Фарит Ханифов (третий справа) отметил, что в этом году будут реализованы три основные социальные программы по ремонту дорожно-уличной сети О начале реализации программы дорожных работ в Татарстане сегодня рассказал Фарит Ханифов (третий справа) Фото: prav.tatarstan.ru

Как потратят «дорожные» миллиарды – 2022 в Татарстане?

На строительство и ремонт дорог на территории РТ в этом году потратят беспрецедентные 170 млрд рублей. Об этом сегодня на брифинге в кабинете министров Татарстана сообщил глава миндортранса Фарит Ханифов. Для сравнения: цена трехлетнего транспортного плана Универсиады в Казани составляла 39 млрд рублей, и эти деньги были распределены на три года.

«Такого в республике никогда не было. Потому главная цель в этом году — сконцентрироваться, организовать взаимодействие всех заказчиков, федеральных, республиканских и муниципальных, чтобы решить задачу», — сказал министр.

Перечислим главные дорожные проекты республики в 2022-м:

  • скоростная магистраль М12, на которую потратят 101 млрд рублей — на 26% больше, чем планировали в этом году;
  • строительство М7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска. На эту трассу выделят 5,5 млрд рублей;
  • Шали – Бавлы. По заключенному концессионному соглашению на стройку дороги выделят 20,5 млрд рублей.

По программе дорожных работ региона потратят еще 46,8 млрд рублей. Эти деньги распределят на такие виды работ:

  • строительство и реконструкция дорог, мостов — 21,2 млрд рублей;
  • капитальный ремонт и ремонт — 9,4 млрд рублей;
  • содержание дорог и прочие работы — 6,1 млрд рублей.

На строительство и ремонт дорог на территории Татарстана в этом году потратят беспрецедентные 170 млрд рублей На строительство и ремонт дорог на территории Татарстана в этом году потратят беспрецедентные 170 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

По миллиарду потратят на ремонт асфальта в населенных пунктах и приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети. Еще 1,2 млрд рублей — средства дорожных фондов, которые преимущественно тратят на ямочный ремонт. В этом году «дорожные стоматологи» запломбируют в РТ 300 тыс. кв. м дорог, из которых «залечили» уже третью часть.

А вот объездную дорогу села Сокуры в Лаишевском районе планируют начать строить только в 2023-м, рассказал замначальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Сергей Автономов. «Разработка проектно-сметной документации должна завершиться в этом году», — сказал Автономов, уточнив, что затем проект отправят на экспертизу, после которой выделят деньги на строительство.

Напомним, что обход села Сокуры построят вместе с реконструкцией и расширением 20-километрового участка федеральной автодороги Р239 Казань – Оренбург. Изначально рассматривали 6 вариантов трассировки. Выбрали малый южный обход, который учитывает интересы жителей, инвесторов, согласован с генпланом Лаишевского района, проходит по малозастроенной территории Сокур. В планах — выкуп 100 участков, а стоимость спасения от одной из самых мощных пробок на въезде в Казань оценивают в 17 млрд рублей.

В Казани на ремонт и строительство дорог из разных источников выделят 22,2 млрд рублей В Казани на ремонт и строительство дорог из разных источников выделят 22,2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Бюджет «дорожного расцвета» Казани в 22 млрд рублей: в работе Горьковское шоссе и его дублер, Вознесенский тракт и БКК

В Казани на ремонт и строительство дорог из разных источников выделят 22,2 млрд рублей, сообщил глава комитета внешнего благоустройства Игорь Салахутдинов. В бюджет вошло и 2,5 млрд рублей программы «Наш двор». Для сравнения: в прошлом году на благоустройство дворов и дорожные работы в Казани потратили 18,4 млрд рублей.

В этом году столица РТ ведет такие дорожные проекты:

  • Вознесенский тракт на участке от ул. Гвардейской до проспекта Победы с окончанием в 2023 году. Трудности возникли с выкупом земельных участков, от которых зависит досрочная сдача в 2022-м. Ведутся работы и на втором отрезке до трассы М7;
  • Большое казанское кольцо — отрезок на ул. Меховщиков. Участок завершат в 2022 году, уже ищут трассировку заключительного отрезка — от улицы Девятаева до Кировской дамбы, рядом с которой по генплану появится новый мост;
  • дорога – дублер Горьковского шоссе от улицы Несмелова до трассы М7. В этом году сдадут участок от ул. Несмелова до Храма всех религий. Там за 275 млн рублей уже выкупили свыше 300 земельных участков.  Проектируют следующий отрезок — до трассы М7;
  • реконструкция Горьковского шоссе, на которую в этом году потратят 3,6 млрд рублей. Подготовительные работы уже начались, идет вынос коммуникаций. В сентябре планируют получить положительное заключение экспертизы. Железнодорожную насыпь хотят расширить за счет среза существующих откосов путепровода с укреплением подпорными стенами. Для пешеходов и велосипедистов сделают отдельный «прокол» в насыпи.

Последний проект финансируют за счет бюджетного кредита в 10,4 млрд рублей, который республика получила от Москвы в 2021-м под 3% годовых со сроком до 15 лет. Часть денег с прошлого года уже тратят на Вознесенский тракт и расширение ул. Осиновской — выезда из «Салават Купере», который сдадут в ноябре 2022 года. Власти РТ уже подали заявку на новый бюджетный кредит в 3,8 млрд рублей, которые направят на трассу Шали – Бавлы.

По словам Ханифова, чтобы удержать ситуацию на контроле, для Нижнекамска в 2021–2022 году закупили 50 новых автобусов за счет бюджета РТ По словам Ханифова, чтобы удержать ситуацию на контроле, для Нижнекамска в 2021–2022 годах закупили 50 новых автобусов за счет бюджета РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Короли госзаказа осваивают миллиарды, а общественный транспорт РТ остается на голодном пайке — компенсаций за «куардаун»-2022 так и нет

На фоне миллиардных вливаний в дорожное строительство бедственным выглядит состояние общественного транспорта республики. Напомним, жертвами невнятной транспортной политики РТ уже стали три города: Бугульма, Зеленодольск и Альметьевск. Трудности ощущают в Нижнекамске, Набережных Челнах, один перевозчик Казани начал разбирать автобусы на запчасти, также делают в Зеленодольске. Растут и тарифы для жителей.

«Города без внимания руководства не оставлены, — сказал Ханифов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“ о дисбалансе расходов на дороги и общественный транспорт. — По поручению президента, правительства миндортранс не занимается этим выборочно или факультативно, все погружены в тему».

По словам Ханифова, чтобы удержать ситуацию на контроле, для Нижнекамска в 2021–2022 годах закупили 50 новых автобусов за счет бюджета РТ. Для Альметьевска, Бугульмы и Зеленодольска заказали новые транспортные схемы — контракты заключили, идет работа.

«Решается вопрос по закупке техники для Альметьевска: троллейбусов и автобусов среднего класса, — сказал Ханифов. — То же самое будет происходить и в других городах. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что лучше поддерживать перевозчиков, чем все время накачивать бюджетными деньгами. Такая работа проводилась всегда и проводится сегодня, делаются расчеты по упущенной выгоде, они компенсируются. Вы помните эпопею с внедрением QR-кодов».

Анатомия коллапса: почему в Татарстане гибнет общественный транспорт

Закрытие маршрутов, прекращение перевозок предприятиями — следствие хронического недофинансирования отрасли, в том числе из-за несвоевременной выплаты перевозчикам РТ компенсации за снижение выручки во время «куардауна». QR-коды действовали с 22 ноября по 21 февраля. Компенсацию за ноябрь – декабрь в Казани начали выплачивать только в марте. А за январь – февраль денег по-прежнему нет, сообщили «БИЗНЕС Online» участники рынка перевозок. Их даже не обещали. Одно из последствий — проблемы с подвижным составом. Перевозчики разбирают автобусы на запчасти даже в Казани: в частности, КПАТП-7 из-за близости к банкротству просто не имеет средств на их закупку. И тут, к сожалению, не обойдешься транспортными схемами или перекладыванием убыточных маршрутов на плечи МУПов — проблему надо решать системно.