240 ПРОТИВ 25

Несмотря на то что Минтимер Шаймиев озвучил компромиссное решение о переносе скульптуры крылатого барса от мечети в Булгаре, ближе к берегу Волги, общественная дискуссия по этой теме не только не утихает, но и нарастает как снежный ком. Сегодня в газету «БИЗНЕС Online» прислали один за другим сразу два коллективных письма - Рустаму Минниханову и Шаймиеву, авторы которых отстаивают свои точки зрения на скульптуру.

Судя по длинному перечню фамилий, в спор с обеих сторон вовлечено множество известных представителей татарской интеллигенции. В частности, среди подписавших письмо против установки скульптуры газета «БИЗНЕС Online» обнаружила имама мечети Кул Шариф Рамиля Юнусова, Фаузию Байрамову и ее дочь - политолога Зульфию Кадыр, экс-депутата Госдумы Фандаса Сафиуллина, певца Мингола Галиева и многих других – в общей сложности 240 человек.

Письмо в поддержку Даши Намдакова подписали пока значительно меньше людей – 25 человек. Причем состав подписантов принципиально другой – среди них широко представлена молодежь татарской диаспоры – от Курска до Омска и Новосибирска. Но что интересно: среди выступающих в поддержку бурятского художника Намдакова и его скульптуры присутствуют певица Ильсия Бадретдинова и продюсер Ильфак Шигапов – в их чрезвычайно острых песнях татарстанская действительность предстает порой в весьма неоднозначных тонах.

Итак, мы предлагаем читателям самим оценить накал дискуссии.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ

«Мы против установления железного «Хранителя» как на территории Булгарского заповедника, так и в ближайшем его окружении, на каком бы расстоянии от Булгарского городища он не устанавливался»

Обращение татарской и мусульманской общественности к президенту РТ Р.Н.Минниханову в знак протеста против установления памятника «Хранительница» на территории Булгарского заповедника 24.03.2012

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Вам, как представителю новой формации российской власти, доподлинно известно, что строение демократического общества не может происходить без усиления роли народа и широких масс общественности в жизни страны. И недопустимо, чтобы важные решения, вплоть до формирования истории сегодняшнего российского государства, принимались на основании предпочтений одной личности и его окружения. Именно так, без учета мнения народа, было принято решение об установке скульптуры-памятника «Хранительница» на территории Булгарского заповедника.

Это решение вызвало протест и негодование как среди мусульманской общественности Республики, так и всех, кто ассоциирует себя с Татарстаном, считает эти земли символом государственности татарского народа и колыбелью Ислама на этой земле. Мы считаем абсурдным не только само художественное воплощение скульптуры, но и место и цель установки ее в качестве памятника.

«Хранительница» не отражает истинную историю и духовное наследие Булгар. Попытка ассоциировать изображенное в скульптуре животное с Белым барсом, и привязать его к одному из образов, использованных в государственной символике Татарстана, вызывает лишь недоумение. Мало того, эстетическое решение скульптуры противоположно позитивному, вызывающему доверие образу Белого барса – своими обнаженными хищными клыками, заостренными крыльями, черным цветовым решением, копытообразными лапами «Хранительница» больше соответствует образу животного агрессивного, готового уничтожить, попросту некоего чудовища из языческой мифологии.

Рустам Нургалиевич, Вы сами ежегодно участвуете в мероприятиях, посвященных годовщине принятия Ислама на земле Булгар и видите, насколько бережно, искренне, с надеждой относятся мусульмане к этим местам. «Изге Болгар жыены» объединил десятки тысяч мусульман и стал истинным символом возрождения Ислама в России. И мы уверены, что установление памятника в виде животного глубоко оскорбит искренние религиозные чувства мусульман, которые с первыми азами Ислама твердо знают, что любые изваяния людей и животных с точки зрения Ислама оцениваются как символ безбожия, идолопоклонничества. С появлением скульптуры земля Булгар станет местом расположения идола, и посещение этой земли для истинного мусульманина окажется недопустимым.

Вызывает нарекания и название скульптуры. «Хранителем» в Исламе может быть только Всевышний, это одно из Его имен, и, присваивание данного имени изваянию расценивается как попытка обожествления куска металла. На этом фоне выбор даты установления памятника – день принятия Ислама в Булгаре выглядит не просто игнорированием религиозных чувств мусульман, но и преднамеренным желанием задеть эти чувства.

Мы против установления железного «Хранителя» как на территории Булгарского заповедника, так и в ближайшем его окружении, на каком бы расстоянии от Булгарского городища он не устанавливался – 500 метров или 1000, этот памятник будет ассоциироваться с землей Булгар. В отличие от официального разделения на «заповедные» и «не заповедные» земли, для истинных верующих важное значение имеет вся территория Булгар.

И, наконец, нам не понятна цель установки данного памятника. Мы сомневаемся в том, что появление этой скульптуры способствует увеличению потока туристов на эти земли. Наоборот, это приведет к потере основного контингента желающих посетить заповедник Булгар – мусульман России и всего мира. После установки «Хранительницы» у мусульман появятся сомнения о позиционировании Булгарского заповедника как мусульманского памятника культуры. Не осведомленных об Исламе туристов эта скульптура введет в заблуждение об истинных ценностях исламской культуры. А знающие основы Ислама туристы примут это как халатное отношение жителей Татарстана к своей религии и истории.

Самое главное: установление памятника уже сегодня вносит заметный раскол в многонациональное и

многоконфессиональное общество Республики Татарстан. С одной стороны, наличие скульптуры-идола на почитаемой татарами-мусульманами земле приведет к существенному снижению их авторитета перед мировым мусульманским сообществом. С легкой руки татарстанской власти мусульмане Татарстана попадают под сомнение в истинности их веры перед единоверцами. Здесь не стоит упускать из виду и тот факт, что установление языческого идола на месте принятия нашими предками Ислама может нанести большой урон инвестиционной привлекательности Татарстана в лице мусульманских стран.

С другой стороны, пострадают выстроенные за долгие годы терпимые отношения между христианами и мусульманами Татарстана: почему возрождающийся заповедник Свияжск смог избежать участи стать местом установления страшного идола-памятника? Этот вопрос имеет под собой почву, так как Фонд «Возрождение», из которого финансируется изготовление и установление скульптуры, создан для восстановления как православных, так и мусульманских памятников, значит, и отношение к обоим заповедникам должно быть равнозначное. Фонд «Возрождение» создавался и создается из пожертвований всех жителей Татарстана, независимо от национальной и религиозной принадлежности. И народ имеет право знать, на какие цели будут потрачены эти деньги, оценивать целесообразность тех или иных решений, имеет право голоса в принятии особо важных решений.

Любые меры по обустройству, изменению облика Булгара не остаются незамеченными татарами и мусульманами и из других регионов России и зарубежья, так как эти изменения меняют духовное содержание, посыл этих земель. Поэтому неосторожное вмешательство в виде установки памятника расценивается мусульманами как вторжение в их духовное поле.

Уважаемый Рустам Нургалиевич! До этого Вам удавалось конструктивно решать многие вопросы, даже в таких «тонких» областях, как межрелигиозные и межнациональные отношения. Во многом благодаря Вам удалось сохранить целостность исторической части Казани. Вы уделяете достаточно много внимания сохранению единства мусульманской уммы республики, противостоянию проникновения в Татарстан чуждых Исламу радикальных течений. Мы искренне надеемся, что ваш талант руководителя поможет разрешить этот вопрос и не даст протесту вырасти в скандал и раскол, межконфессиональное противостояние российского и мирового масштаба.

С уважением,

1. Руслан Айсин, Председатель Всемирного Форума татарской молодежи;

2. Искандер Гилязов, доктор исторических наук;

3. Мукаддас Бибарсов, муфтий Саратовской области, Саратов;

4. Рамил Юныс, имам-хатыб мечети Кул Шариф, Казань;

5. Равил Шарафи, народный артист Татарстана, лауреат государственной премии им. Г.Тукая;

6. Туфан Миннулин, депутат Госсовета РТ, лауреат государственной премии им. Г.Тукая, драматург;

7. Гульзада Сафиуллина, народная артистка Татарстана, лауреат премии им. М.Джалиля, заслуженный деятель культуры АР Крым; Казань;

Полный список здесь.

ЭТО МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА ДЛЯ МУСУЛЬМАН, ПОЭТОМУ ТАКИЕ ВЕЩИ ТАМ НЕПРИЕМЛЕМЫ

Газета «БИЗНЕС Online» сегодня дозвонилась до некоторых подписантов письма первого письма:

Искандер Гилязов - доктор исторических наук:

- Ко мне подошли наши молодые активисты и спросили: "Вы за или против этого барса Даши Намдакова?" А про письмо я даже не знал, что оно Минниханову, честно говоря… О скульптуре - во-первых, чисто эстетически она мне не нравится. Она какая-то страшная, создает, мне кажется, совершенно другой образ барса, не тот, к которому мы привыкли здесь. Во-вторых, меня очень смущает место установки. Если этого барса установят где-то на нейтральном месте, где-то подальше на берегу Волги, чтобы с реки можно было видеть, но без привязки этой скульптуры к мечети, к религиозному комплексу, тогда еще куда ни шло. Вот два этих момента меня и смущают, поэтому я согласился.

Туфан Миннуллин - драматург, депутат Госсовета РТ, лауреат государственной премии им. Тукая:

- Вообще-то, само письмо я не видел, мое мнение спросили по телефону. Про скульптуру я сказал - то, что я видел по фотографиям в интернете, - для меня это как страшилище! Может быть, в настоящем виде эта скульптура совсем другая, не знаю. Я Даши Намдакова знаю, его работы знаю. Это замечательный скульптор. У него прекрасные вещи. Но Ак барс - это ведь государственный символ Татарстана, и мне кажется, как символ, он должен быть другим, не таким, какой получилась скульптура Намдакова. Сейчас я уже даже растерялся, не могу судить только по фотографиям. Это же художественное произведение. Но по фотографиям меня оно испугало. Это какая-то неестественная демоническая сила. Вот это свое мнение я и высказал...

Руслан Айсин - председатель всемирного форума татарской молодежи:

- Скульптура - или как бы «скульптура» - барса нарушает все представления о мусульманском искусстве, нарушает в целом картину Булгара как исламского святилища, которое не подразумевает наличия каких-либо изваяний человека или животного. Более того, это место паломничества для мусульман, поэтому такие вещи там неприемлемы.

Если говорить о самом памятнике, то он, на мой взгляд, выполнен эстетически не очень хорошо и символизирует некое языческое начало. Все-таки надо учесть, что белый барс, который являлся тотемным животным тюрков, был тотемом до принятия ислама, был важным началом в языческом мировоззрении тюрков. И он мало сочетается с Булгаром. Поэтому предлагаемая установка памятника и вызвала такое негодование у широкой общественности

И самое главное - то, что принятие решения об установке вот такой скульптуры не сопровождалось широкой общественной и гражданской экспертизой, широким обсуждением этого вопроса. А все-таки Булгар - это достояние не просто государственное, а всенародное, национальное, исторический и культурный памятник. Это во многом сакральное пространство для татар-мусульман. Поэтому тем, кто принимал решение об установке там скульптуры барса, нужно было бы проконсультироваться хотя бы с представителями творческой и гуманитарной татарской интеллигенции. К сожалению, наша власть даже вот на таком уровне оторвана от низов, не чувствует чаяния народа, чем он живет, не улавливает импульсы, которые исходят от народа. И это достойно большого сожаления.

Наше письмо возникло именно из-за возмущения: одно дело, когда власти нарушают социальные и политические права, а другое, когда они уже вторгаются и в твое сакральное пространство и там уже навязывают свою позицию. Вот это, по-моему, больше всего возмутило людей - то, что залезли к ним в душу.

АРГУМЕНТЫ ЗА. «ЭТО ТРАВЛЯ ДАШИ НАМДАКОВА»

Открытое письмо татарской общественности президенту Республики Татарстан

Р.Н. Минниханову, государственному советнику РТ М.Ш. Шаймиеву

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемый Минтимер Шарипович!

Как и Вы, мы ценим творчество Даши Намдакова.

Он - признанный и выдающийся мастер. Его работы хранятся в ведущих музеях мира, в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами обладают Герхард Шредер, Вилли Нельсон, актриса Ума Турман. Он ужинает с королевской семьей Британии, отливает для Лондона статую Чингисхана, его любят и ценят и во всем мире, причем как в массах, так и на высшем уровне. Имеет высокие награды, добился многого.

Как известно, возможная установка Барса его работы в городе Болгаре у древних мечетей вызвала бурю эмоций среди части татарской общественности. Отчасти их можно понять – в том смысле, что установка такой скульптуры возле мечети, да еще в день принятия ислама, не совсем уместна.

Но мы не можем согласиться с тем, что его работе вообще не место в татарском городе, или с теми, кто вообще против его творчества.

Для того, чтобы Барс работы Даши Намдакова располагался в светской части, например, у музея и причала (о чем и было принято решение), нет ни религиозных, ни моральных, ни законных препятствий. Вашу позицию поддержали и ведущие муфтии России.

Произведение Даши может нравиться или не нравиться, но великий художник отразил свое видение Барса, и имеет на это полное право.

Правда, нам не нравится, что барса преподносят исключительно как символ Булгарии, ведь барс – это символ и Степи, и Золотой Орды, он обитает в Монголии, Алтае и Китае. В 1990-е годы со стремлением все свести к булгарам как-то боролись, сейчас это поощряется. Тем самым татарский народ лишается большей части истории и подрывается его единство.

Подчеркнем, что среди противников установки «Хранительницы болгарской земли» возле мечети немало и достойных людей. Это их мнение. В конце концов, работа художника может нравиться или не нравиться.

А вот осуществлять травлю, запрещать, оскорблять художника и творчество – совсем другое дело.

Обратим внимание на несколько доводов части недовольных.

1) Так, по мнению некоторых, барс – это языческая скульптура. В ней нашли даже некие признаки сатанизма, вселенского зла.

Так и до взрывов буддистских статуй, как в Афганистане, недалеко? Не встанет ли вопрос о церквях в Болгаре и Татарстане в целом? Или о произведениях искусства вплоть до памятника Тукаю?

2) Что характерно, во многих комментариях подчеркивалась национальная (бурят), расовая (монголоид) и религиозная (буддист) принадлежность – но не самой скульптуры, но автора - Даши Намдакова. Зачастую прямо подчеркивалось, что бурят-кочевник, да еще и буддист, не может выразить дух татарского народа, так как он бурят-монгол, буддист и авангардист, некоторые прямо называли это вражеской скульптурой.

Такие доводы протестующих совершенно неприемлемы – это мракобесие, нетерпимость, это позорит Республику Татарстан и ее положительный имидж.

Так же хотелось бы им напомнить, что татары, как тюрки, и буряты, как монголы, имеют общее происхождение – в рамках алтайской языковой семьи, общую колыбель – Великую степь. Скульптор и его Вселенная кочевника татарам не чужие, а родные.

Поэтому мы поддерживаем Ваше решение установить работу Даши Намдакова в светской части города Болгара.

Нет мракобесию и несвободе! Да – свободе творчества, дружбе народов, просвещенности и уважению!

С уважением,

1. Искандер Ахмедов, член Совета Всемирного форума татарской молодежи, редактор Orda-online.ru, г. Казань

2. Ильфак Шигапов, поэт, композитор, журналист, г. Казань;

3. Ильсия Бадретдинова, певица, лауреат премии «Алтын Барс», г. Казань;

4. Рушан Шамсутдинов, народный художник РТ, Заслуженный деятель искусств РТ; г. Казань;

Полный список здесь.

«У НАС ВЕДЬ СЕЙЧАС ПОПУЛЯРЕН ГЛАМУР, А ЗДЕСЬ ТАКОЙ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ГИПЕРРЕАЛИЗМ. И ЭТО НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ЗРИТЕЛЯ РАЗДРАЖАЕТ...»

А вот позиция некоторых подписантов второго письма, до которых сегодня дозвонилась газета «БИЗНЕС Online».

Искандер Ахмедов - член совета Всемирного форума татарской молодежи, редактор Orda-online.ru (Казань):

- Сегодня наше письмо мы отправили в электронном виде в аппарат президента Татарстана. Вообще- то, сначала я даже не обращал внимания на ситуацию вокруг «Хранительницы» Даши Намдакова. Видел только, что идет много разных комментариев в социальных сетях, но это же точка зрения людей. Но потом комментарии начали приобретать такой, абсолютно нетерпимый характер - расистский, националистический, с упором уже даже не на скульптуру, а на какие-то домыслы, на сатанинские ее черты, на вселенское зло. И связано это именно с вероисповеданием, с национальностью великого скульптора Даши Намдакова.

Чашу терпения переполнило то, что ко мне стали обращаться люди из разных регионов. Потому что я по регионам регулярно езжу, многих там знаю - и представителей бурятского народа, и представителей тувинского народа, которые буддисты. Они были шокированы, потому что абсолютная нетерпимость некоторых комментаторов, она со стороны выглядит еще более ужасающе. Все-таки Татарстан у нас толерантная республика. И те люди, которые живут и в самом Татарстане, и далеко от него, скажем, в Америке, и интересуются и другими религиями, они понимают, что это уже мракобесие, - не то, что скульптура кому-то нравится и кому-то не нравится, а когда уже идет травля скульптора. И эта травля, честно скажу, до глубины души возмутила. И я обратился к общественности, к своим знакомым - и вот сейчас первые 25 человек подписали письмо протеста. Среди них - сливки татарского общества, очень известные люди, художник, артисты, певцы... Например, группа «Мураками», Карина Кильдеева подписала. И много молодежи.

Вот так получилось, что я выступил инициатором письма. Я юрист по образованию, сейчас заканчиваю аспирантуру Томского университета. Живу в Казани. Член совета Всемирного форума татарской молодежи - это молодежный всемирный конгресс татар. В августе будет пятый съезд, а он проходит раз в два года. Мы поддерживаем соотечественников в российских регионах, за рубежом. По вопросу скульптуры в совете форума мнения разошлись: часть ее поддержали, а часть настаивают на том, чтобы вообще убрать барса работы Намдакова из Булгара. Но ведь тогда вскоре может встать вопрос и о Зиланте возле Казанского кремля, и даже о памятнике Тукаю. Мы можем зайти далеко. Вопрос вокруг статуи «Хранительницы» - он ключевой. Сам я мусульманин, но сторонник светского государства. Я не хочу, чтобы нам указывали, какое искусство выбирать…

Рушан Шамсутдинов - народный художник РТ, заслуженный деятель искусств РТ (Казань):

- В Булгаре - дух наших предков. А ортодоксальные мусульмане, радикальные исламисты склоняются к тому, что там вообще не должно быть изображений человека, животных. Но не надо забывать, что у нас история более глубокая и древняя. Я имею в виду тюркский мир. У нас был и доисламский период, который длился несколько тысячелетий. В тюркских каганатах не было ислама. И дух наших предков, он есть в этой скульптуре Намдакова. Он, может быть, сделал ее немножко гротесковой для нашего понятия, для татарского менталитета… У нас ведь сейчас популярен гламур - а здесь такой, можно сказать, гиперреализм. И это неподготовленного зрителя раздражает. Ему нужно милых кошечек с крылышками. А когда такой жесткий темперамент…

У Намдакова скульптура получилась очень выразительной, в традициях степного искусства. Он, конечно, и много радикального внес. Он фактически как скульптор, дитя двадцатого века, второй его половины. В его барсе - реализм, гиперреализм, я бы сказал, с элементами натурализма. И мифология здесь. И в сумме всех этих элементов получился такой шедевр. Скульптура, конечно, выдающаяся - и в то же время ужасающая… В природе барс - чисто эстетически, внешне - он ведь приятный. А у Намдакова изображение немножко такое, отталкивающее. Я сам посчитал бы, что следует сгладить некоторые детали, чтобы они не так выпирали…

Но мне нравится эта скульптура. Конечно, ее нельзя ставить в Булгаре рядом с мечетями, она должна где-то отдельно стоять. Может быть, действительно, около пристани.

Ильфак Шигапов - поэт, композитор, журналист (Казань):

- Лично мне скульптура барса, энергетика этой работы нравится с художественной стороны. Если уже 20 лет на гербе Татарстана барс, если у нас его именем называют банк, хоккейную команду, если мы так позиционируем барса - я не понимаю, почему люди протестуют против него. У нас демократическое государство, у каждого личное мнение, каждый высказывается, как хочет, меня это мало волнует. Кто-то «против», кто-то «за». Но когда начинаются такие обращения, что скульптура направлена против ислама, против мусульманства, что она не соответствует канонам, - таким путем, такой тропой можно дойти до того, что тогда надо все памятники по Татарстану убрать, они все противоречат канонам ислама… И если этот барс будет стоять в Булгаре, естественно, не рядом с мечетями, а чуть в стороне, я ничего плохого в этом не вижу.

А тут начали травлю, когда люди целой толпой говорят: «Это плохо!». Даже те, которые не видели эту статую, и быть может, никогда у жизни не были в Булгаре… Допустим, как человек, страдающий приступами национализма, я бы хотел там видеть памятник хану Батыю, приемному отцу Александра Невского, если уж исторически подходить. Но барс так барс, ничего здесь плохого не вижу. Из-за чего весь этот сыр-бор, зачем художника травить? А потом про татар могут сказать: ну да, это такой дикий деревенский народ…

Вот такая у меня позиция. Наверное, многие меня не поймут как татарина. Но это мое личное мнение, поэтому я подписал это письмо.

Справка

Другие материалы о скульптуре «Хранительница» Даши Намдакова и острейшей дискуссии о ней смотрите в спецпроекте «БИЗНЕС Online» «Скандал в Булгаре».