Санкции против капитанов экономики Татарстана

Санкции против капитанов экономики Татарстана

Первыми под антироссийские санкции попали два татарстанских предприятия — КВЗ и КАМАЗ. В декабре гендиректор автогиганта Сергей Когогин бодрился, указывая на то, что введение санкций больше всего повлияло на новый модельный ряд и трудности с поставками импортных комплектующих решили к августу. Однако цифры рисуют не столь успешную картину — за 10 месяцев этого года доля китайских грузовиков, реализованных в РТ, выросла с 4,2 до 27,5%. В декабре Когогин озвучил планы развернуть производство легковых машин.

Персональные санкции в отношении гендиректора КАМАЗа наложила Великобритания. В ноябре санкционный список Туманного Альбиона пополнился фамилиями гендиректора АО «Татавтодор» Айрата Шаймиева и рулевого АО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова. Ограничительные меры включают в себя запрет на поездки в Великобританию и замораживание активов в стране.  

Самым высокопоставленным чиновником из РТ, который попал под ограничения 7-го пакета санкций Евросоюза, стал вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов. Вместе с ним под санкциями за признание ДНР и ЛНР оказались депутаты Госдумы от Татарстана Айрат ФарраховАльфия Когогина, Ирек БогуславскийИльдар ГильмутдиновИлья Вольфсон. В 9-м пакете санкций упомянуты экс-замглава минпромторга РТ Тимур Саматов (ныне глава министерства промышленности и торговли ЛНР) и член Совета Федерации от Татарстана Александр Терентьев(Фото: «БИЗНЕС Online»)

СИБУР открывает сырьевые закрома ТАИФа

СИБУР открывает сырьевые закрома ТАИФа

СИБУР дает нефтехимическое сырье, а «Алабуга» строит инфраструктуру в Нижнекамске для инвесторов. Таковы условия подписанного в августе 2022 года соглашения по созданию индустриального парка «Этилен-600» на 2 тыс. гектаров. Республика в лице «Алабуги» вкладывает в инфраструктуру 169 млрд рублей. Вкупе с вложениями самого СИБУРа и капитала третьих сторон, в первую очередь резидентов, общий объем инвестиций в проект может составить сенсационные 1,3 трлн рублей. Исходное сырье — пропилен, этилен, бензол и толуол, а также их производные. Из них в дальнейшем можно делать линейку веществ, которые раньше приходилось импортировать, а с введением санкций этот канал поставок оказался закрыт. 

«Казаньоргсинтез» также расширяет доступ переработчиков к сырью. Индустриальный парк «Северные ворота» появится в Казани вблизи КОСа. Он вместит в себя два кластера — переработку полимеров и авиационную промышленность. По предварительным расчетам, «Алабуга» вложит в инфраструктуру для резидентов около 50 млрд рублей.

В обоих случаях многомиллиардные инвестиции ОЭЗ планирует возместить за счет федеральных субсидий. Такая возможность появилась в сентябре прошлого года благодаря постановлению правительства РФ №1119. Согласно ему, региональные бюджеты могут получить возмещение затрат на инфраструктуру своих ОЭЗ в объеме фактически уплаченных резидентами налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет. (Фото: president.tatarstan.ru)

Пляски ставки и валютного курса

Пляски ставки и валютного курса

В первые дни спецоперации на валютном и фондовом рынках царил хаос — за доллар давали 120 рублей, а акции отечественных компаний рухнули на Лондонской бирже на 50–75%. 28 февраля Центробанк поднял ключевую ставку с 9,5 до 20% годовых. Для укрепления рубля минфин обязал российских экспортеров продавать 80% валютной выручки, торговлю акциями и облигациями на Московской бирже закрыли на месяц. Беспрецедентная для последних лет ставка сокрушительно ударила по бизнесу, для которого враз стало недоступно кредитование. В апреле начался обратный процесс — ставку снизили сначала до 17%, потом до 14%, и к концу года она остановилась на уровне 7,5%. 

Рубль же в июне резко окреп по отношению к доллару — за бакс давали чуть больше 50 «деревянных». Новый курс ударил по предприятиям республики, поставляющим товары на экспорт. Дошло до того, что министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко просил сенаторов снизить курс до «комфортного» для экспортеров уровня в 75−80 рублей за доллар. Ближе к концу года чаяния экспортеров были услышаны, и курс вплотную подошел к желаемому для них уровню. (Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press / www.globallookpress.com)

Крах проекта реконструкции Заинской ГРЭС

Крах проекта реконструкции Заинской ГРЭС

Модернизация Заинской ГРЭС остановилась из-за отказа американской General Electric отгрузить свою самую мощную газовую турбину. «Проект с установкой самой современной ПГУ в мире похоронен, все встало. Никто такого риска не закладывал», — оценил последствия первый замгендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзанов. Под строительство парогазовой установки мощностью 850 МВт генерирующая компания брала крупнейший в своей истории инвестиционный кредит у ВТБ — 36 млрд рублей.

Татарстанским проектам СИБУРа повезло больше. Немецкая Siemens со скандалом ушла из России и продала в стране весь свой бизнес, но турбины для «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» завезти успели. На НКНХ установка построена и уже вырабатывает электроэнергию, а на КОСе строительство началось позднее. Для достройки ПГК-250 холдинг сейчас выбирает подрядчика. (Фото: АО «Татэнерго»)

Коробченко в поиске новой роли минпромторга РТ

Коробченко в поиске новой роли минпромторга РТ

Главное, чего ждали от назначения Коробченко главой минпромторга РТ, — вывод министерства за рамки представительских функций. Задача №1 — превращение ведомства в реальный координирующий центр жизни предприятий республики. Задача №2 — выискивание и адаптация в регионе перспективных идей и проектов, прежде всего в области импортозамещения. Есть основания полагать, что Коробченко начал выявлять слабые места различных производственных цепочек. Многие запомнили пламенную речь министра на прошедшем в августе в Казани авиакосмическом форуме. Тогда он сообщил, что объехал все имеющие отношение к авиапрому заводы и был потрясен проблемой со станочным парком. Сегодня, по данным источников «БИЗНЕС Online», в Татарстане прорабатывается проект, связанный со станкостроением. 

Действовать обновленному минпромторгу РТ приходится в условиях, когда большинство крупных предприятий республики находится в подчинении у федеральных холдингов. Говорят, министру пока не всегда удается найти с ними общий язык, например с ОАК. В ответ на это он начал формировать пул своего рода внешних советников — сотрудников предприятий, которые внутри них курируют работу с министерством. «Видно, что он стремится что-то сделать, постоянно интересуется, чем помочь — кредитами, льготами, вхождением в программы, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор одного из крупнейших казанских оборонных предприятий. — И тем директорам, кто не подчинен федералам или кто только разворачивает производство, особенно из среднего и малого бизнеса, общение с ним точно будет полезно. Он подходит к делу не только как чиновник, но и как предприниматель. Чувствуется, что понимает, как эта система работает и как дело можно двинуть вперед». (Фото: tatarstan.ru)

Шинная чехарда

Шинная чехарда

«Татнефть» запустила цикл сделок с шинными активами. В мае 2022 года стало известно о продаже «Нижнекамскшины» «Татнефтехиминвестхолдингу», а уже в октябре нефтяники проявили интерес к заводу Nokian во Всеволожске. Финский концерн, уходящий из России, оценил предприятие в 24 млрд рублей. «Татнефть» обратилась в ФАС для согласования сделки. Продажа «Нижнекамскшины» позволила нефтяникам уйти от европейских санкций, и теперь, если покупка Nokian пройдет успешно, Татарстан замкнет на себе производство половины покрышек в России(Фото: tatarstan.ru)

Второе дыхание «Силиконовой долины»

Второе дыхание «Силиконовой долины»

В этом году наконец-то объявился новый собственник многострадального «КЗСК-Силикон». Недостроенный завод по производству уникальных для РФ силиконов за 395 млн рублей (в 7 раз ниже начальной цены) выкупило ООО «Полибиохим», за которым стоит бывший депутат Госсовета РТ Валерий Самилов. На завершение строительства потребуется 2,5 года и как минимум 20–25 млрд рублей. По проекту мощность завода составит 40 тыс. т метилхлорсиланов в год для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, отраслей ВПК и замещения импорта. В декабре долгострой посетил заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов и встретился с новым собственником. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

«Татнефть» возвращает «ТаграС» в родную гавань

«Татнефть» возвращает «ТаграС» в родную гавань

На фоне кризиса нефтесервисной отрасли «Татнефть» продолжает поглощать активы холдинга «ТаграС». После покупки в 2021 году за 1,2 млрд рублей ООО «ТНГ-АлГИС» во II квартале 2022-го нефтяники приобрели движимое и недвижимое имущество, а также доли еще 6 компаний — ООО «УК „Татбурнефть“», ООО «Татинтек», ООО «УК „Татспецтранспорт“», ООО «ТаграС-ХимСервис», ООО «КРС-Сервис» у предприятий «ТаграС-Холдинг». В III квартале 2022 года «Татнефть» завершила покупку бизнеса по нефтепромысловому сервису приобретением имущества и доли в ООО «НКТ-Сервис», ООО «МехСервис-НПО», ООО «ТМС-Логистика». Цена сделки составила 19,3 млрд рублей. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

В Татарстане опробуют закон об исламских финансах

В Татарстане опробуют закон об исламских финансах

В сентябре в Госдуму был внесен законопроект об исламском банкинге. Пилотными регионами по применению банковской деятельности в соответствии с нормами шариата помимо Татарстана могут стать Башкортостан, Чечня и Дагестан. Ожидается, что законопроект примут в начале 2023-го, а сам проект проект с одобрения Центрального банка РФ стартует 1 февраля 2023 года. Сбербанк уже открыл в Казани первый офис исламского финансирования на улице Большой Красной. (Фото: Ashraf Amra/ZUMAPRESS.com/ www.globallookpress.com)

Докатится ли «Кама-1» до «Москвича»?

Докатится ли «Кама-1» до «Москвича»?

В ноябре 2022 года Когогин заявил, что его совместный с крупным предпринимателем Рубеном Варданяном проект электромобиля «Кама» «идет в соответствии с графиком». Гендиректор КАМАЗа подчеркнул, что интерес к созданию отечественного электрокара сохраняется, а предлагаемые разработчиками решения современны. Ожидалось, что к 2030-му челнинский стартап выйдет на производство более 450 тыс. электрокаров в год. 

Напомним, в июле 2022-го «Ведомости» уверенно сообщали, что «Кама» станет платформой для электромобилей «Москвич», которые планируется выпускать на бывшем заводе Renault в Москве. В силе эти планы или нет, пока неясно. Однако продажи копии китайского кроссовера JAC стартовали в конце декабря. (Фото: president.tatarstan.ru)