Члены комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам собрались на выездном заседании в Казанском педагогическом колледже Члены комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам собрались на выездном заседании в Казанском педагогическом колледже Фото: gossov.tatarstan.ru

Только 10% выпускников педнаправлений работают по специальности

В системе образования Татарстана сейчас работают более 64 тыс. педагогов. Вузы и ссузы республики ежегодно выпускают около 4 тыс. дипломированных учителей и воспитателей, но их недостаточно, чтобы покрыть существующую потребность в 1,8–1,9 тыс. педработников. К такому парадоксальному выводу пришли накануне члены комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам на выездном заседании. Чтобы прочувствовать тему, они собрались в Казанском педагогическом колледже.

Проблему обозначил первый замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов. Он рассказал, что сегодня в татарстанских вузах и учреждениях среднего профессионального образования по педагогическим специальностям обучаются более 16 тыс. студентов. 85% из них — учащиеся КФУ и его елабужского и набережночелнинского филиалов. И. о. ректора Казанского университета Дмитрий Таюрский позже признает, что педагогические специальности в вузе получают почти четверть всех студентов — 22%, 11 тыс. человек. Казалось бы, учи не хочу. Но есть нюанс: только 10% выпускников, например с дипломами преподавателей иностранных языков, в прошлом году трудоустроились по специальности.

«Структура выпуска не всегда соответствует структуре потребности, — заявил Поминов. — Например, учителей начальных классов выпускают на 20 процентов меньше требуемого, воспитателей меньше на 35 процентов, учителей математики — аж на 50 процентов. При этом психологов и логопедов в 5 раз больше, чем требует система образования республики!» Потребность в учителях иностранных языков в 1,5 раза меньше, чем выпуск. Показателен пример с психологами: при 44 вакансиях выпуск составил 285 человек, а до школы дошли лишь 11. «Примерно такая же ситуация с учителями математики, есть проблемы и с русским языком», — констатировал Поминов.

Средний возраст учителя в Татарстане — 48 лет. Доля работающих педагогов пенсионного возраста составляет около 20%, а со стажем до трех лет — 8%. Средняя зарплата педработников в I квартале этого года — более 41 тыс. рублей, воспитателей — 35 тыс., рассказал первый замминистра образования РТ Поминов.

Но мало заманить в школу молодого учителя, его еще надо в этой системе удержать. А текучка кадров довольно серьезная. Только в прошлом году в школы пришли более 900 молодых педагогов, а уволились примерно 240. Замены приходится искать прямо в разгар учебного года. По словам Поминова, для мотивации педагогов в Татарстане хотят повысить надбавку молодым педагогам с 1,1 тыс. рублей до 2,5 тыс., а также вернуть грант «Наш новый учитель», который гарантировал победителям плюс 10 тыс. к зарплате ежемесячно в течение первых трех лет работы. Его выплачивали с 2011 года, но в 2020-м отменили «в силу финансовых обстоятельств». «Благодаря этому гранту мы ежегодно привлекали 200 молодых учителей», — вспоминал Поминов.

И.о. ректора Казанского университета Дмитрий Таюрский позже признает, что педагогические специальности в вузе получает почти четверть всех студентов — 22%, 11 тыс. человек И. о. ректора Казанского университета Дмитрий Таюрский позже признает, что педагогические специальности в вузе получают почти четверть всех студентов — 22%, 11 тыс. человек Фото: gossov.tatarstan.ru

Ставка в 16 тыс., проблемы с жильем и неуважение родителей

Чуть позже выяснилось, почему грант так принципиально важен. По словам Поминова, начинающий учитель, который работает на ставку (18 часов) после окончания СПО, в среднем получает чуть менее 16 тыс. рублей, после вуза — 18 тысяч. Чтобы сделать оплату труда более-менее достойной, многие учителя берут дополнительную нагрузку, объяснила директор многопрофильного лицея №187 Гульнара Галеева. И рассказала, что в ее лицее молодым педагогам дают возможность брать больше часов, классное руководство, быть воспитателем группы продленного дня и т. д. — тогда у них средняя зарплата выходит на уровне 36,8 тыс. рублей. 

«Необходимо в общем масштабе, на государственном уровне пересмотреть инструменты повышения оплаты труда и поддержки педагогов. И не бояться платить достойную заработную плату людям, которые формируют будущее страны и общество», — заявила она.

Цифры зарплат учителей сильно впечатлили директора театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова. Он предложил главе комитета Айрату Зарипову поискать решение, в какой форме парламентарии могут помочь решить данный вопрос. «Это одна из важнейших тем нашего комитета. Если мы за время существования комитета внесем какую-то помощь здесь, это будет по-русски выше крыши», — эмоционально призвал он.

Залялова назвала и еще одну болевую точку молодых специалистов — проблема с жильем. В Казань приезжает много начинающих педагогов из других городов и районов. «Они бы остались в городе и работали, потому что, действительно, очень много садов строится, школы открываются. Но места жительства нет. Они начинают снимать квартиру, 17 тысяч получают, в итоге все», — констатировала она.

На комитете выступил и глава Тукаевского района Фаил Камаев, который сам когда-то окончил Елабужский педколледж, начинал учителем истории и даже какое-то время был директором в Сал-Муханской средней школе Муслюмовского района. Его беспокоит ухудшение отношения к учителям. По словам спикера, выстроилась тенденция, что «родитель всегда прав». Правда, признался он, иногда это зависит и от самого учителя, который не всегда справедлив к своим ученикам. 

Наконец, директор Казанского педколледжа Анфиса Залялова обратила внимание, что, несмотря на большой конкурс, в СПО принимают без каких-либо дополнительных экзаменов, испытаний и тестирования. Поэтому очень сложно оценить, насколько человек мотивирован и готов к профессии. «Есть несколько показателей, которые надо точно определить в человеке и с психологической точки зрения, и даже с речевой. У нас такой возможности нет», — подчеркнула она.

Теоретически какие-то из этих проблем могло решить объявление 2023 года Годом педагога и наставника. Но на заседании комитета выяснилось, что педагогическую общественность не особо обрадовала такая перспектива. По словам Галеевой, проведение Года педагога связано с огромным количеством бумажной волокиты, которую и так постоянно требуют от учителей. «Я изучила просторы интернета, пообщалась с коллегами, мнение следующее: опять увеличится количество планов и отчетов. Сначала [о том], как собираемся проводить этот чудесный год, а затем — как его провели», — вздохнула директор лицея.

В Казань приезжает много начинающих педагогов из других городов и районов. «Они бы остались в городе и работали, потому что, действительно, очень много садов строится, школы открываются. Но места жительства нет. Они начинают снимать квартиру, 17 тысяч получают, в итоге все» В Казань приезжает много начинающих педагогов из других городов и районов. «Они бы остались в городе и работали, потому что, действительно, очень много садов строится, школы открываются. Но места жительства нет. Они начинают снимать квартиру, 17 тысяч получают, в итоге все» Фото: tatarstan.ru

«К нам идут достаточно мотивированные и хорошие ребята»

У вузов своя проблема — абитуриенты не очень охотно идут по целевому направлению. Из 198 целевых мест в прошлом году удалось занять только половину, 99 вакансий. Поминов объясняет это тем, что с высокими результатами ЕГЭ абитуриенты подают документы и на целевое обучение, и на обычный бюджет. Если они проходят по баллам на бюджет, то выбирают эту форму обучения, чтобы не брать на себя дополнительные обязательства. А Таюрский озвучил еще один аргумент — мол, самое неприятное для целевого студента — то, что нет возможности сменить направление, в противном случае ему придется через суд вернуть затраченные на обучение деньги.

Зато в целом по педагогическим направлениям Таюрский отметил значительное увеличение студентов — только в этом году на бюджет смогут поступить более 1,7 тыс. первокурсников. «Это связано как с ростом популярности профессии учителя, так и с увеличением количества бюджетных мест, выделяемых по данному направлению федеральным центром», — объяснил он.  При этом, по словам и. о. ректора, рост цифр приема не снижает средний балл ЕГЭ поступающего. По данному показателю по педагогическим направлениям в прошлом году КФУ занимал четвертое место в России. «То есть к нам идут достаточно мотивированные и хорошие ребята», — заверил Таюрский.

Прокомментировал он, к слову, и отмену Болонской системы, выступив за сохранение бакалавриата и магистратуры. «В Китае 1,5 миллиарда населения учится на бакалавра и магистра, и ни о каком Болонском процессе они не слышали. В Индии то же самое. В нашем университете программа реализации бакалавра, магистра и специалитета параллельно шли с 1993 года — за 10 лет до Болонского процесса, и мы работали хорошо. Все определяется сущностью программы и теми потребностями, которые есть. Есть плюсы и минусы и у того, и у другого, поэтому здесь, однозначно, нельзя выплескивать все из одной ванны и начинать все сначала», — заявил и. о. ректора, призывая сохранить накопленный опыт.