Дело развалившейся финансовой пирамиды Finiko, только официальный ущерб от которой превышает 1 млрд рублей, лишь одно из нескольких. В тени империи Кирилла Доронина потерялась еще одна пирамида, FrendeX, следствие по которой ведется с октября 2021 года. Ее основатель Руслан Пичугин и его ближайший партнер заочно арестованы и объявлены в международный розыск. О том, где скрывается фигурант дела, каковы шансы его экстрадиции в Россию и что об этом думают кинутые вкладчики, — в нашем материале.
Руслан Пичугин и один из основных сотрудников компании Дмитрий Чечулин (снизу на фото)
Дело на 200 млн
Уголовное дело в отношении предполагаемого основателя пирамиды FrendeX Руслана Пичугина было возбуждено еще 18 октября 2021 года. Ему вменяют ч. 4. ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере»). Удивительно, что все это время к процессу не было приковано внимание СМИ и обманутых вкладчиков этой «Finiko на минималках», как прозвали FrendeX в казанской тусовке профессиональных охотников на пирамиды. К слову, Центробанк включил FrendeX в список организаций с признаками пирамид в середине июля прошлого года, а лопнула она 9 августа. Над сценарием, по которому вкладчикам отказали в выплатах, основатели, как кажется, думали недолго: Пичугин просто заявил, что один из основных сотрудников компании — Дмитрий Чечулин — сломал руки, работать не может, а значит, не может работать и весь проект.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился с запросом информации по делу в МВД по РТ с просьбой уточнить сумму ущерба и количество потерпевших. Официальных комментариев от ведомства не последовало, но, по данным наших источников, в уголовном деле уже более 17 томов с заявлениями около 300 потерпевших, ущерб на настоящий момент оценивается более чем в 200 млн рублей, причем основные потери понесли жители Татарстана. По информации нашего источника, официальная формулировка следствия такова: Пичугин, «действуя с неустановленными лицами, имея умысел на хищение имущества, путем распространения ложной информации о высоких доходах на платформе FrendeX с мая 2020-го по август 2021 года похитил средства вкладчиков в особо крупном размере».
На данный момент Пичугин заочно арестован, его счета — тоже, сам он находится в федеральном и международном розыске. В суде интересы Пичугина, который сам на заседаниях не присутствовал, представляет нанятый им московский адвокат Наталья Зотова. Лишь она поддерживает связь с клиентом. За время следствия Зотова уже подала несколько жалоб: на предъявление обвинения, на возбуждение уголовного дела, на определение меры пресечения и на объявление в розыск. Жалобы на предъявление обвинения и на меру пресечения уже были отклонены судьей. Этот расклад в любом случае не устраивает Зотову, решения она будет обжаловать. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» адвокат заявила, что с подзащитным с самого начала сотрудничества общается дистанционно, до работы по делу Пичугина в Казани она никогда не была. О здоровье и самочувствии подзащитного рассказала только то, что он очень долго лечился после нападения (о нем ниже).
По информации, которая располагалась на странице самой платформы FrendeX, проект открылся еще в 2017 году и изначально представлял из себя «закрытый инвестиционный клуб» — таким он являлся до 2020-го. Руководство изменило формат проекта после начала пандемии коронавируса. Объявление о смене стратегии стало многообещающим для людей, многие из которых из-за ситуации в мире лишились работы и потеряли стабильный заработок: «Было принято решение о том, чтобы инвестировать и зарабатывать смог каждый желающий. При этом появляется возможность зарабатывать как на инвестировании, так и на партнерской программе».
По способу заработка платформа FrendeX не отличалась от пирамид Finiko и Antares, предлагающих зарабатывать на торгах. Изначально это была якобы «биржевая торговля на рынках: фондовых, валютных, торгово-сырьевых». Затем компания начала «активную деятельность» в сфере недвижимости, включая «работу с аукционами по банкротству». Далее к указанному списку добавились торги на криптовалютных биржах и инвестиции в стартапы.
Согласно данным на сайте платформы, компания использовала робота для торгов, который работал под присмотром «программиста-трейдера». «Используемые уникальные разработки способны достичь результата в 30–70 процентов прибыли всего за одну торговую неделю», — говорилось в сообщении для вкладчиков. Своим же «партнерам» фирма предлагала доход от 0,7% до 2% каждый день.
9 августа 2021 года основатели платформы сообщили о ее закрытии в России. «По регуляторным соображениям мы больше не можем продолжать работу в вашей стране», — говорилось в сообщении на сайте. Изначально вкладчикам обещали вернуть средства до октября 2021-го, даже предлагали заполнить специальные формы с указанием своих биткоин-кошельков. В результате люди не получили свои деньги ни в октябре, ни через полгода.
Дубай и нападение
Завесу тайны над местоположением Пичугина на одном из заседаний, где побывал корреспондент «БИЗНЕС Online», приоткрыла его представительница. Адвокат Зотова представила заверенную ксерокопию его загранпаспорта с отметкой о пересечении границы с ОАЭ. Выяснилось, что Пичугин покинул Россию еще 26 апреля 2021 года, задолго до скама пирамиды, возбуждения дела и объявления в розыск. Он до сих пор находится в Дубае. К слову, именно там, по версии МВД, скрываются Зыгмунт Зыгмунтовичъ, Эдвард и Марат Сабировы — бывшие партнеры Кирилла Доронина и сооснователи Finiko.
В суде интересы Пичугина, который сам на заседаниях не присутствовал, представляет нанятый им московский адвокат Наталья Зотова. Лишь она поддерживает связь с клиентом
Пичугин свое бегство в Дубай представляет иначе. По словам адвоката, основатель FrendeX решил уехать из-за того, что не чувствовал себя в России безопасно: Зотова рассказала о нескольких случаях, когда в РФ Пичугину поступали угрозы. Впрочем и в современном рае для мошенников разных мастей ему оказалось тревожно. По словам адвоката, уже в Арабских Эмиратах ее подзащитного похищали, ему были причинены серьезные повреждения (какие — не уточняется), по этому случаю он проходил в деле как пострадавший. Федеральный судья Юрий Арсенюк, рассматривавший жалобу, задал логичный вопрос: какой смысл сидеть в Эмиратах, раз и там не безопасно? Ответа не нашлось.
Лидерами казанского «подразделения» FrendeX были Табриз Ахтямов, Эльвира и Айдар Мадияровы, Алсу Сафина, братья-близнецы Ильдар и Ильнар Гаптрахмановы. После краха пирамиды они перестали отвечать обманутым вкладчикам на сообщения, количество постов в их соцсетях также резко снизилось. Сейчас в их профилях нет и намека на прошлогоднюю ситуацию, все комментарии подчищены, «следов» нет. Бывшие амбассадоры пирамиды без стеснения шлют приветы из Турции и Дубая со своих страниц, казалось бы, уже совсем из другой жизни.
Вторым обвиняемым по делу проходит правая рука Пичугина Чечулин — тот самый, который незадолго до закрытия FrendeX «сломал руки и не мог производить трейдинг». Сейчас он также находится за пределами России. Его точное местонахождение пока неизвестно.
Пока основная часть работы защитника Пичугина — обжалование всех действий следствия. Расследованием занимается следственная часть УВД Казани. Несмотря на мультирегиональность пирамиды, производство дела не стали переводить в Москву, как поступили с Finiko. Например, на последнем заседании по жалобе на сам факт возбуждения уголовного дела следователь Абдуллина (называть свое имя корреспонденту «БИЗНЕС Online» отказалась) не смогла пояснить стороне защиты и суду, на основании чего дело возбуждено. В ответе адвокату она и вовсе перепутала названия пирамид: «В материалах проверки было более 300 заявлений потерпевших, которые указывали о том, что платформу Finiko основал именно Пичугин, ой, FrendeX, простите». Свою оговорку с едва скрываемой гордостью она объяснила тем, что дело Finiko также изначально было в ее производстве.
Адвокат Зотова просила доказать, что средства «пострадавших» действительно переводились в компанию FrendeX. Абдуллина же ограничивалась общими фразами: «насколько я знаю»; «насколько я могу помнить»; «сейчас не могу сказать».
Позиция стороны защиты: дело возбуждено незаконно, мера пресечения в виде ареста выбрана без достаточных оснований. Адвокат уверяет, что Пичугин не скрывается, готов сотрудничать со следствием. По словам защитника, до возбуждения дела Пичугина не вызывали для дачи пояснений, ему не поступали ни вызовы, ни повестки.
По словам адвоката, основатель FrendeX решил уехать из-за того, что не чувствовал себя в России безопасно: Зотова рассказала о нескольких случаях, когда в РФ Пичугину поступали угрозы
Почему вкладчики FrendeX не идут в полицию и каковы шансы вернуть Пичугина из Эмиратов
Ущерб от пирамиды может быть гораздо больше, чем заявлен в материалах дела, уверены наши источники. И вот почему: дело в том, что некоторые пострадавшие предпочли отпустить ситуацию, понимая, что деньги уже не вернуть. Корреспонденту газеты удалось пообщаться с несколькими вкладчиками пирамиды. Первый наш собеседник, Тагир (имя изменено по просьбе героя), рассказал, что на удочку мошенников попалась его жена. В попытке заработать деньги она взяла в кредит 1,5 млн рублей.
«Жена вложилась с подачи близкой знакомой — Алсу Сафиной, которая уверяла, что все будет хорошо, и, даже если появятся какие-то намеки, что компания будет закрываться, она предупредит заранее, мол, в ноль в любом случае выйдешь. Сафина говорила, что до Нового года точно проработают, весной планируют закрываться. Когда все резко закрылось, сказала: „Я тебя за руку не тащила, ничего не обещала, говорила, что в любом случае риск“. Табриз в тот день в трансляции сказал: „Ребята, не переживайте, не в деньгах счастье, самое главное сейчас — не впасть в уныние, все пройдет“. В комментариях еще тогда писали — „вообще охреневший нахал, люди деньги потеряли“», — рассказал Тагир. В полицию супруги решили не обращаться, из-за того что переписка была удалена. Кредит по-прежнему приходится выплачивать.
Другому вкладчику FrendeX, Ринату (имя изменено), повезло гораздо больше. Из пирамиды он вышел «в ноль». «Парень знакомый раньше в Finiko зарабатывал, у него все нормально было, но предложил на новую площадку перейти, сказал, что еще точно проработает. Зашел под него со 150 тысячами, сразу получил 7 тысяч и бонусы какие-то пришли, мы между собой поделили. Я примерно месяцев шесть вкладывал, уверенно деньги приходили. За это время вывел их раз 10. Последний раз — в мае 2021 года: интерес пропал, было понятно, что закроется. Как раз после этого у некоторых уже не проходили операции. Тогда и Пичугин начал закрывать свой аккаунт и ограничения по съему денег начались», — вспоминает Ринат.
«Впервые вложился зимой 2021-го, на работе все рассказывали о FrendeX, и я решил попробовать, Пичугин на тот момент тоже внушал доверие. Всего вложил 1 тысячу долларов. Получилось вывести только процентов 60 от данной суммы. После закрытия пирамиды ничего не делал, так как понимал, что это такое, и морально был готов к потере денег, все проходило добровольно», — объясняет другой вкладчик, попросивший называть его Дмитрием.
Привлечь основателей пирамиды к ответственности, вернуть их в Россию и, самое главное, возместить ущерб пострадавшим, действительно крайне сложно. Как объяснил нашему изданию председатель московской городской коллегии адвокатов «Юнис» Аркадий Конюхов, между Россией и Арабскими Эмиратами 15 февраля 2016 года заключен договор, согласно которому стороны обязуются выдавать друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.
«До этого времени преступников не выдавали совсем. После подписания договора Россия надеялась, что Эмираты начнут всех выдавать, но подобного не случилось. Законодательная система ОАЭ устроена так, что если они захотят отказать в выдаче, то откажут».
По каким причинам ОАЭ могут отказать России в выдаче фигурантов уголовных дел? Во-первых, по словам Конюхова, в том случае, если максимальный срок тюремного заключения из-за совершенного преступления в Арабских Эмиратах составляет менее одного года. Во-вторых, если наказание за рассматриваемое преступление в другой стране может быть только финансовым. В-третьих, если решение суда было вынесено в отсутствие подсудимого. «Я думаю, что организатор пирамиды знал эти правила, поэтому и уехал до возбуждения уголовного дела. Он мог купить в Эмиратах недвижимость, сейчас при покупке недвижимости дается вид на жительство. Оплатить ее можно даже биткоином. Он мог, находясь в России, купить за биткоины апартаменты, улететь туда и получить ВНЖ. Формально сейчас он может подходить по третьему пункту, по которому его могут не выдать», — предположил Конюхов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.