В теории закрытие ИКЕА должно освободить ниши для российских производителей мебели, в том числе, татарстанских: с казанского рынка уходит огромный мебельный магазин В теории закрытие IKEA должно освободить ниши для российских производителей мебели, в том числе татарстанских: с казанского рынка уходит огромный мебельный магазин Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто заменит IKEA?

Вот уже пару недель страна напряженно следит за завершением затянувшегося сериала по уходу из России шведского мебельного бренда IKEA. В конце июня компания окончательно объявила о завершении работы своих магазинов, на 27 июня назначила старт распродажи остатков для сотрудников сети, а на 5 июля — финальную онлайн-распродажу «для гражданских». Но последний сейл не задался: сначала покупатели не могли добавить товары в корзину, а впоследствии российский сайт IKEA вообще перестал работать якобы из-за большой нагрузки. До 7 июля вроде бы велись технические работы, после чего сайт лег окончательно. 

«Наши товары очень хотят к вам домой, однако совершить покупку сейчас не получится. Мы обрабатываем уже принятые заказы и прикладываем все усилия для возобновления продаж. Следите за обновлениями на нашем сайте», — сообщение с таким текстом висит на официальном сайте шведского бренда с 8 июля. При этом в российской IKEA заверяют, что  не теряют надежды на проведение распродажи до полного опустошения складов: нового завоза товаров нет уже давно и не будет.

В теории закрытие IKEA должно освободить ниши для российских производителей мебели, в том числе татарстанских: с казанского рынка уходит огромный мебельный магазин. Высвобождаются и производственные мощности республиканских предприятий, таких как Поволжский фанерно-мебельный комбинат. 

3 марта на фоне событий на Украине IKEA «была вынуждена» приостановить продажи в магазинах, интернет-магазине, студиях IKEA в России с 4 марта.

Позже компания продлила работу до 31 августа из-за отсутствия возможности организовать постоянные поставки для полноценного функционирования. А 15 июня стало известно, что IKEA продаст свои фабрики в Кировской, Ленинградской и Новгородской областях и сократит сотрудников на собственных производствах. Товары с российских складов планируется распродать.

«За последние несколько месяцев ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Ввиду этого мы не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем. <…> Розничный бизнес IKEA в России остается на паузе. Торговые центры „МЕГА“ продолжат работать и предоставлять доступ к необходимым товарам», — говорилось в сообщении, которое появилось в официальных группах IKEA в российских соцсетях. 22 июня российские СМИ писали, что IKEA начала уведомлять торговые центры о желании досрочно расторгнуть договоры аренды.

Всего у компании 26 магазинов и студий в 12 городах России, включая Казань.

Однако IKEA не просто мебельный магазин. С точки зрения потребителя, роль шведского бренда в России определяется тремя составляющими. Первая — это, конечно, гипермаркет: в IKEA можно было купить практически все (если не вообще все), что нужно для устройства быта, от мебели и освещения до мелких кухонных принадлежностей вроде штопора и прихваток. Причем сделать это в одном месте, в том числе сразу со склада увезти домой крупногабаритные вещи, аккуратно упакованные в плоские коробки. «Заполировать» покупки многие покупатели предпочитали в икеевском ресторане, открытом по шведским лекалам.

Вторая — шоурум: IKEA позволяла пощупать, подержать в руках, даже испытать на прочность львиную долю своих товаров, наглядно сравнить между собой несколько моделей. Дизайнеры даже доходили до того, что ходили по магазину с куском обоев от клиентов, чтобы примерять, вписывается ли та или иная покупка в интерьер.

Третья — это интертеймент: в IKEA далеко не всегда приходили за конкретными покупками, часто — побродить среди ярких интерьеров и словить немного вдохновения, чтобы если и не начать масштабный ремонт, то хотя бы повесить красивую картину на стену. 

Освобождается огромная разноплановая ниша. Сможет ли ее занять кто-нибудь из местных производителей и продавцов? Иными словами, появится ли в Татарстане своя, назовем ее, к примеру, «Мебель — и точка»?

В ИКЕА можно было купить практически все (если не вообще все), что нужно для устройства быта, от мебели и освещения до мелких кухонных принадлежностей, вроде штопора и прихваток В IKEA можно было купить практически все (если не вообще все), что нужно для устройства быта, от мебели и освещения до мелких кухонных принадлежностей вроде штопора и прихваток Фото: Viktor Pogontsev/Russian Look / www.globallookpress.com

Дизайнеры интерьеров: «Есть заказ, где все было завязано на темно-зеленой кухне из IKEA»

Оценить масштаб потерь мебельного рынка после ухода IKEA мы попросили казанских дизайнеров. Единого мнения у них нет. Например, эксперт со специализацией на проектах экономкласса говорит, что заказы, в которых фигурировала мебель IKEA, составляли от 30 до 50% ее портфеля. Казанцев в шведском магазине привлекали шкафы, кровати, рабочие столы и рабочие зоны, школьные, обеденные столы.

Особая история — кухни. Дизайнер интерьеров из Казани Аида Перкон рассказала, что часть ее клиентов сейчас требуют найти им кухонные гарнитуры, «как в IKEA». «У меня в работе есть заказ, в котором все было завязано на темно-зеленой кухне IKEA, все начиналось ради нее. Заказчик даже ждал весной возобновления работы IKEA, чтобы заказать эту кухню, но теперь мы берем ее точную копию у Mr.Doors», — отметила Перкон. Встречались и заказы, полностью укомплектованные мебелью и аксессуарами шведского бренда. «Ряд компаний планирует копировать некоторые позиции из IKEA», — говорит дизайнер интерьеров. Причем оставшимися без икеевских кухонь и прочего владельцами квартир масштаб проблемы не ограничивается. Мебелью шведского бренда привык пользоваться бизнес. По словам Перкон, кафе и рестораны уход IKEA восприняли весьма болезненно: «Они часто закупали там и светильники, и посуду».

Впрочем, наша собеседница успокаивает: фанаты IKEA и поклонники скандинавского стиля жизни хюгге (его апологеты ценят домашний уют и бытовые радости) и теперь смогут найти в Казани все необходимое. Эксперты хвалят кухни Greta с представительством в Татарстане и казанскую мебельную фабрику «Линия комфорта». Найти не сложно и современные диваны, например в магазине дизайнерской мебели Hominess. Есть одно но: российские мебельные бренды при сопоставимом качестве заметно дороже товаров из IKEA. Демократичные цены — главный секрет, с помощью которого шведы покорили мир, а его они, похоже, унесли с собой.

Неудивительно, что в сегменте мебели премиум-класса уход IKEA вообще не заметили. Другой опрошенный нами дизайнер отметила, что состоятельные заказчики нечасто посматривали в сторону IKEA. «IKEA — очень бюджетный сектор. Не думаю, что уход IKEA — это катастрофа. Да, были неубиваемые модели, но было прилично и жалоб на качество. У меня у самой когда-то была мебель IKEA, и она развалилась достаточно быстро, — поделилась она. — Думаю, IKEA можно заменить, может, не сразу, но со временем точно».

Особая история — кухни. Дизайнер интерьеров из Казани Аида Перкон рассказала, что часть ее клиентов сейчас требуют найти им кухонные гарнитуры «как в ИКЕА» Особая история — кухни. Дизайнер интерьеров из Казани Аида Перкон рассказала, что часть ее клиентов сейчас требуют найти им кухонные гарнитуры, «как в IKEA» Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Мебельщики: «Пирог после ухода IKEA поделили явно не все»

Что касается доли IKEA на мебельном рынке, то замерить ее сложно, оценки федеральных экспертов разнятся. Гендиректор ассоциации мебельщиков Тимур Иртуганов считает, что доля шведов на российском рынке была скромной. «IKEA не работает в России уже три месяца. На рынке за это время ничего ужасного не произошло. Иностранные производители занимали незначительную долю рынка, и та же IKEA имела менее 5 процентов. Отечественные производители без проблем смогут ее заместить», — комментировал Иртуганов.

Однако, по оценкам Forbes, шведский бренд к 2022 году занимал 20% российского рынка мебели при локализации производства более 50%. Представители татарстанских компаний, с которыми пообщался наш корреспондент, отдают шведам до половины республиканского рынка, правда, в нишевых сегментах. «Мы оценивали объем мебельного рынка Татарстана в 2–3 миллиарда рублей продаж в месяц. Но в этот объем входили офисная мебель, заказы госорганизаций, куда IKEA не залезала вообще. Потому с учетом этих рынков доля бренда в регионе небольшая, но в категории частных клиентов и экономсегменте IKEA занимала около 50 процентов», — комментирует директор казанского производства корпусной мебели «Станнум» Марс Гимадеев.

Уход IKEA на казанских мебельных производствах обсуждают с демонстративным равнодушием. Расположенный в Зеленодольске Поволжский фанерно-мебельный комбинат еще в марте этого года сообщил, что прекратил сотрудничество с IKEA — мощности направили на другой ассортимент. «Сожалеем, что крупная мебельная сеть IKEA, которая была нашим партнером долгие годы, уходит из России, — заявили на комбинате. — Мощности, работавшие на IKEA, перенаправляются на другой ассортимент».

ПФМК делал для шведской компании табуреты, недавно сообщалось о выпуске 7-миллионного экземпляра. По сведениям предприятия, 70% продукции компания в 2021 году экспортировала в страны СНГ, Великобританию, США, Германию, Польшу, Данию, Словению, Италию, Венгрию. На этом заводе в Зеленодольске работают 900 человек. В общем, официально на предприятии излучают оптимизм. Смущает, правда, то, что на запрос нашего корреспондента в приемной директора комбината заявили, что руководство комментариев по этой теме не дает.

Часть производителей заявляют, что не совпадают с IKEA классом товаров. «У нас диваны в другой стилистике, не такие, как в IKEA. И цены на наши диваны начинались от 70 тысяч рублей, поэтому нет, они не были нам конкурентами, как и мы им. И закрытие этого магазина никак на нас не сказалось, ни в плюс, ни в минус», — прокомментировали в крупной мебельной компании Казани на условиях анонимности.

«Сколько я ни общался, но о массовом приобретении мебели, именно мягкой мебели, в ИКЕА не слышал. Да, покупали тумбочки, раковины какие-то недорого стоили. Но чтобы мебель покупать — у них же обычные квадратные диваны, которые стоили в два раза дороже, чем у казанских производителей» «Сколько я ни общался, но о массовом приобретении мебели, именно мягкой мебели, в IKEA не слышал. Да, покупали тумбочки, раковины какие-то недорого стоили. Но чтобы мебель покупать — у них же обычные квадратные диваны, которые стоили в 2 раза дороже, чем у казанских производителей» Фото: Viktor Pogontsev/Russian Look / www.globallookpress.com

«Сколько я ни общался, но о массовом приобретении мебели, именно мягкой мебели, в IKEA не слышал. Да, покупали тумбочки, раковины какие-то недорого стоили. Но чтобы мебель покупать — у них же обычные квадратные диваны, которые стоили в 2 раза дороже, чем у казанских производителей», — говорит исполнительный директор мебельной фабрики Sunhouse Илмир Нуртдинов.

По мнению наших собеседников, кому шведы и могли составить конкуренцию, так это «корпусникам», производящим кровати, шкафы, а также производителям и дистрибьюторам матрасов — им соседство с IKEA порой выходило боком. «В IKEA были широко представлены матрасы, некоторые мои знакомые, зная, что у нас свое производство матрасов, покупали их в IKEA, потому что там дешевле. И в последнее время я все чаще слышу от клиентов: „Нам бы подешевле“, — сокрушается Кирилл Галузо из компании Leggero. — Но все же не скажу, что уход IKEA оказал на нас серьезное влияние. Да, минус конкурент, но те клиенты, которые стремились разобраться, из чего складывается цена на товар, делали упор все же на качество, так что свой клиент у нас был и есть».

Гендиректор ООО «Милага Фэмили» Никита Беликов отмечает рост продаж детской мебели от своей компании после закрытия IKEA, но незначительный — доля «фанатов IKEA», которую компания получила с уходом бренда, не была «критичной». При переходе в другой магазин поклонник шведского бренда учитывает несколько факторов, указывает Беликов: качество, похожесть стиля продуктов, отзывы и доверие к бренду. «Поэтому пирог поделили явно не все, — рассуждает гендиректор ООО „Милага Фэмили“. — Крупные игроки, такие как Hoff, наиболее ощутили рост продаж с закрытием IKEA».

«Крупные игроки, как Hoff, наиболее ощутили рост продаж с закрытием ИКЕА» «Крупные игроки, такие как Hoff, наиболее ощутили рост продаж с закрытием IKEA» Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстанские производители заместят 80% объемов мебели IKEA, но не ее качество и цены

Казанские мебельные производства, похоже, вовсе и не собираются удовлетворять запросы фанатов IKEA и стиля хюгге. Так, производители матрасов Leggero рассказали, что копировать IKEA не станут, поскольку это может быть в ущерб качеству их изделий. В Sunhouse тоже отметили, что «делать, как в IKEA, не будем». Среди опрошенных «БИЗНЕС Online» компаний только фабрика «Долорес» Рамили Салеевой готова дополнить производство новыми моделями. Салеева уже рассказывала «БИЗНЕС Online», что производимые «Долорес» столы «пошли на ура» после ухода шведов, а в ближайшем будущем компания планирует запустить производство стульев, «как в IKEA».

«Надеюсь, что уход IKEA поспособствует развитию наших предпринимателей. Кому-то да, IKEA не конкурент была, мебель мебели рознь. Но мы, например, сейчас стул разрабатываем, как в IKEA, по столам, по стульям вводим их ассортимент, хотим предложить покупателю то, что он хотел приобрести в IKEA», — рассказала Салеева.

При этом возможности у местных компаний есть. По оценке генерального директора ООО «Три Кроватки Групп» Александра Асафьева, татарстанские мебельщики смогут заместить порядка 80% ассортимента шведской компании, а вот выдержать качество и цены сможет максимум по 10–15% ассортимента. Есть даже конкретные проекты по созданию фабрики дизайнерской мебели. Об этом сообщила, например, компания «Станнум». Но проект пока отложили в долгий ящик.

«IKEA ушла, и рынок определенный освободился — это да. Мы сами хотели делать фабрику стандартной мебели, делать дизайнерскую мебель на поток, создавать интернет-магазин. И мы не отказались от этой идеи, но пока затормозили ее, на реализацию замысла нужно, по нашим подсчетам, порядка 100 миллионов рублей, — рассказывает гендиректор „Станнума“ Марс Гимадеев. — Инвестиции нужны, сейчас под высокие проценты взять 50–100 миллионов на предприятие, которое будет раскручиваться лет пять, — опасно. Нужны долгие, длинные дешевые деньги. Сейчас самое время создавать такие производства, ниша стандартной дизайнерской мебели свободна. Тем более ряд производств работал с IKEA, например, зеленодольский завод полностью работал на IKEA, волжская фабрика „Заря“ делала там стулья, табуретки. Им нужно переориентироваться, такое предприятие решило бы вопрос».