В церемонии начала строительства первого жилого комплекса у берега Волги участвовали президент РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и глава минстроя РТ Марат Айзатуллин В церемонии начала строительства первого жилого комплекса у берега Волги участвовали президент РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и глава минстроя РТ Марат Айзатуллин Фото: president.tatarstan.ru

«Итак, алга!»: в Казани начали реновацию 287 га у речпорта

Накануне в Казани стартовал процесс выхода города на Волгу. Где-то неподалеку тихо плескалась волна, вокруг пустынными барханами раскинулись поросшие редкими кустиками песчаные холмы с мусорными сюрпризами тут и там; где-то вдалеке ржаво-серой краской отсвечивали речные суда у причалов. Деловито качали головами портовые краны, а элеватор и речной простор не оставляли у наблюдателя никаких сомнений: дело происходит в речном порту. Площадку устлали бетонными плитами — видимо, чтобы собравшиеся не увязли в песке, который здесь буквально повсюду: на месте пескобазы еще накануне громоздились песчаные горы. А теперь забиты первые сваи.

В церемонии начала строительства первого жилого комплекса у берега Волги участвовали президент РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и глава минстроя РТ Марат Айзатуллин. Застройку первых 6 га (участок рядом с улицей Меховщиков) начинает компания «СМУ-88». «Итак, алга!» — дает команду ведущий. На стартовые кнопки, форма которых перекликалась с силуэтами башен будущего жилого комплекса, также нажали основатель компании, а ныне депутат Госдумы Илья Вольфсон, директор компании Наиль Галеев и руководитель Волго-Вятского банка Сбербанка России Петр Колтыпин. Сдать ЖК планируют в 2031 году, а первые четыре дома заселят уже в 2025-м. Впрочем, название пока держат в секрете.

«Исторический момент, — оценил начало строительства Метшин. — Тысячелетие живем на Волге, но видим ее только с самолета или когда выезжаем к реке. Как Петр I прорубил окно в Европу, сегодня мы прорубаем окно к Волге, даем старт большому проекту».

«Исторический момент. Тысячелетие живем на Волге, но видим ее только из самолета или когда выезжаем к реке. Как Петр Первый прорубил окно в Европу, сегодня мы прорубаем окно к Волге, даем старт большому проекту» «Исторический момент. Тысячелетие живем на Волге, но видим ее только с самолета или когда выезжаем к реке. Как Петр I прорубил окно в Европу, сегодня мы прорубаем окно к Волге, даем старт большому проекту» Фото: president.tatarstan.ru

О неудачных попытках подойти к этой территории площадью в 287 га напомнил Минниханов. И согласился с мэром об оторванности города от Волги. «Понравилась системность, уникальный подход к решению данной задачи, конусные объекты, — сказал президент РТ. — Это другой уровень комфорта, новая глава для архитектуры в столице Татарстана, высокий стандарт и вектор направления, по которому должна следовать Казань. Проект станет, безусловно, успешным и востребованным».

Напутствовал застройщика и представитель Сбербанка, который профинансирует не только этот проект СМУ-88, но и комплексное развитие остальных земель других собственников. Соглашение о намерениях в области комплексного развития территории подписали на Восточном экономическом форуме. По предварительным подсчетам, инвестиции составят 500 млрд рублей. Первые 18 млрд рублей банк выделит СМУ-88.

«Важное мероприятие не только для Татарстана, но и для страны. Уже завтра услышим здесь детские голоса, новую творческую молодежь, увидим пространства для бизнеса», — сказал Колтыпин.

«Сегодня мы первый камень заложили, но завтра к вам с деньгами придут — и квартиры будут продавать через мэра! — под смех участников дал свой шутливый прогноз президент. — Вы смеетесь, а на самом деле жить в этом районе будет престижно и комфортно. В добрый путь!» — завершил Минниханов.

Положительно оценил старт проекта и глава минстроя РТ. «Надо развивать новые площадки, не выходя за пределы города, быть внутри него, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Айзатуллин. — Есть сети, инфраструктура. Если посмотреть, то это лучшее место в городе, на берегу Волги».

Экскурсию по территории будущего жилого комплекса для журналистов провела главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. «Территория проницаема, комплекс будет смотреться с воды» Экскурсию по территории будущего жилого комплекса для журналистов провела главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. «Территория проницаема, комплекс будет смотреться с воды» Фото: Сергей Елагин

Дома премиум-класса, проницаемая территория, а над общественным транспортом еще подумают

Экскурсию по территории будущего жилого комплекса для журналистов провела главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. «Территория проницаема, комплекс будет смотреться с воды», — сказала главный архитектор.

Проект жилого комплекса из 20 домов на 1 тыс. квартир разработало архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Авторы постарались передать образы Казани, вдохновляясь формами башни и шапки Сююмбике. Отсюда дома пирамидальной формы с террасами и расширением книзу, которые делают силуэт застройки узнаваемым, но меняющимся в зависимости от ракурса. Цветовые решения почерпнули из национальной вышивки XIX века, адаптированной под архитектурные требования.

Ильсияр Тухватуллина о реновации речпорта: «Эта территория точно не будет «спальником»!»

На территории расположили общественную площадь. Сквозь участок пройдет бульвар с игровыми площадками и зонами отдыха. Высота жилых зданий колеблется от 8 до 10 этажей, есть и три архитектурные 23-этажные доминанты. Площадь жилья — свыше 100 тыс. кв. м, из которых 20 тыс. кв. м отдадут под инфраструктурные объекты на первых этажах. Дома будут премиум-класса, с подземной парковкой, сообщил по ходу экскурсии пресс-секретарь СМУ-88 Айрат Габдулбаров. Сносить тут ничего не понадобилось, разве что увезли гору песка. Стоимость квадратного метра пока не сообщается.

На территории расположили общественную площадь. Сквозь участок пройдет бульвар с игровыми площадками и зонами отдыха. Высота жилых зданий колеблется от 8 до 10 этажей, есть и три архитектурные 23-этажных доминанты На территории расположили общественную площадь. Сквозь участок пройдет бульвар с игровыми площадками и зонами отдыха. Высота жилых зданий колеблется от 8 до 10 этажей, есть и три архитектурные 23-этажные доминанты Фото: Сергей Елагин

Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратил внимание на отсутствие в проекте реновации 287 га остановок общественного транспорта. «Чтобы территория работала хорошо и комплексно, не только этот участок, предусмотрены транспортно-пересадочные узлы в верхней и нижней частях с железнодорожной станцией. А внутри территорию обслуживает электротранспорт», — пояснила главный архитектор Казани Тухватуллина. Маршрут электробусов планируется кольцевым, причем две косы речного порта соединят мостом, доступным пешеходам, велосипедам и электробусам, но не машинам, говорили ранее в ходе презентации проекта.

Рядом и расширенная в этом году до четырех полос ул. Меховщиков — проведенную работу власти преподносят как расширение БКК. «Жалко будет, если Большое казанское кольцо не будет загружено такими объектами. Ради чего старались? — сказал глава миндортранса РТ Фарит Ханифов в разговоре с нашим изданием и следом тоже ответил на вопрос об общественном транспорте на данной территории. — Это надо посмотреть, подумать тактически и стратегически».

Напротив площадки во время церемонии продолжали работать портальные краны грузового порта, не останавливается и элеватор АО «Эдельвейс Корпорейшн», рядом гаражный комплекс «Якорь». Так что территория еще продолжает жить промышленно-складской жизнью. Впрочем, накануне на осенних архитектурных «Диалогах», где речь шла о ревитализации промзон, говорилось, что Казань не ставит жесткую цель выноса с территории города абсолютно всей промышленности. Производства могут и должны оставаться, если они создают рабочие места, живы и экологичны. Хотя элеватору и прочат смену функционала, вопрос этот не решен. Время есть — в целом мастер-план территории речпорта реализуется на 10-летнем горизонте.

Напротив площадки во время церемонии продолжали работать портальные краны грузового порта, продолжает работать и элеватор АО «Эдельвейс Корпорейшн», рядом гаражный комплекс «Якорь» Напротив площадки во время церемонии продолжали работать портальные краны грузового порта, не останавливается и элеватор АО «Эдельвейс Корпорейшн», рядом гаражный комплекс «Якорь» Фото: Сергей Елагин

С реки на материк. Как Казань мечтает стать городом на Волге и кто все-таки первым начал реновацию у речпорта?

Развитие Казани в сторону Волги — давняя мечта. Переосмыслить территорию в районе улицы Портовой президент РТ поручил в 2012 году. Первым проект развития Ново-Татарской слободы под названием «Казань Сити» представил казанский архитектурно-строительный университет, с 2016-го «исламский Манхэттен» для этой территории разрабатывали две малайзийские компании APUDG и Straits Engineering. На мастер-план казанского финансово-делового центра правительство Малайзии выделило грант, но дальше красивых картинок проект не сдвинулся, рабочий — не появился.

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта

С мертвой точки дело сдвинули два года назад, когда мэр Казани собрал в исполкоме города владельцев околопортовых земель, чтобы обсудить перспективы депрессивного района. К тому моменту на территории появился первый застройщик — «КамаСтройИнвест» Делюса Сиразетдинова, который возвел на ул. Портовой жилой комплекс «Живи» на месте складов речпорта. Кто же все-таки первым начал реновацию территории и можно ли считать заход «КамаСтройИнвеста» неудачным?

«Комплекс построили до того, как разработали концепцию, — объяснила Тухватуллина в ответ на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Не могу давать оценку проекту. Но попробуйте зайти на супердепрессивную территорию первым, когда в нее еще никто не верит! Это тоже большая смелость. Теперь мастер-план готов, и все видят общую картину — то, как будет развиваться территория».

Территории улицы Портовой, которая является частью Ново-Татарской слободы, — это 1,5 млн кв. м жилья и 1,3 млн кв. м коммерческих площадей, социальная инфраструктура, дипломатический квартал, отражение национального своеобразия Казани в архитектуре, непрерывная набережная Волги, оздоровительно-восстановительный курорт, медицинский центр, две марины. Город намерен развивать и другую прибрежную инфраструктуру — летом этого года сообщили о подготовке программы размещения объектов для маломерного флота на Волге и Казанке. Пока Казань тоже только мечтает об этом, но, согласитесь, без мечты не бывает движения вперед.