«Мы поставили европейским потребителям наши ресурсы, в данном случае — газ. Они его получили, заплатили нам в евро, которые затем сами же и заморозили. В этой связи есть все основания считать, что часть поставленного газа в Европу мы поставили фактически бесплатно», — говорил сегодня президент РФ Владимир Путин, объясняя перевод газовых контрактов в рубли. На совещании по развитию авиаперевозок он назвал западные санкции «популизмом наизнанку» и дал ряд поручений по поддержке отрасли, которые уже подхватил «Ростех», пообещавший к 2030 году выпустить 500 самолетов. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Владимир Путин подчеркнул, что все российские обязательства по газовым контрактам будут выполнены в установленных объемах и по заявленным в действующих контрактах ценам
«Они газ получили, заплатили нам в евро, которые затем сами же и заморозили!»
Точки над i в оплате газовых контрактов поставил сегодня президент России Владимир Путин. Он подписал 17-страничный указ, который устанавливает правила торговли российским газом с недружественными государствами, и объяснил его на совещании по развитию авиаперевозок и авиастроения. К слову, в тексте документа говорится, что его действие распространяется исключительно на «газ в газообразном состоянии» — такой поставляет только «Газпром».
«Мы предлагаем контрагентам из таких [недружественных] стран понятную и прозрачную схему. Чтобы приобрести российский природный газ, они должны открыть рублевые счета в российских банках. Именно с этих счетов будет вестись оплата газа, поставленного начиная с завтрашнего дня, с 1 апреля текущего года, — обозначил довольно жесткие временные рамки Путин. — Если же такие платежи не будут производиться, будем считать это неисполнением обязательств со стороны покупателей — со всеми вытекающими последствиями. Нам никто ничего бесплатно не продает, и мы тоже не собираемся заниматься благотворительностью. То есть действующие контракты будут остановлены».
Впрочем, надо признать, что схема перевода контрактов на рубли изначально предполагалась более жесткой: ожидалось, что страны сами должны были выкупать рубли, чтобы ими платить за газ через российские банки. Теперь же они будут платить в евро и долларах, как и платили, только через внутрироссийский обменник — Газпромбанк, названный в президентском указе единственным уполномоченным банком. «Иностранный покупатель производит перевод средств на специальный валютный счет типа „К“ в иностранной валюте, указанной в контракте на поставку природного газа, а уполномоченный банк на основании поручения иностранного покупателя, полученного в порядке, установленном правилами уполномоченного банка, осуществляет продажу иностранной валюты, поступившей от иностранного покупателя на такой счет, на организованных торгах, проводимых публичным акционерным обществом „Московская Биржа ММВБ — РТС“, зачисляет вырученные средства в рублях на специальный рублевый счет типа „К“ этого иностранного покупателя и производит перевод зачисленных средств в рублях на открытый российским поставщиком в уполномоченном банке рублевый счет», — говорится в тексте документа (режим этих специальных счетов еще предстоит выработать ЦБ).
Путин отметил, что перевод газовых расчетов на российские рубли — важный шаг к укреплению финансово-экономического суверенитета РФ
По словам президента, использовать доллары и евро в газовых расчетах не имеет смысла, поскольку такие активы на Западе оказываются заблокированными. «Мы поставили европейским потребителям наши ресурсы, в данном случае — газ. Они его получили, заплатили нам в евро, которые затем сами же и заморозили. В этой связи есть все основания считать, что часть поставленного газа в Европу мы поставили фактически бесплатно», — возмутился президент, пояснив, что и дальнейшие транзакции может постичь та же участь: политики на Западе об этом уже публично говорят.
Путин подчеркнул, что перевод газовых расчетов на российские рубли — важный шаг к укреплению финансово-экономического суверенитета РФ, так что страна будет системно двигаться в этом направлении и «увеличивать во внешней торговле долю расчетов в национальной валюте и валютах тех стран, которые выступают надежными партнерами».
Президент подчеркнул, что все российские обязательства будут выполнены в установленных объемах и по заявленным в действующих контрактах ценам. «Эти цены в разы ниже текущих котировок на спотовом рынке. Что это означает? Если говорить просто, российский газ — это более дешевая энергия, тепло, свет в домах европейцев, доступная стоимость удобрений для европейских фермеров, а следовательно, и продуктов питания в конечном итоге. Наконец, это конкурентоспособность европейских предприятий, а значит, и зарплаты европейцев, граждан европейских стран», — перечислял Путин, объясняя, что из заявлений отдельных политиков следует, что они готовы пренебречь интересами своих граждан, «лишь бы понравиться своему заокеанскому хозяину».
На это заявление Путина, пусть и ожидаемое, и рынок, и политики отреагировали незамедлительно. По данным торгов, цена газа в Европе превышала $1450 за 1 тыс. кубометров. Не прошло и пары часов, как Франция и Германия заявили, что не примут требования оплачивать поставки газа в рублях. В частности, канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что в договорах указано, что оплата производится в евро и долларах: «Я сказал Путину, что так оно и останется». По его прогнозам, Германия сможет отказаться от российских нефти и угля уже в текущем году.
Экономическая война против России, считает Путин, идет уже много лет, чтобы подорвать суверенитет, ослабить потенциал страны
«Это санкции за наше право на свободу»
Впрочем, газовой повесткой выступление Путина на авиастроительном совещании не ограничилось. Он долго возмущался действиями западных политиков в экономической, энергетической, продовольственной и всех остальных сферах. «Какой-то популизм наизнанку — людей призывают меньше есть, теплее одеваться, чтобы сэкономить на отоплении, отказаться от поездок — и все это якобы во благо тем людям, от которых требуют этих добровольных лишений ради абстрактной северо-атлантической солидарности», — заявил президент РФ, предрекая вслед за продовольственным еще и миграционный кризис.
Принимаемые Западом решения, по оценкам Путина, «ведут к росту глобальной инфляции и усилению неравенства, снижению благосостояния миллионов людей, а в беднейших странах — к трагедии массового голода», пока США пытаются решить свои проблемы за чужой счет. Путин заметил, что инфляция и бюджетный дефицит в Штатах «и так выросли непомерно» и свои экономические ошибки лидеры стараются свалить на Россию.
«США еще попытаются и заработать на текущей глобальной нестабильности, как они делали это в период Первой и Второй мировых войн, во время своих агрессий против Югославии, Ирака, Сирии и так далее. Глобальные рынки падают, а стоимость акций компаний американского военно-промышленного комплекса только растет. Капиталы утекают в США, лишая ресурсов развития другие регионы мира», — объяснял президент. Экономическая война против России, по его словам, идет уже много лет, чтобы подорвать суверенитет, ослабить потенциал страны.
«Все эти санкции были заранее подготовлены, они были бы введены в любом случае. По сути, это санкции за наше право на свободу, за право быть независимыми, за право быть Россией. За то, что мы не хотим плясать под чужую дудку, жертвовать своими национальными интересами и традиционными ценностями», — заключил Путин, призвав правительство, ЦБ и российские регионы ориентироваться на то, что санкционное давление сохранится, «как это было и в предыдущие десятилетия».
«Ростех» заявил, что намерен поставить на российский рынок более 500 гражданских отечественных самолетов до 2030 года. Речь идет о самолетах МС-21, SSJ, Ил-114 и наращивании серийного производства Ту-214 и Ил-96
Как поднять на крыло авиаотрасль?
Что же делать? Были в заявлении Путина частично ответы и на этот вопрос. Президент призвал фокусироваться не только на преодолении вызовов текущего года, но и выстраивать долгосрочные планы развития, основанные на внутренних возможностях нашей экономики, науки и системы образования. «Мы должны опираться в первую очередь на частную деловую инициативу и здоровую конкуренцию, стремиться к максимальной загрузке наших предприятий, созданию новых компетенций и повышению глобальной конкурентоспособности России в целом», — говорил он. А показателями эффективности должны быть сохранение и создание рабочих мест, снижение бедности и неравенства, повышение качества жизни людей, доступности товаров и услуг.
Как это преломляется в реальность? Отчасти меры поддержки Путин озвучил на совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов, анонсировав в том числе поддержку материнства и детства, повышение соцвыплат, расширение полномочий губернаторов и ставку на частный бизнес. А сегодня прокомментировал разрыв обязательств европейских и американских компаний с российской авиаотраслью. «По сути, они обманули российских партнеров, прекратив поставку, лизинг, обслуживание и страхование воздушных судов. Кроме того, для наших самолетов было закрыто воздушное пространство европейских стран, — напомнил Путин. — Мы не собираемся ни от кого закрываться и не будем закрытой страной, но мы должны исходить из тех реалий, которые складываются».
«В горизонте текущего десятилетия доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний должна кардинально вырасти (и это, конечно, шанс для производителей) — конечно, с обеспечением высокого уровня качества, надежности и экономической эффективности нашей техники. Это важно и для российских авиакомпаний, в том числе частных, чтобы они развивались как динамичный, прибыльный бизнес, и, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене, а уровень безопасности, комфорта, сервиса отвечал бы самым современным стандартам. Говорю сейчас не только о межрегиональных рейсах, но и о развитии малой авиации, сообщении с труднодоступными, отдаленными территориями», — сказал Путин. И дал ряд поручений:
Запустить программу компенсации части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах с апреля по октябрь. Объем внутрироссийских авиаперевозок в 2022 году должен вырасти, пассажиропоток должен составить не менее 100 млн человек. Аэропортам компенсируют расходы на период простоя из-за ограничения перелетов, а россиянам, чьи авиарейсы были отменены, возместят расходы за билеты.
«Ростех» уже заявил, что намерен поставить на российский рынок более 500 гражданских отечественных самолетов до 2030 года. Как сообщили ТАСС в госкорпорации, речь идет о самолетах МС-21, SSJ, Ил-114 и наращивании серийного производства Ту-214 и Ил-96. «Надо быть реалистами и четко понимать, что такие задачи не решаются легко. Речь идет о перенастройке целой отрасли. Требуется время, ресурсы, максимальное напряжение. Но все это выполнимо», — отметили в «Ростехе».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.