ПОПЫТКА ПРОРЫВА С ЗАПАДА

Пристальное внимание на перелеты руководство КХЛ обратило после катастрофы Як-42 с игроками «Локомотива». И едва ли не первым заявление (причем очень резкое) по этому поводу сделало начальство хоккейного клуба «Ак Барс». В сентябре прошлого года его вице-президент Равиль Шавалеев в интервью «Российской газете» сообщил, что отныне клуб будет летать только лайнерами зарубежного производства: «Важно, чтобы игрок, садясь в самолет, не думал ни о чем другом кроме предстоящей игры. Ему нужно психологически подготовиться к матчу, настроиться, а не размышлять нервно: долетит ли он до другого города или нет. Поэтому на встрече с Тахаутдиновым (гендиректор "Татнефти", президент клубаред.) мы приняли решение: для участия в КХЛ будем арендовать более качественные самолеты. Это не будет Як-42 или какой-то другой советский самолет. Исключительно зарубежные, соответствующие всем требованиям безопасности».

В декабре 2011 года при профсоюзе игроков КХЛ был создан специальный департамент по организации и контролю авиаперелетов. Но это было только начало. В этом же месяце запахло скандалом. Руководство КХЛ попросило правительство РФ разрешить командам летать по РФ на самолетах иностранных авиакомпаний. Конкретно назывались чешская Holidays Czech Airlines и латвийская Air Baltic. Утверждалось, что положительный ответ – дело решенное, «Ведомости» сообщали о соответствующем проекте распоряжения правительства, подготовленном минтрансом РФ. Тогда эта новость вызвала дружное возмущение российских авиакомпаний. Во-первых, отмечалось, что и в России есть немало достойных перевозчиков. Во-вторых, говорилось, что создается прецедент допуска на внутренний российский рынок иностранного перевозчика, в то время как каботажные (внутри одной страны) перевозки всеми государствами мира тщательно защищаются.

КХЛ СТАНОВИТСЯ ПРОФИ АВИАРЫНКА

Сегодня в интервью «Известиям» глава профсоюза игроков КХЛ Андрей Коваленко рассказал, что авиакомпании «Татарстан» (АКТ) и «Ямал» (в прошлом году они занимали 22-е и 23-е места по объему перевозок в РФ), подстраховывая друг друга, готовы взять на себя все 24 клуба. Чтобы полет был относительно недолгим, «Ямал» будет работать по Востоку, а «Татарстан» - по Западу.

Авиаперевозчикам выдвинуты требования: оперировать иностранными лайнерами не старше 1997 года выпуска; обеспечить транспортировку багажа; кормить игроков на борту по меню, подготовленному докторами клубов. Отдельные требования - по стоимости перевозок: цены должны быть ниже среднерыночных. В результате, по словам Коваленко, экономия составит 500 - 800 тыс. рублей по сравнению с обычной арендой чартера. Эксперты считают, что именно по ценовой причине от рынка авиаперевозок КХЛ могли отказаться более крупные авиакомпании. Кроме того, рынок спортивных авиаперевозок ограничен. В чемпионате КХЛ за сезон проводится 621 матч, однако многие из них играются между командами из одного региона или даже города. Эксперты оценивают рынок спортивных авиаперевозок в 1 млрд. рублей в год, тогда как годовая выручка «Аэрофлота» составляет 114 млрд. рублей. «Аэрофлот», судя по всему, понял, что возникающие при обеспечении транспортных нужд КХЛ сложности перевешивают материальные и нематериальные дивиденды.

По словам Коваленко, сегодня услугами АКТ и «Ямала» пользуются три клуба — «Ак Барс», «Металлург» (Магнитогорск) и «Торпедо» (Нижний Новгород). В КХЛ рассчитывают, что в следующем сезоне их станет больше. «Сейчас завершится сезон, у многих закончатся договоры с перевозчиками, - пояснил Коваленко, - и посмотрим, как клубы отреагируют на наше предложение с нового сезона». КХЛ отмечает, что клубы останутся свободными в выборе перевозчика. Но не исключено, что весной будут приняты решения, которые обяжут привести свои перевозки в соответствие с требованиями, которые разработал профсоюз. Кроме того, в следующем сезоне страховка хоккеистов будет распространяться не только на игры и тренировки, но и на перелеты, при условии, что они будут осуществляться на авиаперевозчиках КХЛ.

«ЗАЧЕМ КОРМИТЬ ТОЛПУ ПОСРЕДНИКОВ?»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию технического директора клуба «Ак Барс» Игоря Смирнова.

«После трагедии с «Локомотивом» наши игроки высказывали опасения по поводу самолетов отечественного производства, - рассказал он, - и у них были пожелания впредь летать на «Боингах» и «Аэробусах». Было официальное собрание после ярославской трагедии. И президент клуба, глава «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов вместе с вице-президентом клуба Равилем Шавалеевым приняли решение - дали команду летать только на современных самолетах - пошли навстречу команде, хотя смету, разумеется, пришлось увеличить.

Сегодня в основном летаем самолетами «Татарстана». Когда у нее бортов не бывает (но это редко), летаем «Ямалом». Договора с КХЛ по этому поводу никакого нет. Если Коваленко утверждает, что клубы будут подписывать специальный контракт, значит, будет. Что делать?! Эти авиакомпании нас полностью устраивают. Предлагали услуги многие авиаперевозчики, но у них заоблачные цены. И потом, услуги, как правило, предлагают не компании, а какие-то посредники. А зачем кормить еще целую толпу? И без этого каждая копейка на счету – деньги мы считаем».

Самолетами летают, конечно, не только хоккеисты. Свое мнение о проблеме газете «БИЗНЕС Online» высказал директор «Динамо-Казань» (хоккей с мячом) Валерий Носов, по его словам, какого-либо беспокойства в связи с необходимостью летать его команда не испытывает:

«Мы заключили контракт на сезон с «Ак Барс Аэро», - рассказал Носов, - при чартерных рейсах используем их пятидесятиместный CRG-200. А если летаем рейсовыми самолетами (как правило, до Москвы), то это «Боинги» авиакомпании S7… На матчи в Сибирь и на Урал добираемся только чартерами - акбарсовский самолет нас вполне устраивает, скорость такая же, как и у «Боингов». Раньше выдергивали любой подходящий борт из Москвы, других городов, но с прошлого года пользуемся только чартером «Ак Барс Аэро». Сотрудничеством довольны, тем более что компания дает нам приличную скидку, учитывая долгосрочность соглашения».

ДЕЛЕНИЯ НА АВИАКОМПАНИИ НЕ БУДЕТ

Также по просьбе газеты «БИЗНЕС Online» ситуацию прокомментировал коммерческий директор АКТ Артур Насрутдитнов.

- Артур Камильевич, сейчас АКТ и «Ак Барс Аэро» проходят процесс интеграции. Так кто же все-таки будет возить хоккеистов?

- Объединенная компания возит. Деления не будет на авиакомпании. Будет предложен парк самолетов и той, и другой. Клубы сами выберут.

- Какие самолеты будут задействованы?

- И «Бомбардье», и «Боинги», и «Эйрбасы». Считаю, очень хорошее предложение. Есть разница – за полтора миллиона лететь на «Бомбардье» или за три миллиона – на «Боинге»? К тому же у КХЛ главный посыл – «лишь бы не отечественный самолет».

- И все-таки, если разделить, то какие спортивные команды перевозят сегодня обе компании?

- Что касается, АКТ, то в 2011 - 2012 годах это хоккеисты «Ак Барс», «Металлург» (Магнитогорск), «Салават Юлаев» (Уфа), «Торпедо» (Нижний Новгород), «Северосталь» (Череповец), а также футболисты «Рубина».

«Ак Барс Аэро» в 2011 году возила хоккеистов «Ак Барса», «Автомобилиста», «Нефтяника», «Ариада Акпарса», «Дизеля», футболистов «Зенита», «Рубина», «КАМАЗа», волейболистов «Зенита-Казань», баскетболистов «Спартака» и «Химок», а также «Динамо-Казань» (хоккей с мячом). Эти же команды планируются к перевозке и в 2012 году. 99 процентов команд, которые с нами сотрудничали, сказали огромное спасибо… В этом году начали «окучивать» все спортивные клубы России; окучиваем, но о конкретике пока еще рано говорить.

- Все?!

- Именно так.

- А как же разделение труда с «Ямалом»?

- У «Ямала» хороший парк, но географически мы лучше расположены («Ямал» базируется в Салехарде, Тюмени и Москве), поэтому у нас всегда коммерческое предложение будет выгоднее. А спортивные клубы всегда ищут, где дешевле. Но связи с «Ямалом», конечно, есть. А что касается разделения рынка, то об этом пишут люди, которые, видимо, не очень хорошо представляют себе, что такое авиарынок.

- Откуда возник слух, что перевозчиком КХЛ будут иностранцы?

- Было дело, кто-то лоббировал чешскую авиакомпанию. Но это же маразм – отдавать свое небо чужим компаниям.

- Цены действительно будут ниже среднерыночных?

- За счет оптимизации подлетов и четкой специализации на спортивный сегмент, нам действительно удалось снизить цены.

- Не скажется ли столь солидный объем перевозимых команд на качестве коммерческих рейсов авиакомпании?

- Нет, однозначно. Сегодня мы сделали новую маршрутную сеть, да и вообще поменяли политику - куда бы мы не полетели, всегда резерв бортов есть. Отмечу, что создана специальная комиссия по разбору задержек вылетов. Авиакомпания «Татарстан» в последнее время немного имидж в этом направлении подпортила, надо возвращать доверие клиентов.