Первой платной внутригородской магистралью Казани внезапно стал строящийся с 2021 года Вознесенский тракт Первой платной внутригородской магистралью Казани внезапно стал строящийся с 2021 года Вознесенский тракт Фото: Евгений Жура

Вознесенский тракт станет платным на отрезке от проспекта Победы до М7

Первой платной внутригородской магистралью Казани внезапно стал строящийся с 2021 года Вознесенский тракт. Изначально ни о каких платных поездках по этой дороге не было и речи. Сенсационная информация затерялась среди 14 договоров, подписанных президентом РТ Рустамом Миннихановым на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. Вторая платная дорога Казани — обход поселка Дербышки, строить который за счет внебюджетных средств планировали еще на стадии подготовки генплана-2040.

Вознесенский тракт станет платным только на втором этапе от проспекта Победы до федеральной трассы М7, уточнили нашему изданию в миндортрансе РТ. Длина данного отрезка — 8 километров. Первый участок, длиной 2,5 км от улицы Гвардейской до проспекта Победы, будет бесплатным. Информацию о проекте и сроке начала строительства обхода Дербышек министерство не предоставило.

Стоимость возведения двух платных дорог Казани оценивают в 50,4 млрд рублей, из которых 9 млрд рублей готов привлечь «Дом.РФ», выпустив облигационный заем. Заемные деньги между платными дорожными проектами Казани распределят так:

  • 5,7 млрд рублей на Вознесенский тракт пропускной способностью свыше 10 тыс. авто в час. Стоимость дороги — 31,1 млрд рублей. Первый участок от улицы Гвардейской до проспекта Победы строят за 13,7 млрд рублей. Второй платный — до трассы М7 стоит 17,4 млрд рублей: заем «Дом.РФ» обеспечит данный отрезок деньгами на 30%.
  • 3,3 млрд рублей на обход Дербышек. При цене 10-километровой дороги в 19,3 млрд рублей заем обеспечит 17% стоимости строительства. Впрочем, эту вылетную магистраль возводить еще не начинали.

Первый участок длиной 2,5 км от ул. Гвардейская до проспекта Победы будет бесплатным Первый участок, длиной 2,5 км от улицы Гвардейской до проспекта Победы, будет бесплатным Фото: Евгений Жура

Деньги республике придется вернуть. «Дом.РФ» предоставит Татарстану 9 млрд рублей под 4–4,5% годовых на срок до 30 лет. «Источником погашения займа могут выступать платежи властей РТ и коммерческая выручка от использования объекта»,  — рассказали «БИЗНЕС Online» в «Дом.РФ».

В 2021 году Центробанк разрешил АО «Дом.РФ» выпустить ценные бумаги номиналом в 1 трлн рублей. До 2024-го АО разместит облигации на 150 млрд рублей. На Московской бирже госкомпания продает инвесторам ценные бумаги под рыночные 8–9% годовых, а проекты кредитует на срок до 30 лет по льготной ставке 4–4,5% годовых. Разницу компенсирует бюджет РФ — в 2022 году на соответствующие цели потратят 1,9 млрд рублей.

Первые два выпуска облигаций на 20 млрд рублей провели в сентябре и декабре 2021-го. Среди покупателей розничные, российские и международные институциональные инвесторы. Ценные бумаги не размещают под конкретный инфраструктурный проект, а выпускают исходя из потребности в финансировании, набора критической массы. Финансирование с использованием инфраструктурных облигаций одобряет правительственная комиссия по региональному развитию.

Первый проект платной трассы уже есть в портфеле «Дом.РФ» — это 100-километровый обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу, который станет частью транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Проект реализуют по концессии. Стоимость строительства — 148,1 млрд рублей, размер облигационного займа — 24,2 млрд рублей.

Облигационный заем — это часть принятого в 2021 году «инфраструктурного меню» для регионов и застройщиков, пять «блюд» которого курирует вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Цель — создание инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечение комплексного развития территорий, говорил зампред правительства РФ.

«Инфраструктурное меню» от Хуснуллина: как Москва накачает татарстанских застройщиков миллиардами

Татарстан пока не пользовался облигационными займами «Дом.РФ» и еще не получил разрешения от правительственной комиссии на привлечение первых 9 млрд рублей. Зато республика уже распробовала четыре других «блюда» инфраструктурной поддержки регионов, особенно бюджетные кредиты. Например, в прошлом году республика взяла у минфина РФ кредит на 10,4 млрд рублей под 3% годовых со сроком до 15 лет. Деньги уже тратятся на все тот же Вознесенский тракт, расширение улицы Осиновской — выезда из «Салавата Купере» и реконструкцию Горьковского шоссе. Власти РТ также подали заявку на новый бюджетный кредит в 3,8 млрд рублей для платной трассы Шали – Бавлы, которую строят за 83 млрд рублей в формате государственно-частного партнерства с АО «Автострада» бизнесмена Фоата Комарова. Эта дорога входит в транспортный коридор Европа – Западный Китай.


На первой городской платной автодороге России тариф колеблется от 4 до 22 рублей за километр

Стоимость поездок по платным автомобильным дорогам Казани пока неизвестна. В исполкоме города заявили, что в утвержденном проекте Вознесенского тракта не предусмотрены пункты приема платежей, и рекомендовали уточнять подробности в миндортрансе РТ. Но в профильном министерстве тоже не стали отвечать на вопросы о цене проезда.

Цену въезда в Казань возле Дербышек уже называли — 50 рублей или 5 рублей за километр Цену въезда в Казань возле Дербышек уже называли — 50 рублей, или 5 рублей за километр Фото: Евгений Жура

Цену въезда в Казань возле Дербышек уже называли — 50 рублей, или 5 рублей за километр. Тогда же планировали для стройки платной трассы «раскулачить» строителей жилья, но решение спустя год так и не приняли.

«Хайвей» возле Дербышек: за въезд в Казань – 50 рублей

В России внутригородская платная автодорога пока одна — это Западный скоростной диаметр длиной 46 км в Санкт-Петербурге. Оператор — ООО «Магистраль Северной столицы» — поделил трассу на пять тарифных зон. За проезд по каждой с легкового автомобиля берут по 200 рублей. С транспондером цена ниже. Например, поездка от начала до конца днем будет стоить 393 рубля вместо 1 тысячи. Ночью скидка составит 50%. Цена устройства автоматической оплаты стартует от 1,5 тыс. рублей, предлагают и аренду за 100 рублей в месяц. Таким образом, стоимость колеблется от 4 до 22 рублей за километр пути в зависимости от тарифа и времени суток.

«Опыт платных городских дорог в России мал, да и в мире таких дорог немного, — говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Расчет трафика на платной дороге и доходов концессионера надо иметь раньше, чем привлекать кредиты или выпускать облигации. Это сложный расчет, который не всегда выполняется, — в Петербурге это сделали аккуратно. Там есть накопленные данные, дорога работает».

Платный Вознесенский тракт ощутимо задевает интересы группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина Платный Вознесенский тракт ощутимо задевает интересы группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина Фото: «БИЗНЕС Online»

Наезд на Семина? Компания просит учесть интересы бизнеса и жителей, а эксперты считают «платку» скорее плюсом

Платный Вознесенский тракт ощутимо задевает интересы группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина. За Азино-2 вплотную к Вознесенскому тракту ASG готовит четыре проекта планировки территории для комплексной застройки: «Новое Вознесение», «Новое Вознесение – 2», «Тихая гавань» и «Южный парк». В зоне тяготения к Вознесенскому тракту у компании Семина свыше 250 га земель.

Внезапная монетизация Вознесенского тракта выглядит продолжением наступления на интересы группы компаний Семина. Трудности у ASG начались синхронно с провалом переговоров властей республики и Семина по вопросу цены земли под сгоревшим «Адмиралом». Там власти РТ хотели построить комплекс WorldSkills, но лендлорд настроен продать территорию по максимальной цене. И вот новый поворот конфликта —  платная дорога.

«Чтобы решить проблему нехватки дорог, это скорее правильное решение, — прокомментировал превращение Вознесенского тракта в платную дорогу директор по развитию территорий и продаж ASG Ринат Аисов. — Другое дело, чтобы учитывались интересы бизнеса, жителей. И я думаю, что для тех, кто будет проживать вдоль Вознесенского тракта, проезд должен стать бесплатным, а для тех, кому придется проезжать мимо, транзитом, увеличивая загазованность, проезд должен быть платным, так что жители только выигрывают от этого».

Платная дорога идет скорее в плюс владельцам прилегающих участков, полагает Блинкин. «Все зависит от цены проезда, тем более у платной дороги всегда есть бесплатные пути. Не хочешь ехать по платной? Стой в пробке, — говорит владелец строительной компании „ЖИК“ Эмиль Хуснутдинов. — Пока все выглядит как намерение, которое еще надо воплотить в денежную форму».

Платная дорога идет скорее в плюс владельцам прилегающих участков, директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин Платная дорога идет скорее в плюс владельцам прилегающих участков, полагает директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин Фото: «БИЗНЕС Online»

Отрицательно к идее платных дорог относится председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. «Это интересно в краткосрочной перспективе, но стратегически неправильно, — говорит эксперт. — Дорогу делают, чтобы разгрузить город, потому что пробки. Может, надо было первым делом возводить дорогу, а потом застраивать окраину города и пригород? Сначала строят „человейники“, а затем героически ищут способы решить проблемы транспортной доступности. В случае с платными дорогами — за счет горожан».

Государство и так заставляет граждан платить все больше и больше, а тут еще платные дороги, продолжает эксперт. «Хочешь ехать быстро — езжай по платной дороге, хочешь хорошую медицину — иди в платную клинику, хочешь хорошее образование — вот тебе платное. А функция государства тогда в чем?» — задается вопросом Сотников.

Сергей Сотников: «Сначала строят „человейники“, а потом героически ищут способы решить проблемы транспортной доступности. В случае с платными дорогами — за счет горожан» Сергей Сотников: «Сначала строят «человейники», а потом героически ищут способы решить проблемы транспортной доступности. В случае с платными дорогами — за счет горожан» Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему Вознесенский тракт и хайвей у Дербышек — это только начало монетизации дорог Казани

По генплану-2040 от Вознесенского тракта расходятся ответвления в южную и северную части «Восточной дуги» Казани. Глава исполкома города Рустем Гафаров уже назвал Вознесенский тракт осью новых микрорайонов.

«Но чем больше въездов, тем хуже условия движения, — говорит Блинкин. — Здесь возвращаемся к вопросу точных транспортно-градостроительных расчетов».

В окружении Вознесенского тракта появится еще 181 км новых дорог, раскрывающих потенциал 3,3 тыс. га неосвоенных территорий города от Салмачей до Дербышек, говорят в ASG В окружении Вознесенского тракта появится еще 181 км новых дорог, раскрывающих потенциал 3,3 тыс. га неосвоенных территорий города от Салмачей до Дербышек, говорят в ASG Фото: Евгений Жура

В окружении Вознесенского тракта появится еще 181 км новых дорог, раскрывающих потенциал 3,3 тыс. га неосвоенных территорий города от Салмачей до Дербышек, говорят в ASG. «Логично возникает вопрос финансирования их строительства и идея строительства платных дорог», — говорит Аисов.

К платным вариантам вылетных магистралей в Казани подталкивает два фактора:

  1. Максимальные объемы федеральной поддержки дорожного строительства в Казани и Татарстане. Эксперты питают слабую надежду на продолжение крупных вливаний со стороны бюджета РФ. Не резиновый и бюджет РТ, а регион еще набирает бюджетные кредиты под 3% годовых, которые надо возвращать с 2023-го.
  2. Низкая плотность дорожной сети столицы РТ. В Казани дороги занимают только 1,3% площади города. Для сравнения: в Москве соответствующий показатель составляет 5,5%, в Петербурге — 4,5%. Без новых дорог невозможны проекты массовой застройки, выполнение жилищного плана президента России Владимира Путина до 2024 года.

Проще говоря, дороги позарез нужны, а бюджетных денег на них нет. Поэтому платный Вознесенский тракт и обход Дербышек выглядят началом монетизации заездов и выездов из Казани. По словам источников нашего издания, в миндортрансе РТ уже вынашивают идею сделать платной дорогу – дублер Горьковского шоссе на отрезке от Храма всех религий до трассы М7, которую уже проектируют. В этом году сдадут пока еще бесплатный отрезок от улицы Несмелова до Храма всех религий. Неслучайным выглядит и то, что со строившегося два года дублера бюджетные деньги в 2022-м внезапно перебросили на масштабную реконструкцию существующего Горьковского шоссе. Заканчивать стройку, по-видимому, предстоит уже на заемные деньги.

На статус платного претендует и дублер Оренбургского тракта, который может влиться в создаваемую «Автодором» скоростную сеть платных автодорог На статус платного претендует и дублер Оренбургского тракта, который может влиться в создаваемую «Автодором» скоростную сеть платных автодорог Фото: «БИЗНЕС Online»

На статус платного претендует и дублер Оренбургского тракта, который может влиться в создаваемую «Автодором» скоростную сеть платных автодорог. Концепция данного дублера уже предполагает прямой выезд на платный автобан М12 до Москвы.

Главное, что у каждой потенциально платной дороги Казани уже есть бесплатные альтернативы. А дальше вопрос выбора автовладельца: стоять в пробке или ехать за деньги?

P. S. После выхода публикации «БИЗНЕС Online» миндортранс РТ выступил с заявлением, в котором не стал отрицать вероятность появления платного проезда по строящемуся Вознесенскому тракту. В ведомстве лишь уточнили, что решение о платном Вознесенском тракте примут по результатам работ, которые выполнят в рамках соглашения, заключенного между правительством РТ, госкомпаниями «Дом.РФ» и «Автодор».