До 10 лет грозит экс-предправления Спурт Банка Евгении Даутовой за махинации с выдачей кредитов. Уголовное дело, возбужденное всего через несколько месяцев, после того как Даутова вышла по УДО, сегодня ушло в суд. В обвинении значится кредитование технических фирм, замена заемщика и выдача самой себе 78 млн рублей. Вину банкир признала частично, сообщили в СКР и прокуратуре. Таким образом, преследование бывших банкиров превращается в бесконечный конвейер. «Простой вопрос: что мешало следственным органам предъявить сразу все эпизоды? Это по меньшей мере негуманно», — задавались вопросом адвокаты. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Новое дело Евгении Даутовой с ущербом в 890 млн рублей направлено в суд. Ей грозит до 10 лет за махинации с выдачей кредитов
Прокуратура: Даутова признала вину частично
В ближайшее время на скамье подсудимых в Вахитовском суде окажется не только бывший предправления ПАО «Татфондбанк» Роберт Мусин, но и экс-председатель правления Спурт Банка Евгения Даутова. Сегодня прокуратура и СКР одновременно сообщили, что расследование уголовного дела в отношении нее завершено. В ближайшее время дело направят в суд.
В чем обвиняют Даутову? Как и Мусина, в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ). В новом деле три эпизода. Преступления, как полагает следствие, были совершены в период с сентября 2013-го по март 2017 года. «По версии следствия, обвиняемая, выполняя управленческие функции в банке, злоупотребила полномочиями при выдаче необеспеченных кредитов себе и 11 аффилированным организациям. Тем самым банку был причинен ущерб на общую сумму свыше 890 миллионов рублей», — сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.
В СКР фабулу уголовного дела описали более подробно. Даутова в течение пяти лет незаконно финансировала принадлежащие ей ОАО «КЗСК» и ОАО «КЗСК-Силикон» — выдавала кредиты техническим фирмам, считает следствие. Это, в свою очередь, привело к тому, что образовалась невозвратная кредитная задолженность на сумму более 712 млн рублей. Это самый крупный по ущербу эпизод уголовного дела. Действия Даутовой в данном случае расценили по ч. 2 ст. 201 УК РФ, максимальное наказание по ней — до 10 лет лишения свободы.
В 2016 году, по версии следствия, Даутова погасила долг ООО «Уфимское производственное предприятие» опять же путем выдачи кредита технической фирме на 100 млн рублей. В результате реальный долг предприятия был заменен на технический. Это второй эпизод дела. По данным сервиса «Контур.Фокус», предприятие, о котором идет речь в уголовном деле, было образовано в 1992 году в столице Башкортостана и ликвидировано в июне 2019-го решением Арбитражного суда. Сейчас его конкурсный управляющий — однофамилец бывшего премьер-министра РТ Ильдар Халиков. Компания занималась продажей топлива, в том числе и авиационного. Учредителем фирмы значится Дмитрий Хрусталев (55,6%), остальная доля принадлежит самому ООО. Предприятие, по данным «Контур.Фокуса», выступает одним из соучредителей ПАО «Роскомснаббанк». По итогам 2015 года (более свежих данных нет) убыток компании составил 9 млн рублей.
Последний эпизод датируется 2017-м. Следствие считает, что непосредственно перед тем, как в Спурт Банке ввели временную администрацию (а это произошло 28 апреля 2017 года), кредитный комитет банка выдал лично Даутовой кредиты на сумму больше 78 млн рублей. При этом, уверено следствие, Даутова знала о том, что у банка тяжелое положение, а у нее самой нет возможности эти кредиты вернуть.
Уголовное дело, напомним, было возбуждено еще в октябре 2020 года — через несколько месяцев после того, как Евгения Валентиновна досрочно «отмотала» срок, назначенный по предыдущему делу. Но фигурантов в деле изначально не было: следствие говорило о «неустановленных лицах».
В сообщении прокуратуры РТ указано, что Даутова свою вину «признала частично». Дело рассмотрит Вахитовский суд Казани. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе суда, дата его рассмотрения пока неизвестна — дело в суд еще не поступило. С учетом того что «особый порядок», по которому пошла Даутова в прошлый раз, подразумевает полное признание вины, в этот раз, вероятно, нас ждет полноценный судебный процесс.
В СУ СКР по РТ подчеркнули, что дело было возбуждено по материалам агентства по страхованию вкладов (АСВ). Отмечается, что в рамках обеспечительных мер наложен арест на имущество фирмы, бенефициаром которой выступает Даутова, на сумму 992 млн рублей.
В июне 2020 года Даутова вышла на свободу. Чем сейчас занимается Евгения Валентиновна, неизвестно
За что уже отсидела
Нынешнее уголовное дело — второе для Даутовой. В 2017 году в Спурт Банке, который она возглавляла с 1998-го, ввели временную администрацию. На фоне общей паники вкладчики вывели из банка около 6 млрд рублей, и Даутова пыталась восполнить баланс продажей активов — земель, кредитов, недвижимости. Это не помогло, и 21 июля 2017 года у Спурт Банка отозвали лицензию. ЦБ в своем решении обосновывал это так: значительная часть кредитов, которые выдавал Спурт, направлялась на финансирование крупного инвестпроекта предприятий, которые контролировала Даутова, и финансовое положение этих предприятий на тот момент ЦБ оценивал как критическое.
Затем ЦБ пришел к выводу, что руководство и акционеры банка под видом выдачи кредитов юрлицам похищали имущество Спурта, и подал заявления в правоохранительные органы. 7 февраля 2018 года в отношении Даутовой возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ, а спустя несколько месяцев, в апреле 2018-го, еще одно — уже по заявлению конкурсного управляющего Спурта — о фальсификации отчетности (ст. 172.1 УК РФ). В июле 2018 года Даутову отправили под домашний арест.
Тогда следствие предъявляло ей обвинения, схожие с нынешними. В частности, обвиняли Даутову в том, что она кредитовала КЗСК и «КЗСК-Силикон» через 26 подставных фирм, чтобы обойти нормативы ЦБ. А в адрес Центробанка направлялись недостоверные сведения, чтобы эту схему скрыть. Таким образом, в структуры, близкие к КЗСК, было перекачано 26,6% кредитного портфеля банка, а сумма ущерба кредитной организации составила 2,89 млрд рублей.
Сама Даутова на протяжении всего судебного процесса заявляла, что вину признает и раскаивается. И заявила об особом порядке рассмотрения дела: т. е. без допроса свидетелей и изучения материалов дела — так сказать, в упрощенном, ускоренном режиме. В итоге буквально за два месяца суд решил ее судьбу: назначил ей 3 года и 1 месяц колонии вместо 6 лет, которые просила прокуратура.
В новом уголовном деле интересы Даутовой представляет адвокат Тахир Мансуров
В судебных заседаниях Даутова объясняла, почему у нее возникла необходимость в таких схемах. По ее словам, причиной стало то, что смета строящегося проекта «КЗСК-Силикон» из-за кризиса и валютного скачка подорожала в 2 раза — с 6,7 млрд до 13,7 млрд рублей. Из-за этого основной кредитор проекта — ВЭБ.РФ — заморозил его финансирование. «По этой, собственно говоря, причине была создана система юридических лиц группы, на момент совершения мною действий по кредитованию КЗСК и „КЗСК-Силикон“ я была уверена в правильности и прибыльности „КЗСК-Силикон“», — говорила в суде Даутова.
В ноябре 2019 года ВС РТ узаконил приговор, пересчитав сроки отсидки с учетом нахождения под домашним арестом и в СИЗО. В феврале 2020-го она подала на УДО и уже в июне вышла на свободу. В СИЗО-2, где Даутова ждала решения по своей жалобе, она успела поработать в прачечной и на кухне. Чем сейчас занимается Евгения Валентиновна, неизвестно.
В новом уголовном деле ее интересы представляет адвокат Тахир Мансуров. От комментариев по уголовному делу он воздержался. Но, например, ранее Олег Шемаев, защищавший Даутову по первому делу, предполагал, что следствие получило информацию из тех же самых материалов, которые были изъяты ранее. «Не появилось ведь ничего нового: все документы были изъяты еще в 2017 году. Ничего нового возникнуть не могло. Простой вопрос: что мешало следственным органам предъявить сразу все эпизоды? Это по меньшей мере негуманно», — говорил адвокат.
Сама Даутова сейчас находится на свободе — она ограничена лишь подпиской о невыезде.
Экс-глава АКБ «Спурт Банк» Даутова стала одной из первых в череде осужденных банковских руководителей
А что с Робертом Мусиным и делами империи ТФБ?
Интересно, что уголовные дела банкиров — что Мусина, что Даутовой — возбуждаются сразу по букету статей УК РФ. Однако до суда доходят с одной — 201-й УК РФ. Другие статьи отсекаются уже на стадии утверждения обвинительного заключения.
Так, изначально дело Даутовой возбуждалось (напомним, в отношении неустановленных лиц) по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»), ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), ч. 1 ст. 172.1 УК РФ («Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации»), ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»).
В новом деле Мусина изначально фигурировали те же самые статьи. И — как Даутова — до суда «дошел» экс-бенефициар ТФБ с одной, уже привычной ему 201-й УК РФ.
Даутова стала одной из первых в череде осужденных банковских руководителей. Мусин услышал приговор в 2021 году, сейчас ждет апелляции, а после — еще одного суда по новому делу. Ждет процесса он в СИЗО.
В скором времени свой приговор должен услышать экс-предправления Татагропромбанка Алексей Федоров. Месяцем раньше Даутовой Вахитовский суд огласил решение бывшим топ-менеджерам ИнтехБанка Марселю Зарипову и Елене Наумовой. Уголовное дело с ущербом на 870 млн рублей закончилось прекращением: фигуранты вышли из суда несудимыми. К слову, в июле 2020 года было возбуждено уголовное дело по Интехбанку о растрате 6 млрд рублей в отношении неустановленных лиц.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.