Стремительно отреагировали в уфимском театре им. Гафури на субботнюю публикацию «БИЗНЕС Online» о снятии с репертуара самого успешного спектакля Башдрамы «Зулейха открывает глаза» по роману казанской писательницы Гузель Яхиной, который прославил ее на всю страну Стремительно отреагировали в уфимском театре им. Гафури на субботнюю публикацию «БИЗНЕС Online» о снятии с репертуара самого успешного спектакля Башдрамы «Зулейха открывает глаза» по роману казанской писательницы Гузель Яхиной, который прославил ее на всю страну Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мнение работников театра не совпадает с мнением автора»

Стремительно отреагировали в театре им. Гафури, что в столице Башкортостана, на субботнюю публикацию «БИЗНЕС Online» о снятии с репертуара самого успешного спектакля — «Зулейха открывает глаза» — по дебютному роману казанской писательницы Гузель Яхиной, который прославил ее на всю страну. Накануне на сайте главного башкирского театра появилось официальное заявление, которое растиражировали все ведущие СМИ страны, оно подтверждает информацию нашей газеты о том, что данное решение связано с публично высказанной Яхиной еще в феврале критической оценкой СВО на Украине.

«Автор романа „Зулейха открывает глаза“ Гузель Яхина заявляет, что „Новости 24 февраля 2022 года смяли меня. Мой мир не перевернулся, а просто — разрушен“. Но мир, в котором на протяжении восьми лет неонацисты и фашисты убивают братский нам народ, для нас — деятелей культуры, неприемлем, — сказано в сообщении на официальном сайте театра. — Сегодня наши воины среди которых и наши коллеги — работники культуры учреждений нашей республики, защищают мир без нацизма. В связи с тем, что мнение работников театра не совпадает с мнением автора, принято решение о снятии вышеуказанного спектакля с репертуара» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).


Яхина публично выразила свою позицию еще в день объявления спецоперации (24 февраля), написав в своих соцсетях пост следующего содержания: «Я против войны. Не множа слов и эмоций, просто хочу сказать: я против войны. Люблю Россию и хочу, чтобы в ней нравилось жить моему ребенку. Поэтому: я против войны». Через несколько дней появился еще один текст, который и процитирован в заявлении театра им. Гафури, «для своих друзей, издателей, переводчиков и читателей в других странах». В числе прочего Яхина там пишет: «Сегодня российские танки идут по чужой земле. Я едва могу в это поверить. Внутреннее несогласие с этим так глубоко, что хочется выть. Трудно подобрать слова, все они недостаточно сильны. Горечь, гнев, страх, бессилие в бесконечной степени. Новости 24 февраля 2022 года смяли меня. Мой мир не перевернулся, а просто разрушен. Не понимаю, почему прививка пацифизма не помогла».

Яхина публично выразила свою позицию еще в день объявления спецоперации: «Люблю Россию и хочу, чтобы в ней нравилось жить моему ребенку. Поэтому: я против войны» Яхина публично выразила свою позицию еще в день объявления спецоперации: «Люблю Россию и хочу, чтобы в ней нравилось жить моему ребенку. Поэтому: я против войны» Фото: «БИЗНЕС Online»

Больше писательница на тему СВО публично не высказывалась. Между тем и ее имя практически не звучало из уст ряда политиков и общественных деятелей, призывавших запретить к продаже произведения ряда российских авторов, выступающих против спецоперации, ну или хотя бы отправить их на дальние полки книжных магазинов. Кстати, напомним, что третий роман Яхиной «Эшелон на Самарканд» стал в 2021 году в России самой продаваемой книгой.

И вот спустя много месяцев после заявлений Яхиной в Башдраме сначала отменила гастроли «Зулейхи» в Оренбурге и Челябинске, после чего руководитель литературно-драматургической части театра Эльвира Давлетбердина сообщила «БИЗНЕС Online» о снятии спектакля с репертуара. «Вы же понимаете, почему отменяется — по всем российским театрам отменятся имя Гузель Яхиной», — прокомментировала она. Стоит отметить, что наша собеседница говорила о том, что в принципе снимают с репертуара все старые спектакли, которые «шли с 2016 года, не пользуются зрительским спросом и устарели физически». Однако Давлетбердина согласилась с тем, что «Зулейха», в отличие от них, имеет успех.

Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, сообщает, что отмена «Зулейхи» — это не инициатива театра, а прямое указание министра культуры РБ Амины Шафиковой. Давлетбердина на вопрос о том, было ли это сделано с подачи ведомства, ответила: «Наверное, да. Потому что для меня это было тоже неожиданно». Сама Шафикова в своих официальных аккаунтах в соцсетях сообщила, что вопрос отмены спектакля было коллегиальным с театром решением. «Выступление театра „под флагом“ автора, осуждающего специальную военную операцию, по крайней мере, было бы с моральной точки зрения несправедливым и нечестным по отношению к нашим коллегам — ребятам в зоне СВО, — заявила она. — Относительно вопроса полной заполняемости залов на этот спектакль: к счастью, практически все спектакли театра, а их сейчас в репертуаре порядка 40, проходят при полных залах и аншлагах».

Сама писательница отказалась комментировать нынешнюю ситуацию, Яхина лишь заметила в разговоре с «БИЗНЕС Online», что «культура отмены» ее книг пока не коснулась. И подтвердила, что никуда не уехала и живет в Москве.

Башдрамтеатр сотрудничал с Яхиной с 24 ноября 2017 года — именно в этот день состоялась премьера спектакля Башдрамтеатр сотрудничал с Яхиной с 24 ноября 2017 года — именно в этот день состоялась премьера спектакля Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему нельзя просто не упоминать имя автора романа?

Премьера спектакля «Зулейха открывает глаза» случилась в ноябре 2017 года, режиссером выступил нынешний главреж театра им. Гафури Айрат Абушахманов, а автором инсценировки стала известный драматург Ярослава Пулинович. В Уфе рискнули первыми осуществить постановку нашумевшего романа (на что не решились в Казани, хотя, по слухам, Яхина хотела, чтобы сначала эта работа появилась в татарстанских театрах).

Успех получился довольно громким. Абушахманов поставил яркий и метафоричный спектакль о людях, которые пытаются не только выжить, но и сохранить себя, даже находясь в самых суровых условиях жизни. Кстати, режиссер совершенно избавился от той линии в романе, согласно которой Зулейха, «открывая глаза», постепенно избавляется от своей татарскости, что очень раздражало национальную интеллигенцию в РТ. В итоге спектакль Абушахманова дважды с большим успехом принимали и в Казани.

Семрук – это все мы, или В гостях у башкирской Зулейхи

 В 2019 году постановка имела 6 номинаций на национальную театральную премию «Золотая маска» и в итоге была удостоена спецприза жюри. В 2020-м Абушахманову вручили госпремию им. Салавата Юлаева, а в прошлом году исполнитель главной мужской роли Азат Валитов удостоился молодежной премии им. Бабича.

Интересно, что роман Яхиной пока «забраковали» только в Башдраме. В новосибирском драмтеатре «Старый дом» постановку по ее произведению еще играют, также в репертуаре центра современной драматургии в Екатеринбурге есть моноспектакль по «Зулейхе».

При этом в самом театра им. Гафури далеко не все согласны с решением руководства. Некоторые сотрудники учреждения в разговоре с нашей газетой выразили недоумение, почему понадобилось отменять спектакль, если можно просто убрать из программки имя одного из создателей, как сделали с режиссерами Кириллом Серебренниковым и Дмитрием Крымовым в столичных МХТ им. Чехова и Театре Наций.

Вероятно, эхо уфимской истории доберется и до Казани. Информированные собеседники газеты утверждают, что «заморожен» проект, о котором около месяца назад рассказали в театре им. Камала: режиссер из Бурятии Сойжин Жамбалова в следующем году должна была здесь поставить спектакль по другому роману Яхиной — «Дети мои». В самом Камаловском театре нам информацию об остановке проекта не подтвердили, ответив, что работа Жамбаловой по-прежнему стоит в плане на 2023-й. 

«Башдрамтеатр получил «Золотую маску» за этот спектакль, он известен по всей России. Не надо было спешить. Какое это произведение имеет отношение к спецоперации?»Фото: © Владимир Песня, РИА «Новости»

«Лиха беда начало»

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о том, не станет ли пример со спектаклем в Уфе заразительным для властей.

Рамиль Тухватуллин — народный артист РТ, депутат Госсовета РТ:  

— Почему сейчас отменили? Ответ на поверхности. Зачем — это вопрос с большой буквы. Мы это уже проходили: разрушим до основания, а потом… А что потом? Зачем бороться с художественным материалом, культурой? Что это даст? Отрицание? Может, я недобитый гуманист, но не понимаю. Спектакль прекрасно идет, народ его любит, ходит. Нельзя рубить сплеча. Сами же говорят, что за границей отменяют русскую культуру, и вдруг здесь, внутри, начинают поиск врагов. Говорят, история повторяется дважды — как трагедия и как фарс. А это какой-то трагифарс. Надо иногда одним глазком посматривать на историю.

Почему это случилось именно в Башкортостане? Значит, такие сигналы поступают. Думаю, что это идет изнутри — власти слишком ярко хотят себя показать. Если бы не было сигнала, кто бы стал реагировать? Существует такой пласт людей, которые всегда везде ищут врагов. Может, они, даже не смотря спектакль, услышали, что Гузель Яхина выразила свое мнение по поводу СВО, и так решили.

Лиха беда начало. Когда нет логики, только эмоции, и внутренняя агрессия выливается наружу, все может закончиться плачевно. Я слышал, что есть список произведений татарских писателей и драматургов, которые могут попасть под запрет, но эту информацию мне не подтвердили. Время покажет, кому верить, но тенденция плохая. Если долго копать, везде можно крамолу найти — и у Гаяза Исхаки, и у Габдуллы Тукая.


Ркаил Зайдулла — председатель союза писателей РТ, депутат Госсовета РТ:

— Видимо, то интервью Яхиной сыграло свою роль. Мне ту статью показали только месяц или два назад. Кто-то начал распространять это интервью недавно, наверное, поэтому до Уфы дошло так поздно. Они решили так перестраховаться, хотя интервью маленькое, не радикальное. Она писательница, гуманитарий, женщина. Это же понятно, почему она так высказалась.

Национальные республики любят бежать впереди паровоза. Башдрамтеатр получил «Золотую маску» за этот спектакль, он известен по всей России. Не надо было спешить. Какое это произведение имеет отношение к спецоперации? Автор уже написал произведение, и оно живет отдельно от него. И автор может занимать любую политическую позицию.