В этом году избрали местом встречи учителей со всей республики Зеленодольск не случайно — 1 сентября здесь распахнет двери новый многопрофильный лицей №18 им. М. В. Ломоносова В этом году избрали местом встречи учителей со всей республики Зеленодольск неслучайно — 1 сентября здесь распахнет двери новый многопрофильный лицей №18 им. Ломоносова Фото: president.tatarstan.ru

Первая в Зеленодольске школа за 30 лет

Августовское совещание учителей в этом году прошло в Зеленодольске. С утра президент РТ Рустам Минниханов и министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин встретились с 14 выпускниками школ, набравшими по 100 баллов на ЕГЭ сразу по двум предметам. Президент РТ заглянул в индустриальный парк «Яшел Үзән», где появится производство пластиковых окон, стрейч-пленки и одноразовой одежды и открыл центр культурного развития — первый в стране подобный центр, построенный по федеральной программе.

Зеленодольск избрали эпицентром встречи учителей со всей республики неслучайно — 1 сентября здесь распахнет двери новый многопрофильный лицей №18 им. Ломоносова. Это первая школа, построенная в городе за 30 лет. Сам Михаил Васильевич в картонном исполнении встречал всех у входа в актовый зал. Казне школа обошлась в 2 млрд рублей, возвели ее за рекордные 7 месяцев. Сегодня участники педсовета протестировали новенький актовый зал (а позже — и столовую) в стресс-режиме (спойлер — все прошло благополучно).

Встречать гостей «августовки» начали у ворот школы — на своих «железных конях» всех приветствовали воспитанники раифского училища, где имеется мотосекция. Во дворе школы раскинулись шатры, демонстрирующие успехи районной системы образования. Минниханов пришел в сопровождении замминистра просвещения РФ Татьяны Васильевой.

Рустам Минниханов присоединился к ежегодной акции «Помоги собраться в школу», он вручил портфели и школьные принадлежностей 20 будущим первоклассникам Рустам Минниханов присоединился к ежегодной акции «Помоги собраться в школу», он вручил портфели и школьные принадлежностей 20 будущим первоклассникам Фото: president.tatarstan.ru

«В этом году в первый класс пойдут 55 тысяч детей, и, конечно, не все родители способны достойно подготовить ребенка в школу», — признал Минниханов. Присоединяясь к ежегодной акции «Помоги собраться в школу», он вручил портфели и школьные принадлежностей 20 будущим первоклассникам и вспомнил свое 1 сентября. «Так получилось, что в нашем поселке мои друзья пошли 1 сентября в школу, а мне было 6 лет. И я решил тоже. Я сказал отцу: я тоже хочу пойти в школу! Понятно, что у меня не было ни сумки школьной, ничего. Но у моего старшего брата была сумка старая — нормальная она была, и я пошел с этим портфелем в школу. И до сих пор вспоминаю, как я в первый раз пошел в школу», — поделился воспоминанием Минниханов.

Первый портфель — это символ будущей 10-летней учебы, который каждый школьник запомнит на всю жизнь, заметила Васильева. В Татарстане 1 сентября свои двери распахнут 11 новых школ и 5 детских садов, они построены как по республиканским, так и по федеральным программам.

В зал участников совещания сопровождали с настойчивыми пожеланиями надеть маски — быстро забытый атрибут антиковидной дисциплины напомнил о новой волне роста заболеваемости. Хотя заявленной темой августовской встречи была цифровизация образования, ярче прозвучала тема безопасности — на убийствах и других преступлениях, совершаемых школьниками, в своем докладе заострил внимание министр МВД по РТ Артем Хохорин.

Ильсур Хадиуллин сообщил, что в новом учебном году в школах республики появится предмет «Государственный язык республики Татарстан — татарский язык». Не означает ли это возврат обязательного изучения языка? Но в министерстве  пояснили, что для изучения предмета по-прежнему необходимо заявление родителей Ильсур Хадиуллин сообщил, что в новом учебном году в школах республики появится предмет «Государственный язык республики Татарстан — татарский язык». Не означает ли это возврат обязательного изучения языка? Но в министерстве  пояснили, что для изучения предмета по-прежнему необходимо заявление родителей Фото: president.tatarstan.ru

Поднятие флага, «разговоры о важном» и новые цифровые ресурсы

Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин начал с рассказа о нововведениях, которые ждут школяров 1 сентября, — это торжественная церемония поднятия флагов и исполнение государственных гимнов, а также проведение уроков «Разговоры о важном», на них будут изучать госсимволы страны. Позже министр просвещения РФ Сергей Кравцов в своем видеообращении разъяснил, что первые такие уроки пройдут в школах 5 сентября, затем они станут проходить еженедельно, первым уроком по понедельникам. Хадиуллин же напомнил коллегам, что до нового учебного года осталось всего ничего. Он просил коллег подготовить педагогические коллективы и учителей, определить тематики уроков, отработать процедуру проведения линеек.

Депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поприветствовал новацию: мол, современная молодежь не знает гимн страны, а здесь у школьников будет возможность выучить и слова, и мелодию. «Патриотизм еще никому не мешал», — заверила нас директор бирюлинской средней школы Нина Медведева. По ее словам, в школе уже опробовали новацию во время летнего лагеря, а с 1 сентября будут поднимать флаги и петь гимны ежедневно.

И еще одна новость — Хадиуллин сообщил, что в новом учебном году в школах республики появится предмет «Государственный язык Республики Татарстан — татарский язык». «Изучение данного предмета, родных языков и литературы будет организовано по примерным образовательным и рабочим программам, включенным в федеральный реестр в текущем году», — пояснил министр. В пресс-службе республиканского министерства на вопрос «БИЗНЕС Online», не означает ли это возврат обязательного изучения языка, пояснили, что для изучения предмета по-прежнему необходимо заявление родителей.

Совместно с Академией наук и институтом развития образования продолжается разработка учебников нового поколения по татарскому языку и литературе. 17 учебников уже включено в федеральный перечень в 2022 году, поданы заявки на включение в него еще 18 учебных методических комплексов. Для электронного обучения родному татарскому языку разработан контент на платформе «СберКласс» и дан старт электронному ресурсу «Татарча онлайн мәктәп».

Говоря о цифровизации, министр сообщил, что в 2022-м республика вошла в федеральный проект по формированию IT-инфраструктуры — к концу года школы республики буду оснащены сетями Wi-Fi и видеонаблюдением. Учителей вновь ждет традиционный цифровой подарок от президента РТ — при поддержке Ак Барс Банка закуплено 12 тыс. ноутбуков.

А вот апгрейд портала «Электронное образование РТ» еще продолжается — министр дал понять, что сейчас готово техническое задание, в обновленном формате система заработает не раньше 1 сентября 2023 года. Хадиуллин обратился к президенту с просьбой профинансировать проект. Планируется, что республиканский проект будет интегрирован в федеральную информационную систему «Моя школа». 

Позже учитель информатики бугульминской гимназии №7 Наталья Белоусова добавила критики в адрес цифровых сервисов. Она указала на частые сбои программ, некорректно формируемые отчеты, нестабильную работу мобильного приложения «Я учитель». Педагог считает, что нужно синхронизировать оценки учащихся, полученные на цифровых образовательных платформах (ЦОР) и в электронных журналах: «Нам, учителям, приходится в ручном режиме переносить отметки учеников», — пояснила Белоусова. Кстати, самоизоляция выявила, что у большинства учеников нет должного уровня информационных компетенций. «Ученики в большинстве предпочитали выполнять задание в тетради, фотографировали его и отправляли учителю фотографии, и лишь единицы отправляли на электронную почту».

Рустам Минниханов и Ильсур Хадиуллин встретились с 14 выпускниками школ, набравшими по 100 баллов на ЕГЭ сразу по двум предметам Рустам Минниханов и Ильсур Хадиуллин встретились с 14 выпускниками школ, набравшими по 100 баллов на ЕГЭ сразу по двум предметам Фото: president.tatarstan.ru

Фальшивые медалисты и школы со слабыми результатами ЕГЭ

Критические замечания Хадиуллин направил в адрес школ с самыми слабыми баллами ЕГЭ и медалистами, не подтвердившими свой статус. Самый большой процент слабых школьников обнаружился в казанской школе №41. У лидера антирейтинга 26% выпускников не преодолели минимальный порог. В бугульминской кадетской школе-интернате таких нашлось почти 17%, в Уруссинской школе №2 Ютазинского муниципального района — более 15%. Министр попросил начальников районных отделов образования подготовить план по исправлению ситуации.

В этом году в Татарстане сократилась доля медалистов — по итогам прошлого учебного года их стало менее 13% от общего количества выпускников. Не все смогли и подтвердить знания на ЕГЭ. «В Ютазинском районе 36 процентов претендентов на медаль не подтвердили данный статус, в Тукаевском — 31, в Алькеевском — 25, в Буинском — 23 процента», — строго заметил министр. В школе №17 Альметьевска из 6 претендентов на медаль только двое подтвердили свое право на нее. Подобная ситуация в гимназии №11 Советского района Казани, где из четырех претендентов только один выпускник показал высокие результаты и был награжден медалью.

Хадиуллин прямо заявил о необъективной оценке качества подготовки учеников в ряде школ. А какой еще вывод сделать, если 13 человек из числа потенциальных медалистов Алькеевского, Арского, Нурлатского районов, а также Казани и Набережных Челнов не набрали даже 70 баллов ни по одной дисциплине? «Коллеги, это говорит об отсутствии равенства между независимой и внутренней оценками качества подготовки. Такого быть не должно, — возмутился Хадиуллин. — Прошу глав указанных районов, руководителей органов управления образованием не допускать искусственного увеличения количества таких медалистов и взять этот вопрос под личный контроль».

Тимур Сулейманов: «Мы сталкиваемся с новыми для себя явлениями в виртуальном мире, которые затем становятся реальными проблемами, психическими расстройствами и угрозами безопасности личности. Все это требует от нас нового качества работы».  Но какого-то четка плана по противодействию этим угрозам он, увы, не представил Тимур Сулейманов: «Мы сталкиваемся с новыми для себя явлениями в виртуальном мире, которые затем становятся реальными проблемами, психическими расстройствами и угрозами безопасности личности. Все это требует от нас нового качества работы». Но какого-то четкого плана по противодействию этим угрозам он, увы, не представил Фото: president.tatarstan.ru

Новые угрозы для детей — кибербуллинг, троллинг и кибермошенничество

Коснулся министр и темы безопасности. По его словам, в зону высокого риска в республике входит 62 школы и СПО — в них было выявлено большое число правонарушений и низкий уровень психолого-педагогического сопровождения детей, состоящих на учете в полиции. В «красной» зоне — гимназия №180 и школа №8 в Казани, школа №7 Нижнекамска, а также казанский строительный колледж и набережночелнинский политехнический колледж.

Позже к теме детской девиации обратился и министр по делам молодежи РТ Тимур Сулейманов. Он признал, что говорить о прекрасном положении дел в РТ неправильно. По его данным, в Татарстане ежегодно выявляется более 800 детей «группы риска». «Мониторинг сетевых рисков выявляет более 600 детей, которых увлекают такие течения, как АУЕ (*запрещенная в РФ организация) или суицидально-депрессивные группы», — сообщил министр.

2 219 детей состоят в реестре семей в социально опасном положении, а более 2,4 тыс. — в подразделениях по делам несовершеннолетних. Сулейманов считает, что «потребности детей от 6 до 18 лет меняются по мере взросления ребенка», меняется и язык коммуникации с ним. «Мы с вами часто не успеваем работать на опережение, — сетовал молодежный министр. — Огромное влияние оказывает интернет, и связанные с ним вызовы становятся все более серьезными».

Мол, деструктивные, запрещенных течения «четко, целенаправленно и методично вербуют подростков в сетевых сообществах», также подростки подвергаются в сети кибербуллингу, троллингу и кибермошенничеству, причем «зачастую остаются с ними один на один».

«Мы сталкиваемся с новыми для себя явлениями в виртуальном мире, которые затем становятся реальными проблемами, психическими расстройствами и угрозами безопасности личности. Все это требует от нас нового качества работы», — считает молодежный министр. Но какого-то четка плана по противодействию этим угрозам он, увы, не представил.

Михаил Афанасьев обратил внимание, что в  Зеленодольском районе проблемой является переполненные классы в школах и группы в детских садах Михаил Афанасьев обратил внимание, что в  Зеленодольском районе проблемой являются переполненные классы в школах и группы в детских садах Фото: president.tatarstan.ru

Как заставить детей-сирот платить за «коммуналку», а 100-бальников вернуться в Татарстан после учебы?

Глава Зеленодольского района РТ Михаил Афанасьев обратил внимание, что Зеленодольский — пятый по численности населения район РТ, где проживают 166 тыс. человек. Проблемой являются переполненные классы в школах и группы в детских садах. «Если в исторической части Зеленодольска наполняемость класса 25 человек, то в микрорайоне Мирный, который еще достраивается, уже 33. В детских садах ситуации схожие. В микрорайоне Мирный и Осиново на 100 мест приходится 136 детей», — объявил Афанасьев. А вот в Заволжской зоне наполняемость групп значительно ниже норматива, там, напротив, объединяют школы и детсады.

Замминистра просвещения РФ Васильева в числе задач на новый год обозначила формирование единого образовательного пространства и внедрение программы по воспитанию, те самые «Разговоры о важном». Васильева напомнила, что 2023-й станет годом учителя и наставника. Она попросила не забывать ветеранов педагогического труда. «На их труде, плечах, можно сказать, мы строим систему образования России. В Республике Татарстан таких учителей очень много», — сказала Васильева. Так, заслуженных учителей республики — 506, заслуженных учителей России — 9. Более высокое призвание — народный учитель. Таких учителей Татарстана — 22, и один народный учитель России — это Халиуллин Рамиль Исмагилович, учитель химии школы №80 города Казани. Не каждый регион может гордиться таким числом заслуженных и народных.

Минниханов в заключительном слове призвал всех обратить внимание на формирование у подрастающего поколения традиционных для нашей республики и страны духовно-нравственных ценностей. Но и недооценивать родительский потенциал тоже нельзя. Нужно воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма, и здесь велика роль классных руководителей, предупредил президент.

«Отдельное внимание нам следует уделить подросткам, которые имеют склонность к нарушению закона, проявляют признаки деструктивного поведения», — поручил Рустам Нургалиевич. Также он обозначил проблему детей-сирот. «Хотел бы обратить внимание: из этого количества только 1 117 детей-сирот сохранили жилые помещения, остальные остались без жилья. Почему так случилось? — задал вопрос Минниханов, — Надо за этим следить!». В РТ 9,5 тыс. детей-сирот, из них 8,5 тыс. воспитываются в замещающих семьях.

Но и поведение самих сирот президент республики не порадовало: задолженность по коммунальным платежам — 51 миллион. «Вот ты получил [площадь], за коммунальные услуги надо платить! Что это такое?» — вопросил Минниханов. Обращаясь к главам регионов, он предложил сопровождать сирот, трудоустраивать их. 

Другая проблема в низком показателе СПО по выполнению государственных заданий. «Когда встает вопрос о реорганизации, главы вспоминают и начинаются хождения, не знаю, в чем причины [низких показателей], нужно проанализировать», — поручил президент. Проблемы обозначились в  Актанышском технологическом техникуме, Буинском ветеринарном техникуме, Лениногорском политехническом колледже, Мензелинском педагогическом колледже и в Нурлатском аграрном техникуме.

Напоследок президент вспомнил утреннюю встречу с 100-бальниками. Мол, половина, конечно, будет учиться в московских и питерских вузах. С одной стороны, мы сожалеем, что наши вузы не смогли их заинтересовать, но, с другой, если они получат хорошее образование и вернутся в республику, будет тоже неплохо, рассудил президент. Для убедительности он даже поднял с места главу Набережных Челнов Наиля Магдеева, который учился в Санкт-Петербурге. «Вот ты же учился в Питере, а потом вернулся», — порадовался он за рулевого Челнов и всю республику. Учился Магдеев, к слову, в Ленинградской лесотехнической академии.