Как минимум 183 зарядные станции для электромобилей должны работать в Татарстане к 2024 году Как минимум 183 зарядные станции для электромобилей должно работать в Татарстане к 2024 году

За три года нужно построить не менее 120 новых зарядных станций

Конечная задача новой госпрограммы — создать в республике развитую зарядную инфраструктуру. Сейчас в Казани расположено 22 станции, еще одна устанавливается, следует из данных популярного сервиса для водителей электромобилей PlugShare. Всего в Татарстане, по данным республиканского АНО «Рестарт», 38 электрозарядных станций — 13 быстрых и 25 медленных. Для сравнения: в Москве на декабрь прошлого года работало 109 зарядок, в этом году планируется построить еще 50. На это правительство Москвы выделило 130 млн рублей. Интерес вызывает скромный объем финансирования республиканской программы — 2 млн 474 тыс. рублей на этот год. Из федеральной и республиканской казны ни на этот год, ни на следующие два пока ничего не заложено. Но в документе оговаривается, что объем федеральной поддержки будет ясен после подписания соглашения между минэнерго РФ и кабмином РТ. Так откуда возьмутся деньги?

Татарстан ждет субсидий, обещанных министерством экономического развития РФ в рамках пилотного федерального проекта. Летом прошлого года правительство РФ утвердило концепцию развития и производства электротранспорта до 2030-го. В рамках документа для пилотных зон предусмотрены субсидии на строительство станций, рассказывал в сентябре 2021-го замминистра промышленности и торговли РТ Марат Минибаев. «Пока называется цифра в 60 процентов от стоимости станций, и 30 процентов будет субсидироваться от стоимости присоединения», — уточнял чиновник. И добавлял, что в Татарстане планируется установить больше всего «зарядок» — 220 станций мощностью 150 киловатт (кВт).

«Готовы ли люди к росту стоимости жилья, чтобы два собственника Tesla могли заряжать свой транспорт?»

В декабре премьер-министр РФ Михаил Мишустин своим распоряжением определил Татарстан в качестве одного из пилотных регионов, где будет создана зарядная инфраструктура. С тех пор новых документов с конкретными цифрами — сколько денег будет выделено — не появилось. В декабре на своем сайте АНО «Рестарт» уточнило, что в рамках концепции правительства РФ Татарстан получил квоту на субсидирование 95 быстрых зарядных станций на 150 кВт до 2024 года. 

По словам Рустема Галимзянова, опубликованная сейчас версия — это не финальная редакция, в ней возможны изменения. При этом уже сейчас много желающих принять участие в новой программе По словам Рустема Галимзянова, опубликованная сейчас версия не финальная редакция, в ней возможны изменения. При этом уже сейчас много желающих принять участие в новой программе

В минэкономразвития РФ урезали квоту для республики с 220 до 95 станций, подтвердил «БИЗНЕС Online» представитель «Рестарта» Рустем Галимзянов. Он входит в рабочую группу, которая участвовала в разработке республиканской госпрограммы. Утверждение этой программы — обязательное условие выделения денег из бюджета, пояснил собеседник. По словам Галимзянова, опубликованная сейчас версия — это не финальная редакция, в ней возможны изменения. При этом уже сейчас много желающих принять участие в новой программе, поскольку инвестиции будут окупаться втрое быстрее, подчеркивает спикер. Пока неясно, каким образом станут распределять субсидии, отметил представитель «Рестарта» и выразил надежду на то, что процесс будет прозрачным: «Чтобы не какие-то аффилированные лица участвовали, а любой желающий инвестор». Галимзянов знает, что к проекту проявляют интерес некоторые сети АЗС и производители оборудования. 

Сколько денег получит Татарстан? По словам собеседника, на совещании в августе минэкономразвития РФ обозначило стоимость эталонной станции — 3,1 млн рублей. Таким образом, власти вернут 1,9 млн рублей (60% от стоимости), а общие субсидии составят 180,5 млн рублей плюс 30% от суммы присоединения (но не более 900 тыс. рублей для одной станции). Галимзянов оговаривается, что это условные расчеты — готового документа минэкономразвития он пока не видел. 

В республиканской программе лишь сказано, что порядок предоставления субсидий определит правительство республики. Там же говорится, что необходимо за три года создать не менее 120 новых электрозаправок. «БИЗНЕС Online» направил запрос в минпромторг РТ, но пока не получил ответа.

Стоимость установки станции «Татнефть» не раскрывает — коммерческая тайна

«Татнефть» пока видит зарядки как «имиджевое направление», а Сетевая компания «пилотирует» 14 станций

Пока республика ждет федеральных денег, воз тянут «Татнефть» и Сетевая компания. Указанные в проекте 2,4 млн рублей из внебюджетных источников — это средства, которые компания из Альметьевска потратит в этом году на запуск пяти «зарядок» на своих АЗС. Стоимость установки станции «Татнефть» не раскрывает — коммерческая тайна. До декабря 2021-го стоимость зарядки составляла 10 рублей в минуту, а теперь воспользоваться услугой можно бесплатно. «Мы понимаем, что зарядные станции для электромобилей — это не история мгновенного заработка. Рынок только формируется. Пока для нас это скорее такое имиджевое направление, и в рамках пробного периода мы даем заряжаться бесплатно», — отметил представитель сети АЗС «Татнефть». По его словам, «реального заработка» зарядки пока не дают, но компания заинтересована в том, чтобы водители оставались на заправке дольше и возвращались в дальнейшем. Бесплатный период продлится до конца марта. Сейчас в Татарстане «запитаться» электромобилю можно на 11 заправках «Татнефти», из которых четыре расположены в Казани, столько же — в Альметьевске, по одной  — в Нижнекамске и на трассах в Чистопольском и Пестречинском районах.

Как следует из документа, в прошлом году Сетевая компания начала оснащать свои объекты зарядными станциями. Сейчас, по данным «БИЗНЕС Online», таких станций в республике 14. Но зарядки работают в пилотном режиме скорее для рабочего транспорта и компания пока смотрит, «как они себя покажут», уточнил источник. Известно, что три «электрозаправки» организация поставила в прошлом году в поселке городского типа Алексеевское (91-й км автодороги Казань – Оренбург), селе Базарные Матаки и Болгаре. Как отмечается в госпрограмме, зарядки будут доступны как сотрудникам организации, так и третьим лицам.

Станциями для электромобилей оснащают «газовые» заправки, которые сейчас строят по республике в рамках другой программы. До конца 2023 года должно появиться 80 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, но, на скольких оборудуют зарядки для электромобилей, непонятно. И для кого строить заправки? По данным ГИБДД Татарстана, на начало 2021 года в республике было зарегистрировано всего 80 транспортных средств с электродвигателем. Спрос на электромобили в республике будет расти, отмечают в минпромторге РТ и приводят прогноз продаж «ТрансТехСервиса». Из него следует, что компания намерена в 2022–2024 годах реализовать 341 электрокар.

Точно установят в 2022 году только 10 электрических «заправок»

Впервые в открытом доступе появился адресный перечень мест, где планируется до 2023-го установить зарядные станции для электромобилей. Из него следует, что в этом году на территории республики появится 10 зарядок, а в 2023-м — еще одна.

Вторая занятная таблица из программы — приоритетный перечень точек установки объектов зарядной инфраструктуры. Вероятно, это места, где зарядки появятся в первую очередь, если будут желающие инвесторы и деньги. В списке только на 2022 год приводится 95 точек в Казани, Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Иннополисе и на трассах, проходящих в республике. Судя по таблице, если «звезды сойдутся», зарядные станции в столице РТ могут появиться, например, у театра им. Камала, Дворца водных видов спорта, железнодорожного вокзала, на парковке Кремлевской набережной, на площади Свободы и рядом с крупными ТРЦ. А в следующие два года прогресс, возможно, придет в Чистополь, Бугульму, Нурлат, Арск, Буинск и Богатые Сабы. Но пока это только планы.

«Тут ведь, как во всем мире, проблема курицы и яйца. Люди не ставят „зарядки“, потому что нет пользователей электромобилей, а электромобили не покупают, потому что негде заряжаться» «Тут ведь, как во всем мире, проблема курицы и яйца. Люди не ставят зарядки, потому что нет пользователей электромобилей, а электромобили не покупают, потому что негде заряжаться»

«Одна станция стоит 3 миллиона рублей. Откуда такие деньги возьмутся?»

«Даже если обещанное субсидирование будет, я не знаю, на что они рассчитывают», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Электрифлай» (Иннополис) Ленар Кашапов. «Одна станция стоит около 3 миллионов рублей. Откуда такие деньги возьмутся? Надо сначала поставить зарядку, потом заявиться на [субсидию], а потом неизвестно, сколько лет она (стоимость станции — прим. ред.) будет возвращаться и будет ли», — подчеркнул эксперт. И заметил, что бывают случаи, когда при обустройстве станции покупка зарядного устройства — это лишь 40% от всех затрат, а львиную долю средств «съедает» подключение к электросети, проведение коммуникаций, земля, парковка и оформление бумаг. «Вот мне сейчас предлагают [поставить „зарядку“, там] на 100 метров кабель тянуть. Это будет дороже, чем сама станция», — смеется руководитель компании.

С программой субсидирования ставить зарядные станции намного дешевле, подчеркивает Галимзянов. «Одно дело — 3 миллиона потратить на станцию, а другое — 1 миллион», — говорит он и добавляет, что сопутствующие расходы не такие серьезные. К примеру, технологическое присоединение, согласно постановлению правительства РФ №861, идет на льготных условиях, если мощность устройства до 150 кВт и составляет чуть больше 150 тыс. рублей. Причем 30% от этой суммы вернется по программе субсидирования. Есть и другое постановление №1300, которое позволяет приобрести участок на муниципальной земле для станции «на очень льготных условиях», указал собеседник. «В чем тут затраты? Земля не вопрос, мощность — льготная, если будут действовать субсидии — вообще красота!» — радуется собеседник. Он уверен, что 120 новых станций за три года — более чем реальная задача.

По оценке директора ООО «Электрифлай» (Иннополис) Ленара Кашапова, сейчас в республике ездят около 120 автомобилей с электродвигателем, но это число в ближайшие годы «в любом случае» вырастет кратно По оценке директора ООО «Электрифлай» (Иннополис) Ленара Кашапова, сейчас в республике ездит около 120 автомобилей с электродвигателем, но это число в ближайшие годы «в любом случае» вырастет кратно

Кашапов в принципе поддерживает идею субсидирования и обращает внимание на европейский и китайский опыт, где государство помогло сформировать «ядро» зарядной инфраструктуры, а уже после в эту сферу пришел бизнес. При этом у него есть доля скепсиса. Прежние усилия властей РФ в вопросе развития инфраструктуры «принесли зарядки, которые не работают или непонятно, где находятся, на закрытых территориях», жалуется директор «Электрифлая». По его оценке, сейчас в республике ездит около 120 автомобилей с электродвигателем, но это число в ближайшие годы «в любом случае» вырастет кратно. Эксперт уверен, что люди начнут покупать электрокары, если увидят, что есть возможность быстро и удобно зарядиться. Причем новыми станциями будут пользоваться не только местные жители, но и те, кто путешествует по стране. «Тут ведь, как во всем мире, проблема курицы и яйца. Люди не ставят зарядки, потому что нет пользователей электромобилей, а электромобили не покупают, потому что негде заряжаться», — описал спикер.

«Кама», Zetta, мы оплачиваем безумную идею»: минпромторг начал гонку электрокаров

Галимзянов говорит, что сейчас в РТ около 200 электрокаров. При этом оба собеседника опасаются прогнозировать, сколько таких машин будет в республике через 2–3 года. Эксперты замечают, что в прошлом году власти поменяли правила игры: сначала предложили повысить в 9 раз утилизационный сбор на новые электромобили, а потом убрали нулевую таможенную пошлину на ввоз. «И государство теперь уповает на отечественный автопром, но когда еще эти машины появятся?» — сокрушается спикер. АвтоВАЗ собирается начать производство электрических LADA только в 2027–2028 годах, напомнил Кашапов. Галимзянов, в свою очередь, отметил, что КАМАЗ планирует начать продажи электромобиля «Кама-1» в 2024–2025 годах.  По словам собеседника, желающих купить электрокар останавливают высокие цены, отсутствие официальных дилеров и, соответственно, сервиса и запчастей. «Я всегда говорю, что сейчас владение электромобилем — это боль», — добавил он.

Сколько будет стоить зарядка? Сейчас средняя цена составляет 10 рублей за 1 кВт, но и при такой стоимости оператору достаются небольшие деньги, поскольку надо платить за электроэнергию и платежное обслуживание, говорит Кашапов. «Учитывая, что у человека есть выбор и он может дома ночью за 1,70 рубля/кВт*ч зарядиться, с 10 рублей сильно не поднимешь, потому что вообще никто заряжаться не будет», — указал собеседник.