1. 2–3 десятка зрителей, несмотря на не самую теплую погоду, все же добрались накануне к красной  дорожке церемонии закрытия XVIII казанского международного фестиваля мусульманского кино.

  2. И могли здесь лицезреть, к примеру, драматурга Мансура Гилязова с супругой.

  3. Или председателя жюри этого года, именитого отечественного режиссера Владимира Хотиненко, автора «Мусульманина» и «Макарова», сериалов «Гибель империи» и «Демон революции». Вообще, показалось, что улыбка не сходила с лица Хотиненко весь фестиваль. И, чтобы не портить себе настроение, он старался избегать вопросов и интервью, где бы его спрашивали о дне сегодняшнем. Что интересно, режиссер имел проблемы на Украине еще до того, как это стало мейнстримом. В 2009-м там запретили его картину «72 метра», где по сюжету после раздела Черноморского флота экипаж подводной лодки отказался принимать украинскую присягу. Интересно, что местные цензоры увидели фильм, снятый в 2003 году, на одном из… украинских телеканалов.

  4. А это российский актер греческого происхождения Эвклид Кюрдзидис. Одно из главных творческих достижений «русского Аль Пачино» — предполагаемый роман с Ларисой Гузеевой.

  5. Безусловно, порадовала мужскую аудиторию ректор КазГИКа Роза Ахмадиева, которая победила в номинации «Самое смелое платье для фестиваля мусульманского кино». Кстати, потом уже со сцены доктор педагогических наук спела а капелла «Туган тел», удивив второй раз за вечер.

  6. Те же, кому не доставало звездности на красной дорожке, переключались на милую собачонку, с которой пришла одна из зрительниц. Одних гостей пес встречал благоговейным молчанием, других — беспрерывным лаем.

  7. Среди мужских луков, как и на церемонии открытия фестиваля, выделялся глава татарской автономии Москвы Фарит Фарисов.

  8. Хорошее настроение словно было пропуском в «Пирамиду» этим воскресным вечером.

  9. Второй раз за неделю на КМФМК с женой появился вице-премьер РТ Василь Шайхразиев. Правда, на этот раз он спешил войти в здание, так что супруга едва поспевала за главой нацсовета «Милли шура».

  10. Еще один заметный образ на красной дорожке принадлежал певице и актрисе Алсу Абульхановой.

  11. Впрочем, этот песик, заинтересовавший ведущего препати Сашу Санчеса, еще раз доказал, что на сцене и в кадре нельзя переиграть детей и животных.

  12. В самой «Пирамиде» прежде всего обращало на себя внимание разделение зала на столики для «белых людей» и зрительские кресла. Правда, столы с белыми скатертями были пусты. Видимо, банкет по окончании церемонии должен был состояться здесь же. На фото — генконсул Турции в Казани Исмет Эрикан (по центру).

  13. С высоко поднятой головой наблюдала за происходящим исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова.

  14. Первый концертный номер вечера принадлежал ансамблю танца «Казань» и был призван подчеркнуть религиозно-конфессиональную основу фестиваля и исполнялся прямо перед столиками гостей. Причем в ключевые моменты артисты простирали руки непосредственно в сторону вице-премьера Шайхразиева.

  15. Ведущими церемонии стали Иван Колесников и Гузель Сибгатуллина. За московских артистов, прибывающих с корабля на бал, в этой роли часто бывает неловко. Вот и Колесников поблагодарил за проведение фестиваля «Рустама Нургалиева Минниханова» и порой с ужасом смотрел в своем сценарии на незнакомые и труднопроизносимые имена тех, кто выходил вручать или получать награды. Тем не менее в обаянии известному актеру театра и кино не отказать.

  16. Шайхразиев же довольно быстро появился на сцене, чтобы вручить специальный приз президента РТ «За гуманизм в киноискусстве» и денежную премию в 500 тыс. рублей. Ее был удостоен короткометражный фильм «Рух» (Казахстан, РФ). «Из России пропало западное кино, многие об этом переживают. 30 лет в кинотеатрах мы ели попкорн и пили Pepsi. Но я убежден, что переживать не стоит, можно просто брать всю программу фестиваля и ставить все эти фильмы в прокат. Это отличное кино!» — сказал режиссер и сценарист картины «Рух» Михаил Плиско, больше политических заявлений в этот вечер не звучало.

  17. Далее заместитель муфтия РТ Ришат Хамидуллин вручил приз зрительских симпатий режиссеру фильма «Тарлан» Юлии Захаровой. Напомним, это тот самый проект (в его основе произведение Галимджана Ибрагимова), снятый в копродукции Казахстана и Татарстана, из которого еще до съемок вышел его инициатор, режиссер Ильшат Рахимбай. После награждения стало понятно, что на главные награды КМФМК татарстанские картины вновь не рассчитывают.

  18. Певица и просто красавица Саида Мухаметзянова как всегда максимально органично смотрелась на фестивале мусульманского кино. Она исполнила в дуэте с Ильнаром Шарафутдиновым новую песню Луизы Батыр-Болгари, призывавшую в числе прочего помнить «древних гуннов и предков булгар».

  19. Получили свои «15 минут славы» и авторы художественно-документального фильма «Ибн Фадлан», снятого ДУМ РТ. Чтобы удовлетворить всех желающих, организаторы даже устроили дополнительные показы картины, которую в итоге на фестивале посмотрели почти 1 тыс. зрителей. Впрочем, к аншлагам на бесплатных показах татарстанского кино мы уже привыкли, пока все эти истории к какому-то продвижению всей отрасли в республике не приводили.

  20. Председатель жюри Хотиненко сравнил КМФМК с деревом: «Без преувеличения практически в каждом фильме есть дерево как художественный образ. И в „Мусульманине“ есть такое дерево, и в фильмах Тарковского. Казанский фестиваль вырос как дерево и продолжает расти». Почему-то в этот момент вспомнилось цоевское: «Я знаю, мое дерево завтра может сломать школьник. Я знаю, мое дерево скоро оставит меня…»

  21. Еще один любопытный гость — министр средств массовой информации, транспорта и магистралей Шри-Ланки Бандула Гунавардана. Он оказался продюсером фильма «Газета» и вышел за своих артистов получать приз за лучшую мужскую роль.

  22. Легенда советского кино Наталья Варлей исполнила, кажется, под фонограмму, песню на свои же собственные слова с грустным названием «Я ухожу». Перед этим не лишенная самоиронии артистка, сказала, дескать, пугаться не нужно, петь «Где-то на белом свете» она не будет.

  23. Глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, у которого даже походка стала увереннее после того, как его фильм «Исәнмесез?» («Живы ли вы?») победил на фестивалях в Пскове и на Алтае, вручил награду за вклад в татарстанский кинематограф своему другу и соратнику, драматургу Гилязову, заодно поблагодарив организаторов, которые на этот раз подготовили к этому призу не только диплом, но и статуэтку.

  24. Затем вспоминали Рената Ибрагимова. Рустем Асаев и прекрасный девичий квартет исполнили «Мне хорошо с тобой». Вообще, музыкальные номера в этот вечер в целом удались. Порадовало и то, что церемония уместилась в комфортные два часа.

  25. Выступила с музыкальным приветствием и столичная гостья Елена Ксенофонтова. Не в упрек артистке, но все-таки немного удивляет, что при обилии в последнее время серьезных и обсуждаемых отечественных фильмов и сериалов в Казань продолжают чаще звать артистов, которые больше известны по проектам вроде «Кухни».

  26. Интересно, что к финишу церемонии в зале уже не было ни Хотиненко, ни Шайхразиева. Как объяснила министр культуры РТ Ирада Аюпова, второй поехал провожать первого в аэропорт. Честно говоря, когда председатель жюри не желает дождаться вручения главной награды фестиваля, это выглядит более чем странно. А пока в национальном конкурсе Аюпова наградила Зуфара Хайруллина (слева) за документальный фильм «Посланник»…

  27. …А Амира Галиаскарова — за игровой фильм «Мы дети 41-го года».

  28. Интересно, но в этом году у КМФМК случился настоящий феминистский уклон. Оба фильма-фаворита основной программы были сняты женщинами. К моменту объявления обладателя гран-при в активе у иранской ленты «Тихая слава» Нахид Хассанзаде (на фото) уже имелся в активе приз жюри NETPAC (сети продвижения азиатского кино), а также за лучшую женскую роль. Ливано-германский «Гнев», снятый российским режиссером Марией Ивановой Сурае, получил призы от гильдии кинокритиков и за лучшую операторскую работу. В итоге победителем в главной номинации министр Аюпова объявила иранскую картину.

  29. На церемонии много говорилось «о возможности общения людей, которые создают фильмы со своим зрителем и друг с другом». Тем не менее складывалось ощущение, что КМФМК существует в какой-то параллельной реальности, где самым трагичным и значимым событием за прошедший год была смерть певца Ибрагимова. Вряд ли подобный эскапизм благотворно может влиять на развитие форума, словно отрицающего происходящее за окном. Пока же под главное кредо фестиваля в Казани вполне подходят слова, в шутку сказанные таджикским режиссером, вышедшим принимать награду за лучший короткометражный документальный фильм: «Хорошо кормили, честное слово!»