«Осенью мобилизовали людей, которые служили много лет назад. Они уже даже не помнят, как АК с предохранителя снимать», — рассказывают нам инструкторы по начальной военной подготовке. Этой осенью в обществе появился новый феномен: не дожидаясь повесток, некоторые начали готовиться к армии — кто-то на всякий случай, а кто-то целенаправленно хочет заработать на СВО. «БИЗНЕС Online» поговорил с казанскими организаторами НВП и выяснил, чем там занимаются.
Кому нужна НВП: «Это обычные мужики, работают на заводах»
Министерство просвещения России заявило о восстановлении в российских школах курса начальной военной подготовки (НВП). Такие занятия для детей существовали в СССР. Сейчас по инициативе депутатов Госдумы их хотят возродить практически в неизменном виде. Как заявил 9 ноября министр просвещения Сергей Кравцов, школы смогут вводить НВП с пятого по 9-й класс. Старшеклассники будут проходить полевые учения сугубо добровольно.
Пока же начальная военная подготовка касается прежде всего взрослых. «Есть институт ДОСААФ, который, к сожалению, давно утратил свою функцию военной подготовки населения. После 90-х соответствующую деятельность начали вести общественные организации — больше с детьми, а не взрослыми. Такие организации есть. Но их настольно мало, а ресурсы у них ограничены. Все эти объединения сами находят себе деньги и на общественных началах учат людей», — рассказывает координатор НВП «Рокот-Казань» по имени Рустам (он просит не называть его фамилию).
Тимур Усманов: «Реальная военная подготовка занимает время. Чтобы это время не тратить в боевых условиях, мы пытаемся обучить человека, пока он на гражданке»
«Осенью мобилизовали людей, которые служили много лет назад. Они уже даже не помнят, как АК с предохранителя снимать. Реальная военная подготовка занимает время. Чтобы это время не тратить в боевых условиях, мы пытаемся обучить человека, пока он на гражданке», — рассказывает организатор центра НВП «Дулкын-16» Тимур Усманов.
Кто сегодня проходит НВП? «Это обычные мужики, работают на заводах на чуть выше среднего оплачиваемых должностях, потому что надо закупать снаряжение, куда-то уезжать, брать отпуск за свой счет. Они мотивированы. Простые мужики. Не богатые и не бедные. Покупают себе экипировку, которая нынче достаточно дорого стоит. Вот такая компания людей меня вдохновляет, поэтому я и пошел туда», — рассказывает инструктор по стрельбе Тагир Ахмеров.
В Татарстане уже три координаторских пункта, где можно пройти подготовку, — в Набережных Челнах, Альметьевске и Казани
Куда записаться: пострелять бесплатно и за деньги
Первопроходцами стали ребята из вышеупомянутого «Дулкын-16». Сначала это была группа из 7 человек с двумя инструкторами по физической подготовке. Собирались в спортивном зале, где выполняли нормативы и держали себя в форме. «Часть из этих ребят — члены cоюза десантников Казани. У нас изначально была концепция проводить занятия для военнообязанных граждан. Требовалось, чтобы у человека был военник с отметкой о прохождении службы», — рассказывает Нияз Валеев. Ему помогал товарищ — Усманов.
Как нам рассказали, 70% записавшихся никогда не имели отношения к армии. Записаться просто — зайти в телеграм-канал «Дулкын-16» и подать заявку. После ее обработки вас добавят в чат, где есть вся информация о месте и времени проведения тренировок. График составляют так, чтобы было удобно совмещать с работой. Либо рано утром, либо поздно вечером. Занятия по физподготовке сейчас проходят на улице, инженерное дело — в лесах и полях. Что касается стрельбы, то места выбираются специально, а теория и медицина проходят уже в помещениях.
Нияз Валеев: «У нас изначально была концепция проводить занятия для военнообязанных граждан»
Также подготовкой занимается проект «Рокот». Этой осенью он стал федеральным. НВП запустил владелец телеграм-канала «Рокот Z» со 159 тыс. подписчиков. Автор своего имени не раскрывает. Сначала он подыскивал координаторов в крупных городах, а затем все пошло по регионам. В Татарстане уже три координаторских пункта, где можно пройти подготовку, — в Набережных Челнах, Альметьевске и Казани.
«Я как-то спросил: где в Казани проходят курсы? Но мне ответили, что нет координатора и организатора. Люди есть, но они не имеют времени или финансовых ресурсов. В итоге организатором стал я», — рассказывает координатор НВП «Рокот-Казань» Рустам. Записаться туда также просто — зайти в канал «Рокот Z», в закрепленном сообщении найти свой город и подать заявку. В настоящее время количество желающих пройти НВП в Казани от «Рокота» — около 300 человек.
Места тренировок и имена инструкторов почему-то засекречены — их рассылают только после персональной проверки записавшегося. Наши источники отмечают, что последнее время на центр подготовки идет массовая атака со стороны ЦИПСО — центра инфо-психологических операций вооруженных сил Украины.
Занятия групповые, по 12 и 24 человека. Прошло уже четыре полноценных занятия. Автоматы предоставят, патроны — тоже
Обучение бесплатное, но при желании можно пройти платные курсы НВП. Среди локаций — пока что безымянный лагерь в Пестречинском районе РТ, который организовал инструктор по огневой и тактической подготовке Ахмеров. Здесь упор идет на обращение с оружием, причем современным. Занятия групповые, по 12 и 24 человека. Прошло уже четыре полноценных занятия. Автоматы предоставят, патроны — тоже.
Та же история в Мамадышском районе, где на базе лагеря «Берсут» проходят тактические и огневые занятия. Организаторы работают под патронажем союза ветеранов боевых действий РТ.
За несколько занятий в «Рокоте» и «Дулкын-16» курсанту объяснят устройство автомата Калашникова и его функции. Также отведут на полигон, где курсанта обучат стрельбе, правда, холостыми патронами
Как проходит подготовка и кто записывается
«Термин „начальная“ не просто так. При всем нашем желании мы не можем вырастить из курсанта профессионального военного. Речь идет о том, чтобы дать человеку минимальные азы», — рассказывает Валеев из «Дулкын-16».
В первую очередь полноценное прохождение НВП начинается и сопровождается физическими нагрузками. Это бег, подтягивания, отжимания. «Потому что основа и тактики, и медицины — это физическая подготовка. Она подразумевает не только работу с мышцами, но и выносливость. То, как ты быстро сможешь наложить себе жгут, — это тоже физика и физиология. Насколько быстро ты сможешь оттащить с поля боя раненного товарища — это все физо! А у нас некоторые курсанты не могут и одного раза подтянуться!» — рассказывает инструктор Усманов.
Тем не менее нагрузки стараются распределять так, чтобы неподготовленный человек не упал на первом же занятии.
Нагрузки стараются распределять так, чтобы неподготовленный человек не упал на первом же занятии
«На текущий момент у нас 27 человек в группе на физподготовке. Это люди в возрасте от 27 до 57 лет. К каждому мы будем находить индивидуальный подход. Отсева не случится. Мы стараемся стандартизировать людей и сделать их равными друг другу, чтобы они примерно в каких-то дисциплинах были равны. К примеру, вся группа бежит со скоростью самого медленного в группе», — рассказывают инструкторы «Дулкын-16». Кстати, еще одна важная характеристика социального портрета того, кто обучается: очень большая доля девушек, которая стремится к 50%. Зачем им это нужно, понять, впрочем, сложно. Возможная мотивация — поиски будущего мужа.
Бегать и отжиматься придется много, говорят наши собеседники. «Даже опытные работают на износ!» — говорят наши собеседники. Один из примеров таких упражнений: нужно нести пулемет, дистанция несколько километров.
Тактическая медицина — самое важная часть НВП. Привлекают медиков из поисково-спасательной организации «Лиза-Алерт»
Далее идет тактическая медицина — самое важная часть НВП. Привлекают медиков из поисково-спасательной организации «Лиза-Алерт». К слову, они же обучают и мобилизованных на танковом училище Казани. Умение правильно наложить жгут может спасти как самого человека, так и его боевых товарищей. Инструкторы пытаются довести эти умения курсантов до автоматизма. «Проблема любых навыков заключается в том, что, пока они не будут доведены до автоматизма, они не начнут работать. Инструкторы по медицине, например, могут несколько занятий давать курсантам одно и то же упражнение (например, наложение жгута — прим. ред.). И многие курсанты на третье занятие скажут, что это скучно и неинтересно. Но когда человека ранят в бою, он никогда не вспомнит, что ему сказали на одном занятии, которое он только посетил. Это должно сидеть в подсознании», — говорят нам инструкторы.
Еще одна дисциплина — инженерное дело. В первую очередь там изучают рытье окопов и возведение блиндажей. Координаторы договариваются с лесничеством, чтобы курсанты могли без проблем с законом учиться копать окопы. «Сейчас нужно уметь копать крытые окопы и блиндажи. В теории-то мы все все знаем, а попробуй выкопать!» — говорит Рустам из «Рокота».
Еще одна дисциплина — инженерное дело. В первую очередь там изучают рытье окопов и возведение блиндажей
Следом идет минно-взрывное дело. Здесь курсантов учат как минировать, так и разминировать. Отдельно — безопасное и эффективное использование гранат разных типов. Занятия проводят опытные инструкторы с саперным опытом.
Еще один предмет — обращение с оружием. За несколько занятий в «Рокоте» и «Дулкын-16» курсанту объяснят устройство автомата Калашникова и его функции. Также отведут на полигон, где курсанта обучат стрельбе, правда, холостыми патронами. За них нужно будет заплатить — 20 рублей за выстрел. Также в «Рокоте» учат работе с беспилотниками.
В платных «лагерях» тренировок больше, но один день обучения там стоит 8 тыс. рублей. «У меня есть три формата: один тренировочный день — это базовые навыки знакомства с автоматом, есть два дня, где уже тактика ведения боя, медицина, есть 7 дней, когда мы уже выезжаем… Этого, конечно, мало, спецназовцем ты не станешь. Но хотя бы поймешь, твое это все или нет», — рассказывает инструктор Ахмеров.
У «Рокота» и «Дулкын-16» занятия проходят по выходным. В будни по вечерам во внерабочее время проходит только физическая подготовка.
Эксперты отмечают, что если человеку по карману приобрести экипировку, то ее надо купить
Что брать с собой?
В первую очередь — желание и мотивацию, с иронией говорят наши эксперты. Но помимо этого необходимо термобелье, одежда и обувь. Экипировку здесь не выдают, а медицинских жгутов ограниченное количество. Поэтому лучше их покупать самим.
Идеальный набор выглядит так:
- очки для защиты глаз;
- защита ушей (беруши лучше, чем ничего; наушники строительные лучше, чем беруши; стрелковые наушники лучше, чем строительные);
- форма для тренировок полевая, по погоде;
- обувь с высоким голенищем и толстой подошвой. Армейские берцы, трекинговые ботинки или кроссовки отлично подойдут;
- защита коленей с твердой чашкой;
- перчатки с пальцами (для работы с веревкой подойдет строительный или садовый вариант);
- термобелье для занятий в холодное время года;
- запасной комплект одежды, сменные носки, стельки;
- сменная обувь для занятий в зале (кеды, кроссовки);
- термос — он существенно добавит комфорта, особенно при тренировках на открытом воздухе;
- зарядки для гаджетов
Эксперты отмечают, что если человеку по карману приобрести экипировку, то ее надо купить. На случай, если вы все же уйдете на фронт, лучше отправляться туда со своим «набором выживальщика».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.