По данным аналитического агентства «Автостат», в Татарстане по итогам января-октября 2022 года продажи тяжелых грузовиков полной массой больше 3,5 тонн сократились на 42% или в 1,7 раза По данным аналитического агентства «Автостат», в Татарстане по итогам января – октября 2022 года продажи тяжелых грузовиков полной массой больше 3,5 т сократились на 42%, или в 1,7 раза Фото: «БИЗНЕС Online»

Общие продажи грузовиков падают, а у китайцев растут

По данным аналитического агентства «Автостат», в Татарстане по итогам января – октября 2022 года продажи тяжелых грузовиков полной массой больше 3,5 т сократились на 42%, или в 1,7 раза: если за 10 месяцев 2021-го таких машин было реализовано 6 208, то в 2022-м — 3 605. При этом продажи грузовиков с надписью на шильдике Made in China показали уверенный рост, причем некоторые из них за счет низкой базы прошлого года скакнули почти в 20 раз. И это на родине «КАМАЗов»!

Тем не менее первое место рейтинга по-прежнему занимает продукция КАМАЗа, на долю которого пришлось почти 49% реализованных за 10 месяцев в Татарстане грузовых авто. Но далее следуют два китайских бренда — Shacman и FAW. Четвертое место, исключительно благодаря продажам в досанкционном I квартале, взял Mercedes-Benz, замыкает первую пятерку нижегородский «ГАЗ».

В модельном рейтинге по итогам января – октября первую позицию занимает «КАМАЗ-43118», которому принадлежит 14,6% рынка. На второй позиции располагается его «коллега» по конвейеру — «КАМАЗ-65115» (доля — 10,3%). Обе модели завершили месяц с результатами 526 и 371 штука соответственно. Четвертое место — у китайского FAW CA3310 (230 штук), пятое — у Mercedes-Benz Actros (213 штук). Среди моделей-лидеров половина (5 из 10 мест) приходится на представителей отечественных брендов (четыре модели «КАМАЗов» и GAZ Gazon Next), а три места закрепилось за китайскими грузовиками.

В Татарстане продажи продукции челнинского автогиганта продемонстрировали серьезное падение — минус 43% за 10 месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года В Татарстане продажи продукции челнинского автогиганта продемонстрировали серьезное падение — минус 43% за 10 месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

Продажи КАМАЗа упали в Татарстане в 4 раза больше, чем по России в целом

В Татарстане продажи продукции челнинского автогиганта продемонстрировали серьезное падение — минус 43% за 10 месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По всей стране провал продаж у КАМАЗа гораздо скромнее — реализовано 22,5 тыс. машинокомплектов, что лишь на 11% меньше, чем в январе – октябре 2021 года. Примечательно, что если продажи «КАМАЗов» падают, то их производство растет. Челнинский автогигант отчитался о выпуске за 10 месяцев 36 040 машинокомплектов — рост составил 1,5% к тому же периоду прошлого года.

Очевидно, что треть челнинских грузовиков идет на экспорт. Парадокс, что при спаде продаж, если вы придете сегодня в дилерский центр КАМАЗа с заказом на грузовик, то получите его не ранее чем через 6–9 месяцев. До ухода конкурентов заказ можно было получить уже через три месяца.

Т. е. наблюдается одновременно и сокращение спроса с падением продаж, и дефицит. Он связан с уходом западных компаний, которые до начала СВО занимали 30% российского рынка. По словам руководителя пресс-службы КАМАЗа Олега Афанасьева, завод производит не менее 180 грузовиков в сутки, а увеличение объемов запланировано только на I квартал 2023 года за счет нового модельного ряда. Кстати, модели К4 и К5, производство которых было временно приостановлено из-за нехватки импортных запчастей, сейчас продолжают выпускаться, но в ограниченном количестве — всего по 100–150 машин в месяц.

В продажах КАМАЗа вообще немало примечательного. Например, на регистрацию в ГИБДД по Татарстану напрямую от ПАО «КАМАЗ» поступило всего 43,5%, или 766 автомобилей из 1 757 проданных. Еще 76 грузовиков было реализовано через ООО «ТФК „Феникс“», 66 — через ПАО «НЕФАЗ», 63 пришли на рынок от ООО «КРАН центр КАМАЗ». Куда делись остальные 786? Судя по всему, они поставлены для нужд структур министерства обороны в республике.

По итогам первого полугодия 2022-го выручка автогиганта достигла 122,5 млрд рублей, увеличившись на 9%, или на 10,5 млрд рублей, по сравнению с результатами 2021 года. В то же время чистая прибыль КАМАЗа сократилась с 2,83 млрд рублей за полгода 2021-го до 2,7 млрд в 2022-м, что в нынешней ситуации является очень хорошим показателем — например, в 2020-м за это время завод сгенерировал всего 554 млн рублей прибыли. Таким образом, санкции, которые были введены Западом против предприятия и лично Сергея Когогина, не оказали значительного давления на финансовые показатели КАМАЗа.

Лидером этого года выступает KAMAZ-43118, который представляет из себя крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с трехосной колесной базой 6×6, который разрабатывался на основе «4310», по заказу Минобороны страны Лидером этого года выступает «КАМАЗ-43118», представляющий из себя крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с трехосной колесной базой 6×6, который разрабатывался на основе «4310» по заказу минобороны страны Фото: © Александр Мельников, РИА «Новости»

Какие камазовские модели раскупались как горячие пирожки?

Лидером этого года выступает «КАМАЗ-43118», представляющий из себя крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с трехосной колесной базой 6×6, который разрабатывался на основе «4310» по заказу минобороны страны. И если в январе – октябре 2021-го на учет в Татарстане было поставлено 468 таких авто, то в 2022-м — 526, из которых 73 единицы 2021 года выпуска и только 15 оформлены на физлиц. 150 грузовиков реализовано с бортовым кузовом, 78 — с автокранами, 62 — в виде седельных тягачей.

Популярность данной модели объясняется тем, что стандартная комплектация востребована в строительстве, различных отраслях энергетики, добывающей и перерабатывающей индустрии. Машина характеризуется отличной проходимостью и активно используется в труднодоступных регионах. Версию на шасси можно приобрести за 6,2 млн (в начале года можно было купить за 5 млн), автомобиль с бортовой платформой стоит 7,7 млн рублей, а за такой же с краном-манипулятором или кунгом со спецоборудованием придется выложить уже от 9,8 млн рублей. Судя по тендерам за 2022 год, автомобили данной модификации приобретались для различных ведомств и крупных производственных и добывающих компаний. В списке значатся министерство по делам гражданской обороны и ЧС РТ, противопожарные службы, «Газпром газораспределение», УФСИН и др.

На втором месте по количеству регистраций в Татарстане разместилось семейство камазовских грузовиков серии «6511». За исследуемый период количество регистраций автомобилей этого модельного ряда просело почти на 11% — с 495 до 444 единиц. Самым продаваемым в республике стал самосвал «65115» — 371 в этом году против 401 авто в 2021-м. «КАМАЗ-65115», который с КМУ обойдется покупателю минимум в 10,8 млн рублей, остается одной из самых продаваемых моделей самосвалов Камского автозавода, что и логично: увеличение дорожного строительства, не только в рамках регионального, но и федерального масштаба, поддерживает востребованность данной модели.

«65115-й» представляет собой трехосный самосвал с двумя ведущими задними мостами, с двускатной ошиновкой. Его грузоподъемность составляет 15 т, и он является лидером продаж в России в сегменте строительных самосвалов, а также при дополнительном оборудовании самосвальной платформы с возможностью трехсторонней разгрузки широко применяется в агропромышленном комплексе.

На втором месте по количеству регистраций в Татарстане разместилось семейство камазовских грузовиков серии «6511».  Самым продаваемым в республике стал самосвал «65115» На втором месте по количеству регистраций в Татарстане разместилось семейство камазовских грузовиков серии «6511». Самым продаваемым в республике стал самосвал «65115» Фото: «БИЗНЕС Online»

Замыкает тройку среди популярных крупнотоннажных грузовиков по количеству регистраций «КАМАЗ-5490» (от 9,1 млн рублей) — магистральный седельный тягач линейки четвертого поколения. Тягач с колесной формулой 4×2 на компонентной базе «Даймлер» и двигателем Mercedes-Benz решает транспортные задачи в сфере междугородних и международных автомобильных перевозок. В связи с введенными санкциями продажи этой модели рухнули на 80%. Если в 2021 году таких тягачей было зарегистрировано 1 158, то в текущем 2022-м — всего 239. С двигателем Mercedes-Benz OM457LA.V/3 был реализован 91 тягач, а с мотором «КАМАЗ-910.15-450» — 102 единицы. К слову, выпускается данный тягач и с двигателями «Вичай», работающими на сжиженном природном газе; особенностью грузовика выступает наличие двух криогенных баков, благодаря чему автономный пробег с полной загрузкой составляет 1,4 тыс. километров. С такой «прошивкой» зарегистрировалось 46 автомобилей.

Замыкает тройку среди популярных крупнотоннажных грузовивок по количеству регистраций KAMAZ-5490 (от 9,1 млн рублей) — магистральный седельный тягач линейки четвертого поколения Замыкает тройку среди популярных крупнотоннажных грузовиков по количеству регистраций «КАМАЗ-5490» (от 9,1 млн рублей) — магистральный седельный тягач линейки четвертого поколения Фото: «БИЗНЕС Online»

Увеличение дорожного строительства повлекло за собой повышенный спрос на самосвал 53 605-й серии. Регистрации таких автомобилей выросли в 4,5 раза — с 13 до 59 единиц.

Вышли на рынок Татарстана и малотоннажные камазовские грузовики «Компас» стоимостью от 4,7 млн рублей. Это абсолютно новый модельный ряд, который существенно отличается от поколений К3, К4 и К5, — в автомобилях применена компонентная база от китайского партнера КАМАЗа, фирмы JAC, и мотор Cummins ISF3.8.s5168 российского производства.

Предлагается две модели: «Компас-9» полной массой 9,5 т и «Компас-12» — 11,99 тонны. Это машины развозного класса, предназначены для работы в городе и пригороде, иногда применяются и в междугородних перевозках. Автоэксперты называют эту модель КАМАЗа конкурентом «Газели NN» и «Валдая Next».

От санкций дочка КАМАЗа  — Нефтекамский «НЕФАЗ» пострадал больше других компаний группы. Особенно это коснулось производства электробусов и автобусов, компонентная база которых во многом зависела от европейских поставщиков От санкций «дочка» КАМАЗа — нефтекамский НЕФАЗ — пострадала больше других компаний группы. Особенно это коснулось производства электробусов и автобусов, компонентная база которых во многом зависела от европейских поставщиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Электрический «НЕФАЗ» не выдержал санкций

От санкций «дочка» КАМАЗа — нефтекамский НЕФАЗ — пострадала больше других компаний группы. Особенно это коснулось производства электробусов и автобусов, компонентная база которых во многом зависела от европейских поставщиков. Несмотря на это, по словам Когогина, производство автобусов на обычном топливе уже возобновлено, чего не скажешь об их электрических собратьях. Итогом нехватки технологического оборудования стало снижение выручки по итогам первого полугодия 2022-го. Оборот предприятия снизился почти на 29% до 10,9 млрд рублей против 15,4 млрд рублей годом ранее. При этом убыток НЕФАЗа за 6 месяцев 2022-го составил 472,7 млн против прибыли в 567,2 млн в предыдущем году.

На автомобильном рынке Татарстана за исследуемый период было зарегистрировано всего 10 машин под маркой «НЕФАЗ», что на 44%, или на 8 единиц, меньше, чем годом ранее. Из них 8 регистраций пришлось на автотопливозаправщик «НЕФАЗ-6606», который предназначен для транспортирования и кратковременного хранения нефтепродуктов, а также для заправки топливом других автотранспортных средств, и две регистрации забрал на себя вахтовый автобус «НЕФАЗ-4208» на базе «КАМАЗа-43118» с закрытым изотермическим, бескаркасным кузовом фургонного типа из пластиковых сэндвич-панелей ориентировочной стоимостью 9,3 млн рублей.

Еще один отечественный автомобильный бренд «ГАЗ» занял в Татарстане лишь 5-е место по количеству зарегистрированных авто. Как и в прошлые годы, самой популярным нижегородским грузовичком стал Gazon Next Еще один отечественный автомобильный бренд «ГАЗ» занял в Татарстане лишь пятое место по количеству зарегистрированных авто. Как и в прошлые годы, самым популярным нижегородским грузовичком стал Gazon Next Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

ГАЗ все-таки попал под ограничения

Еще один отечественный автомобильный бренд «ГАЗ» занял в Татарстане лишь пятое место по количеству зарегистрированных авто. По итогам 10 месяцев 2022 года в РТ было поставлено на учет 170 новых автомобилей нижегородского завода, что на 35% меньше, чем в 2021-м (262 единицы). Несмотря на падение показателей, доля продукции ГАЗа на татарстанском рынке грузовых автомобилей увеличилась с 4,2 до 4,7%.

Группа «ГАЗ» миллиардера Олега Дерипаски, которая с 2018-го оказалась частично под санкциями из-за своего владельца, спустя четыре года уже по полной программе попала под них. С 2018-го по 2022-й предприятие пользовалось отсрочкой от введения ограничений, которое им продлевал в виде выданных лицензий американский минфин: срок последней закончился 25 мая текущего года. С этой даты ГАЗ находится под всеми ограничениями, а американским компаниям запрещены какие-либо сделки с ним.

Как и в прошлые годы, самым популярным нижегородским грузовичком стал Gazon Next. Грузовой автомобиль в семействе пятого поколения среднетоннажников (от 4,8 млн за авто с бортовой платформой) сократил количество своих поклонников в Татарстане более чем в 2 раза, разойдясь тиражом в 88 автомобилей. А учитывая, что КАМАЗ запустил продажи среднетоннажных грузовиков «Компас», который предлагается как альтернатива Gazon Next и «Валдаю Next», то спрос на продукцию ГАЗа в будущем в РТ обещает еще больше сократиться.

При этом стартовавшие в 2019 году продажи представителя нового поколения линейки внедорожников марки «ГАЗ», «Садко Next», покорили более чем в 1,5 раза больше поклонников, чем в 2021-м. Если в 2021-м в республике было зарегистрировано 34 автомобиля данной серии, то в январе – октябре этого года — уже 53 грузовика.

Среднетоннажный грузовик «Валдай Next» (от 3,9 млн рублей) вышел в продажу только в январе 2021-го, но за 10 месяцев этого года уже порадовал 20 профессиональных водителей в Татарстане. Многие ждали, что это будет комбинация старого шасси и полукапотной кабины от «Газели Next». Но смысла в такой машине не было: она бы просто отняла часть покупателей флагмана ГАЗа. Поэтому был спроектирован новый грузовик с полной массой 6,7 т и бескапотной компоновкой, которая является одним из ультимативных требований перевозчиков.

Положительные результаты с хорошей динамикой показал автозавод «Урал», отметивший в прошлом году 80-летний юбилей со дня основания. Он единственный среди отечественных производителей показал 80% рост Положительные результаты с хорошей динамикой показал автозавод «Урал», отметивший в прошлом году 80-летний юбилей со дня основания. Он единственный среди отечественных производителей продемонстрировал 80-процентный рост Фото: «БИЗНЕС Online»

«Уралу» не хватает рук

Положительные результаты с хорошей динамикой показал автозавод «Урал», отметивший в прошлом году 80-летний юбилей со дня основания. Он единственный среди отечественных производителей продемонстрировал 80-процентный рост — количество регистраций грузовых автомобилей марки «Урал» в Татарстане увеличились с 47 до 85 единиц. При этом автозавод «Урал» намерен нарастить до конца года штат на 800 человек в связи с планами увеличения производства.

35% прибавила модель 4320 Next. Крупнотоннажный капотный грузовой автомобиль повышенной проходимости набрал в свою пользу 7 очков, увеличив количество владельцев новеньких самосвалов с 20 до 27. А вот его «родитель» — модель «4320» — показал не такие хорошие обороты. В этом году им пока захотели владеть всего 17 пользователей против 15 в прошлом.

На второе место по количеству регистраций вырвался дорожный самосвал 6×4 с бескапотной кабиной и индексом С35. Изначально для новинки предполагалось использовать современную покупную кабину MAN, однако из-за санкций «Уралу» пришлось взять кабину от Iveco TurboTech образца 1984 года, которую завод сам выпускает по лицензии с начала 90-х. Итогом модели в Татарстане стали 24 регистрации.

Возросшее дорожное строительство привлекло в свой автопарк 7 новехоньких «Уралов» модификации 5557 Next. В зависимости от комплектации и донастроек стоимость самосвала открытого типа варьируется от 9,3 млн до 10,5 млн рублей. При этом его старший товарищ «Урал-5557» сократил свое присутствие в Татарстане — с 6 до 2 поставленных на регистрацию грузовиков.

Ключевые европейские производители грузовиков — Scania, MAN и Mercedes полностью остановили поставки автомобилей в Россию в начале марта текущего года Ключевые европейские производители грузовиков — Scania, MAN и Mercedes — полностью остановили поставки автомобилей в Россию в начале марта текущего года Фото: «БИЗНЕС Online»

Куда делись основные конкуренты КАМАЗа?

Ключевые европейские производители грузовиков — Scania, MAN и Mercedes — полностью остановили поставки автомобилей в Россию в начале марта текущего года после включения их в список различных санкционных пакетов ЕС, при этом под санкции попали и поставки комплектующих.

Итогом стало 84-процентное сокращение продаж грузовых автомобилей «большой европейской семерки» — Mercedes, Scania, Volvo, MAN, DAF и др. — с 2 269 до 374 единиц. Если в прошлом году доля этих авто, зарегистрированных в Татарстане, составляла 37%, то в этом — всего 10%.

Самые большие потери в абсолютном выражении понесла шведская Scania. Ее «профит» сократился на 90% с 1 188 до 118 проданных авто в РТ, 105 из которых были реализованы в I квартале 2022 года. Если рассмотреть детализацию продаж по Татарстану, то у Scania на машины серии P, которая комплектуется 9-литровым (280, 320 и 360 л. с.) и 13-литровым (370, 410, 450 и 500 л. с.) дизельными двигателями, пришлось 77 штук, серии R — крупнотоннажный грузовой автомобиль — 30 штук, серии S — седельный тягач с колесной формулой 4х2, 6х2 со вторым ведущим мостом и 6х2 с третьим ведущим мостом, который отличается от Scania R более высокой кабиной, — 8 штук, серии G в новой генерации с двигателями 8,9 л (230–310 л. с.), 9,3 л (230 л. с.), 11,7 л (340–480 л. с.) и 12,7 л (360–480 л. с.) — 3 штуки.

На втором месте по потерям идет Merсedez-Benz, который успел продать всего 213 коммерческих авто против 697 в прошлом году. Снижение составило 69%, или 484 автомобиля. Mercedez реализовал 91%, или 194 грузовика, в первые три месяца года. Все продажи пришлись на седельные тягачи Actros.

В относительном выражении сильнее всех просели продажи у немецкого концерна MAN, который по итогам 10 месяцев растерял 97% своих клиентов в Татарстане. Итог неутешительный: сокращение с 231 до 7 регистраций. Все продажи 441-сильных грузовиков с объемом двигателя в 10,5 тыс. куб. см пришлись на февраль 2021 года.

Volvo смог продать 21 тягач (минус 58%), DAF — 6 грузовиков (минус 91%), Renault — также 6 единиц (минус 81%), а грузовиков Iveco стало больше в республике всего на 3 штуки.

За 10 месяцев этого года доля китайских грузовиков, реализованных в РТ, выросла с 4,2% до 27,5%. Увеличив свои продажи в 4 раза — с 91 до 367 автомобилей, Shacman (Shaanxi) уверенно обогнал других иностранных игроков За 10 месяцев этого года доля китайских грузовиков, реализованных в РТ, выросла с 4,2 до 27,5%. Увеличив свои продажи в 4 раза — с 91 до 367 автомобилей, Shacman (Shaanxi) уверенно обогнал других иностранных игроков Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Как санкции помогли китайским грузовикам

Уход европейских компаний с рынка РФ, а также просадка отечественных производителей из-за проблем с комплектующими полностью переформатировали рынок крупнотоннажных автомобилей не только в Татарстане, но и по всей России. Если раньше с лидером рынка КАМАЗом конкурировали европейские компании, то сейчас на пятки ему наступают автопроизводители из Поднебесной.

За 10 месяцев этого года доля китайских грузовиков, реализованных в РТ, выросла с 4,2 до 27,5%. Основной вал китайской автотехники пришелся на три бренда, доля которых составляет 76% в китайском сегменте на рынке Татарстана. Первые два бренда уже обогнали по продажам отечественный ГАЗ, а четыре бренда, каждый по отдельности, превышают показатели белорусского МАЗа.

Лидер китайского сегмента занял второе место в рейтинге популярности грузовых автомобилей в Татарстане. Увеличив свои продажи в 4 раза — с 91 до 367 автомобилей, Shacman (Shaanxi) уверенно обогнал других иностранных игроков. Секрет успеха Shacman заключается в сотрудничестве между китайской фирмой Shaanxi Heavy Duty Automobile и германским концерном MAN. Результатом стал даже внешний вид китайского грузовика — это копия MAN F2000/F3000.

Модель SX3318 8Х4 с грузоподъемностью 35 т стала самым продаваемым китайским четырехосным строительным самосвалом в Татарстане по итогам января – октября 2022 года, а трехосная модель SX3258 с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 25 т разместилась на втором месте по популярности среди моделей Shacman. И если первый прибавил себе 163 пункта до 205 реализованных авто, то второй набрал 75 до 123 проданных машин.

Вторым в китайском списке идет Первый автомобильный завод, или FAW, регистрация машин которого в Татарстане увеличилась на 300% до 254 авто. Известен FAW тем, что предприятие строили с помощью советских специалистов, а первая модель грузовика являлась копией советской четырехтонки «ЗиС-110».

Что касается моделей, то самой популярной у россиян в этом году стала CA3310 — четырехосный гигант с колесной формулой 8×4 и грузоподъемностью 25 т: плюс 185 до 230 регистраций. И если в начале года его можно было приобрести минимум за 8 млн, то сейчас стоимость данной модели начинается от 6,9 млн рублей.

16 пунктов прибавил лидер прошлогоднего внутреннего рейтинга FAW — CA3250 с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 19 тонн. CA3250 закрыл исследуемый период 23 регистрациями. Его можно приобрести за 7,2 млн рублей.

Неплохие результаты показал производитель среднетоннажной техники JAC. Продажи JAC выросли в 4,5 раза, или на 106 пунктов, до 136 единиц, а его самая популярная модель N120 полной массой 7,5 т прибавила 95 продаж до 98 регистраций — рост более чем в 32 раза! Пополнился рынок 9-тонной моделью с индексом N90 — это улучшенная версия известного грузовика N80 с доработанным шасси и увеличенной полной массой до 9 тонн. На новинку пришлось 20 регистраций.

Среди новинок на дорогах Татарстана можно отдельно выделить SITRAK, который представлен у нас единственной моделью — тягачом C7H. Данный бренд был запущен китайской компанией Sinotruck и немецким MAN, с контрольным пакетом акций у последнего. В этом семействе есть седельные тягачи с колесной формулой 4×2 и 6×2, а также строительные грузовики и самосвалы. Китайский тягач похож на своего немецкого прародителя. Итогом выхода на рынок Татарстана марки стала регистрация 70 авто, из которых 66 пришлось на тягачи, а 4 грузовика работают в качестве самосвалов.

Совместное детище китайского SAIC и итальянского Iveco — грузовики под маркой Hongyan. За счет низкой базы прошлого года продажи крупнотоннажников этой марки увеличились в 19 раз — до 38 проданных единиц. Все они самосвального типа с колесной базой 8×4 и полной массой 40 тонн.

Увеличил в 10 раз свое присутствие в РТ еще один выходец из Азии — Zoomlion от китайской машиностроительной компании, производителя строительной, сельскохозяйственной, погрузочной техники, а также тяжелых грузовиков. Все 10 автомобилей, реализованных в республике, оформлены как автокраны стоимостью от 12,3 млн до 25 млн рублей.

Пока Китай осуществляет захват российского рынка, минпромторг РФ начал обсуждать повышение утильсбора на грузовики. Таким решением в правительстве пытаются приостановить нашествие из Поднебесной, а также защитить рынок для отечественных производителей. Между тем в свете, когда отечественные автозаводы не справляются с возникшим спросом на коммерческие автомобили крупной тоннажности, китайский автопром пока единственный выход для удовлетворения потребностей как перевозчиков, так и строителей.