Сегодня зампредседателя правительства РФ Юрий Борисов посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, где были рассмотрены вопросы по наращиванию производства пассажирских самолетов Ту-214 Сегодня зампредседателя правительства РФ Юрий Борисов посетил Казанский авиационный завод им. Горбунова, где обсуждались вопросы по наращиванию производства пассажирских самолетов Ту-214 Фото: president.tatarstan.ru

Письмо дошло

«Перспективы по производству лайнеров очень хорошие, — обнадежил сегодня работников Казанского авиазавода — филиала „Туполева“ (КАЗ) вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов, который находится в столице РТ с рабочим визитом. — Насущный вопрос — восстановить в нужном количестве производство отечественных моделей. Цель визита — посмотреть, как можно быстро увеличить производство Ту-214, который сегодня производится мелкими партиями. Мы ставим вопрос — как его отдать для перевозки граждан в авиакомпании. Сегодня будем обсуждать вопрос, как нам поэтапно выти на производство минимум 10 Ту-214».

Недавно Борисов уже высказывался на эту тему. 16 марта он сообщил, что рассматривается возможность увеличить серийное производство Ил-96 и Ту-214. «Сегодня они выпускаются малой серией для спецзаказчиков, — уточнил вице-премьер. — Мы с коллегами из транспортного блока завершаем анализ потребности и первоочередных мер. Исходя из той картины, которую мы получим, возможно, задействуем резерв по дополнительному производству этих самолетов тоже».

На следующий день об этом же заявил генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов: «В условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства масштабные задачи стоят перед отечественной авиационной промышленностью. Причем решать их необходимо в очень жесткие сроки. Это в первую очередь касается расширения производства существующих самолетов. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность возобновления серийного выпуска среднемагистральных Ту-204/214 и российского широкофюзеляжного лайнера Ил-96». При этом приоритет SSJ-NEW и МС-21 под сомнение не ставится. «Возобновление серийного производство рассматривается в качестве дополнительной меры до развертывания масштабного серийного производства новых импортозамещенных авиалайнеров, стоящих в одном ряду с лучшими мировыми образцами авиационной техники», — подчеркнул глава госкорпорации.

На чем летать-то будем? Минниханов решил напомнить Москве о загубленных «журавлях» из Казани

Ремарка неслучайна. Дело в том, что с начала марта авиастроительное и авиатранспортное сообщество яростно спорит о том, надо ли возобновлять некогда закрытые пассажирские проекты, прежде всего Ту-204 и Ту-214. Дискуссию породила новость о том, что президент РТ и председатель совета директоров «Туполева» Рустам Минниханов обратится в правительство России с предложением начать выпуск Ту-204СМ, Ту-214, Ту-324 и Ту-334.

С возобновлением производства проблем быть не должно, тем более что Ту-214 состоит в основном из российских компонентов, зарубежные используются минимально и их реально заместить за год Борисов высоко оценил перспективы развития КАЗ
Фото: president.tatarstan.ru

Татарстану дают добро

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из идеологов реинкарнации туполевских машин, советник премьер-министра РТ Назир Киреев, заявления Чемезова с Борисовым и сегодняшний визит вице-премьера — результат обращения Минниханова. «Ответ получен — нам дают добро, — сообщил советник. — Начали собирать материалы и вести оценку. Ту-214 и Ту-324. По Ту-214 вообще вопросов нет: самолет выпускается, надо только увеличить серийность и в чем-то дооснастить — ничего невыполнимого. То есть это будет самая подъемная для бюджета авиастроительная программа, ведь мы станем увеличивать серийность уже выпускаемого самолета. Главные деньги, по сути, нужны только для лизинговой компании, которая будет выкупать самолет на заводе и отдавать авиакомпаниям, но у нее уже своя экономика». О каких-либо сроках Киреев предпочел не говорить. «Продолжается подготовка предложений, что нужно для того, чтобы это изделие пошло, — отрезал он. — Нам сказали, что надо как можно быстрее».

Ту-214 взлетел 21 марта 1996 года. Его создание — целиком инициатива Татарстана. Эта машина — развитие выпускавшегося с 1990-го в Ульяновске Ту-204. Когда стало понятно, что соседи с потребным количеством не справятся, республика предложила подключиться и профинансировала соответствующую переработку документации и сертификацию.

Стартовым покупателем стала в 2001 году хабаровская авиакомпания «Дальавиа», получившая пять бортов. Они летали из Хабаровска в Москву, Японию, Китай, Сингапур, Южную Корею. Тройка Ту-214 авиакомпании «Россия» выполняла рейсы из Москвы в Индию, Израиль, Монголию. Три борта в 2007–2009 годах получила авиакомпания «Трансаэро». На этом строительство коммерческих Ту-214 завершилось. Как заявил в апреле 2010 года Алексей Федоров, занимавший тогда кресло президента ОАК, из-за большой стоимости платформы. Но есть мнение, что уже тогда расчищали место для МС-21. Как говорит Киреев, минпромэнерго запретило выполнять заказ на 7 самолетов для «Трансаэро» и заключать договор на Ту-214 с Ираном, а окончательно подкосило программу решение правительства РФ об отмене ввозных пошлин и НДС на Boeing.

Сейчас Ту-214 строят только в спецмодификациях для управделами президента РФ, ФСБ, МВД, ФСО, министерства обороны, в том числе разведчики Ту-214Р. Ежегодно сдают одну-две машины.

Осматривая сегодня КАЗ, Борисов дал понять, что с возобновлением производства проблем быть не должно, тем более что Ту-214 состоит в основном из российских компонентов, зарубежные используются минимально и их реально заместить за год. Источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме уточнил, что речь идет о незначительных изменениях в авионике.

Косвенно советник подтвердил гуляющие по Казани слухи о том, что КАЗ объявит относительно массовый набор рабочих, инженеров и конструкторов КАЗ в ближайшее время планирует объявить набор рабочих, инженеров и конструкторов Фото: president.tatarstan.ru

Почти невероятно: есть надежда на еще один пассажирский самолет

Мнение скептиков: возобновление производства «вчерашних» конструкций — это разбазаривание ресурсов, ведь для запуска серии потребуются деньги и время, тем более многие комплектующие давно не выпускаются. По словам Киреева, Татарстан продумал предложения по восстановлению утраченных производств, в том числе в соседних регионах.

Не исключено, что в дальнейшем Ту-214 доведут до стандарта Ту-214СМ, то есть возьмут все актуальные наработки по самой продвинутой на сегодня версии Ту-204/214 — Ту-204СМ. Эта продвинутая версия Ту-204 взлетела в декабре 2010 года в Ульяновске. Заявлялось, что по характеристикам самолет близок к аналогичным Boeing и Airbus. Но проект остановили, не предъявив при этом внятных объяснений.

И еще один интригующий момент от Киреева. По его словам, параллельно с Ту-214 предписано дать предложения по выпуску ближнемагистрального 50-местного Ту-324. История этого проекта достаточно драматична. Когда в середине 90-х президент России Борис Ельцин объявил о том, что государство решило больше не покупать Ту-160 и Ту-22М3, КАЗ вообще остался без работы. Чтобы загрузить завод, Татарстан заказал «Туполеву» проектирование Ту-324. Главным условием республики было создать самолет, полностью отвечающий современным требованиям. Ту-324 стал первым в России самолетом, спроектированным в «цифре». По рабочей документации КАЗ разработал технологические процессы и даже начал изготовление деталей оснастки и самого самолета. Более того, Татарстану удалось организовать кооперацию двигателистов (украинские «Прогресс», «Мотор Сич» и казанское КМПО), которые за собственные деньги разработали и выпустили три опытных экземпляра двигателя АИ-22, он сертифицирован для этапа стендовых испытаний. Также РТ профинансировала разработку авионики ИК-324. Сегодня ее устанавливают на амфибию Бе-200… Увы, как и в случае с Ту-204СМ, проект не то что закрыли — о нем будто забыли.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Киреев не согласился с мнением, что Ту-324 — это более дальняя перспектива, чем Ту-214. «Раз самолет освоен в какой-то стадии, значит, надо завершить освоение, — отрезал он. — Таким образом Рустам Нургалиевич добился рассмотрения вопроса о необходимости выпускать в Казани самолеты от региональных до дальнемагистральных, ведь у Ту-214 есть модификации, способные летать на дальность 9,5 тысячи километров».

Валентина Терешкова – человек и ракетоносец: первый Ту-160М назвали в честь космической легенды

Косвенно советник подтвердил гуляющие по Казани слухи о том, что КАЗ объявит относительно массовый набор рабочих, инженеров и конструкторов. «А куда деваться?!» — сказал он. На этот же момент сегодня обратил внимание сопровождавший Борисова Минниханов. «Мы считаем, что задача посильная для нас, — оценил он планы по выпуску Ту-214. — Понятно, что надо модернизировать и подготовить производство под 10 самолетов. Наша часть — подготовка кадров, инженеров и рабочих. Мы с этой задачей справимся». Ремарка президента важна, поскольку в новостях ошибочно проскочило, будто Борисов заявил, что «завод в полной мере подготовил производство». Эти слова относились не к Ту-214, а к Ту-160М.

Подводя итог разговору, Киреев все же подчеркнул: «Говорить о восстановлении производства Ту-214 как о решенном деле пока нельзя».