Если окунаться в историю танцевального движения в России, то еще в 1990-е, когда гуру этого мира был шоу-балет «Тодес» Если окунуться в историю танцевального движения в России, то еще в 1990-е, когда гуру этого мира был шоу-балет «Тодес», Казань уже представляли такие известные коллективы, как театр танца «Мгновение», шоу-театр «Шарм», «Дорога из города» Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

С чего все начиналось

Еще в 1990-е, когда на пике славы был шоу-балет «Тодес», Казань уже представляли такие известные коллективы, как театр танца «Мгновение», шоу-театр «Шарм», «Дорога из города». Многие выходцы из них до сих пор растят поколение за поколением тех, кто занимается танцами. «Мы росли в удивительное время! И чисто по-человечески, и физически, и творчески, — вспоминает Анастасия Фаттахова, руководитель академии танца F-team, основатель проекта „Мотиватика“, которая танцевала и в „Мгновении“, и отработала несколько лет в московском „Тодесе“. — У нас не было возможностей получать информацию, потому мы учились на каких-то своих домыслах, обрывках из видеоматериалов, видеоклипов. И это помогало находить какие-то собственные творческие ресурсы».

«Сам факт того, что это есть в Казани, — то круто! — считает Анастасия Фаттахова — руководитель академии танца F-team, основатель проекта „Мотиватика“. —  Это действительно факт, аудитория разного возраста, которая увлекается и занимается танцами, в Казани есть» «Сам факт того, что это есть в Казани, — круто! — считает Анастасия Фаттахова, руководитель академии танца F-team, основатель проекта „Мотиватика“. — Это действительно факт, аудитория разного возраста, которая увлекается и занимается танцами, в Казани есть» Фото: «БИЗНЕС Online»

Историю же массового танцевального движения в Казани наши спикеры начинают со студии «Импульс», основанной Ксенией Васис и Артемом Краминым в начале нулевых (сейчас пара живет в Испании). Именно с «Импульса», в рамках которого в какой-то момент работало аж 11 студий, стартовала танцевальная эра, в городе стали появляться новые стили и открываться те самые студии. Кроме того, Васис и Крамин организовывали масштабные вечеринки в крупнейших клубах Казани, куда приходило по 1,5 тыс. человек. Васис рассказывала, как печатала 20 афиш, расклеивала по городу и люди буквально начали валить к ним. Сейчас от 11 студий осталась всего одна, которой управляет Вероника Нурутдинова, также когда-то преподававшая в «Импульсе».

Еще одна пара, кстати, также начинавшая свой путь в стенах «Импульса», оставившая след в танцевальной индустрии, — Евгения Шевчук и Дмитрий Феклин (сейчас живут в Москве): с их студии Level Up, открывшейся в 2012-м, которая по-прежнему функционирует, в Казани началась мода на уличные танцы, а именно — на культуру хип-хопа, здесь рассказывали о нем как о явлении, а не просто о танце.

В начале нулевых в Казань пришла и фитнес-индустрия, которая в принципе помогла сделать мощный прорыв в российском танцевальном движении. До того многие профессионалы были ограничены и в возможности зарабатывать деньги, и в перспективах получения нового знания. Но теперь они стали инструкторами танцевальных направлений. Через фитнес-индустрию стали развиваться международные конвенции, люди начали встречаться с представителями танцевальных культур из других стран и частей света. Кроме того, на развитие и популяризацию этого явления влияли самые различные феномены — от бразильских сериалов до появления всевозможных телешоу наподобие «Танцев со звездами».

Так от периода зачатков студийности, когда танцы нашли в себе возможность и силу быть самостоятельным процессом, явление перешло на следующий этап. Появились студии по различным танцевальным направлениям, где каждый, кто этого хочет, может прийти и позаниматься. И уже не важен твой уровень подготовки, поскольку ты не претендуешь на участие в профессиональном коллективе. Стали проявлять себя и социальные танцы.

На развитие и популяризацию этого явления влияли самые различные феномены — от бразильских сериалов до появления всевозможных телешоу наподобие «Танцев со звездами» На развитие и популяризацию этого явления влияли самые различные феномены — от бразильских сериалов до появления всевозможных телешоу наподобие «Танцев со звездами» Фото: © пресс-служба телеканала «Россия-1», РИА «Новости»

Главные лица движения

Выделение самых-самых в танцевальном мире Казани — вещь довольно неблагодарная. Это достаточно демократичная среда, где нет четких иерархий, к тому же те, кто занимается, скажем, историческими танцами, могут не слишком интересоваться делами поклонников стрип-пластики. Поэтому в нашем списке скорее наиболее медийные люди, впрочем, это не отрицает их вклада в движение.

Алина Барилова — хореограф и основатель студии Kingstep. Практически все наши собеседники соглашаются, что Барилова — номер один в мире хип-хопа. Среди различных наград выпускницы Казанского театрального училища и победа в качестве хореографа-постановщика с командой на телевизионном проекте «Большие танцы» «России-1».

Нурбек Батулла начинал как классический танцовщик, работая после окончания Казанского хореографического училища в театре им. Джалиля. Но далее, отучившись в Питере, он вернулся в родной город уже с другим багажом знаний и представлениями о развитии танцевальной культуры. Сегодня Батулла, лауреат «Золотой маски» в качестве танцовщика, пожалуй, главный в Казани популяризатор жанра контемпорари. Кроме того, его работы как хореографа в театральных спектаклях уже выглядят узнаваемыми.

Олег Ивенко — премьер балета театра им. Джалиля. Но его заслуги в культурной жизни Казани не ограничиваются только этим, а также съемками в фильме «Белый ворон» в роли Рудольфа Нуриева. Ивенко — основатель и руководитель фестиваля современного танца #StagePlatforma, добравшегося до главного зала театра оперы и балеты, также он возглавляет и собственную балетную школу Balllet Room, показывая, что и для медийных лиц это может быть бизнесом.

Марсель и Мария Нуриевы — творческий и супружеский дуэт танцоров и хореографов, одни из самых уважаемых в Татарстане специалистов современного танца. Сегодня Нуриевы не только делают перформансы на площадке MOÑ, но даже ставят номера для гала-концертов Нуриевского фестиваля.

Анастасия Фаттахова — имя супруги замглавы Росмолодежи Дамира Фаттахова регулярно звучало в наших разговорах с экспертами. Экс-участница коллективов «Тодес» и «Мгновение» некогда открыла свою студию F-Team, будучи одним из руководителей «Планеты Фитнес». Кроме того, Фаттахова в качестве медийной фигуры немало все эти годы делала для популяризации танцевального движения в Казани. Сегодня она живет на два города — Казань и Москву.

Танцы —  занятие финансово не слишком затратное. В среднем цена абонемента по городу в студии  — 3-3,5 тыс. рублей Танцы — занятие, финансово не слишком затратное. В среднем цена абонемента по городу в студии — 3–3,5 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Сколько это стоит?

Танцы — занятие, финансово не слишком затратное. В среднем цена абонемента по городу в студии — 3–3,5 тыс. рублей. Но можно найти вариант и дешевле, например 2 тыс. рублей за месячный абонемент (8 занятий), и, конечно же, вариант дороже — за 4,5 тыс. рублей, как, например, в студии той же Фаттаховой. Индивидуальное занятие будет стоить 1,1–1,7 тыс. рублей, разовое — 500 рублей.

Меньше потратят те, кто выберет для себя исторические танцы. Здесь разовое занятие стоит 350 рублей, абонемент на четыре занятия — 1,2 тыс., на 8 занятий — 2 тысячи. Хотя придется раскошелиться на платье с кринолином. Конечно, сам кринолин можно купить как за 500 рублей, так и за 3 тыс. и даже выше. А вот найти подходящее платье для бала — тут все будет зависеть от вашей вовлеченности в эпоху танца и размера кошелька. Так что можно обойтись простецким платьицем или шикарным туалетом из шелка и батиста в стиле ампир за десятки тысяч рублей.

Еще может понадобиться обувь для сальсы — туфли на устойчивом каблуке и обязательно удобные. Чтобы найти их на Ozon, придется потрудиться, а вот на AliExpress можно купить их всего за 1,5 тыс. рублей. В казанских магазинах цена будет уже выше — в среднем 4 тыс. рублей. Если позволяет бюджет, конечно, есть предложения и дороже. Что касается одежды, главное, чтобы она не сковывала ваши движения.

Для тех, кто решит заняться female-танцами (которые подчеркивают красоту форм и сексуальность), главная задача — найти подходящие стрипы: специальные туфли на высокой платформе и высоченных каблуках. Они делятся на пять категорий: «двойки», «тройки», «четверки», «пятерки» и «шестерки», где «шестерки» — это нечто с 15-сантиметровой платформой и 25-сантиметровым каблуком. Каждую пару придется покупать по мере того, как вы будете набираться мастерства. Разброс цен опять же огромный — от 2 тыс. рублей до десятков тысяч.

Что касается восточного танца, или belly dance (танца живота), то здесь цена костюма зависит от материалов и запроса. Для себя и своими руками можно сшить за 5–7 тыс. рублей. Если нанимать швею — 10 тыс. рублей. Минимальная стоимость конкурсного костюма стартует от 20 тыс. рублей и не имеет потолка.

Что касается различных танцевальных стилей, то они популярны у разных возрастных категорий. Те, кто постарше, — от 25-30 лет и далее (до 60 лет вполне) — предпочитают социальные танцы, восточные — то, что действительно упрочнилось Что касается различных танцевальных стилей, то они популярны у разных возрастных категорий. Те, кто постарше — от 25–30 лет и далее (до 60 лет вполне), — предпочитают социальные танцы, восточные — то, что действительно упрочнилось Фото: Norbert Eisele-Hein/imageBROKER.com / www.globallookpress.com

Кто и где занимается танцами?

Что касается различных танцевальных стилей, то они популярны у разных возрастных категорий. Те, кто постарше — от 25–30 лет и далее (до 60 лет вполне), — предпочитают социальные танцы, восточные — то, что действительно упрочнилось. Хотя для социальных танцев нужно чуть больше смелости, потому что там необходим партнер, а порой есть откровенные движения. Восточные танцы — это уже классика, которую называют «танцем тетенек».

А, например, хип-хоп — четкое направление для подростков от 12 до 20 с небольшим лет. Хотя есть сильные взрослые команды, где возраст участников в промежутке от 18 до 25 лет. Это уже современный джаз-фанк, high heels (хай хилс), дэнс-холл. Вряд ли 40-летний человек увлечется хип-хопом или латино. Он предпочтет именно социальные танцы. Потому что там и попроще, и можно с кем-то познакомиться, и освоить какие-то движения.

Кроме собственно помещений студий, с приходом лета потанцевать можно на Кремлевской набережной, где несколько раз в неделю проходят занятия по латиноамериканским танцам, или в парке «Крылья Советов», где проводит балы исторических танцев студия «Андерсен». Единого сообщества, объединяющего все танцевальные жанры, нет, поэтому и нет каких-то очень крупных ивентов. Здесь каждый выбирает то направление, которое ему больше всего нравится, а еще позволяет здоровье.

Из клубов активнее всех в продвижении танцевальной культуры Казани участвует пространство Werk. Кроме различных музыкальных, танцевальных вечеринок, здесь проводятся тематические проекты, такие как, например, фестиваль vogue-культуры I’m Vogue Ball, он прошел в феврале.

А вот среди татарстанских VIP’ов популяризаторов танцевальной культуры почти нет. Можно вспомнить разве что все ту же Фаттахову или известную телеведущую Айгуль Мирзаянову. Еще говорят, что социальными танцами одно время занимался IT-предприниматель Дмитрий Еремеев, но перестал. «Чтобы медийные личности увлекались, чтобы они поддерживали эту тусовку, нужно, чтобы они знали об этом, — говорит Регина Ланвин — популяризатор vogue-культуры в Казани. — Тот же самый бал — это реклама культуры. Потому что мы подтягиваем различных людей в качестве спецгостей. У нас были модели, балерины, Настя Фаттахова. Мне кажется, люди потихоньку будут узнавать, что это такое, начнут интересоваться и культура станет выливаться уже в массы».

«Социальные танцы — это когда ты танец „надеваешь“ на себя и вот как он на тебя „сядет“, так и танцуешь. Здесь нет одного партнера, можно потанцевать с разными, ты учишься универсальному ведению, ведомости и вырабатываешь свой стиль» «Социальные танцы — это когда ты танец „надеваешь“ на себя и, вот как он на тебя „сядет“, так и танцуешь. Здесь нет одного партнера, можно потанцевать с разными, ты учишься универсальному ведению, ведомости и вырабатываешь свой стиль» Фото: Artur Widak/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Что танцуют?

Безусловно, каждая категория танцев включает в себя куда больше стилей и жанров, чем те, что поместились в наш материал, но мы указываем именно на те, которые наиболее массово представлены в Казани и наиболее часто называли наши эксперты. Тем более каждый жанр имеет свои поджанры, некоторые из которых теряют популярность так же быстро, как приобрели, например тверк, а некоторые перерастают в нечто большее, чем просто танец, создавая целые культуры, субкультуры. Подчеркнем, что мы намеренно не говорим в нашем тексте о традиционных (народных) танцах, т. к. в большинстве своем люди занимаются ими профессионально и выступают на сцене.

Социальные латиноамериканские танцы: бачата, сальса, кизомба, зук, танго, блюз, свинг

Студии в Казани: Sense (Евгения Крылова), Social Dance School (Алмаз Эль), Yansa (Яна Потоцкая)

К социальным танцам принадлежат практики, где танец выступает прежде всего как повод для общения. Ими предпочитают заниматься те, кому важны не соревновательные достижения, а положительные эмоции. Кроме того, для пары социальные танцы — в особенности бачата — хороший способ достичь нового уровня взаимопонимания.

«Возраст интересующихся — от 20 до 50 лет, — рассказывает Евгения Крылова. — Средний возраст тех, кто приходит, — 25–30 лет. Конечно, меньше тех, кто занимается в возрасте от 45 до 50 лет, хотя даже в 50 люди могут выглядеть отлично и хотят танцевать. 2010-й был годом популярности хип-хопа и парных танцев. Люди начали узнавать, что сальса — это не только соус, но еще и танцевальный стиль. А когда появились телешоу „Танцы со звездами“, „Большие танцы“ и прочее, то заинтересованность казанцев возросла. Публика стала искать что-то для себя, и опять же интерес вызвали парные танцы. Кстати, разница между социальными и бальными танцами в том, что последние — это уже спорт. Тут у тебя один партнер, ты с ним тренируешься, нацелен на определенный результат, победу. Социальные танцы — это когда ты танец „надеваешь“ на себя и, вот как он на тебя „сядет“, так и танцуешь. Здесь нет одного партнера, можно потанцевать с разными, ты учишься универсальному ведению, ведомости и вырабатываешь свой стиль. Нет определенных стандартов, кроме базиса».

Уличный танец — стиль, который развивался вне танцевальной студии, в любом доступном открытом пространстве, на тех же улицах, парках и школьных дворах Уличный танец — стиль, который развивался вне танцевальной студии, в любом доступном открытом пространстве, на тех же улицах, в парках и школьных дворах Фото: «БИЗНЕС Online»

Уличные танцы: хоп-хоп, хаус, вакинг, паппинг, брейк-данс, дэнс-холл, электро, шаффл

Студии в Казани: Pulse (Юлия Исхакова), You Dancer (Елена Виниченко), Kingstep (Алина Барилова, Александр Царев), Level Up (Евгения Шевчук, Дмитрий Феклин), F-Team (Анастасия Фаттахова)

Уличный танец — стиль, который развивался вне танцевальной студии, в любом доступном открытом пространстве, на тех же улицах, в парках и школьных дворах.

«Раньше рамки стилей были четкими, но сейчас часто получается микс музыки. Современными танцами назывались брейк, хип-хоп, джаз-фанк — теперь это уличные танцы. Сейчас современными называют контемпорари, пластическую импровизацию, модерн, — говорит Юлия Исхакова. — Хороший танцор будет разбираться в нескольких темах, но чтобы умел все — так не бывает. Хип-хоп и брейк неразделимы, можно пойти в дэнс-холл, но это совсем другая тема. Среди людей старше 18 лет танцы не массовое явление. Чаще это социальные танцы, там проще научиться всему. Чтобы влиться в тусовку, нужно полгода-год. Но зависит от человека, кто-то и за два месяца начинает чувствовать себя как рыба в воде. А кому-то тяжело дается чисто физически. Преподаватель в любом случае должен хорошо танцевать. Но на работу я возьму того, кто хочет развиваться как педагог».

Исторические танцы: вальс, кадриль, контрдансы, полька, мазурка

Студии в Казани: «Андерсен» (Роман Кузнецов), Fleur de la danse (Алиса Платова)

Исторические танцы — общее название для танцев прошлых эпох, исполняемых в настоящее время.

Самое популярное —  середина XIX века, так как там наиболее простые танцы, много кадрили, контрдансов, где можно, грубо говоря, просто ходить пешком, очень много вращательных танцев, типа польки, вальсы в два па «Самое популярное — середина XIX века, так как там наиболее простые танцы, много кадрили, контрдансов, где можно, грубо говоря, просто ходить пешком, очень много вращательных танцев типа польки, вальсы в два па» Фото: Georg Wendt/dpa / www.globallookpress.com

«В декабре 2022 года клуб отметит 15-летие, — рассказывает Алиса Платова. — Балы в КФУ прекратились с началом пандемии коронавируса, сейчас устраиваем балы в КГМУ (в мае), в музее Боратынского,  Торгово-промышленной палате РТ, КЦ имени Пушкина. В Казани балы проводятся на площадках в больнице Бехтерева, Ратуше, „Корстоне“, ДК имени Ленина, ДК имени Саид-Галиева. Есть два основных бала самого клуба — в апреле и декабре. Каждый посвящен одному историческому периоду, чаще всего XIX века. Также ездим на балы в Санкт-Петербург, Киров, Саратов и другие города Поволжья. Казанская тусовка небольшая — у нас в клубе активных участников 30–40 человек, всего в городе под сотню. Сейчас прошел пик интереса молодежи к историческому танцу. К нам чаще приходят люди возраста 25–30 лет. Изначально возрастное ограничение было 16+, потому что подросткам было бы некомфортно со взрослыми. В основном исторические танцы выбирают люди технического склада ума: физики, математики, айтишники. Это всероссийская тенденция — в топовых студиях Москвы танцы преподают доктора физматнаук. В среднем проведение бала на 50 человек обходится в 60–70 тысяч рублей. Но продукты, бумага, аренда дорожают, бюджет придется увеличивать. Мы организуем балы на голом энтузиазме, мы НКО. На регулярных занятиях собираем деньги только на аренду зала».

«Исторические танцы в Казани зарождались лет 10 назад и были более популярны. Сегодня популярнее всякие сальсы, — констатирует Кузнецов. — Почему? Потому что их можно танцевать где угодно и не требуется никакого дресс-кода. В исторических танцах есть свой момент: мы тоже занимаемся, как обычно — в майках-футболках, а вот на балы, торжественные мероприятия проходят уже по дресс-коду. И, скажем так, минимальный порог: у женщин — платья, у мужчин — костюм. Так что даже на этом моменте отсекается какое-то количество людей. Деление в исторических танцах происходит по периодам: XIX век — начало, середина и конец, далее — барокко и начало ХХ века. Самое популярное — середина XIX века, так как там наиболее простые танцы, много кадрили, контрдансов, где можно, грубо говоря, просто ходить пешком, очень много вращательных танцев типа польки, вальсы в два па. Плюс у дам здесь есть возможность нарядиться в платья с кринолином. Второе по популярности направление — начало XIX века. Это время Наполеона, героини Толстого, скажем, Наташа Ростова и так далее. Здесь наряды уже проще, зато более сложная хореография, так как много прыгающих элементов, и они, соответственно, для более молодого поколения. Люди в возрасте их не танцуют. Возрастная категория увлекающихся — это в основном женщины от 20 до 25 лет, мужчины 23–25 лет, которых, конечно, куда меньше. Иногда один к двум, иногда один к трем».

Контемпорари — это современный, постоянно формирующийся стиль танца, в котором продолжаются поиски выразительных форм Контемпорари — это современный, постоянно формирующийся стиль танца, в котором продолжаются поиски выразительных форм Фото: Keystone Pictures USA/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Современные танцы: контемпорари, экспериментал/экспериментальная хореография, free movement

Студии в Казани: Kingstep (Алина Барилова, Александр Царев), студия «Мысли вслух» при камерном балете «Пантера» (Вера Никитина)

Контемпорари — это современный, постоянно формирующийся стиль танца, в котором продолжаются поиски выразительных форм. Контемпорари стал популярен уже в то время, когда только появился. Хотя сейчас это скорее современные танцы, где важной основой служит идея. Здесь люди стараются выбрать какую-то композицию, указывают наши эксперты, и показать свои переживания, что выглядит несколько театрализованно. И когда это делает целый коллектив, то это действительно выглядит мощно. Новой волне популярности данного жанра поспособствовали успехи вышеназванного Батуллы.

«В прошлом сезоне „Танцев на ТНТ“ все странные контемпорщики были фаворитами, — напоминает Фаттахова. — Сейчас смотрю кастинг, все то же самое. Все пытаются максимально странно двигаться. Это, конечно, влияет на молодых хореографов, которые хотят быть известными, популярными, востребованными и создают тренды».

Что касается контемпорари, если хотите освоить именно его, то не помешает иметь хоть какой-то хореографический опыт: некоторые студии могут не взять человека, что называется, с нуля, т. к. в некоторых моментах контемпорари имеет сложные хореографические элементы, а порой придется продемонстрировать серьезную растяжку.

Восточные танцы: турецкие, марокканские, египетские, персидские, иорданские и т. д.

Студии в Казани: Varda (Татьяна Кузьмина), «Сэмбель» (Эмма Флегонтова), AlZumrad (Юлия Задорная), «Басхира» (Регина Якупова)

«Пик популярности восточных танцев пришелся на 2004–2006 годы, — указывает одна из первопроходцев этого стиля в Казани Татьяна Кузьмина. — В конкурсах участвовали по 1–1,5 тысячи человек, жюри заседало до 4 часов утра. Толчком стала трансляция сериала „Клон“, первые танцы разучивались по его кадрам с сирийскими танцовщицами. В сериале „Великолепный век“ совсем другие танцы. Во время Османской империи, султана Сулеймана таких танцев просто не было. Современный танец живота, который мы привыкли видеть, создал египетский хореограф Махмуд Реда в конце XX века на основе танцев из разных регионов Египта. Сейчас мода на восточные танцы уже прошла. Пришли зумба, бачата, социальные танцы. Иногда мы шутим, что вот бы сериал „Клон“ показали снова и движение возродилось. Сколько тогда платили за выступление на корпоративе — я не помню, но доход от преподавания позволял мне ездить на соревнования по России и за границу, шить костюмы со стразами Swarovski. Гонорары за выступление и костюмы, которые я шила на заказ, были, конечно, больше, чем зарплата преподавателя ветеринарной академии. Думаю, ренессанс восточных танцев обязательно будет. Направление женственное, раскрученное. Мастера и энтузиасты остались, есть кому его возрождать. Сейчас полно информации в доступе. Восточные танцы — второй или третий по популярности жанр танцев в мире. Через восточные танцы прошли очень много женщин, и среди них есть те, кто добился успеха. У меня долго занималась директор завода в области органической химии. Больше 15 лет ко мне ходила замдиректора крупного банка».

«В восточных танцах довольно широкая система конкурсов, рейтингов и уровней мастерства не меньше, чем в бальных танцах, — рассказывает Юлия Задорная. — Есть свои любители, профессионалы, правила, судьи. Они давно выведены за пределы просто ресторанных плясок и сейчас изучаются и преподаются как полноценное искусство. Даже профессиональные академические ансамбли интересуются нашим направлением. Например, я лично консультировала ансамбль „Казань“ при создании восточного номера — он сейчас в их основной программе».

Female dance: стрип-пластика, хай хилс, хорео, танцы на шесте, фреймап, боди-балет

Студии в Казани: Chikibro (Яна Батарла, Лена Грехнева), Pulse (Юлия Исхакова), Вallet Room (Олег Ивенко), «Мотиватика» (Анастасия Фаттахова), So Strip (Регина Фатхутдинова) 

Female-танцы, те самые, которые подчеркивают красоту форм и сексуальность. «Я преподавала и в других студиях, но мне не нравились там условия, и я решила открыть свою, — говорит Регина Фатхутдинова. — So strip — это не только танцы. Я несу философию. Девушка через танец себя раскрывает. Мы не готовим никого на конкурсы, концерты. В нашем пространстве только девушки. Тут танцы для себя, а не для победы. Хореографы тоже это транслируют».

«Vogue в Татарстане изначально появился в Набережных Челнах и только потом в Казани» «Vogue в Татарстане изначально появился в Набережных Челнах и только потом в Казани» Фото: «БИЗНЕС Online»

Vogue и джаз-фанк (эти стили наши эксперты рекомендовали не относить ни к одной из групп)

Студии в Казани: House Pro (Наталья Файзрахманова), Level Up (Евгения Шевчук, Дмитрий Феклин), F-Team (Анастасия Фаттахова) и классы Регины Ланвин

Vogue, скорее всего, многие вспомнят по одноименному клипу Мадонны. Считается, что именно она популяризовала в 1990-х этот стиль. Хотя vogue возник в 1960-е, в то время, когда США и вся передовая Европа переживали бум сексуальной революции, а также формировалась терпимость к представителям сексуальных меньшинств и их принятие. Стиль танца, пусть на короткое время, стал тем самым методом, который способствовал самовыражению этих общественных групп. Изначально даже танец имел серьезную сексуальную окраску, более похожую на протест против общественных устоев. Джаз-фанк — один из самых молодых стилей вообще и появился в начале этого века. Танец заимствует отдельные элементы хип-хопа, джазовой и эстрадной хореографии, вакинга и даже стрип-пластики. Это танец контрастов, в котором резкие и отрывистые движения неожиданно сменяются плавными и мягкими.

«Vogue в Татарстане изначально появился в Набережных Челнах и только потом в Казани, — рассказывает Ланвин. — В России же танец раньше всего появился на юге, и одним из первых городов стал Ростов-на-Дону. Я сама начала танцевать его в 2018 году, а в 2020-м сделала первый крупный бал в Казани — I am vogue ball. Сейчас это один из крупнейших балов в Поволжье. Последний прошел в феврале этого года. Это будет ежегодное мероприятие, где фешен-индустрия сливается с танцем. У меня закрытые группы, так как люди, которые приходят в vogue-культуру, показывают постоянный результат. Это не так, что два месяца отходил и все. Я со своими учениками выезжаю на фестивали, сформировалось даже некое комьюнити. Те, кто просто ради интереса ходит, конечно, тоже есть, но получается так, что они приходят просто, потому что интересно, а потом попадают в тусовку и остаются в ней. У меня нет совсем подростков, это в основном девушки, женщины, есть парни — представители ЛГБТ-культуры в том числе. Опять же все дело в том, что vogue — это еще и безопасность. Возрастной разброс — от 20 до 40 лет. Но люди бывают разные: в ком-то больше огня, кто-то может быть очень скромным. Это огромная психологическая работа над собой, работа над тем, чтобы себя показать. К примеру, у меня есть ученица, ей 38 лет, она мама двоих детей, и она сказала, что только после моих занятий поняла ценность самой себя. То есть vogue — это про уверенность в себе. Так что люди, которые приходят на занятия, потом даже говорят: „А зачем мне психолог?“».

Казань существенно продвинулась в вопросе расставания со стереотипами о том, что танцы это что-то несерьезное «для девочек или детей», констатируют наши эксперты Казань существенно продвинулась в вопросе расставания со стереотипами о том, что танцы — это что-то несерьезное «для девочек или детей», констатируют наши эксперты Фото: «БИЗНЕС Online»

«Танцы на самом деле великое дело»

Казань существенно продвинулась в вопросе расставания со стереотипами о том, что танцы — это что-то несерьезное «для девочек или детей», констатируют наши эксперты.

«Был период, когда меня спрашивали: „Чем занимаешься?“ — „Танцами“. — „Это понятно, а чем занимаешься-то? Ну что за профессия — танцор?“ — вспоминает Фаттахова. — И я могу себе медальку повесить, что моя жизнедеятельность, моя вера в это направление и ценность того, что я работаю с детьми… Многие из них выросли, участвуют в „Танцах на ТНТ“, реализуются как хореографы. Да просто как люди в жизни, сдают успешно экзамены в ВШЭ. Становятся востребованными, смелыми. Танцы на самом деле великое дело, и оно очень помогает людям на их жизненном пути. Когда ты можешь чувствовать свое тело и использовать этот инструмент, то способен гораздо более смело выступать на сцене, неважно, с речью, номером. У тебя уже есть конкурентные преимущества». Одновременно в Казани не так много возможностей для реализации профессионала. «Ну в клипах местных снимешься, на „Татар җыры“ подработаешь… Поэтому ты либо создаешь свою команду, либо ведешь уроки, на которые приходят обычные люди. Вот она, вся экономика. В более крупных городах, как Москва, Петербург, этот формат более широкий», — констатирует наша собеседница.

Кроме того, «частникам» не слишком помогают государство и спонсоры. «Никакой поддержки со стороны бизнеса или государства у нас не было. Даже когда моя ученица победила в престижном конкурсе Мисс belly dance, который проходил в США, — рассказывает руководитель коллектива Varda Кузьмина. — Даже когда российская сборная собрала все пьедесталы на чемпионате Европы в Венеции. И мы были единственной командой, которая приехала за свой счет! А корейские коллеги рассказывали, что им даже предоставляют академический отпуск в университете для подготовки к соревнованиям». И это, судя по всему, довольно типичная история.

И, наконец, еще один вопрос: как выбрать свой танцевальный стиль и правильного педагога? Все просто, считает Фаттахова: «Во-первых, танец существует, поэтому нужно выбирать, под что хочется подвигаться, на что реагирует тело. А оно всегда реагирует. Во-вторых, причем не важна последовательность этих двух аспектов, — всегда надо выбирать человека. Вот нравится, как выглядит он, как говорит, какие ценности транслирует, как движется его тело». Но важно, говорит эксперт «БИЗНЕС Online», делать выбор честно, не бросаться на то, что супермодно сегодня. «Соответственно, каждый выбирает того, кто будет для него мотиватором, вдохновителем, на каком-то этапе тренером. Пробуйте», — резюмирует Фаттахова.