1. Вчера, в День кораблестроителя, Зеленодольский завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») спустил на воду скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020». Его длина — 36 метров. Ширина — 11 метров. Вместимость — 122 пассажира. Экипаж — 6 человек. Максимальная скорость  — 75 км/ч. Продолжительность рейса — 13 часов. Запас хода — 700 километров. Стоимость — порядка 400 млн рублей.

  2. В 1961–1991 годах завод им. Горького уже выпускал «Метеоры» — предыдущего поколения, проекта 342, разработанного горьковским ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева. То судно было самым массовым СПК в мире. Крайние достраивали для Китая в начале 2000-х из советских заделов, над ними трудился и нынешний генеральный директор зеленодольской верфи Александр Филиппов, тогда простой рабочий.

  3. Новый СПК разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» (выходцы из алексеевского ЦКБ). Как заверил генеральный директор компании, главный конструктор «Метеора-2020» Петр Ежов, сегодняшний и прежний СПК — небо и земля.

  4. Как не раз подчеркивало руководство завода им. Горького, «Метеор-2020» на 99% состоит из российских комплектующих, даже двигатели предполагались отечественные — от питерской «Звезды», хотя ранее говорилось либо о французских, либо о корейских. Вчера стало известно, что «сердце» «Метеора» — два двигателя совместного производства КАМАЗа с неким китайским концерном (видимо, имеется в виду совместное предприятие автогиганта с Weichai). Но источники «БИЗНЕС Online» сомневаются, что СП успело сделать полноценный движок, и утверждают, будто это чисто китайская копия немецкого MAN. Двигатели — слабое место российского судостроения.

  5. Вчера пассажирский салон судна не показывали, но вот таким он был примерно неделю назад.

  6. Салон рассчитан на 122 человека. Заявлено, что обеспечен максимальный уровень комфорта, какой только возможен на рейсовом речном судне. Повышенные требования — к уровню шума, вибрации, удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву.

  7. Это важно, поскольку главным интересантом скоростных перевозок видятся прежде всего администрации северных и сибирских регионов, которым необходимо возить пассажиров из отдаленных поселков в райцентры — дорог-то нет. «Метеор-2020» будет эксплуатироваться в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. Оператор — «Северречфлот». Компания перевозит пассажиров в трудно- и тяжелодоступные пункты по берегам Иртыша и Оби. Населенные пункты расположены друг от друга на расстоянии не менее 100 километров. «Метеоры-2020» предполагается использовать на маршрутах до 600 км, а в перспективе появятся рейсы в 1,5 тыс. км и пассажиры будут останавливаться на ночлег в гостинице.

  8. У экипажа тоже будут комфортные условия труда и отдыха, для последнего есть каюта и душ.

  9. Генеральному директору судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренату Мистахову и его шефу — гендиректору холдинга «Ак Барс» Ивану Егорову — приходится воплощать прогрессивные новшества в условиях наложенных на компании санкций.

  10. От имени главного заказчика заводчан приветствовал заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югра Александр Тиртока. На одной из встреч руководителей двух регионов президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что Татарстан намерен строить «Метеоры». После этого профильные специалисты ХМАО обратились на завод им. Горького с вопросом, возможно ли создание проекта под нужды этого региона, а потом написали техзадание. 26 января 2021 года подписали контракт, а 2 марта заложили два судна.

  11. При этом в ХМАО не намерены привязываться к одному производителю и недавно закупили четыре нижегородских СПК: два «Валдая 45Р» и пару «Метеоров 120Р». Но татарстанская скоростная продукция все равно преобладает: «Северречфлот» уже несколько лет эксплуатирует два построенных в Зеленодольске глиссирующих теплохода проекта А145… «Метеоры-2020» поставят на самые трудные участки — они, в отличие нижегородских собратьев, будут работать в условиях низких температур и серьезных ветро-волновых режимов на дальнемагистральных направлениях. Прибыть к месту назначения суда должны в октябре 2022 года, т. е. встанут на линии в 2023-м.

  12. Но самый интересный вопрос: купит ли новые СПК сам Татарстан? Некогда у «Татфлота» был солидный парк крылатых судов — 19 «Ракет» и 20 «Метеоров», а сегодня только три «Метеора» и один «Восход». По словам Мистахова, рассматривается возможность строительства для «Татфлота». На одной из последних коллегий миндортранса РТ об этом говорил Минниханов. И, кажется, сегодня у судостроителей выстраиваются хорошие отношения с министерством транспорта и дорожного хозяйства Татарстана под руководством Фарита Ханифова. Он уверен, что речной транспорт будет супервостребованным.

  13. Для заводчан это надежда на загрузку по всем направлениям судостроения.

  14. Вчера прошла и торжественная церемония чествования работников.

  15. Праздник завершился бутылкой шампанского, символически разбитой о носовую часть «Метеора».

  16. По словам Мистахова, по «Метеорам-2020» идут переговоры и с другими потенциальными заказчиками. Есть надежда строить 5–6 таких судов в год.