Оказывается, Казань вообще бедна землей с благоприятными для строительства условиями. Это хорошо видно на приводимой ниже карте. Зеленым выделены зоны с простыми инженерно-геологическими условиями, когда для строительства не требуется серьезной инженерной подготовки. Желтый цвет означает, что негативный фактор есть, но он не влияет на принятие проектных решений. Красным обозначены территории со сложными условиями (близко залегающие грунтовые воды, неблагоприятный рельеф и так далее), влияющими на принятие проектных решений. Получается, половина (причем, самая «вкусная») Казани неблагоприятна для строительства, рассказала «БИЗНЕС Online» доцент кафедры общей геологии и гидрогеологии КФУ Надежда Жаркова.

Особенно опасны разнородные насыпные грунты (их еще называют культурным слоем), мощность которых в центральной части города достигает 6-ти, а, к примеру, на улице Чернышевского и всех 12-ти метров. «Это смесь грунта и разнообразных продуктов хозяйственной деятельности человека (кирпича, древесины, конского навоза, бытовых отходов), - объясняет Жаркова, – неоднородна, имеет маленькую плотность и жутко пахнет - процессы разложения протекают еще очень активно. Если на таком грунте что-то построить, со временем он сильно и неравномерно уплотнится, и станут возможными деформации строений, что сегодня в центре города не редкость».

А вот в районе Сибирского тракта, улиц Академика Арбузова и Академика Губкина, дома деформируются из-за просадочных грунтов. Когда в 50-х годах эти территории застраивали, как правило, не проводили полноценного изучения физико-механических свойств грунтов. Результат – чуть ли не каждый дом в трещинах. Что еще? В Советском районе (например, в районе улиц Галеева и Новаторов) активно идет овражная эрозия, каждый год случаются оползни. Местные жители пишут о проблеме в мэрию, приезжают комиссии, но ничего не делается.

Как настаивают геологи, значительная часть казанской территории устроена так, что пока грунт не замачивают и не трясут, он более-менее прочен, но с увеличением антропогенной нагрузки (многоэтажное и подземное строительство, движение транспорта и прочее) его свойства серьезно ухудшаются. Немало случаев, когда рядом со стоящим на просадочных грунтах домом начинают вбивать сваи для нового строительства. Итог – трещины, аварии, угроза разрушения. Сегодня ученые констатируют: хозяйственное освоение казанской территории активизировало неблагоприятные геологические процессы.

Безимени-1.jpg

КУДА УХОДИТ ВОДА ИЗ ПРОРВАННЫХ ТРУБ

Один из главных негативных факторов – подтопление. Оно ведет к ослаблению несущей способности грунтов, разрушению подземных коммуникаций и фундаментов. Сегодня подвалы заливает даже там, где это никакой теорией не предусмотрено. Обычна такая ситуация. Собираются в старом квартале построить дом, смотрят архивные, 50-летней давности данные – отличные гидрогеологические условия, начинают бурить – вода. Геологи констатируют: грунтовые воды стали намного выше. По данным университетских ученых, 25% казанской территории находится в состоянии постоянного подтопления (уровень грунтовых вод - от 0 до 3 метров).

В чем причины? Во-первых, в гидротехническом подтоплении. После создания в 1957 году Куйбышевского водохранилища уровень грунтовых вод в Казани поднялся на 9 м. Во-вторых, в утечках из водонесущих коммуникаций. «Трубы сплошь дырявые, - обрисовывает ситуацию Жаркова. - До потребителя не доходит 30 процентов воды - она теряется по пути. До очистных сооружений - 33 процента канализации, а это 35 миллионов кубических метров – очень много! При этом учтите, что канализационная вода агрессивна, впрочем, как и утечки с предприятий. Утечки - основная причина просадок даже в нормальных гидрологических условиях, что уж говорить о слабых грунтах. В кремле многие здания в трещинах, а не так давно там случился провал, причина – утечка из водных коммуникаций».

В продолжение «водной» темы. Серьезной геологической проблемой стало строительство метро. Как считают геологи, проводившиеся на его трассе (например, в районе станций «Площадь Тукая» и «Суконная слобода») мероприятия по водопонижению, привели к созданию крупных депрессионных воронок и деформации некоторых строений вдоль трассы метро. «В некоторых местах метрополитен – преграда для разгрузки подземных вод, - рассказывает Жаркова. - Например, в районе станции «Горки» метрополитен стал своего рода подземной плотиной. Причем, страдает и само метро. Когда «Горки» строили, нас со студентами туда приглашали – прекрасные условия, никаких грунтовых вод. Если сейчас спуститься на станцию, можно увидеть, что облицовочный камень - влажный, кругом потеки. Что делать? Надо продумывать дренажные системы».

Безимени-3.jpg

ПО КНИГАМ 50-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Казалось бы, этих фактов должно быть достаточно для того, чтобы задуматься о геологическом мониторинге городской среды. Но ничего подобного в Казани нет.

«Мы рекомендовали хотя бы устанавливать на проблемных зданиях особые маячки, чтобы отслеживать просадки и деформации, - рассказывает Жаркова. - А в 2008 году разработали схему мониторинга городской территории. Выяснили, какое оборудование для этого потребуется, провели детальную съемку многих участков, планировали мониторинг на объектах высотного строительства, написали рекомендации. Но на наши предложения и многочисленные обращения ни власти, ни строители не отреагировали».

Может быть, со стороны геологов это только запугивания? В 2007 году КФУ, академия наук РТ и ТНПЦ «Геомониторинг РТ» при помощи ОАО «Казанский трест инженерно строительных изысканий» (КазТИСИз) провели по заказу министерства экологии и природных ресурсов РТ гигантскую работу под названием «Создание постоянно действующей модели геологической среды для организации системы геодинамического и гидрогеологического мониторинга Казани». Подготовили соответствующие карты и монографию.

Но полученные данные лежат мертвым грузом. За рекомендациями к университетским геологам никто не обращается, а на издание монографии просто не нашлось денег. В итоге, строители до сих пор пользуются книгами по геологии Казани 60-х - 70-х годов издания. Книги эти безнадежно устарели, хотя бы потому, что Казань в них берется в совсем других границах (там Аметьево – еще пригород), с другими промышленностью и жилым комплексом. Но это единственный материал для строителей, которые, готовя проект, обязаны ссылаться на общие закономерности – возраст пород, вероятные процессы и так далее.

Между тем, по генплану, территория Казани увеличится едва ли не в два раза. Куда городу идти желательно, а куда - нет? Где и что можно возводить? Как не повторить нынешние строительные ошибки? Все это можно выяснить только при помощи исследований Казани и перспективных территорий.

Безимени-2.jpg

КАЗАНИ НЕОБХОДИМ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ +

Рафаил Галеев - начальник геологического отдела ОАО «КазТИСИз»:

- Инженерно-геологические условия Казани относятся к самым сложным. Город расположен на нескольких террасах, расчленен речными долинами Казанки, Ноксы, Киндерки, Солонки. Грунты представлены различными литологическими образованиями с неоднородными показателями свойств. Горизонты подземных вод невыдержаны по простиранию, с неоднородным химическим составом. Широкое распространение имеют подтопление, заболачивание, карст, просадочность, берегопереработка. А какое мощное техногенное воздействие - намыв прибрежной территории, засыпка оврагов, обводнение грунтов интенсивными утечками из водонесущих коммуникаций, динамическое воздействие строительства и транспорта! Такие условия существенно влияют на устойчивость застроенных территорий. Поэтому необходимо создание сети наблюдательных пунктов на проблемных участках, на зданиях и сооружениях, испытывающих значительные деформации, а также постоянный мониторинг для предупреждения проявления опасных процессов.

Сегодня свежая геологическая информация есть у строителей лишь на тех объектах, где перед строительством выполнены инженерные изыскания. Зачастую для удешевления стоимости строительства пользуются архивными данными 5-20-летней давности.

Юрий Бубнов - директор ТНПЦ «Геомониторинг РТ», главный геолог ГУП «НПО Геоцентр РТ»:

- Вообще низменные места у нас подтоплены постоянно – это говорит о том, что не справляется ливневая канализация. Система инженерной защиты города от подтопления, созданная в 50-х годах при заполнении Куйбышевского водохранилища, почти вышла из строя. Тем более, по данным наблюдений, грунтовые воды постоянно поднимаются, во многом, – за счет потерь воды из-за прорванных труб, неисправностей канализационного хозяйства и ливневой канализации: воде же некуда деваться, и она уходит в грунты, поднимается к фундаментам… За этими процессами необходимо следить. Последствия? Загрязнение подземных вод и их прорыв в водопровод, разжижение грунтов, ослабление фундаментов зданий, их растрескивание и неритмичная просадка. А воздействие агрессивных вод на более глубокие горизонты приводит к провалам. Это только навскидку.

Три года назад совместно с университетом сделали проект наблюдательной сети и вообще системы мониторинга геологической ситуации в Казани. Ежегодно выходим с предложениями в правительство Татарстана, в мэрию Казани. Но никого это не интересует. Россия финансирует мониторинг на территории Татарстана только под задачи ПФО. Соответственно, когда федералам говоришь, что в Казани неблагополучная обстановка, особенно - с грунтами в старой части города, отвечают: «Мы не можем деньги федерального бюджета расходовать на город – у него должны быть свои средства на защиту». Министерство экологии республики с 2009 года прекратило финансировать работы по мониторингу подземных вод, последняя оценка состояния грунтовых вод на территории Казани проведена в 2007 году.