно смотреть в кинозале с 3D-проекцией», — подчеркнул кинокритик. Ощутимой потерей ситуация является и для российских кинотеатров. «Я рад за „Чебурашку“ (фильм вышел на второе место по сборам в кинотеатрам в российской истории — прим. ред.) и его авторов. Но кинотеатры только выиграли бы, если бы у них шел еще и „Аватар-2“», — уверен собеседник нашего издания. Причем на’ви не обязательно оттянули бы внимание от советского ушастика. «Это новогодние каникулы, у людей, детей много свободного времени. Семейный бюджет позволяет сходить в кино 2 раза», — уверен Степанов.

Другие кинокритики выводят на первый план значение фильма больше как культурного явления, чем художественного произведения. «Перед нами самый настоящий крауд-плизер, потенциальный зрительский хит, который возрождает веру в большой голливудский кинематограф», — пишет Евгений Ткачев в «Афиша Daily». «Джеймс Кэмерон снова снял сиквел, затыкающий за пояс оригинал. Как и в своем предыдущем сиквеле, превзошедшем оригинал (речь о „Терминаторе-2“, насчет „Чужих“ готовы поспорить), Кэмерон отдает центральное место в повествовании детям. И так как речь идет о военном кино, результаты оказываются более эмоциональными и в хорошем смысле триггерными, чем в первой части», — добавляет в том же издании кинокритик Никита Лаврецкий.