УЧАСТНИКОВ ИНТЕРНЕТ-ОБСУЖДЕНИЯ ПРИГЛАСИЛИ В КРЕМЛЬ

Сегодня на совещании в Казанском кремле в закрытом режиме обсуждалась судьба «Хранительницы» московско-бурятского скульптора Даши Намдакова. Это совещание стало реакцией на публичное обсуждение новости об установке статуи музее-заповеднике в Болгарах, между памятным знаком принятия ислама Волжской Булгарией и соборной мечетью. Буквально за сутки группа, созданная в социальной сети Facebook, набрала более сотни участников, обрушившихся с критикой как на внешний вид барса, так и на саму идею его установки перед мечетью. Большинство сходились на том, что агрессивной скульптуре, смахивающей скорее на «идола», чем на барса, не место в колыбели татарского ислама.

После долгого совещания, участие в котором принимали активные участники обсуждения в интернете – историки, представители духовенства и культурного сообщества, проектировщики, – госсоветник РТ Минтимер Шаймиев объявил о принятом решении. Скульптуру, отливка которой уже практически завершена в Италии (остается отлить только часть крыльев), все же установят в Болгаре – но не там, где планировалось изначально.

Шаймиев вышел к журналистам с планами привязки статуи к местности. Стоя у метровой высоты копии «Хранительницы», он показал первоначальную версию установки – между памятным знаком принятия ислама и соборной мечетью. А затем – новый вариант размещения крылатого барса, который теперь поручено проработать проектировщикам.

view_394701_293705.jpg
После долгого обсуждения, в котором принимали участие историки, представители духовенства и культурного сообщества, проектировщики, Шаймиев объявил, что скульптуру все же установят в Болгаре, но не там, где планировалось ранее

ИСТОРИЯ БУЛГАР НАЧАЛАСЬ ЗАДОЛГО ДО ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА

По словам Минтимера Шаймиева, даже первоначальный вариант размещения «Хранительницы» был продуман до мелочей – 12-метровая статуя как минимум на 20 м ниже зданий. Что же до вопросов теологии, то, по мнению госсоветника, нельзя противопоставлять историю государства и религию. Булгары – это не только история принятия ислама, это еще и история государства до этого.

«До принятия ислама Булгарское государство уже было! – подчеркнул Шаймиев. - Не случайно мы говорим, что Булгария как государство добровольно приняло ислам как доминирующую религию. Мы восстанавливаем исторический памятник Булгарского государства – и для нас важно все, что связано с этой землей… Мы восстанавливаем эту историю – и принимаем во внимание абсолютно все. Почему появилась необходимость установки скульптурного изображения? Крылатый барс – символ государственности булгар, но ведь крылатого барса не бывает - это тоже мифология… Каким был тот символ государственности на самом деле, мы не знаем. Это в наше время художники изобразили на гербе Татарстана того барса, каким они его увидели. И, восстанавливая историю булгар, кто бы что ни делал – мы хотели бы иметь там скульптурное изображение. Эта работа нам понравилась – и мы его заказали».

view_394701_293709.jpg
Шаймиев рассказал, что даже первоначальный вариант размещения «Хранительницы» был продуман до мелочей – 12-метровая статуя как минимум на 20 м ниже зданий

«А ЗИЛАНТ – ОН КРАСИВЫЙ?»

Шаймиев также рассказал о истории возникновения самой идеи статуи «Хранительницы». Она впервые приехала в Казань вместе с выставкой Даши Намдакова в июне прошлого года – именно тогда она и приглянулась госсоветнику. Причем настолько, что теперь этот метровой высоты барс стоит на постаменте в Кремле. А эстетический вид барса, хищника, матери, хранительницы своей земли, своих детей таков, каким его увидел автор. Кстати – голова барса, стоящего на постаменте в Кремле, - это слепок с черепа рыси в натуральную величину, объяснил госсоветник. И в любом случае «Хранительница» привлекает внимание, вызывает дискуссию – собственно, как и любая другая мифологическая скульптура.

Тут Шаймиев привел в пример Зиланта, изображенного на гербе Казани. «Раз уж мы начали обсуждать эстетику – а Зилант, он красивый? Это мифическое существо, которое присутствует в нашей истории. Но если внимательно посмотреть – чья голова там, чей хвост, чье тело? Там даже более собирательный образ, чем в данном случае… Это мифология. И вот эта скульптура, считаю, будет очень привлекательна – будут задавать вопросы, интересоваться. Тем более что это скульптура нового поколения. И право на нее будет принадлежать Татарстану, хотя интерес к скульптуре есть и со стороны коллекционеров».

АРГУМЕНТЫ ВЕРУЮЩИХ ПРИНЯТЫ ВО ВНИМАНИЕ

Впрочем, решающим аргументом за перенос статуи стал все же вопрос верующих – а многие уже высказались против такого соседства столь агрессивного символа с мечетью. В принципе молящийся мусульманин в любом случае обратится в сторону Мекки, что бы рядом ни находилось. И соседство со статуей нельзя считать идолопоклонством, считает Шаймиев. Но пространство заповедника все-таки позволяет пойти навстречу пожеланиям – что и было в итоге сделано.

Почему все-таки не было первоначального публичного обсуждения этого проекта? «Тогда это заняло бы несколько веков», - сказал Шаймиев, отвечая на этот вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». С другой стороны, в работе над созданием музея-заповедника в Болгарах принимают участие эксперты – историки, проектировщики, все вопросы согласовываются с ЮНЕСКО, отметил он. По-видимому, мнение экспертного совета госсоветник посчитал достаточным и в случае с установкой «Хранительницы».

«Мы не ставили никакой цели вызвать негатив, не думали, что будет такой резонанс, - признался Шаймиев. - Мы строим сейчас причал – и здесь разместится также музей Булгар, здесь будет представлена история и культура государства… И вот мы, обсуждая, идя навстречу, подумали – возможно, нам эту скульптуру следует поставить именно здесь… Статуя все равно окажется на высоком берегу – но при этом в стороне от этих святынь. Думаю, это снимает все вопросы…»

Статую планируется доставить в Татарстан в апреле – и уже в мае установить на новом месте.