В России насчитывается около 1 тыс. ресторанов KFC. Структура Yum! Brands ООО «Ям Ресторантс Раша» управляет около 70 заведениями KFC в РФ В России насчитывается около 1 тыс. ресторанов KFC. Структура Yum! Brands ООО «Ям Ресторантс Раша» управляет около 70 заведениями KFC в РФ Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

KFC заменят на Rostic's за 1,3 миллиарда

Накануне американская корпорация общественного питания Yum! Brands подписала договор купли-продажи 70 собственных ресторанов сети KFC с ижевским франчайзи — ООО «Смарт сервис ЛТД». Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к одной из сторон сделки. Вместе с сетью ресторанов покупателю достается мастер-франшиза бренда — это документально оформленное право, которое позволяет ООО «Смарт сервис ЛТД» продавать франшизу KFC. 

Сумма сделки неизвестна, но эксперты «Коммерсанта» предполагают, что с учетом прав на бренд Rostic's она могла составить до 1,3 млрд рублей. Окончательное закрытие сделки ожидается в конце этого года. Права на бренд KFC также вошли в периметр сделки.

В России насчитывается около 1 тыс. ресторанов KFC. Структура Yum! Brands ООО «Ям Ресторантс Раша» управляет около 70 заведениями KFC в РФ. В 2021 году выручка «Ям Ресторантс Раша», по данным «Контур.Фокуса», составила 18,3 млрд рублей, чистая прибыль — 2,4 млрд рублей. Единственный учредитель общества — кипрская «Сайпрус Карамель Ресторантс Лимитед». Около 930 заведений под вывеской KFC в РФ управляются независимыми собственниками по договорам лицензирования или франшизы. Источник «Коммерсанта» указывает, что у ООО «Смарт сервис ЛТД» будет обязательство постепенно ребрендировать все рестораны сети KFC в Rostic's, включая заведения, работающие по франшизе. 

Первый ресторан сети быстрого питания Rostic's открылся в России в 1993 году в московском ЦУМе. Он полностью повторял концепт KFC. Главное блюдо — хрустящий цыпленок, обжаренный в кипящем масле. Через 10 лет в столице и разных регионах работало более 50 предприятий быстрого обслуживания. Сеть принадлежала предприятию «Росинтер» Ростислава Ордовского-Танаевского. Как сообщали СМИ, американская компания Yum! Brands долгое время не могла закрепиться в России из-за конкуренции с Rostic's. В июне 2005 года российским франчайзи Yum! Brands стала компания «Росинтер», был создан объединенный бренд Rostic’s – KFC. Первое кафе под названием Rostic’s – KFC открылось в апреле 2006-го. В 2010-м американская корпорация выкупила все права на развитие KFC в РФ, и в сентябре 2011 года начала замену бренда Rostic's на KFC.

Не подвинет ли «Комос» «Агросилу» в поставках курицы?    

По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», генеральный директор и учредитель ООО «Смарт сервис ЛТД» — Андрей Осколков, его 50-процентный партнер по бизнесу — Константин Котов. Оба владеют ГК «Фуд-сервис», управляющей по франшизе 41 заведением KFC. Вместе с ресторанами ООО «Ям Ресторантс Раша» они будут управлять 111 ресторанами сети. Бизнесмены также развивают по франшизе 8 ресторанов «Росинтера» (бренды IL Patio, «Планета суши» и др.). 

Первоначально в Казани развитием американских «куриных крылышек» занималось ООО «Пицца-Норд» (входило в холдинг «Росинтер» Ордовского-Танаевского). Компания открыла в 2006 году два ресторана KFC на фуд-кортах ТЦ «МЕГА» и «Тандем». Весной 2007 года польское AmRest (совместное предприятие компании ARC и Yum! Brands) приобрело за $48 млн «Пицца Норд». К 2010-му, после продажи американцам, казанские рестораны KFC закрылись. В пресс-службе Yum! объяснили это решение произошедшими изменениям и ребрендингом ресторанов под новый и единый бренд KFC. «Второе пришествие» американских крылышек случилось в 2012 году, когда «Амрест» открыл точки в ТЦ «Южный» и на улице Баумана. По данным нашего издания, «Амрест» управляет также KFC в «Корстоне». 

Всего в Татарстане 28 точек KFC. В Казани есть два заведения c халяльным меню — в «Корстоне» и у метро «Яшьлек».

Осколков известен также как бывший депутат Госсовета Удмуртии и совладелец удмуртского холдинга «Комос-Групп». По данным нашего издания, сейчас ряд владельцев франшизы KFC закупают куриное мясо на татарстанской птицефабрике «Челны-Бройлер» (входит в «Агросилу» Ильшата Фардиева). Не приведет ли смена собственников к смене поставщика мяса бройлера? В структуру «Комоса» входят предприятия птицеводческого направления, в частности, ООО «Удмуртская птицефабрика», которое в 2021 году произвело более 52,4 тыс. т мяса бройлера. Для сравнения: «Челны-Бройлер» производит более 120 тыс. т мяса в живом весе и реализует 95 тыс. т готовой продукции. Не логичнее ли новым владельцам франшизы выстраивать собственные производственные цепочки по принципу «от поля до прилавка»? 

«Челны-Бройлер» производит более 120 тыс. т мяса в живом весе и реализует 95 тыс. тонн готовой продукции «Челны-Бройлер» производит более 120 тыс. т мяса в живом весе и реализует 95 тыс. т готовой продукции Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако источник «БИЗНЕС Online» в отрасли не склонен думать, что новые владельцы ресторанной сети тут же начнут кардинально менять поставщиков. KFC — это крупный потребитель курицы, и сложно представить, что у Удмуртской птицефабрики сразу найдутся свободные объемы мяса птицы. Собеседник издания считает, что удмуртские бизнесмены сначала посмотрят, каким образом им будет выгоднее продавать курицу. Если контракт с «Агросилой» был заключен на выигрышных для KFC условиях, никакого смысла менять его нет и для новых владельцев (в противном случае это может привести к росту цен в ресторанной сети). Если же «Комосу» станет выгоднее «пропускать» свою курицу через фастфуд, то вполне может статься, что договоры с поставщиками пересмотрят.

«Прошли те времена, когда кто-то хотел выстроить только собственную производственную цепочку, это не всегда работает на результат. В каждом сегменте бизнеса важно иметь конкуренцию, чтобы иметь стимул развиваться», — считает собеседник издания. 

У удмуртского холдинга есть две птицефабрики яичного направления (одна из них расположена в Татарстане — «Державинская»), а также несколько молочных заводов, включая Казанский молочный комбинат и предприятия по производству и переработке свинины. Не исключено, что в будущем все они также могут стать поставщиками сети Rostic's.

С начала весны в России произошел подобный ребрендинг. Одним из последствий антироссийских санкций стали «проводы» «Макдоналдса», которые сопровождались очередями в ресторанах и распродажей на Avito последних «Биг тейсти» и картошки фри за десятки тысяч рублей. Точки в Казани продолжали работать даже после объявлений о временном приостановлении деятельности. На ребрендинг рестораны в республике закрылись только 10 июня. 

Новым владельцем бизнеса в РФ стал предприниматель Александр Говор — бывший совладелец угольной компании «Южкузбассуголь» из Новокузнецка, который управлял по франшизе 25 ресторанами «Макдоналдс» в Сибири. При этом, как сообщала ранее федеральная антимонопольная служба, американская компания в течение 15 лет имеет возможность на рыночных условиях выкупить бизнес обратно. Первый ресторан под новым названием «Вкусно — и точка» открылся в Москве в День России, 12 июня. Обновленный «Макдоналдс» в Казани принял первых клиентов 18 июня. 

«Невкусно – и точка»: почему не получается скопировать «Макдоналдс»

«Возможно, появятся другие партнеры, а производители найдут, куда высвободившиеся объемы реализовать»

Не повторит ли сеть ресторанов KFC после ребрендинга опыт «Вкусно — и точка» по уровню негатива от посетителей, оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Нурислам Шарифуллин — ресторатор: 

— Позиции KFC в Татарстане очень сильные. Это безальтернативный вариант «Чикен Фрайда» в России, который стабильно хорошо работает и развивается. Если они сохранят за собой право работать по технологиям KFC, сохранят тех же поставщиков, они свои позиции удержат. Но никто не обязывает владельцев франшизы соглашаться на новых поставщиков, которых им предлагает владелец бренда, если иное не прописано у них в договоре. 

Если KFC локализовала свое производство как «Вкусно — и точка», у которой 90% российской продукции, то проблем у владельцев франшиз не будет. Когда вы как инвестор покупаете франшизу KFC, вы покупаете полностью технологический процесс, завершенную технологию бизнеса, поставщики вам привозят полуфабрикаты высокой готовности, а ваши сотрудники, обученные компанией мастер-франчайзи, по чек-листу выполняют алгоритм работы. Все просто. Произойдет только смена вывески KFC на Rostic’s. Какая может быть «засада»? В доступе у владельцев бизнеса не окажется какого-нибудь суперингредиента, который приезжает из-за границы и определяет тот самый неповторимый вкус блюд. Из-за него приходят гости. Это может породить серьезные проблемы. Но у «Вкусно — и точка» тоже сначала не было «Биг мака» — нашли альтернативу. Не было «Биг тейсти», а сейчас он появился. Так и в этом случае появятся альтернативы, бизнес найдет выход, и постепенно все придет в норму. 

Кстати, у «Вкусно — и точка», невзирая на весь негативный фон, появившийся в первое время после запуска проекта, финансовые показатели сейчас практически на уровне допандемийного периода. Негативный фон может быть очень громким, но, если твой потребитель за тебя голосует деньгами и выбирает тебя при прочих равных, это главный показатель эффективности твоей работы.

Позиции KFC в Татарстане очень сильные. Это безальтернативный вариант Чикен Фрайда в России «Позиции KFC в Татарстане очень сильные. Это безальтернативный вариант «Чикен Фрайда» в России» Фото: Диана Авакян

Галина Шарафутдинова — исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана:

— Традиционно в России лидером рынка быстрого питания являлся «Макдоналдс», потом Burger Kung, третьим был KFC. Это популярный формат, востребованный молодежью, с успешной концепцией. В любом сетевом проекте грамотный менеджмент может работать без вмешательства управляющей компании. Надо только сохранить отработанные бизнес-процессы и продолжать работать в этом направлении.

Рецептура блюд в KFC, скорее всего, сохранится, она нигде не запатентована, насколько мне известно. Что касается поставщиков курицы, вполне возможно, что появятся другие партнеры. Но для местных производителей это не будет большим ударом. Рынок продажи курицы сегодня очень высокоемкий, эта продукция востребована, я думаю, они найдут, куда высвободившиеся объемы реализовать.

Я не думаю, что произойдет рост стоимости блюд. Новым владельцам сети известен размер среднего чека в данном сегменте, они понимают, что, если его повысить, это приведет к оттоку целевой аудитории, это не в их интересах. 


Вячеслав Миллер — владелец франшизы «Додо Пицца»:  

— Вряд ли кто-то из владельцев франшизы KFC откажется от нее. Выходить из бренда и самостоятельно работать невыгодно. Сила масштаба — это одно из преимуществ франчайзингового бизнеса. Если только их не оттолкнет какими-то действиями новый владелец бренда.

Мы только на бумаге видим, что американцы ушли из бизнеса. Как из «Макдоналдса», так и из KFC. Это подковерная завеса, они продолжают контролировать этот бизнес. Rostic’s в свое время не славился качеством и вкусом. Надеюсь, отката к прошлому не произойдет, иначе сеть многое потеряет.

Важно так, чтобы глобальные поставщики сети, такие как «Белая дача», не менялись. Если крупных поставщиков заменят мелкие, эффект масштаба поставок будет потерян, а вместе с ним и скидки для сети, что приведет к удорожанию блюд.