Pапасов хмеля, дрожжей и солода в «Булгарпиво» хватит еще на два месяца. Основные ингредиенты компания из Набережных Челнов завозит из Франции и Германии Запасов хмеля, дрожжей и солода в «Булгарпиве» хватит еще на два месяца. Основные ингредиенты компания из Набережных Челнов завозит из Франции и Германии Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кто успел, тот проживет несколько месяцев»: кризис обнажил дефицит хмеля и упадок отрасли в России

Об уходе из России и продаже бизнеса накануне объявили транснациональные корпорации Heineken и Carlsberg, до этого приостановившие в РФ инвестиции, экспорт пива и выпуск напитков под собственными брендами.

Второй и третий по величине производители пива в мире уходят из страны на фоне падения курса рубля и сбоя зарубежных поставок, из-за которых российские пивоварни столкнулись с дефицитом ингредиентов: солода, хмеля и дрожжей. Первыми удар приняли крафтовые пивоварни России, зависимость которых от импортного солода, хмеля и дрожжей доходит до 100%. Крупные пивзаводы менее зависимы от импорта, т. к. продукт не требует разновидностей сортов, но трудности тоже начались, подтверждают как участники рынка, так и профильные ассоциации.

Перейти на российских поставщиков и Китай готовится крупный пивоваренный завод РТ «Булгарпиво». Как «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор предприятия Руслан Якушев, запасов хмеля, дрожжей и солода компании хватит еще на два месяца. Основные ингредиенты компания из Набережных Челнов завозит из Франции и Германии. Издание также направило запросы о ситуации с сырьем «Татспиртпрому», владеющему заводом «Белый кремль», и AB InBev Efes — собственнику бывшего завода «Красный Восток». Но там на вопросы не ответили.

Общие трудности у малых и крупных пивоваров с хмелем, который завозят из Германии, Чехии, США, а также из Великобритании и Австралии. Эмбарго на этот ингредиент пока не ввели, но чем дальше страна, тем выше цена. Например, в начале февраля 5 кг хмеля из США стоило 25 тыс. рублей, а после 24 февраля цена выросла на 68% до 42 тысяч. Вместе с ростом цен появился и дефицит. «Кто успел, тот проживет несколько месяцев», — описывает ситуацию на рынке управляющий рестораном-пивоварней «Петцольдъ» Евгений Федотов.

По сведениям «Опоры России», пока рынок пивоварения РФ на 62% контролируют три транснациональные корпорации AB InBev Efes, Heineken и Carlsberg Group — последние продолжат управлять 15 пивоварнями России до передачи бизнеса новому собственнику. Крупные российские пивзаводы охватывают 35% рынка. Оставшиеся 3% приходятся на крафтовые пивоварни. Это мини-производства, на которых напиток выпускают по непромышленным рецептам малыми партиями. Главный канал продаж — кафе, бары и магазины разливного пива.

Заменить импортный хмель российским на 100% участникам рынка пока не удастся. Хмель в стране культивируют в Чувашии, Марий Эл, Воронежской, Белгородской областях и Алтайском крае. Но лидером в РФ считается Чувашия. Там сохранили питомник и коллекцию сортов хмеля из 250 образцов, за которыми следит Чувашский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.

«Караул! Телефон уже горячий, не успеваем отвечать — звонят из всех концов России, — так „БИЗНЕС Online“ описал обстановку после 24 февраля президент ассоциации хмелеводов России, председатель совета директоров АО „Чувашхмельпром“ Геннадий Горланов. — Спрос, думаю, сумеем удовлетворить. Но не сегодня — закончилась упаковка. Не можем найти фольгу! Будет фольга — отпустим».

Ежегодно российские пивовары потребляют 7,5–8 тыс. т хмеля. В Советском Союзе только в Чувашии ежегодно выращивали 4 тыс. т хмеля, но в 1985 году антиалкогольная кампания первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева сократила площадь хмельников вдвое, до 2 тыс. га, а затем по хмелеводам ударили 1990-е. В итоге Россия попала в зависимость от импортного хмеля — в 2021-м отечественные хмелеводы вырастили только 300 т продукта. В России действует госпрограмма поддержки хмелеводства, но выделяемых сумм недостаточно.

«Все пропало, — с грустью в голосе заявил Горланов. — А теперь пивзаводы встали на дыбы, криком кричат. Бегают по министерствам, встречались в Торгово-промышленной палате. Транснациональные компании, видимо, имеют годовой запас. Но российские заводы в трансе».

«Хотите вложиться? Приезжайте! Но только с 100 миллионами в кармане»

Опрошенные изданием эксперты настаивают на выращивании отечественного хмеля и возрождении отрасли. «Хотите вложиться? Приезжайте! — так отвечает на словесные призывы об импортозамещении Горланов. — Но только с 100 миллионами в кармане, которых хватит на 20 гектаров хмельника. Без этой суммы делать нечего: уборочное, сушильное оборудование немецкое, чешское и американское. 1 гектар — это 4 тысячи саженцев! Без 100 миллионов даже не стоит замахиваться, но через 3–5 лет будете богатыми. Хмель — это не пшеница и не капуста, старт дорогой».

Как пример зависимости от импортного оборудования Горланов описал покупку «Чувашхмельпромом» немецкой линии по производству гранулированного хмеля за 3,5 млн евро в 2016 году. «Тоже в тяжелейшей ситуации, надо рассчитываться в евро, — говорит председатель совета директоров компании о взятом на 10 лет кредите. — До сегодняшнего дня проблем не было, теперь думаем, как быть».

Пиво — популярный слабоалкогольный напиток в мире, впервые упоминается в письменных источниках времен шумерской цивилизации и Древнего Египта, т. е. с 3000 года до нашей эры. Однако пиво варили и во времена неолита: как показывают археологические исследования, следы продукта датируются 11-м тысячелетием до нашей эры.

Известно свыше 1 тыс. видов пива. Классическим считается напиток, содержащий только воду, солод, хмель и дрожжи. Пиво на 78% состоит из воды, на 20% — из солода, на 1% — из хмеля и на 1% — из дрожжей, но пропорции плавают. Хмель дает пиву нотки горечи и особого вкуса, нивелирует сладость солода, отвечает за качество пены и сроки хранения. Наличие хмеля расширяет вкусоароматику. Для варки пива подходят только женские соцветия, из зерен которых делают гранулы, используемые пивоварами, но любители добавляют и просто шишки. Помимо пива, хмель также применяют в пищевой промышленности и фармакологии, поскольку растение обладает мягким седативным действием, уступающим по силе валериане.

По итогам 2021 года в России продали 7,54 млрд л пива, а объем производства в Татарстане составил 550 млн литров. Популярность в РФ набирают пивные напитки — все, что содержит иные ингредиенты, кроме классических: доля таких по России — 11,7%, или 884 млн литров.

Стоит ли аграриям Татарстан выращивать хмель? В соседней Чувашии же растет… Эксперты объясняют, что в виноделии используют французское понятие «терруар» — совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности, которая определяет сортовые характеристики сельхозпродукции. Это касается и хмельников: вкусы разные. Поможет ли нам китайский хмель? В ассоциации хмелеводов России сомневаются — продукция из Китая уже раскуплена, собственные объемы потребления в Поднебесной тоже высокие. А крафтовые пивовары уже готовятся ехать в Грузию, чтобы возить оттуда импортный хмель «в чемоданчике» по 50 килограммов.

Не паникует директор центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, объясняя происходящее перестройкой логистических цепочек. «Ничего страшного не произойдет, если потребитель ненадолго перейдет на российскую продукцию, — говорит Дробиз. — Даже если исчезнет крафтовое пиво, то ничего не случится. Пижонство крафтового пива — это процент российского рынка. Статистическая погрешность. Не пытаюсь принизить, но это мелочь. Нужно время — год-полтора, и снова будет изобилие».

«Думаю, теперь пивовары будут пытаться работать с российским сырьем, — заявил Артур Шарипов, бренд-менеджер компании „Хорекади“ — поставщика импортного и отечественного пива в рестораны, бары и магазины разливного пива Казани. — Чувашский хмель не уступает импортным аналогам, поэтому технологи смело купажируют его с зарубежным. Но не со всеми стилями пива это возможно».

Солод в России свой, но трудности с запчастями те же: оборудование пивзаводов тоже импортное

Знают о дефиците ингредиентов для пива и в «Опоре России», объединяющей свыше 100 отраслевых союзов. По словам председателя комиссии по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию Алексея Небольсина, организация передала правительству РФ пакет мер для поддержки малого и среднего бизнеса, занятого в пивоварении.

Для поддержки предприятий и сдерживания цен в «Опоре России» предлагают:

  • упростить растаможку импортного солода и хмеля; 
  • смягчить досмотр таможенных грузов — в конце прошлого года Россельхознадзор ужесточил проверки на генетически модифицированные организмы и безопасность;
  • ввести запрет на экспорт российского пивоваренного солода. Такое решение пока не принято, но 14 марта кабмин РФ запретил до 30 июня экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза, в том числе ячменя — зерновой основы солода.

По данным национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, доля импортного солода в общем объеме потребления составляет 5%. Россия занимает 6% мирового рынка солода. Например, в 2019 году российские компании выпустили 1,4 млн т солода, из которых экспортировали 124 тыс. т, а импортировали 83 тыс. тонн. Пивоваренный ячмень выращивают в  Центрально-Черноземном регионе и на юге Сибири. Но 90% посевного зерна — импорт, что скажется на стоимости новых посевов.

«У транснациональных компаний собственные солодовни, там проблем нет, — рассказал Небольсин. — С солодом сложности у малого и среднего бизнеса, у которого нет возможности создать годовые запасы».

Не переживают из-за ситуации с солодом и в Госалкогольинспекции РТ. «Поначалу это в какой-то степени повлияет на технологические показатели, — заявил замруководителя ведомства Рустем Арсланов о перестройке пивоваров. — Это же не 100-процентная необходимость — пользоваться импортным сырьем. Сбои могли быть, поэтому и раньше обсуждались варианты перехода заводов на местное сырье».

Гендиректор ОАО «Булгарпиво» в разговоре с корреспондентом отметил самую главную трудность — это повышение ключевой ставки ЦБ, к которой привязаны кредиты. «Вот это проблема номер один, — сказал Якушев, а затем описал сложности с оборудованием из Германии, Италии, Чехии. — Оригинальные запчасти можно взять только там. Какое-то время без запчастей проработаем, конечно… Но какое именно — я не могу сказать. Что-то уже сейчас нужно ремонтировать. Причем проплаты-то уже прошли, и поставщики решают, как отправить эти запчасти, комплектующие. Или не отправить…»

Пивная отрасль России зависит и от импортных дрожжей. При этом крупные заводы разводят дрожжи собственными силами, покупая чистые культуры у правообладателей за рубежом. Например, мировой банк пивоваренных дрожжей расположен в Германии на пивоварне «Вайнштефанер». Вырастить микроорганизмы «на коленке» без присмотра микробиолога в лаборатории не получится — дрожжи меняют технологические свойства, следствием чего становится непредсказуемое качество продукта. Поэтому малый бизнес приобретает уже выращенные микроорганизмы, стоимость которых после 24 февраля тоже выросла.

«У транснациональных компаний собственные солодовни, там проблем нет. С солодом проблемы у малого и среднего бизнеса, у которого нет возможности создать годовые запасы» «У транснациональных компаний собственные солодовни, там проблем нет. С солодом сложности у малого и среднего бизнеса, у которого нет возможности создать годовые запасы»

«Прежних цен уже не будет»: пивовары оптимизируют затраты, рассуждают о господдержке, а рестораторы режут ассортимент

Описанные трудности с поставками, валютные колебания уже ударили по стоимости готовых напитков. После 24 февраля импортное пиво подорожало на 20–40%, российское — на 5–10%. «В последние годы цена пива ежегодно корректировалась на 3–5 процентов, — говорит Шарипов. — Цена растет и на соки, и на концентраты, и на пюре, которые используют во фруктовых сортах. Так же и тара, транспортные затраты. Больше всего повышение охватит охмеленные сорта».

Чтобы контролировать цену готовой продукции, пивовары вне зависимости от объемов производства также уменьшают и транспортные затраты — отказываются от стеклянных бутылок в пользу легких алюминиевых банок. Спасает и ПЭТ-тара, которая в объемах производства пивзаводов уже занимает ощутимую долю.

«После 24 февраля цена на нашу продукцию пока не поднялась, — рассказал гендиректор „Булгарпива“. — Выросла себестоимость, но есть долгосрочные, есть федеральные контракты, по которым продукцию скупают большими партиями. Поэтому должно пройти определенное время. Но прежних цен уже не будет. В части бизнеса как никогда нужна поддержка государства. Налоговые ли, кредитные ли каникулы… Если сейчас не помочь малому, среднему и, подчеркиваю, крупному бизнесу, могут наступить очень сложные времена».

За поддержку отрасли, малого и среднего предпринимательства выступает и председатель пивной ассоциации Татарстана Ринат Акчурин, который предлагает снизить налогооблагаемую базу хотя бы для малых пивоварен и приостановить эксперимент по маркировке пива для поддержки малого и среднего бизнеса.

Совладелец ресторана-пивоварни «Петцольдъ», ресторатор Константин Иванов рекомендует поддержать пивную отрасль льготными кредитами, а производителей солода и сидра приравнять к крестьянско-фермерским хозяйствам. «Обязательно освободить малые пивоварни от акцизных сборов на три года, а для крупных зафиксировать акциз на уровне 2022-го плюс отсрочить маркировку пива в кегах», — заявил Иванов и напомнил, что одно рабочее место в пивоварне создает 10 в смежных отраслях.

Трудности с производством пива и ингредиентами отозвались на картах баров. «Сокращаем ассортимент, выставляем доступные позиции, — говорит владелец Bazzar, Messa/Eres и „Покешной“ Донат Мухаметшин. — Рынок перестраивается. То же самое рестораторы переживали в 2014 году. Тогда какие-то позиции пропали, но прошло время, и они вернулись обратно. Какое-то время будет дефицит разнообразия».

По словам Иванова, исчезнет дорогое пиво, в том числе так полюбившееся бельгийское. «Только привили эту культуру гостям, а сейчас многие сорта пивовары варить не смогут, потому что не будет правильных дрожжей, солодов и хмелей, — заявил Иванов. — По ассортименту мы можем вернуться в прошлое — будет только светлое и пшеничное. Придем обратно к тому, с чего начинали пивную эволюцию в России».