Страну покидают деятели культуры — от звездных Чулпан Хаматовой и Кирилла Серебренникова до многочисленных киноведов и театральных критиков — несогласные с боевыми действиями на Украине Страну покидают деятели культуры — от звездных Чулпан Хаматовой и Кирилла Серебренникова до многочисленных киноведов и театральных критиков, — несогласные с боевыми действиями на Украине Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы должны держать свой художественный уровень»

«Начнется возрождение России и русской культуры! Лермонтов говорил: „Ну сколько можно тянуться за Европой? Пора жить своею, самостоятельной жизнью и внести в общечеловеческое свое, самобытное, российское“. Мы очистимся от западного сора», — говорил недели две назад в интервью «БИЗНЕС Online» известный российский актер, депутат Госдумы от «Справедливой России» Николай Бурляев. Страну покидают деятели культуры из либерального лагеря — от звездных Чулпан Хаматовой и Кирилла Серебренникова до многочисленных киноведов и театральных критиков, — то ли несогласные с боевыми действиями на Украине, то ли получившие команду от западных кураторов, то ли потерявшие ориентиры для жизни и творчества в «новом дивном мире». Впрочем, пока до каких-то глобальных пертурбаций в культурных учреждениях, за исключением отдельных символичных отставок, не дошло.

Но в любом случае отрасль находится в ожидании кардинальных изменений. Причем, кажется, масштаб этих перемен пока непонятен даже тем чиновникам, которым предстоит все это внедрять в жизнь. Что же делать сегодня деятелям культуры, многие из которых сами находятся в растерянности? Прежний мир рушится на глазах — солнце теперь, оказывается, не восходит на Западе, однако новых идеологически установок, вслед за которыми всегда идет обильный поток денег, нет… 

Кажется, один из универсальных советов коллегам дал в интервью «БИЗНЕС Online» художественный руководитель Александринского театра, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Валерий Фокин. «Моя точка зрения всегда была такой, и она не поменялась, что мы должны в этой непростой, повторяю, ситуации и вообще в таких кризисных ситуациях прежде всего во что бы то ни стало держать художественный уровень! — уверен Фокин. — Если мы продолжаем работать в театре (я считаю, что он сегодня очень востребован у людей и является своего рода лекарством, своего рода мыслительной очень важной частью духовной жизни), значит, мы должны держать свой художественный уровень. И наши аргументы, и наши точки зрения по поводу происходящего — на территории сцены, там они должны быть».

Худрук Александринки уверен, что изменений в любом случае не избежать: «Будем смотреть. Всегда, при любых ситуациях, повторяю, надо ни в коем случае не потерять свое художественное лицо. Вот это очень важно. Либо отказаться от него, сказать: „Я этим не занимаюсь“. Ну тогда у тебя другой путь. Но, если ты продолжаешь работать в театре и занимаешься им, значит, держи его».

Валерий Фокин: «Театр – это очень сильное и непростое оружие!»

«БИЗНЕС Online» же вместе со своими экспертами, отбросив политические пристрастия и оценки, попытался приблизиться к ответу на вопрос: как те самые изменения, которые ждут отечественную культуру, повлияют на ее создателей, потребителей и собственно качество самого продукта? Сквозь завесу прострации, непонимания, страха перед будущим и всепоглощающего тумана мы попыталась нащупать некие пунктирные линии нового. 

1.  Расцвет патриотического искусства

Существует хрестоматийный пример с отечественным кинематографом, куда вливаются сотни миллионов бюджетных средств из Фонда кино на создание «патриотических блокбастеров», которые никто не смотрит Существует хрестоматийный пример с отечественным кинематографом, куда вливаются сотни миллионов бюджетных средств из фонда кино на создание «патриотических блокбастеров», которые никто не смотрит Фото: © Василий Батанов, РИА «Новости»

Самый очевидный тренд, однако с неясными путями его реализации. «У нас много талантливых людей. Правильно, когда артисты поддерживают наших военнослужащих. Спасибо им, — написал дня два назад в своем телеграм-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Но есть те, кто убежал в другие страны, в теплые края — переждать. А еще хуже — вещает оттуда с обвинительными высказываниями… Как та же Анна Нетребко. Иначе как предательством это не назовешь. Голос есть, а совести нет». После этого четвертый человек во властной иерархии РФ призвал всех руководителей культурных учреждений, публично не поддержавших военную спецоперацию на Украине, уйти в отставку. Любопытно, что именно Володин оказался чуть ли не единственным из первых лиц страны, кто не стесняется остро ставить вопрос «с кем вы, мастера культуры?». Напомним, что он еще в начале спецоперации призвал последних «определиться до понедельника» со своей позицией в нынешней ситуации. Правда, за этим ничего не последовало.

Но как это должно эффективно работать, пока непонятно. Тем более что существует хрестоматийный пример с отечественным кинематографом, куда вливаются сотни миллионов бюджетных средств из фонда кино на создание «патриотических блокбастеров», которые никто не смотрит. Причем последнее не волнует зачастую даже продюсеров, которые заработали свое еще в процессе создания фильма. Правда, в этой истории существует один секрет — список «грантоедов» – режиссеров и продюсеров во многом состоит из тех же представителей либерально-прозападного лагеря (другого фактически не было — откуда ему было взяться, если с 1991 года в стране практически правила либеральная элита с западническими ценностями?), поэтому оппоненты говорят: а какое «талантливое патриотическое» кино от таких «всеядных» людей (с фигой в кармане) вы хотели получить? 

И могут ли быть политические взгляды режиссера (актера, певца, танцовщика, живописца и т. д.) главным критерием, позволяющим деятелю культуры рассчитывать на поддержку государства, без чего в этой сфере обойтись практически невозможно? Об этом говорит в разговоре с нашим корреспондентом и театральный критик Нияз Игламов, напоминающий, что патриотизм — это в любом случае идеология, а в искусстве главной является художественная форма. «Такие вещи созревают достаточно долго. Дело не в том, что там чего-то не будет, а в том, что это будет очень бездарно. Мы же видим, что уже достаточно давно такой патриотический тренд является доминирующим, но не встречаем каких-то ярких образцов ни литературы, ни спектаклей. Это не становится резонансным явлением в общественной жизни, — уверен Игламов. — Ну не получается пока. И не потому, что патриотизм — это плохо, а просто потому, что пока, видимо, не совпало время, место и какая-то творческая личность, индивидуальность и так далее. То есть это вопрос не столько идеологии, сколько профессионализма, таланта, мировоззрения. Есть ли они у нас, эти таланты? Конечно, есть. Они всегда есть. Просто невозможно их искусственно в пробирке создать. Невозможно по щелчку, если, скажем, Володин завтра издаст указ и послезавтра все станут патриотами, творить патриотическое искусство. Это невозможно. Это вещи, которые вызревают достаточно долго, это вещи, которые надо пестовать, бережно растить». Искусство невозможно регулировать сверху, говорит собеседник «БИЗНЕС Online», это всегда движение масс, движение внутренних побуждений художника.

С другой стороны, известный писатель Юрий Поляков недавно в интервью «БИЗНЕС Online» назвал слова Володина «криком отчаянья». Он не удивлен тем, что у патриотического искусства так мало ярких представителей, ведь 30 лет власть всеми финансовыми силами «надувала» прозападные силы, а почвенники были в загоне. «На мой взгляд, как это ни странно звучит, ни с кем ничего делать не надо: философский пароход из России не ждали в Европах даже в 1920-е годы, а теперь и подавно… Надо всего лишь исправить перекос, о котором я говорю, поставив либералов и консерваторов, западников и патриотов в равные условия, вернув их в забытый режим конкуренции в борьбе за читателя, зрителя, слушателя. И тогда все само собой выправится, ибо большинство нашего народа ориентировано на традиционные ценности».  

В общем, можно долго спорить на тему того, что уходит и что приходит, но очевидно одно: по идее, новая культура должна нести: 1) консервативные ценности; 2) новые культуртрегеры должны любить Россию и стараться воспроизводить в своих произведениях ее культурные коды; 3) нужны новые герои новой России (не олигархи, не нувориши, не бандиты, не киллеры, не путаны и т. д. ; а кто? Пока непонятно). Ну и желательно все это делать талантливо…  

Писатель Юрий Поляков: «В творческой среде патриотизм сегодня – что-то вроде черной метки»

2. Ренессанс советской и постсоветской классики спасет отечественные кинотеатры. Плюс запуск национального кино

В наши кинотеатры вернулись «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова, и первая часть легендарной дилогии в первый уик-энд, заработав 32 млн рублей, заняла третье место в прокате В наши кинотеатры вернулись «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова, и первая часть легендарной дилогии в первый уик-энд, заработав 32 млн рублей, заняла третье место в прокате Фото: «БИЗНЕС Online»

Потери отечественной киноотрасли от санкций, введенных после 24 февраля, связанных, в частности, с невыходом в отечественный прокат целого ряда голливудских блокбастеров, пока еще предстоит оценить. Хотя ассоциация владельцев кинотеатров еще в начале марта написала письмо министру культуры РФ о том, что происходящее ставит под угрозу саму «возможность существования кинотеатров в России». Хотя часть профессионалов отрасли, напротив, указывает на в целом солидные перспективы, ведь количество кинозалов в России в расчете на одного человека в разы меньше, чем, например, в США. А с точки зрения самого проката фильмов есть прекрасный собственный протекционистский опыт, когда в последние годы минкульт придерживает в новогодние праздники релизы западных картин. Не зря сверхкассовые отечественные «Движение вверх» и «Холоп» выходили в прокат в 20-х числах декабря, соответственно, в 2017 и 2019 годах.

Продюсер и режиссер Алексей Барыкин напоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online», что кино — инерционный бизнес, которому требуется время. И, если бы продюсеры хотя бы в январе знали, что к марту Голливуд уйдет из России, сегодня кинотеатры ломились бы от новых отечественных фильмов. «Потому что есть неплохие фильмы, снятые и в прошлом году, и в позапрошлом, но которые до сих пор не смогли выйти в прокат из-за коронавируса и конкуренции с американцами, — говорит Барыкин. — Некоторые из них не выдержали и вышли сразу в онлайн-кинотеатрах, как, например, добротный космический триллер „Спутник“ с Оксаной Акиньшиной. Такому фильму сегодня самое время выйти на экраны, просто нужна грамотная подготовка». Собеседник газеты уверен, что даже без еженедельных релизов голливудских картин наш прокат восстановится в полной мере через полтора года, в значительной — уже месяца через три-четыре. 

«Как плантаторы с кнутом над рабами в Луизиане»: кто 30 лет «порабощал» кинорынок России

К тому же перед глазами есть хороший пример — это Иран. «В Иране американских фильмов не показывают, но их собственное кино, поверьте, превосходного качества и делает хорошие сборы, — рассказывает Барыкин. — У нашего кинематографа этот потенциал на порядок выше — не только потому, что в России очень развитая инфраструктура и 130-летние традиции. Мы попросту богаче, и в мире в десятки раз больше зрителей, говорящих на русском языке, нежели на фарси. В конце концов, советский кинематограф был сверхуспешным с коммерческой точки зрения, это факт».

Советская и постсоветская классика — еще одна очевидная точка роста для отрасли. В наши кинотеатры, к примеру, вернулись «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова, и первая часть легендарной дилогии в первый уик-энд, заработав 32 млн рублей, заняла третье место в прокате, пропустив только мультик «Финник» (тоже, кстати, отечественный) и приключенческий «Анчартед».

Эксперт «БИЗНЕС Online» Барыкин призывает на этом не останавливаться, помимо «Брата» есть немало других картин, максимально созвучных и актуальных для нашего времени: «Я бы показал, например, „Свадьбу в Малиновке“, шокирующе актуальный фильм. Помните главного антагониста, который когда-то был на деревне Гришкой, а теперь вернулся домой во главе банды, велит называть себя паном Грицианом Таврическим, приказал выпороть главу деревни и грабить дома своих же земляков? И, глядя на это, жители украинской деревни в очередной раз стаскивают шапку с головы и прячут, потому что на ней коммунистическая символика: „Опять власть меняется!“ Это ли не про Мариуполь, не про Донбасс?» Также, по словам нашего собеседника, надо, чтобы в кино шли «Тихий дон», «Иди и смотри»… «А вот, например, „Операцию Ы“ или „Служебный роман“ сейчас в кинотеатрах показывать нет смысла. Это прекрасные фильмы, но запросам сегодняшнего времени они не отвечают, сейчас не их время», — резюмирует Барыкин.

Впрочем, что касается работы кинотеатров, здесь есть не только творческая, но и техническая сторона вопроса. Об этой проблематике в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» рассуждал владелец кинотеатров в Петербурге и Иннополисе Станислав Ершов. «Возможности российской индустрии в технической стороне вопроса невелики. Адекватной замены ключевым деталям и запчастям на данный момент не существует, — рассказывал Ершов. — Возможно, что-то позже появится у китайцев. Я говорю о принципиальных вещах типа ламп для проекторов или оборудования для серверов. У нас пока есть запасы, но насколько их хватит — непонятно. Мы не знаем, насколько закроется рынок, будут ли какие-то альтернативные возможности».

Но техническая сторона вопроса — это все равно мелочи. Страна решала и не такие проблемы (особенно при наличии такого партнера, как Китай). Главное очевидно — отечественному кино в отсутствии конкуренции с Голливудом (который съел практически все национальные кинематографы в мире) открывается невероятное окно возможностей. И творческим людям нужно быть к нему готовым.

Отдельный разговор — это ситуация с национальным кино. Может, рискнуть и сейчас, в это открывающееся окно возможностей, стартовать по-серьезному наконец-то киноиндустрии в Татарстане? Если влить «всего» тот же миллиард рублей (на всякий случай: ежегодно миллиарды мы вливаем из республиканского бюджета только в программу «Парки и скверы»), можем получить феномен «татарского кино». Почва давно уже готова… 

3. Больших выставок в регионах станет меньше, они будут дольше по продолжительности

Санкции Запада должны привести к тому, что коллекции лучших музеев страны теперь должны путешествовать не заграницу, а в российские регионы Санкции Запада должны привести к тому, что коллекции лучших музеев страны теперь должны путешествовать не за границу, а в российские регионы Фото: «БИЗНЕС Online»

Именно технические сложности могут во многом определить характер выставочной деятельности в России на ближайшее время. Хотя вроде бы санкции Запада должны привести к тому, что коллекции лучших музеев страны теперь должны путешествовать не за границу, а в российские регионы. Как тут не вспомнить, что в столице РТ есть и центр «Эрмитаж-Казань», и культурно-выставочный центр Русского музея. Но не все так просто.

Разрушение контактов, которые мы наблюдаем, скажем, в сфере промышленности, повлияет и на культуру. В частности, напоминает директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин, в создании выставок используется масса всяких иностранных комплектующих. «Свет, проекторы, расходные материалы, подвесные системы — у нас из этого отечественного практически ничего не делают. Элементарно даже витрины музейные на том уровне, который необходим для музея, более-менее нормального уровня, у нас не выпускают, — рассказывает Силкин „БИЗНЕС Online“. — Не научились делать. Это связано с рынком. У нас в России нет такого оборудования, и стекла такого нет. Конечно, можно это сделать. Но для этого должен быть рынок сбыта, который оправдает инвестиции в подобное оборудование. Но и само оборудование еще тоже нужно изготовить». В общем, культура презентации в отечественных музеях некоторое время будет страдать, кроме того, сами выставки станут дольше по времени, прогнозирует наш эксперт.

Одновременно отсутствие западных выставок в России будет заметно только в Москве и Санкт-Петербурге, дальше музеев этих городов такие проекты заходят крайне редко.

4. В регионы потянутся отечественные звезды классической музыки и столичные театры

Если театр им. Джалиля повезет «Шурале» и «Сююмбике» в Воронеж, а не «Травиату» с «Кармен» в европейскую провинцию, это будет здорово Если театр им. Джалиля повезет «Шурале» и «Сююмбике» в Воронеж, а не «Травиату» с «Кармен» в европейскую провинцию, это будет здорово Фото: «БИЗНЕС Online»

Прямо сегодня в Казани кульминация гастролей Александринского театра — на сцене театра им. Камала показывают эстетский «Маузер» знаменитого греческого постановщика Теодороса Терзопулоса. И есть надежда, что такого качества гастрольный продукт станет нормой нашей культурной жизни. Нельзя сказать, что Казань была обделена подобным, хотя во время пребывания в других городах-миллионниках, вроде Екатеринбурга или Нижнего Новгорода, всегда казалось, что тамошняя афиша заметно богаче.

Еще в 2014 году появился проект «Большие гастроли» — всероссийский гастрольно-концертный план министерства культуры Российской Федерации, призванный воссоздать единую гастрольную систему страны. С 2021-го он реализуется по всей России. Говорят, что летом в Казани стоит ждать один из главных театров Москвы (театр им. Вахтангова или МХТ им. Чехова). Кстати, в этих условиях следует ожидать и увеличения интенсивности гастрольной деятельности татарстанских театральных учреждений. В общем, если театр им. Джалиля повезет «Шурале» и «Сююмбике» в Воронеж, а не «Травиату» с «Кармен» в европейскую провинцию, это будет здорово.

Также, очевидно, в российских регионах будут гораздо более доступны звезды классической музыки. Конечно, в Казани, кажется, выступали практически все знаменитые отечественные дирижеры, оперные певцы, скрипачи или виолончелисты. И все же. Вот уже шеф Мариинского театра Валерий Гергиев, которому Запад не может простить личную дружбу с президентом России, 1 мая выступит со своим оркестром на городском майдане Набережных Челнов под открытым небом в честь Дня труда. Да и знаменитого пианиста Бориса Березовского, кстати, худрука фестиваля «Летние вечера в Елабуге», вряд ли теперь ждут в Карнеги-холле после участия в ток-шоу Первого канала с призывами «окружить их, отключить электричество» и быстрее победить в нынешней военной спецоперации. И список таких артистов можно продолжать. Не зря именитый балетмейстер, обладатель американского гражданства Алексей Ратманский, учившийся и работавший в Киеве, недавно отменил премьеру своего спектакля в Большом театре, заявив, что не может работать с танцовщиками, многие из которых поддерживают политику Владимира Путина. Впрочем, Большой театр был Большим и до господина Ратманского, и понятно, что он не пропадет. А вот видеть его «звезд» в Казани хотелось бы… 

5. Звезды шоу-бизнеса будут предпочитать «многотысячники», чтобы снизить цену на билеты

В афише главной ледовой арены Казани нынче значатся и Гарик Сукачев, и Stand Up на ТНТ. «Татнефть Арена», спасибо ей, спасает В афише главной ледовой арены Казани нынче значатся и Гарик Сукачев, и Stand Up на ТНТ. «Татнефть Арена», спасибо ей, спасает Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Еще недавно, в допандемийную эпоху, организаторы концертов жаловались, что в Казани есть недостаток «тысячников» — качественных площадок, где можно было бы собрать до 1 тыс. зрителей. Дескать, в «Пирамиде» дорогая аренда, «УНИКС» уже немного морально устарел… И вот теперь, судя по всему, проблема немного видоизменилась. «Главные топы среди артистов будут переходить на другие площадки, большие. Такой переход обусловлен тем, что здесь можно снизить цены на билеты, — рассказал нашей газете Леонид Барышев — руководитель гастрольно-концертного агентства „АртОтдел“. — Соответственно, зритель в этой истории выигрывает. А по количеству людей выигрывает артист, и касса собирается гораздо лучше. Думаю, в ближайшее время все будет проходить в таком порядке».

Собеседник «БИЗНЕС Online» замечает, что теперь стараются «собрать» «Татнефть Арену» даже те артисты, которые в прежние годы вряд ли решились бы на такие эксперименты. И, действительно, в афише главной ледовой арены Казани нынче значатся и Гарик Сукачев, и Stand Up на ТНТ. «Татнефть Арена», спасибо ей, спасает, но там постоянно проходят игры, тренировки, фигуристы. «Там очень сложно, особенно когда идет плей-офф, — сетует Барышев. — Плюс там много чего проходит по весне, по датам все забронировано и сложно втиснуться. „Казань Экспо“ — главный минус площадки — дальность расстояния. На то, чтобы туда добраться, тратится много времени. Старый Дворец спорта — хорошая площадка, но там тоже есть проблемы с загруженностью. У них тоже фигуристы, хоккей и так далее». В общем, промоутеры в ожидании классной концертной площадки недалеко от центра Казани на 3–5 тыс. зрителей. Такая, как известно, запланирована на месте бывшей «Ривьеры».

Что касается гонораров топовых поп-артистов, то, несмотря на грядущие непростые экономически времена, наш эксперт не ждет их снижения. А вот колебания курса отечественной валюты могут повлиять на отрасль. «Время долларов уже прошло, наверное, лет 10–15 назад, — указывает Барышев. — Тогда еще брали в долларах, евро. Но сейчас гонорары артисты получают в рублях, кассовые концерты давным-давно только в рублях».

6. Резкое удорожание себестоимости бумажных книг заметно снизит их продажи: привет «цифре»

Развитие отечественной книжной индустрии вызывает определенные опасения. Это связано и с наметившимся дефицитом бумаги, и с перспективой невозможности перевода и издания западных книжных новинок Развитие отечественной книжной индустрии вызывает определенные опасения. Это связано и с наметившимся дефицитом бумаги, и с перспективой невозможности перевода и издания западных книжных новинок Фото: «БИЗНЕС Online»

Развитие отечественной книжной индустрии также вызывает определенные опасения. Это связано и с наметившимся дефицитом бумаги, и с перспективой невозможности перевода и издания западных книжных новинок. Известный писатель и главред главного в РТ литературного журнала «Казан утлары» Рустем Галиуллин считает по-настоящему серьезной первую из проблем. «Типографические цены растут, бумага очень подорожала, а это напрямую повышает себестоимость книг, — рассказал Галиуллин «БИЗНЕС Online». — Мы и сами ощутили дефицит мелованной бумаги, потому что ежемесячно выпускаем журнал с тиражом 8–9 тысяч, карманные книги из серии «Библиотека журнала „Казан утлары“» с тиражом по 2 тысячи и готовим книги на 100-летие журнала — и по всем трем изданиям мы скорректировали параметры, тираж, качество бумаги. По журналу, например, уменьшили тираж, который уходит в розницу».

Не ждет ли в текущих условиях нас новый расцвет толстых литературных журналов? Эксперт газеты в этом сомневается. «Скорее всего, толстые журналы не обретут особую популярность, потому что в последние десятилетия сильно обрушились семейные читательские традиции, но издания, имеющую богатую историю и уникальный контент, как наш „Казан утлары“, сохранят своих читателей», — считает Галиуллин.

Хотя, с другой стороны, подорожание бумажных книг — это еще один аргумент ускоренно перейти на электронную книгу. Вся инфраструктура для этого создана: нет никаких сомнений, что за ней будущее, а традиционная книга — это будет раритет и престиж. В конце хочется добавить: и леса будут целей…

7. Нас ждет активное культурное просвещение масс

Татарстан выступает за расширение проекта «Пушкинская карта» в части охвата возрастных категорий, а также планирует создание своей «Тукаевской карты», начинание, которое, очевидно, могут подхватить и другие субъекты федерации Татарстан выступает за расширение проекта «Пушкинская карта» в части охвата возрастных категорий, а также планирует создание своей «Тукаевской карты», начинание, которое, очевидно, могут подхватить и другие субъекты федерации Фото: «БИЗНЕС Online»

Многое указывает на то, что в ближайшее время будет активно реализовываться вектор на культурное просвещение масс в духе того, что мы наблюдали в Советском Союзе, когда звезду уровня Мстислава Ростроповича легко можно было увидеть и услышать в актовом зале какого-нибудь московского завода. Кстати, Татарстан по части подобных инноваций традиционно находится в лидерах среди российских регионов. Так что прозвучавшая недавно на совете по культуре при президенте РТ идея о создании проекта «Культпросвет», где в духе общества «Знание» на предприятиях, в организациях и публичных местах через лекционные курсы людям будут рассказывать, что такое, к примеру, современное искусство и почему его не нужно бояться, выглядит вполне к месту. Кроме того, Татарстан выступает за расширение проекта «Пушкинская карта» в части охвата возрастных категорий, а также планирует создание своей «Тукаевской карты», начинание, которое, очевидно, могут подхватить и другие субъекты федерации.

Рустам Минниханов: «Времена будут еще сложнее, мы пока живем по инерции»

Кроме того, государство должно еще больше внимания уделить проектам, связанным с художественной самодеятельностью. В РТ уже действует и развивается фестиваль работающей молодежи «Наше время — Безнен заман», которым руководит Дмитрий Туманов. Очень успешно прошел и недавний фестиваль «Халык җәүһәрләре» — «Народные жемчужины», организованный фондом им. Вагапова для непрофессиональных вокалистов, которых тем не менее публика знает еще с тех пор, когда артисты художественной самодеятельности звучали на радиостанциях. «Надеюсь, что с проекта „Халык җәүһәрләре“ на татарской эстраде начнется совершенно новая страница — эпоха истинно народных исполнителей. Ведь наш зритель очень устал от однообразия и скуки на сцене. Народу нужны не пластмассовые певцы, а искренние, честные, душевные», — надеется руководитель Вагаповского фонда Рифат Фаттахов.

P. S. Понятно, тот мир, в котором мы жили с конца 80-х годов прошлого века (да-да, именно там корни нынешней идеологии и культурной политики, как бы к ним ни относиться, — все начиналось с прощания с советской культурой, а заодно и с уничтожения традиционной русской (татарской, чувашской и т. д.) до 24 февраля 2022 года, не будет прежним. Даже если горячая фаза СВО закончится быстро, разрыв с Западом — это если не навсегда, то надолго. И если без западного автомобиля или трактора (или одежды известных брендов) прожить будет непросто, но понятно, как восполнить этот разрыв, то с культурой сложнее. По-старому будет нельзя. Это фактически данность. Кто первым это понял и не смог принять, уехали первыми (кстати, именно поэтому, а не потому, что они предатели, на наш взгляд). Остались те, кто понимает, что ему некуда бежать, и кто готов к трансформации. 

Нынешний текст — это наша первая попытка задуматься от том, что ждет культуру и шоу-бизнес страны. Понятно, что готовых ответов нет и не может быть. 30 лет мы шли в одну сторону, и тут разворот на 180 градусов за месяц. Откуда могут быть ответы?.. И понятно, что культура — это во многом производное от идеологии, которой сейчас тоже нет в России. «Старая» в виде то ли либерально-западнической (причем карикатурно заимствованной), то ли в виде культа «золотого тельца» (когда доллар и денежный успех — абсолютная ценность) умерла. Новая мучительно ищется…. А ведь идеология дает ориентиры для общества в форме ответов на вопросы, что хорошо, что плохо и куда мы идем, и только тогда деятели культуры на основе этого создают свои произведения, великие и гениальные или проходные и бездарные.  

Пока идеологи будут создать новые ориентиры, мы предлагаем деятелям культуры и шоу-бизнеса, писателям, режиссерам и просто неравнодушным людям принять участие в дискуссии, куда идет Россия, какая ей нужна культура и какие новые ориентиры. Ждем не только ваших комментариев под этим тестом, но и отдельных текстов с вашими идеями и размышлениями.