В 2023 году Центробанк РФ прогнозирует пик спада экономики В 2023 году Центробанк РФ прогнозирует пик спада экономики Фото: «БИЗНЕС Online»

Новые полномочия и большая ответственность

На фоне спецоперации, мобилизации и санкций у губернаторов появились новые рычаги управления, но вместе с тем расширилась и зона ответственности. К такому, в общем, очевидному выводу пришли в «Минченко консалтинг», подготовив доклад об антикризисных стратегиях российских регионов в 2022 году. «Такая модель позволяет более эффективно решать срочные задачи, снижая издержки межведомственного взаимодействия», — считают авторы исследования. По их мнению, если до единого дня голосования шел инерционный этап региональной политики, когда было возможно «консолидировать поддержку властей за счет эффекта сплочения вокруг флага», то сразу после выборов начался новый этап. Он ознаменовался тремя ключевыми решениями:

  • присоединение новых регионов;
  • введение там военного положения и различных типов реагирования в федеральных округах;
  • частичная мобилизация, которая вовлекла в спецоперацию все общество.

В итоге в регионах появились новые возможности управления на местах, закрепленные в том числе указом президента РФ от 19 октября. Согласно ему, губернаторам поручили возглавить оперштабы, в которые вошли и представители силовых ведомств. «В этой связи сформировалась уникальная ситуация, когда главы регионов могут влиять на силовые структуры», — указывают авторы доклада.

Они также отметили, что в данный период региональные элиты и партии консолидировались вокруг губернаторов. В качестве примеров приводится единогласное одобрение бюджета Заксобранием Красноярского края, а также «элегантное разрешение» ситуации о наименовании президента Татарстана, которое «позволило удержать компромисс между разными группами элит и общественности в регионе».

Раис, но не сейчас: как Минниханов и Шаймиев успокаивали «защитников федерализма»

Но если в вопросах мобилизации и мер реагирования главы субъектов приобрели рычаги влияния, то по купированию социально-экономических рисков, напротив, возможности губернаторов ограничены. «Многое будет зависеть от навыков федерального лоббизма, ручного управления и распределения федеральных трансфертов», — считают в «Минченко консалтинг». Если первые полгода после начала спецоперации ситуация в этой сфере также развивалась инерционно, то теперь этот потенциал исчерпан, поскольку в 2023-м Центробанк РФ прогнозирует пик спада экономики. Если в первом полугодии 2022-го цены на сырье позволили некоторым регионам сформировать временную подушку безопасности, то в среднесрочной перспективе подавляющее большинство субъектов погрузится в кризис, проявления которого заметны уже сейчас. Например, по данным Росстата, уже за первые 6 месяцев 2022 года в не менее чем 10 регионах зафиксировано падение производства более чем на 5%. При этом в Москве впервые за многие годы отмечается миграционная убыль. Кроме того, в 73 субъектах — падение реальных доходов, еще в половине — снижение промпроизводства, а в трети уменьшились объемы строительства и инвестиций.

Впрочем, для минимизации экономических последствий у губернаторов не так много инструментов, в отличие от вопросов безопасности и частичной мобилизации. «Строго говоря, как и в период острой вспышки COVID-19, на губернаторов возложена особая ответственность за купирование политических и экономических рисков», — считают авторы доклада. По их мнению, от управленческих талантов глав и их команд будет зависеть то, как регионы пройдут кризис.

После объявления частичной мобилизации подрос уровень тревожности до рекордных 69% После объявления частичной мобилизации подрос уровень тревожности до рекордных 69% Фото: «БИЗНЕС Online»

Вызовы для губернаторов

Поэтому в «Минченко консалтинг» обозначили вызовы, с которыми губернаторам придется справляться.

Высокая неопределенность и волатильность социально-психологических настроений. Несмотря на высокий рейтинг Владимира Путина, общественные настроения более изменчивы. Например, после объявления частичной мобилизации подрос уровень тревожности до рекордных 69% (по данным ФОМ). А Институт психологии РАН зафиксировал резкий всплеск депрессивных настроений в марте – апреле 2022 года, причем особенно сильный среди молодежи — показатель вырос с 29% в апреле 2021-го до 77% в марте 2022-го. «Отсутствие корреляции между политическими рейтингами и общественными настроениями может быть эффектом „спирали молчания“, что способно привести к неожиданно резкой политической дестабилизации в условиях крайне ограниченного прогностического инструментария», — предполагают авторы доклада. Также, по их мнению, усталость общества от СВО может только нарастать.

Острая нехватка ресурсов для формирования «бюджета развития». Львиную долю своих средств регионы будут вынуждены тратить на базовые социальные статьи расходов — здравоохранение и образование. Без этого ни о какой политической стабильности нет и речи. Так что губернаторам вновь предстоит вспомнить о талантах лоббизма.

Риск нарастания внутриэлитных противоречий. Сокращение экономической ренты неизбежно обострит конкуренцию за бюджетные подряды и субсидии между региональными группами интересов. И если раньше из-за назначения варягов (а их уже 57 среди губернаторов) региональные элиты впали во фрустрацию, то теперь на фоне СВО она только усиливается. Хотя Кремль пытается минимизировать эти риски за счет «донастройки» в кадровой политике, но эффект снижается за счет упразднения муниципальных элит, когда новоиспеченный врио губернатора незадолго до выборов может быстро убрать мэров крупных городов. В целом авторы доклада ожида