В России количество точек фастфуда увеличилось в 2021 году сразу на 15-20% по сравнению с 2019 годом В России количество точек фастфуда увеличилось в 2021 году сразу на 15–20% по сравнению с 2019-м Фото: Matthias Balk/dpa / www.globallookpress.com

Казань обгоняет Уфу и Красноярск по числу фастфудных заведений

В России количество точек фастфуда увеличилось в 2021-м сразу на 15–20% по сравнению с 2019-м. Такие данные накануне опубликовали аналитики Geomatrix, которые собрали статистические показатели основных игроков рынка за последние три года. Согласно полученной информации, сети KFC, «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и «Додо Пицца» демонстрировали уверенный рост от года к году. Всего в январе 2022-го в России насчитывалось более 4 тыс. заведений быстрого питания среди 8 анализируемых брендов. Явным лидером стал KFC — с 902 точек в 2019-м он вырос до 1,2 тыс. в 2021-м. «Бургер Кинг» поднялся в сравнении с прошлым годом до 789 точек. Наконец, «веселый клоун» занял третье место: «Макдоналдс» расширился с 689 до 770 заведений.

Есть и аутсайдеры рейтинга. Сети «Папа Джонс» и Domino's сократили свое присутствие на рынке с начала пандемии. Но у них и так изначально было небольшое количество заведений, говорят аналитики. В чем же причина бурного роста остальных брендов? «Возможность продавать еду навынос и делать это быстро позволили не закрываться в карантин и увеличить выручку, когда их „медленные“ конкуренты не могли работать», — предполагают эксперты Geomatrix. В чем прелесть остывшего бургера из сумки курьера, не совсем понятно. Но факт остается фактом: пандемия сыграла фастфуду на руку, в то время как классические рестораны и кафе тонули в убытках. 

Какова ситуация в Казани? Гастрономическая столица России отметилась ростом числа фастфудных заведений. KFC прирос на четыре объекта с 2019 года — с 11 до 15, «Бургер Кинг» — на пять до 17 объектов. «Макдоналдс» открыл три точки в столице РТ и еще две — в городах Татарстана. «Тюбетей» в 2021-м расширился вдвое — до 6 ресторанов.

Казань сегодня входит в топ-10 миллионников по числу заведений сегмента «фастфуд». По данным статистики 2ГИС, Казань занимает 7-ю строчку в РФ с 793 заведениями. На первом месте, конечно, Москва с 9,6 тыс. кафе, на втором — Санкт-Петербург с 3,1 тыс. точками фастфуда, тройку замыкает Новосибирск —  1,2 тыс. таких заведений. 10-е место рейтинга у Уфы: там 721 заведение быстрого питания.

«Макдоналдс» накануне объявил о расширении сети в Татарстане и планирует построить 12 новых точек в ближайшие 5 лет. Размер инвестиций — 1,2 млрд рублей и более тысячи рабочих мест «Макдоналдс» накануне объявил о расширении сети в Татарстане и планирует построить 12 новых точек в ближайшие пять лет. Размер инвестиций — 1,2 млрд рублей и более тысячи рабочих мест Фото: «БИЗНЕС Online»

«Макдоналдс» откроет в Татарстане еще 12 своих объектов

«Макдоналдс» накануне объявил о расширении сети в Татарстане и планирует построить 12 новых точек в ближайшие пять лет. Размер инвестиций — 1,2 млрд рублей и более тысячи рабочих мест. Как заявила глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, «Макдоналдс» в 2019–2020 годах показал в Татарстане одни из самых высоких показателей продаж по России. Сейчас в республике работает 29 предприятий этой сети — в Казани, Елабуге, Бугульме, Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Бургеры под Кремлем: во дворец Love Story въезжает пролетарский «Макдоналдс»

«Мы планируем инвестировать более 1 миллиарда рублей за этот срок. И, конечно же, очень рады, что агентство инвестиционного развития Татарстана поддерживает нас в этом», — ответили на запрос нашего издания в компании. Правда, в каких именно городах планируется открытие, в «Макдоналдсе» уточнять не стали. 

Напомним, в конце декабря «мак» появился в терминале №1 международного аэропорта «Казань». А летом  заведение разместилось на Кремлевской набережной, заняв два этажа закрывшегося ресторана LoveStory, принадлежащего родне главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Всего сеть общественного питания насчитывает более 780 предприятий в 60 субъектах страны, здесь работают свыше 60 тыс. человек, сказано на сайте компании. Суммарный объем инвестиций «Макдоналдса» в России превышает $2,5 миллиарда. 

Помимо популярных международных сетей, в Казани развиваются и местные. «Кыстыбый» насчитывает четыре объекта, сеть «Татмак» — 10 заведений, «Тюбетей» — 6. Представлены также различные пиццерии, булочные, бургерные, киоски с шаурмой и японской кухней. 

«Я считаю, что рост заведений сетей фаст-фуда связан, в первую очередь, со снижением доходов населения. Мы видим это по кафе и ресторанам: люди стараются экономить» «Я считаю, что рост заведений сетей фастфуда связан в первую очередь со снижением доходов населения. Мы видим это по кафе и ресторанам: люди стараются экономить» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Обидна ли такая тенденция гастрономической столице? С трендами мы ничего сделать не можем»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов и рестораторов оценить, с чем связан рост количества заведений быстрого питания и насколько они популярны в Татарстане?  

Галина Шарафутдинова — исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ
— Я считаю, что рост заведений сетей фастфуда связан в первую очередь со снижением доходов населения. Мы видим это по кафе и ресторанам: люди стараются экономить. А современный ресторан быстрого питания удовлетворяет потребности и в еде, и в цене, и вообще в атмосфере. Вторая причина в том, что подрастающее поколение больше склоняется к экономии времени, предпочитая не сидеть долго в кафе, и в связи с этим в большей степени посещает заведения быстрого питания. Таких людей становится все больше.

В Татарстане точки фастфуда были популярны и до коронавируса. А в саму пандемию просто все переключались на доставку и она была популярна именно из таких ресторанов. И сейчас они тоже сохранили свою привлекательность. Мы видим подобное по развитию сетей «Кыстыбый» или «Тюбетей», например. Это тоже рестораны быстрого питания, и они точно так же становятся сегодня более востребованы.

Обидна ли такая тенденция нам как гастрономической столице? С трендами мы ничего сделать не можем. Другой вопрос в том, что часть предпринимателей уходят в быстрое питание, а кто-то, наоборот, идет в более качественные гастрономические бренды. «Середнячков» становится меньше. В ближайшее время прогноз такой, что будет четкое разделение по потребностям людей. И прослойка именно средних по бюджету кафе начнет уменьшаться, потому что люди за гастрономию тоже хорошо голосуют.
Руслан Гильмутдинов — совладелец сети национального фастфуда «Тюбетей» Руслан Гильмутдинов совладелец сети национального фастфуда «Тюбетей»
— Не думаю, что рост числа заведений фастфуда связан с тем, что их намного дешевле открыть, чем классический ресторан. По тем исследованиям, которые мы изучали, изменилось именно потребительское поведение. Людей привлекает удобство, более демократичная цена. К тому же у фастфуда подходящий формат для доставки, такую продукцию удобно взять с собой. Это все ведет к тому, чтобы сегмент рос. По международным исследованиям, данный сегмент будет продолжать увеличиваться, ожидаемый темп прироста — около 5 процентов в течение ближайших двух лет. И для меня подобное логично.

Могу сказать по сети «Тюбетей». В 2021 году мы открыли три объекта, и в нашем случае это рост в 2 раза по сравнению с 2020-м. Наш сегмент меньше пострадал после введения ограничений, и он пользуется популярностью. В этом году планируем открыть еще 5–10 заведений. Без расширения невозможно достичь главной миссии — дать попробовать современный национальный продукт как можно большему количеству гостей.
Донат Мухаметшин — основатель баров Chalbar и Bazzar, «Покешной» Донат Мухаметшин основатель баров Chalbar и Bazzar, «Покешной»
— Точка входа в сети быстрого питания дешевле, к тому же поменялась сама конъюнктура рынка. Потребитель предпочитает не засиживаться в заведениях, тем более что долгое время были ограничения на посадку в зале в связи с пандемией. Плюс ко всему различные сервисы доставки подогрели интерес к dark kitchen. Я думаю, что тенденция к росту временная. Как только пандемия закончится, все пойдет на спад.

Бум открытий заведений фастфуда в Татарстане я видел в 2020 году, в 2021-м он уже сошел на нет, потому что все-таки люди начали вакцинироваться и появились послабления на работу внутри залов. В Казани рост числа таких объектов скорее заметен потому, что здесь их уровень был низким. Если взять, например, шаурму — в Казани и Москве количество ларьков значительно отличается, и в столице их больше в десятки раз. Плюс у нас меньше разновидностей фастфуда как такового по сравнению с другими регионами. Если брать точку старта, то да, в Казани прирост был колоссальный по таким заведениям: люди поняли, что можно понизить точку входа на рынок общепита. Но в целом я бы не сказал, что у нас какое-то сверхъестественное количество фастфуда. Просто мы нагнали то, что в России делалось планомерно в течение 10 лет. И потребитель, наверное, остался доволен в конечном итоге.

С версией, что число заведений фастфуда увеличивается, потому что доходы людей падают, я не согласен. Фастфуд фастфуду рознь. Я бы не сказал, что в том же «Макдоналдсе» дешево есть. При этом мы же не говорим, что доступные столовые открылись на каждом углу. «Мак» за последний год открылся еще в аэропорту — значит ли подобное, что у людей меньше денег? Наверное, нет. Нужно всегда понимать, что это игра в долгую. Да, может быть, сейчас есть небольшой кризис, но за 3–4 года все вернется на круги своя.