Накануне прошла коллегия минюста РТ Минюсту РТ, пожалуй, придется стоять на передовой весь год, который пройдет под знаком приведения Конституции РТ в соответствие с новым законом о публичной власти. Впрочем, эту тему на коллегии почти обошли стороной, во всяком случае члены президиума коллегии

Как глава Верхнеуслонского исполкома наехал на законопроект Клишаса – Крашенинникова

Серию отчетных коллегий в Татарстане накануне продолжил минюст республики — ведомству, пожалуй, придется стоять на передовой весь год, который пройдет под знаком приведения Конституции РТ в соответствие с новым законом о публичной власти. Впрочем, спойлер: эту тему на коллегии почти обошли стороной, во всяком случае члены президиума коллегии. А это министр юстиции РТ Рустем Загидуллин, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов и начальник государственно-правового управления президента РТ Лариса Глухова.

Зато право говорить о законотворчестве неожиданно было предоставлено приглашенному гостю — руководителю Верхнеуслонского района и выходцу из аппарата президента РТ Ильнуру Шакирову. «Мы с некоторой опаской, но с надеждой смотрим на шаги федеральных органов власти по реформированию местного самоуправления», — заявил Шакиров. Речь, конечно, о новом законопроекте Клишаса – Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». «БИЗНЕС Online» подробно описывал его положения. Главный смысл: законопроект упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения. К 2028 году все они должны быть объединены в более крупные муниципальные или городские округа. Шакиров выразил позицию по данному проекту и политически верно подчеркнул — позиция эта не его личная и уж тем более не республиканская, а «Верхнеуслонского района».

Во-первых, по словам Шакирова, переход на одноуровневую модель органов местного самоуправления оправдан с точки зрения упразднения совета сельского поселения как органа, который принимает различные акты. В большинстве случаев, отметил муниципальный чиновник, во всех поселениях эти акты однотипные, но их все надо утверждать и публиковать. Законопроект предусматривает, что один акт действует на территории всего района (или, если говорить языком законопроекта, муниципального округа).

Во-вторых, с положительной точки зрения Шакиров отметил тот момент, что глава округа начнет позиционироваться как руководитель исполнительной власти, которого станут избирать депутаты совета, а представлять кандидатуру будет глава региона. «Это не только укрепит вертикаль власти, но и значительно повысит персональную ответственность главы администрации за реализацию принятых решений, финансовую дисциплину», — заявил Шакиров.

Однако есть и отрицательные стороны. Так, по словам главы исполкома, в законопроекте нет конкретики по некоторым вопросам. Например, по каким критериям предполагается создавать территориальные структуры «исполнительно-распорядительного органа» округа, как они будут образовываться? «Именно властные структуры, находящиеся по действующему закону на поселенческом уровне, — самые близкие к народу. А из районного центра оперативно управлять всеми ежедневными текущими задачами сложно!» — отметил Шакиров. Вопросы, пожалуй, были больше риторическими. Шакиров заявил: надеется, что предложения по этому законопроекту направят в Госдуму, где он и станет рассматриваться.

Фарид Мухаметшин: «Закон трудный, сложный. До конца не можем понять, что хочет федеральный центр, меняя название органов местного самоуправления на органы публичной власти. Публичнее их уже и нет никого!» Фарид Мухаметшин: «Закон трудный, сложный. До конца не можем понять, чего хочет федеральный центр, меняя название органов местного самоуправления на органы публичной власти. Публичнее их уже и нет никого!»

«Он каждый день из того же колодца воду пьет, по той же дороге ходит… Какая еще публичность нужна?»

«Молодой человек из Верхнего Услона выступил. Положи на него глаз, может, в рабочую группу его включить? У него есть мысли, предложения…» — обратился Мухаметшин к Загидуллину, оценивая речь Шакирова, и дал свою оценку — как выступавшему, так и теме. «Кардинально меняется деятельность органов местного самоуправления!» — констатировал спикер Госсовета, отметив, что депутатам «не все там нравится». Сейчас по законопроекту создана рабочая группа, которую возглавил Марат Ахметов и куда, по словам Мухаметшина, стоит включить и людей от сохи.

«Мы ставим задачу, наоборот, передать им (сельским поселениям и руководителям — прим. ред.) дополнительные полномочия. Сколько добиваемся возможности от федерального центра расширить налоговую базу, чтобы у них появился интерес на [своей] территории зарабатывать, зная, что эти деньги останутся на распределение для достижения целей развития данной территории», — продолжил Мухаметшин. Впрочем, он признался: «Закон трудный, сложный. До конца не можем понять, чего хочет федеральный центр, меняя название органов местного самоуправления на органы публичной власти. Публичнее их уже и нет никого! Он, представитель местной власти, в деревне, на селе на виду. Каждый день из того же колодца воду пьет, по той же дороге ходит… Какая еще публичность нужна для этого? Их надо поддержать, чтобы инициативы миллионов людей, которые живут в муниципалитетах, [реализовывались], чтобы они зарабатывали, были заинтересованы в этом!»

«Это абсурдно – двухуровневой системы нет нигде!»: Минниханов и Госсовет – за ликвидацию сельских поселений

«205 страниц — законопроект! Я еще за 30 лет работы такого не видел! И остается ли там место для творчества региональных и местных органов власти?» — задался вопросом Мухаметшин и попросил министра юстиции включиться в работу над поправками.

Плавно спикер Госсовета перешел на тему погоды и продовольствия: «Я понимаю, что не на коллегии министерства сельского хозяйства выступаю…», — напомнив, что прошлый год был тяжелым для земледельцев из-за жары. «И тем не менее мы свой народ твердо заверили, что ни у кого краюха хлеба на столе не уменьшится», — продолжал Мухаметшин, перечисляя статистику урожайности в Татарстане и результаты скотоводства.

«Я это говорю к тому, что наверняка 2022 год будет, дай бог, снежным, дождливым, все дела мы поправим очень серьезно. Тем более что у нас в деревне, несмотря на стареющее по возрасту и уменьшающееся население, народ остается трудолюбивым, замечательным. Уверен, что задачи данного сектора экономики мы обязательно с вами поддержим, — закончил Мухаметшин долгую подводку к своему тезису. — Для этого надо осуществлять нормальное правосудие, разъяснять наши законы, принимать правильные нормативные решения — не так, как в Казахстане: сразу вдвое повысим газ и обогатим свой бюджет! В сегодняшних условиях демократической свободы, пандемии, самоизоляции и озлобленности из-за этого (даже родня друг с другом уже реже общается) такие резкие шаги, как бы там ни было, вызывают и тревогу, и ожесточенность у людей. мы подобного с вами допустить не должны: [надо] принимать умные, превентивные, подготовленные решения».

По словам Загидуллина, в прошлом году должностные лица направили на рассмотрение админкомиссий 123 тыс. административных материалов По словам Рустема Загидуллина, в прошлом году должностные лица направили на рассмотрение админкомиссий 123 тыс. административных материалов

О чем говорил министр: 8 «ковидных» постановлений и шквал жалоб в декабре

Глава минюста Загидуллин, переходя то на татарский, то на русский язык, прошелся по основным направлениям работы: приводил статистику, дополняя ее красочной презентацией. Самые выразительные слайды — конечно же, о ковиде. В 2021 году министерство подготовило 8 проектов постановлений, связанных с ограничениями из-за COVID-19. Документы приняты: введены QR-коды, запрещено функционирование торговых точек по ночам, определен режим работы в ноябрьские праздники. Это аукнулось двукратным увеличением обращений от татарстанцев: из 4,6 тыс. подавляющее большинство — 3 тыс. — поступило именно по теме коронавируса. Причем наплыв был в декабре 2021-го (1,8 тыс.).

В сферу деятельности минюста входит и контроль за тем, как исполняется административное законодательство. По словам Загидуллина, в прошлом году должностные лица направили на рассмотрение админкомиссий 123 тыс. административных материалов (большинство — 52 тыс. — за неоплату муниципальной парковки, на втором месте — 42 тыс. — за парковку на зеленых зонах). В 83% случаев админкомиссии назначали штрафы. Интересно то, что обжалована была малая часть решений — всего 7,3%. Но доля отмены значительная: 47% (хотя в прошлом году была еще выше — 57%). В некоторых районах, по словам министра, она доходит до 70%. Загидуллин поручил принять меры и устранить недостатки в этой сфере.

По стопам Собянина: зачем в Госсовет РТ вносят новый «коронавирусный» штраф?

Следующий год в ведомстве, как и во всей республике, пройдет под знаком цифровизации, отметил министр. В этот момент в уголке слайда презентации появился логотип, разработанный студией Артемия Лебедева. Что планируется «оцифровать»? Во-первых, это цифровизация мировых судей, заявил Загидуллин. Во-вторых, внедрение информационных технологий в учет муниципальных актов. Все НПА должны включаться в специальный регистр (в 2021-м таких актов было 32 тыс. — это второе место по ПФО). Сейчас данным «включением» занимаются сотрудники минюста РТ. «С этого года благодаря разработке министерства цифрового развития Татарстана акты с официального портала будут вноситься в регистр роботами, — анонсировал Загидуллин. — Он уже внедрен в работу, аналогов в стране пока нет».

Ну и третья ступень цифровизации — это создание единого госпортала правового просвещения и бесплатной юридической помощи. Татарстан стал одним из пилотных регионов, где создается такой ресурс, отметил Загидуллин. На запуск проекта выделено 220 млн рублей из бюджета РФ, правда, чем именно будет помогать этот портал и чем контент на нем станет отличаться от многочисленного бесплатного в сети, неясно.

Кстати, о цифровизации: по словам министра, по-прежнему приходится много тратить на почтовую связь. В прошлом году за счет СМС-уведомлений и других сервисов на почтовой связи удалось сэкономить аж 33,7 млн рублей.

Завершая выступление, Загидуллин все-таки напомнил, что в связи с «изменениями в Конституции России» в 2021 году «началось выстраивание обновленной модели организации органов публичной власти». Так, был принят закон Клишаса – Крашенинникова, готовится к принятию еще один — о принципах организации местного самоуправления. «Предстоит большая работа по внесению изменений в республиканское законодательство», — кратко сказал министр.