На два дня из города айтишников Иннополис превратился в город блогеров. Здесь с 2 по 4 августа проходит деловой форум всероссийского проекта «ТопБЛОГ», который собрал 150 блогеров-полуфиналистов На два дня из города айтишников Иннополис превратился в город блогеров. Здесь с 2 по 4 августа проходит деловой форум всероссийского проекта «ТопБЛОГ», который собрал 150 блогеров-полуфиналистов Фото: Валерия Купцова

«Получаю обратную связь в «Телеграме». Иногда очень крепко получаю»

На два дня из города айтишников Иннополис превратился в город блогеров. Здесь с 2 по 4 августа проходит деловой форум всероссийского проекта «ТопБЛОГ», который собрал 150 блогеров-полуфиналистов — россиян самых разных профессий из 47 регионов страны, решивших стать медиаинфлюенсерами. Самое громкое имя среди хедлайнеров форума — Елена Гущина, радиоведущая и ведущая шоу «Студия Союз» на телеканале «ТНТ», которая провела с блогерами творческую встречу. Другие, за исключением ведущего Первого канала, выходца из Татарстана Максима Шарафутдинова, известны широкой публике чуть меньше. Среди спикеров были, к примеру, блогер-нутрициолог Полина Гром, главред медиа департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Ольга Кичаева и другие.

«ТопБЛОГ» — это проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», поддерживаемый, в частности, министерством просвещения и Росмолодежью, который должен помочь начинающим блогерам. Во время его презентации в 2020 году организаторы утверждали, что политизировать его не планируется, а блогеров будут учить в том числе и борьбе с фейками. Эксперты же тогда утверждали, что Кремль хочет воспитать собственных инфлюенсеров в интернет-пространстве. На сайте же платформы «Россия — страна возможностей» указывается, что цель проекта — «создание и развитие системы социальных лифтов в медиасфере». 

Что же предлагает в 2022 году «ТопБЛОГ» во втором сезоне? После блокировки в РФ ряда социальных сетей проект обучает начинающих блогеров продвижению исключительно в отечественных каналах: «ВКонтакте», «Телеграме», «Яндекс.Дзене», Rutube и «Одноклассниках». В список даже попал российский аналог TikTok — Yappy от «Газпром-медиа». TikTok приостановил стриминг и размещение новых роликов в России в марте из-за закона о фейках о российской армии, пользователям из РФ также недоступен просмотр роликов из других стран. В самом «Газпром-медиа» в конце июля оценивали аудиторию Yappy в более чем 4 млн в месяц. 

Но послушать лекции в Иннополис, помимо участников проекта, приехали еще 150 человек, «региональные создатели контента»: в основном SMM- и PR-специалисты. Среди них, к примеру, были сотрудники «Татмедиа» во главе с гендиректором компании Шамилем Садыковым. В первом ряду сидел и руководитель республиканского агентства РТ по печати и массовым коммуникациям Айдар Салимгараев, который в этот день праздновал день рождения. 

Начался форум с визитки Иннополиса. Мэр города Руслан Шагалеев рассказал гостям из 47 регионов страны, что иннополисяне в среднем зарабатывают по 130 тыc. рублей в месяц, а у жителей, работающих в сфере IT, зарплата подбирается и к 200 тысячам. Еще один крайне любопытный факт: диалог с населением в Иннополисе ведется через телеграм-каналы. Их в городе с 6 тыс. жителей создано около 300. Есть даже телеграм-канал с телеграм-каналами — как пакет с пакетами. «Я сам часов 4–5 провожу в „Телеграме“ не потому, что листаю всякие мемы, а смотрю, чем живет город, и получаю обратную связь. Иногда очень крепко получаю», — улыбаясь, признался Шагалеев.

Гендиректор ОЭЗ Ренат Халимов, презентуя особую зону, прямо со сцены пригласил к себе будущих блогеров-стартаперов, пообещав помощь с привлечением инвестиций в проекты. «Очень надеемся, что у нас медиакластер будет развиваться в отдельном направлении», — анонсировал он. О заинтересованности города в создании такого кластера корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал и заместитель премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов. «Это очень интересное направление. Мы видим, в Юго-Восточной Азии данное направление активно развивается. Медиакластер охватывает много потенциально важных отраслей — начиная от графического дизайна и заканчивая формированием контента», — отметил он.

Мэр города Руслан Шагалеев рассказал гостям из 47 регионов страны, что иннополисяне в среднем зарабатывают по 130 тыc. рублей в месяц, а у жителей, работающих в сфере IT, зарплата подбирается и к 200 тысячам Мэр города Руслан Шагалеев рассказал гостям из 47 регионов страны, что иннополисяне в среднем зарабатывают по 130 тыc. рублей в месяц, а у жителей, работающих в сфере IT, зарплата подбирается и к 200 тысячам Фото: «БИЗНЕС Online»

Секрет бренда Минниханова

Тема форума в Иннополисе звучала как «Развитие бренда города через социальные сети», но в реальности самое яркое выступление на пленарной сессии оказалось посвящено бренду президента Татарстана Рустама Минниханова и его присутствию в соцсетях. Об этом подробно рассказывала пресс-секретарь главы РТ Лилия Галимова, ставшая одним из спикеров мероприятия. «Рустам Нургалиевич же один из самых медийных руководителей российских регионов. В чем секрет? Может, поделитесь?» — спросил у нее модератор площадки, ведущий Первого канала Шарафутдинов. 

«Мне на самом деле, наверное, проще всего работать, потому что здесь точно не нужно работать над брендом. Он уже давно сформирован. Рустам Нургалиевич действительно один из самых медийных лидеров, и связано это не с его личным стремлением быть медийным, напротив, он очень скромный в этих вещах, но с его авторитетом и глубиной знаний, которые у него есть по разным отраслям», — ответила Галимова и напомнила, что Минниханов не просто президент республики, но и возглавляет группу стратегического видения «Россия. Исламский мир» и комиссию госсовета РФ по ЖКХ и строительству и поэтому интересен огромной аудитории.

«Он еще олицетворяет собой представителей всех татар, которые проживают как в России, так и за рубежом, поэтому высокий интерес преимущественно в социальных сетях к нему», — отметила Галимова. Она рассказала, что во всех ресурсах президента открыты комментарии для того, чтобы была возможность получать обратную связь. Есть люди, которые в круглосуточном режиме следят за тем, какие комментарии поступают.

«Рустам Нургалиевич действительно один из самых медийных лидеров и связано это не с его личным стремлением быть медийным, напротив он очень скромный в этих вещах, но с его авторитетом и глубиной знаний, который у него есть по разным отраслям» «Рустам Нургалиевич действительно один из самых медийных лидеров, и связано это не с его личным стремлением быть медийным, напротив, он очень скромный в этих вещах, но с его авторитетом и глубиной знаний, которые у него есть по разным отраслям» Фото: tatarstan.ru

«Это не просто доска объявлений, жалоб и предложений, они действительно в работу ежедневно принимаются. Скажу вам наш небольшой внутренний секрет — каждое утро готовится отчет по прошедшему дню: какое количество, какие комментарии, обращения людей в социальные сети поступили, президент знакомится с этим, отдает в работу премьер-министру, который распределяет по органам исполнительной власти — в министерства, муниципалитеты, для того чтобы они могли оперативно отреагировать на те или иные проблемы», — рассказала официальный представитель казанского Кремля. Кроме того, по словам Галимовой, президент и сам лично периодически читает комментарии под своими постами в соцсетях.

«Периодически он заходит в социальные сети. Он что-то может увидеть, позвонить, дать поручение», — рассказала она.

Также президент с помощью соцсетей отслеживает реакцию жителей на решения властей и изменения в республике. «Он всегда живо интересуется, как люди воспринимают то или иное решение. Может даже поправить что-то где-то. Это не дань моде, это действительно инструмент, которым он активно пользуется», — отметила она.

Во время пандемии, по словам Галимовой, в пресс-службе президента понимали, что людям нужна информация от первого лица. «Кто еще владеет полной информацией, достоверной, как не президент территории? Мы начали записывать видео, в которых он объяснял, что происходит, что сейчас надо делать. Это было невероятно востребовано, именно социальные сети», — вспоминала она.

По словам пресс-секретаря, если президент не выкладывает традиционное утреннее фото с подписью «Хәерле иртэ!», а сейчас — «Исәнмесез!», начинаются волнения. «Это такой формат стабильности. Есть фотография — значит, все нормально. День начался хорошо, в республике все заработало», — объяснила Галимова. 

Одна из самых интересных лекций была посвящена импортозаместительной платформе Rutube. «Мы позиционируем себя как национальный видеохостинг», — так начал выступление старший редактор Rutube Степан Горскин Одна из самых интересных лекций была посвящена импортозаместительной платформе Rutube. «Мы позиционируем себя как национальный видеохостинг», — так начал выступление старший редактор Rutube Степан Горскин Фото: «БИЗНЕС Online»

Блогеры — Rutube: «Мы там не развиваемся, потому что и вам неинтересно, и нам»

Несмотря на то что из-за внешнеполитической ситуации проект обучает начинающих блогеров продвижению исключительно в отечественных каналах, у него нет конкретной цели популяризировать российские соцсети, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Дмитрий Бескромный, руководитель проектов платформы АНО «Россия — страна возможностей». «Мы не про инструменты, а про функциональные подходы. Как себя позиционировать, как писать емкие тексты. Это скорее внешняя среда, и мы к ней адаптируемся, Потому что, во-первых, изменилась история с законодательством. Мы просто не имеем возможности продвигаться на западных платформах, поэтому органично, что переориентируемся на российские. Они развиваются, добавляют новые инструменты», — уточнил Бескромный и добавил, что, если TikTok вернет возможность публиковать видео, проект «на второй же день» откроет соответствующий продукт. 

Пока же все лекции были посвящены российским площадкам. Так, выступление блогера-эксперта и нутрициолога Гром называлось «Как эффективно транслировать свою экспертность в Yappy». Главред медиа столичного транспортного департамента Кичаева рассказывала о возможностях телеграм-каналов, а Катерина Пискунова, член союза дизайнеров России, художник и блогер-миллионник, объясняла, как вести блог на «Яндекс.Дзене», как создавать контент и зарабатывать на нем.

Но одна из самых интересных лекций была посвящена импортозаместительной платформе Rutube. «Мы позиционируем себя как национальный видеохостинг», — так начал выступление старший редактор Rutube Степан Горскин, рассказывая о возможностях и перспективах развития площадки. Главная ее задача — «создание благоприятных условий для авторов цифрового контента». Пока получается не все. В ходе лекции один из гостей даже предложил представителям национального видеохостинга «не тягаться с YouTube», а развивать локальные проекты, и пожаловался, что не получает от Rutube обратной связи: «Мы сейчас там не развиваемся, потому что и вам неинтересно, и нам», — констатировал он. «У нас нет задачи тягаться с YouTube. Раньше мы развивались постепенно, теперь нам пришлось в одночасье все перелопатить, поэтому работа хостинга кажется сумбурной», — заявил Горскин.

«Болей у нас много», — признала Татьяна Подлесная, руководитель отдела редакции и внутреннего промо платформы. Например, сейчас блогер в студии канала может видеть только информацию по просмотрам, но люди хотят знать свою аудиторию лучше и требуют сведения о поле, возрасте и регионе зрителей. Блогерам недоступна информация об их доходе. Система поиска тоже не доведена до совершенства. «Сейчас нужно вбить запрос вплоть до каждого символа, чтобы найти конкретное видео. Но это изменится в течение года», — пообещала Подлесная.  

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она рассказала, что с февраля у Rutube произошел резкий наплыв зрителей. «Мы планировали к концу года довести количество уникальных пользователей в месяц до 25 миллионов (в январе 2022-го посещаемость Rutube составляла всего 7,7 млн человек в месяцприм. ред.) Но такого результата достигли уже к марту», — рассказала Подлесная. Впрочем, чудо закончилось довольно быстро: в июле число уникальных пользователей остается на уровне в 21–22 миллиона.