Вячеслав Зубарев напомнил, что на начало года в стране было 3,3 тыс. дилерских центров (сколько осталось, пока неясно). Это более 300 тыс. сотрудников, с членами семей — более 1 млн зависящих от отрасли человек Вячеслав Зубарев напомнил, что на начало года в стране было 3,3 тыс. дилерских центров (сколько осталось, пока неясно). Это более 300 тыс. сотрудников, с членами семей — более 1 млн зависящих от отрасли человек

Самое качественное обслуживание все равно именно у дилера

Как чувствуют себя автодилеры, рассказал на форуме «Российский промышленник» в Санкт-Петербурге основатель «ТрансТехСервиса» (ТТС), президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев.

Для начала он напомнил, что на начало года в стране было 3,3 тыс. дилерских центров (сколько осталось, пока неясно). Это более 300 тыс. сотрудников, с членами семей — более 1 млн зависящих от отрасли человек. В 2023 году многие предприятия окажутся под угрозой банкротства, особенно в малых городах. Это приведет прежде всего к ухудшению качества обслуживания клиентов, ведь самое качественное обслуживание автомобиля — именно у дилера.

Сегодня рынок упал на 60%. «И это только по регистрациям», — подчеркнул Зубарев. Далеко не все авто по параллельному импорту проходят через дилерскую сеть, ведь сегодня гораздо легче завезти машину через частное лицо — на сайтах объявлений предложений в избытке. И никаких налогов эти люди не платят.

Наблюдается серьезное давление со стороны автоюристов по закону защиты прав потребителей. Зубарев предлагает на какое-то время смягчить некоторые из его положений: «Там серьезные штрафы заложены. В мирных условиях этот закон носит мотивационный характер, но, когда нарушены привычные цепочки, соблюдать эти нормы зачастую просто невозможно. В конце концов, закон задумывался как защищающий интересы потребителей. Когда это невозможно выполнить, а закон действует, получим обратный эффект. Он не защищает интересы добросовестного потребителя, а создает для него дополнительные проблемы».

Сегмент авто с пробегом активно развивается. «Нам бы хотелось довести до конца решение по отмене двойного НДС при перепродаже от юрлица юрлицу», — отметил Зубарев Сегмент авто с пробегом активно развивается. «Нам бы хотелось довести до конца решение по отмене двойного НДС при перепродаже от юрлица юрлицу», — отметил Зубарев Фото: «БИЗНЕС Online»

Оптимизм пока только по подержанным авто

Сегодня дилеры борются за выживание — как правило, при помощи сокращения затрат, но бесконечно так продолжаться не может: как бы ты ни работал с затратами, без доходов невозможно быть безубыточным. Основных источников дохода три: помимо продаж новых авто, это сервис и торговля машинами с пробегом. Парк гарантийных авто уменьшается. «Необходимо выстраивать отношения и удерживать клиента значительно дольше, чем раньше», — констатировал Зубарев, благо поставка запчастей через параллельный импорт идет неплохо. Главные проблемы здесь — увеличение времени доставки, хотя кое-какая номенклатура, попав под санкции, просто исчезла.

Сегмент авто с пробегом активно развивается. «Нам бы хотелось довести до конца решение по отмене двойного НДС при перепродаже от юрлица юрлицу, — отметил Зубарев. — Понимание в минпромторге полное по этому поводу, да и вообще вроде бы никто не спорит. Вопрос за министерством финансов». Он указал, что это добавит дилерам гибкости, например, для поставки машин из одного региона в другой: «Это и в интересах клиентов, и в интересах госбюджета, потому что налоги будут поступать, сегодня фактически никто эти операции не проводит, налогов ноль от них. И дилеры получат возможность дополнительно зарабатывать на автомобилях с пробегом». 

Что касается новых автомобилей, есть три источника их поступления: собственные производители, китайские компании и другие, кто продолжает поставки. «В этом году бизнес среднего дилера китайского бренда убыточен, — сообщил Зубарев. — Поставки автомобилей ограничены, сеть большая, доходов от бизнеса не хватает для того, чтобы прокормить всех. Здесь надо сбалансировать. Перед вновь приходящими брендами выстраивается очередь из желающих предоставить любые условия, любой автосалон — лишь бы дали франшизу. Соблазн велик, но в итоге это как голодные люди, которые за кусок хлеба готовы органы продавать, идти на любые жертвы, не задумываясь о завтрашнем дне. Сегодня дилеры часто получают эти франшизы, но потом не получают денег. А зачастую на это занимают в банках. Как мне говорит знакомый банкир: „Страшный сон банкира — это когда вместо возврата кредита ему приносят ключи от автосалона“».

Напоследок Зубарев заверил, что отрасль обязательно поднимется. «Дилерская отрасль России находилась в состоянии конкурентоспособном с любой развитой страной, — заверил он. — Поэтому жалко, конечно, столько лет создавать — и все потерять».

С позицией ряда автодилеров о том, что китайские компании заняли полумонопольное положение на российском рынке, Зубарев не согласен. «Настоящая монополия — это когда компания одна. А китайских компаний много и это разные производители» С позицией ряда автодилеров о том, что китайские компании заняли полумонопольное положение на российском рынке, Зубарев не согласен. «Настоящая монополия — это когда компания одна. А китайских компаний много, и это разные производители» Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV/ТАСС

«Китайских компаний много, и это разные производители»

Минпромторг РФ еще никак не реагировал на предложение дилеров выступить в роли регулятора, пока идет обсуждение этой идеи, заявил Зубарев в разговоре с «БИЗНЕС Online». «Речь идет о том, что должна быть соизмеримость бизнес-планов [производителя и дилеров]. Первое — это план, который ставит перед собой производитель, создающий дилерскую сеть. Дальше понятно, какая нагрузка должна быть у одного дилера и каким должно быть количество дилеров. В противном случае бизнес становится убыточным, а это никому не нужно», — отметил собеседник газеты. По оценке Зубарева, за последние месяц-два число дилерских предприятий в России, торгующих автомобилями из Китая, увеличилось в 2 раза.

«Дело не в том, что машины не успевают привозить из-за границы. Их просто нет. Если не успевают, значит, они где-то застряли. А нет — это когда меняются планы. Планировалось 100 тысяч, а сейчас планируется 50 тысяч. Почему планы меняются? Это сложно сказать, я не могу это комментировать. Я думаю, что есть проблемы с нехваткой комплектующих», — рассказал основатель ТТС. По его словам, если не вмешаться в нынешнюю ситуацию, дилерский бизнес лишится прибыли и компании будут нести убытки, а затем им грозит банкротство «со всеми вытекающими».

С позицией ряда автодилеров о том, что китайские компании заняли полумонопольное положение на российском рынке, Зубарев не согласен. «Я думаю, об этом надо спросить у тех, кто это утверждает. Но настоящая монополия — это когда компания одна. А китайских компаний много, и это разные производители. Я думаю, что имелось в виду, что, кроме китайских компаний, никто больше официально автомобили в Россию не завозит из-за рубежа. Вот этот смысл вкладывали. И, конечно, в условиях такой низкой конкуренции есть возможность диктовать и ценник, и все остальное…» — добавил спикер.