Авиапром – на вылет: помогут ли ОПК Татарстана реаниматоры Минниханов и Колесов?
Главные события 2021 года на оборонных предприятиях республики. Голосуем!
Самые громкие оборонно-промышленные новости республики в этом году были связаны с авиапромом: громкие назначения, суды, банкротство и даже арест генерального директора. Не хватает только известий о новых проектах, полетах, высоком конкурсе на каждое рабочее место… Картину, по мнению корреспондента «БИЗНЕС Online», скрасили вести с завода им. Горького, «Ремдизеля», ПОЗиСа.
Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ), надрываясь, строит один самолет — первый Ту-160М. Его надеялись во что бы то ни стало поднять до конца 2021 года, но разум восторжествовал — гнать лошадей не стали, полет перенесли на начало 2022-гоФото: «БИЗНЕС Online»
Невзлетная полоса
2021-й был не просто тяжелым, а очень плохим для татарстанского авиапромышленного комплекса. И дело не столько в проблемах витринных предприятий отрасли — авиационного или вертолетного заводов — по поводу их состояния (особенно первого) давно никто не обольщается, а в том, что на этот раз накрыло всю местную авиастроительную линейку — авиа-, вертолетостроение, БПЛА и малую авиацию.
Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ), надрываясь, строит один самолет — первый Ту-160М. Его надеялись во что бы то ни стало поднять до конца 2021 года, но разум восторжествовал — гнать лошадей не стали, полет перенесли на начало 2022-го. Попутно на «Туполеве» в очередной раз сменился глава: Рониса Шарипова ставили несмотря на его сильнейшее сопротивление, и он использовал первую же возможность для бегства. Реконструкция завода провалена (масштабы бедствия стали известны в прошлом году), и дай бог, если она завершится в 2022-м. Реанимационные мероприятия должен провести ростеховский холдинг «Технодинамика» под руководством челнинца Игоря Насенкова.
Казанскому вертолетному заводу (КВЗ) не удалось выполнить план: намеревались выдать на-гора 70 машин, а вышло, по нашим данным, менее 60. И это несмотря на то, что с 2021 года на предприятии оставался солидный задел — порядка 35–40 вертолетов. Предположительно, под срыв попала часть госзаказа — насколько помним, такого с КВЗ еще не случалось. Похоже, доводить дело до скандала не стали — просто сдвинули вправо срок исполнения.
Если в 2020 году еще оставалась хоть какая-то надежда на сохранение ОКБ им. Симонова, то теперь она исчезла: старейшее татарстанское авиастроительное КБ признано банкротом.
Оборонное сообщество было шокировано арестом генерального директора еще одного авиапромовского предприятия — казанского «Электроприбора» Павла Шацких. Дело связано с проектированием и производством оптико-электронных систем для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В ходе судебных заседаний так и не прозвучало ни одного аргумента в пользу столь суровых мер в отношении главы компании. Выпуск связанной с БПЛА продукции оказался под вопросом.
И, наконец, как вишенка на торте — фирма «МВЕН» решила свернуть свою авиапромовскую деятельность. Причина — гнет судебных разбирательств и внесудебных разборок, в результате которых работа компании оказалась парализованной. В отрасли не сомневаются, что предприятие топят намеренно. Впрочем, об этом красноречиво говорят даже открытые судебные материалы. Да, формально крохотный МВЕН, который специализировался на системах спасения летательных аппаратов и на легких самолетах, нельзя в чистом виде отнести к оборонке, но без таких компаний появление новой авиатехники в России так и будет приравниваться к чуду и останется не производственным процессом, а героическим штурмом.
Исходя из всего вышесказанного, вполне закономерна еще одна тенденция ушедшего года — супергромкие назначения руководителей. Сначала Рустама Минниханова избрали председателем совета директоров «Туполева». Есть мнение, что президент Татарстана пошел на столь необычный для главы региона шаг для того, чтобы наконец сдвинуть с мертвой точки ситуацию с КАЗом. А 1 декабря генеральным директором «Вертолетов России» назначили Николая Колесова, который до этого возглавлял концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). С этим выходцем из Татарстана и местным промышленным магнатом связывают надежды не только на реанимацию КВЗ, прекращение застарелой вражды между казанским заводом и его улан-удинскими коллегами, но и в целом на обновление вертолетостроительной политики государства.
1. Смена власти в «Вертолетах России» и на КВЗ
Приход Колесова ставит точку во многолетнем властвовании в ВР группы министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и его крестного отца в политике Леонида Белых, до 2020 года возглавлявшего Улан-Удэнский авиазавод. Одним из первых шагов Колесова стала смена главы КВЗ — новым управляющим директором назначен Владимир Гинсбург, который до этого руководил Казанским электротехническим заводом. Есть мнение, что смена гендиректора ВР — только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение «Вертолетов России» к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) под общим руководством Колесова. Фото: tatarstan.ru
2. Избрание Рустама Минниханова председателем совета директоров «Туполева»
Есть несколько мнений о причинах избрания Минниханова главой совета директоров «Туполева»: жест доброй воли ОАК по отношению к одному из главных регионов своего присутствия; мало что значащая декорация; желание корпорации перекинуть ответственность. Но мы не сомневаемся, что главное — желание коренным образом переломить ситуацию на КАЗе (главный завод «Туполева»). Минниханов получит возможность влиять на оперативную работу — заводские стройки, исполнение гособоронзаказа, формирование бюджетов. И, главное, он сможет сам выносить вопросы на обсуждение совета директоров. Утверждают, что ОАК как раз страдает тем, что оперативно не решается многое, касающееся деятельности «Ту». Фото: «БИЗНЕС Online»
3. Арест генерального директора «Электроприбора» Павла Шацких
10 июня генерального директора казанского завода «Электроприбор» Шацких задержали прямо на рабочем месте и поместили в казанское СИЗО-1. Как выяснилось, 8 июня УФСБ России по РТ возбудило в отношении него уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Шацких подозревают в хищении 447 млн рублей, выделенных «Электроприбору» в рамках контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Речь идет о приобретении комплектующих по многократно завышенным ценам. Как заявила защита, в материалах дела нет документов, подтверждающих это утверждение. Сам Шацких отметил, что не сомневается в существовании «выгодоприобретателей в связи с негативным развитием ситуации на заводе». 3 декабря меру пресечения изменили на домашний арест. Фото: «БИЗНЕС Online»
4. Банкротство ОКБ им. Симонова
5 июля Арбитражный суд РТ признал банкротом ОКБ им. Симонова. С марта 2021 года предприятие находилось в режиме наблюдения, который инициировал московский научно-производственный комплекс «Авионика» им. Успенского из-за долга в размере около 26 млн рублей. 28 июня собрание кредиторов ОКБ решило ходатайствовать об открытии конкурсного производства в отношении компании. Предприятие известно тем, что с 2012 года занималось разработкой боевого беспилотного комплекса «Альтиус». Летом 2016-го стартовали летные испытания, а в 2018-м проект передали Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), подконтрольному ОПК-магнату Виктору Григорьеву. Почти одновременно в отношении гендиректора ОКБ Александра Гомзина возбудили уголовное дело о мошенничестве на 907 млн рублей. Соответствующий процесс идет сегодня в закрытом режиме в Верховном суде РТ. Сам руководитель заявляет, что компания стала жертвой рейдеров, желающих перераспределить финансовые потоки гособоронзаказа. Фото: tatarstan.ru
5. МВЕН уходит из авиапрома
Получил продолжение конфликт между фирмой «МВЕН» и обнинской «Технологией им. Ромашина» (входит в «Ростех»). Обнинцы обвинили казанцев в грубых нарушениях условий договора на строительство 10 сельскохозяйственных самолетов МВ-500. Те же ответили, что партнер просто пытается отобрать у них проект. Как бы то ни было, судебные разбирательства и события вокруг них подорвали силы МВЕНа, и, по известной информации, он решил прекратить авиастроительную деятельность. В связи с этим оказался подвешенным вопрос о большом проекте производства сельскохозяйственных самолетов. Между тем именно на них основывалась идея по созданию возле Иннополиса авиазавода, где должны были строить легкие летательные аппараты. Предприятие планировали открыть до 2022 года. Фото: «БИЗНЕС Online»
7. Завод им. Горького возобновил строительство судов на подводных крыльях
26 января Зеленодольский завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс»), главный речной перевозчик Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов АО «Северречфлот», а также лизинговая компания АО «Машпромлизинг» подписали контракт на строительство двух судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020». Церемония закладки состоялась в феврале. Примечательно, что некогда завод уже выпускал аналогичные суда: в 1961–1991 годах построил 361 «Метеор». Получается, к теме вернулись спустя 30 лет. Фото: «БИЗНЕС Online»
8. Решение о достройке советских заделов бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3
На новый этап вышла программа по созданию нового варианта бомбардировщика-ракетоносца Ту22М3 — Ту-22М3М. По информации «БИЗНЕС Online», принято решениео достройке планеров «троек», стоящих на Казанском авиазаводе с начала 1990-х. Тогда в дело они не пошли, поскольку в 1993-м строительство Ту-22М3 прекратили. На КАЗе осталось 6 заделов. Один достроили в 1997-м, еще один установили как памятник напротив заводоуправления, а четыре сначала долго стояли возле летно-испытательной станции, а потом их перетащили на старую взлетно-посадочную полосу. Возможность достройки обсуждали с конца 90-х, но безрезультатно. Последний советский директор КАЗа Виталий Копылов называл «тройку» кормилицей завода: если Ту-160 и Ил-62 он строил штуками, то Ту-22М всех модификаций — по 20–30 в год. Фото: «БИЗНЕС Online»
9. Визит министра обороны РФ Сергея Шойгу
27 августа в Казань приехал министр обороны РФ Сергей Шойгу. И хотя официально визит был связан с предвыборными делами (Шойгу возглавил федеральный список «Единой России» на выборах в Госдуму), главным поводом все-таки стала проверка выполнения татарстанскими предприятиями гособоронзаказа. Среди прочего министр пообещал много работы КАЗу и заверил, что у предприятия уже подписанных до 2028 года контрактов на 364 млрд рублей. А КВЗ Шойгу предрек контракт с военными, который серьезно загрузит завод на 10 лет. Фото: president.tatarstan.ru
10. Создание комиссии «Татарстан – „Ростех“»
В апреле в Москве прошло первое заседание комиссии по вопросам взаимодействия правительства РТ и «Ростеха». Ее создали для решения сложных актуальных вопросов между республикой и госкорпорацией. Возглавили новый орган Сергей Чемезов и Минниханов. Второе заседание прошло 17 сентября в Зеленодольске. Одним из главных стал вопрос помощи ПОЗиСу как производителю гражданской продукции. Дело в том, что зеленодольскому предприятию не положены преференции, которые получают иностранные резиденты особых экономических зон. На заседании признали, что имеют место «неравные условия и несправедливая конкуренция». Речь идет о субсидиях отечественному производителю. Фото: president.tatarstan.ru
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Авиапром не может нормально развиваться в республике, в которой КАПО однажды возглавил директор фабрики по производству валенок, вертолётостроением занялись специалисты по электротехнике, ректором КАИ стал районный глава с дипломом научного коммуниста, а проблемы науки и образования долгое время решали министры, окончившие сельхозинститут.
Рождённые ползать - летать не смогут!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Авиационный завод за последние 30 лет только пытается ПОДНЯТЬ в воздух свой самолет . И по информ источников пока безрезультатно . О какой реанимации идет речь???? Все рухнуло когда местные власти начали подковерную игру со сменой директоров на своих родственнннничков . Специалисты разбежались , новых не учили, им же новоявленным всем нужны были только деньги . Вот вам и результат . А сейчас то уже поздно махать руками , ворон только пугать
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Авиапром не может нормально развиваться в республике, в которой КАПО однажды возглавил директор фабрики по производству валенок, вертолётостроением занялись специалисты по электротехнике, ректором КАИ стал районный глава с дипломом научного коммуниста, а проблемы науки и образования долгое время решали министры, окончившие сельхозинститут.
Рождённые ползать - летать не смогут!
Это, видать, сам Васил пишет.
Он маладис, показал, кто в берлоге хозяин- старший военпред завода к нему мог попасть только по записи.
Захотелось имитировать бурную деятельность-Пожалуйста. Стапель стоявший десятилетиями на своём месте помешал хужага. Давай перемещать. Никто не смог отговорить- хуҗа бит! Уникальные, сварочные, вакуумные Камеры и гальванические ванны. Их зачем надо было уничтожать?
А что касается Хайруллина, который пришел из татваленок, заводской люд после только оценил его качества. Когда заступил Васил.
Идиоты, возникает чувство, что в России божья благодать, только вот черная дыра на карте - это Татарстан. А если честно, если бы не такие как вы, то республика процветала бы. И специалистов нашли бы и деньги были бы. А так авиапрому всей России крышка. Да и не только авиапрому.
Вам, Татарин из Германии, разумеется, виднее, но республика, в которой ректором крупнейшего университета смог стать мафиози из ОПГ, процветать не способна по определению. В Германии никто не назначил бы Каюмова гендиректором завода корпорации AIRBUS, а Гафурова - ректором Геттингенского университета.
"ректором крупнейшего университета смог стать мафиози из ОПГ"
Источник финансирования Высшего образования - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ бюджет. Кто даёт деньги, тот и принимает решения. Выходит, федералы назначили ректором "мафиози из ОПГ"???
Вот из за таких как вы все и разваливается, как раз. Болтуны и демагоги, ни на корейку добавленную стоимость не создавшие за всю жизнь и живущие на Налоги и распилы.
Так деньги были, но перекочевали в карманы "татар из аула", которые сейчас в списке Форбс. А что касается специалистов, так и были приглашены. Только такие, которые и поспособствовали разместиться вышеупомянутым в списке богатеев.
Авиазаводы так-то все время больше России принадлежали, чем Татарстану. Странно предъявлять местным властям, что старые боинги в конце 90-х России были важнее новых 334 и 214.
И с вертолетами тоже самое, могли бы давно новые вместо Ми-8 разрабатывать, чтобы Казань и Улан-Удэ между собой не грызлись.
С местных властей тоже косяков не снимаю, могли бы свой заказ на самолеты сделать, пока Суперджет допиливали, даже при наших темпах строительства штук 15 Ту-334 успели бы сделать, да и 214 бы для чартеров в Турцию вполне бы подошли, но мы выбрали старые болгарские боинги
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Вот ты балабол! Языком трещать не мешки ворочить! Стать. то читали ? Про МВЕН и беспилотники все расписано. Что вам не понятно? А про КАПО..... Республика подняла на крыло, оцифровала ,сертифицировала ТУ 334. И это в годы "проклятых" 90 ых !Какой красавец был ,как он взлетал ! На 100 % российского производства! Но где Масквабадцы,и где Россия. У них нет точек пересечения ,кроме как когда надо отжать проект, посадить конкурента. Да и легче создать отверточное производство Суперпуперджетов, состоящий из импорта на 80% ,нежели загрузить работой тысячи смежников ТУПОЛЕВА. Почему легче? Потому, что наворовать проще. Роснаны, суперпуперджеты ,восточные -список проектов великого распила ,очень далеко неполный.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
До тех пор, пока промышленностью в стране будут руководить люди, до этого ни разу не проходившие в проходные заводов, НИИ или ОКБ, не знающие основ построения производства на предприятии и... видящие главную цель своей жизни - в личном обогащении, обогащении и обогащении - Россия будет прозябать в экономике, терять одну за другой отрасли производства, терять свой престиж в мире, а стоящие у власти - авторитет у своего народа.... Пока прошлое и настоящее свидетельствуют об этом!
Какой- нибудь случайный шажок и будет в КАПО. Но ждать перелома при той внутренней политике на предприятии, если кардинально не вмешается президент - председатель совета директоров Минниханов - не будет! Его политика в Татнефти - на диверсификацию производства, увеличившую кратно выручку, и в Елабуге - на привлечение инвестиций и высокотехнологические производства - даёт какую-то надежду...
Авиастроение переломили через колено, а это была одна из немногих отраслей, в которой можно было конкурировать.
Считаю это преднамеренная диверсия, и даже не на уровне Татарстана
Путин сам сказал, что в 90 годы в команде Ельцина усердно трудились сотрудники ЦРУ и другие советники, а потом дальше другие спецы довели до дна всю Россию, действительно родня и друзья очень постарались и с усердием стараются по сей день.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Самое страшное, что в России практически не осталось специалистов-аналитиков авиационной промышленности... А ведь они были в органах власти и АКТИВНО сопротивлялись наметившейся при Грефе, Христенко, Погосяне, Алёшине ориентации на сворачивание (насколько можно больше) отечественной авиационной техники, предприятий-разработчиков и производителей отечественных комплектующих, включая (!!!) авиационных двигателей. Специалисты указывали на гибельный для авиастроения проведения такого курса. Благодаря им были инициированы письма Минтранса России в Правительство РФ, Минпромэнерго, в которых выражалось КАТЕГОРИЧЕСКОЕ несогласие с постановкой на производство Суперджета и отказа от Ту-334, Ил-96, Ту-324 , Ил-114 и т.д.
Помнится даже статья в федеральной газете Фарида Мухаметшин с возражением против отказа от Ту-214 и предоставления привилегий в виде отказа от ввозных пошлин и НДС самолетам Боинг, приобретаемых для Аэрофлота. Помнится также статья М.Шаймиева, предсказавшего стагнацию отечественного авиастроения при наметившейся и проводимой политики с ориентацией на зарубежное в авиации. К сожалению, предсказанное стало фактом - прекращён серийный выпуск самолетов ПО ВСЕМУ модельному ряду, авиакомпании используют только зарубежную технику -своей им никто ничего не предлагает!
Чего ждать хорошего, если те же люди в руководстве отраслью, выработавшие курс на зарубежное, остаются на своих должностях, сидят при открытии МАКСА рядом с Самим. Они ни капельки не изменили своё мышление и только чуть-чуть вслух стали вспоминать о чем-то российском
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Конечно, авто - ,авиа- судостроение в Татарстане является признаком высокоразвитого индустриального региона даже по современным меркам. Но есть одно отличие, которое заключается в том, что все названные отрасли, включая судостроение, исторически в реальности опираются на центральные научно-образовательные структуры г. Москвы и С. Петербурга. При всей пафосности действительных и мифических успехов в этих отраслях республика будет еще долгое время оставаться периферийным аграрно-сырьевым -нефтехимическим регионом, т.е. тем, что пока определяет регион как не дотационный. Что касается науки и образования , то пока все действия местных властей заключаются в почти всегда неудачном "просовывании "своих" кадров в федеральные образовательные структуры на кормление.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Похоже из Питера или Москвы плохо видно как идут дела в республике...Для плохо видящих только такие факты:
- когда питерские судостроительные заводы, имеющие под боком «центральные научно-образовательные структуры» полностью простаивали, зеленодольский судостроительный еле успевал выполнять зарубежные заказы на поставку фрегатов, спроектированные в зеленодольском же проектном бюро. Кстати, по его проектам в стране и за рубежом построено 800 с лишним единиц плавающих средств или больше чем кораблей любого в стране проектного бюро.
- когда в стране еле выживали вертолетные заводы (о самолетостроительных вообще молчим - потеряны заводы в Самаре, Саратове, Смоленске) в Казани в инициативном порядке спроектировано 5 модификаций Ми-8, которых потом было выпущено около 1000 единиц (которые спасли
Улан- удинский авиазавод), спроектирован вертолёт «Ансан», выпущен опытный Ми-38, спроектирован легкий «Алтай». Москва ни в одном проекте не участвовала ни одной копейкой... московские деятели от авиации только воровали и воровали средства на провозглашённых но так и не реализованных проектах (ни один проект так и не был реализован, ни один!!!)
- «Аграрно-нефтехимический комплекс» территории позволил без копейки федеральных средств создать перерабатывающие нефть и газ мощные комплексы, за которые развернулась жестокая борьба самых высоких государственных и олигархических структур в Москве. кстати, упомянутый комплекс вывел местную территорию, которая стала дотировать федеральный бюджет!!!
- можно привести ещё ряд примеров, из которых самым, пожалуй, важным будет то, что структуры в Москве позволили растерять десятки отраслей промышленности, и теперь на внутреннем рынке преобладают зарубежные товары, а на территории, о которой идёт речь не потеряно НИ ОДНОГО предприятия.
Привет авторам комментария из Москвы или Петербурга...
Почти ничего из того, что вы привели в качестве доказательства , не соответствует действительности, включая разработку Ансата, который в действительности был разработан привлеченными высококвалифицированными специалистами КБ Камова и Миля за средства КВЗ, которые инициативным порядком были выделены руководством КВЗ.
Была казанская инициативная группа, но не специалистов в проектировании вертолетов. На КВЗ тогда, да и сейчас в принципе нет кадров, способных спроектировать вертолет с нуля.. Это совершенно иной уровень знаний, опыта и квалификации. Что касается модификации МИ-8, то эти модификации не касались принципиальных характеристик созданного в КБ Миля легендарного вертолета МИ-8. Все принципиально новые разработки всегда были в центре, как и сами научные центры типа ЦАГИ или ЦНИИ Крылова. Именно они и по сей день являются главными и конечными кураторами всех разработок в области авто-, судо- и авиастроения. Именно туда и вкачивались и вкачиваются большие средства бюджета. Насколько эти структуры эффективны сегодня, это отдельная тема. Но тот же КамАЗ или судостроительный завод им. Горького предпочитает иметь дело с НИИ и университетами С. Петербурга и Москвы. А почему? Речь не идет об ущербности научно-образовательного потенциала региона, а о том, что не занимался регион созданием чего-либо принципиально нового в области авиастроения авто- или судостроения никогда, да и не планирует этим заниматься, у региона не было и нет ресурсов, да и желания для этого тоже не было и нет. Возможно, этому есть рациональное объяснение. Зачем пытаться прыгать выше головы?
Вы себя перечитайте! Почему КВЗ нанимает спецов за свои деньги? Почему это не делает Москва? Нанимать людей в своей же стране это позор? Это нормальная практика. То же самое и про завод Горького. Вопрос то не в этом. Кто производит Алматы? Кто вытащил через эти проекты Улан Уде? Кто спускает на воду корабль? Где завод в Саратова и чем дышит Самарский завод? Ваша отличительная черта завести рака за камень. Надо же с какого ресурса подошли. Оказывается в регионе , где смогли сохранить и развить заводы ОПК плохое образование. А то,что вы разрушили и распилили на металл Советской наследие ,то это так... Лирика. Какие же вы прирожденные балаболы. Ничего делать не можете, а языком малоть ,обвиняя тех кто хоть что то делает ,это вот государственный масштаб. Позорники!
"ничего из того, что вы привели в качестве доказательства , не соответствует действительности, включая разработку Ансата, который в действительности был разработан привлеченными высококвалифицированными специалистами КБ Камова и Миля за средства КВЗ."
В представленном отрывке наглядно показан уровень мышления московских и питерских комментаторов. Даже, если бы все обстояло именно так, как они изложили в комменте, то это тем более доказывало мудрость ребят из КВЗ, которые якобы ривлекли к разработке Ансата специалистов обоих уважаемых КБ.
По факту, работа по выбору аэродинамических профилей фюзеляжа, его продувки и распределения веса в конструкции, была выполнена совместно с КАИ. Конструкции фюзеляжа, трансмиссий, систем управления и т.д. была выполнены ребятами ОКБ самого завода, имевших самый большой в стране опыт строительства вертолетов. Для сведения: Правительство России в 2021 году присудило десяти разработчикам Ансата премию в области науки и техники. Там действительно есть один представитель Миля. Остальные заводчане и ученый из КАИ.
Пять модификаций Ми-8, сделанных в КВЗ, фактически продлили жизнь этой марке за счет доработок по техусловиям Минобороны и зарубежных заказчиков.
Все доработки согласовывали с потребителоями казанские заводчане без участия ОКБ им. Миля. Именно они позволили выпустить и поставить дополнительно около 1000 вертолетов. В их выпуске принимал участие и Улан-Удинский авиазавод, которому была передана доработанная в КВЗ документация.
Отличие обстоятельств КВЗ от обстоятельств ОКБ им.Миля и Камова состоит в том, что москвичи не позволяли себе проявлять инициативу. Она, если и была, то зарубалась на корню их собственными начальниками, которые больше дорожили своим местом, зная, что эффективным менеджерам Минпромэнерго это не понравится. И за все долгие крайние десятилетия Миль так и не создал ни одной новой машины. А казанцы отличались и характером и тем, что местные власти помогали им чем могли. Например, правительство республики разрешило КВЗ не выплачивать в полном размере налоги в республиканский бюджет за все годы разрабоки вертолета "Ансат". Поддержало их в инициативе освоить производство и выпустить опытный Ми-38, который Москва и не собиралась осваивать, пока в Казани не взлетел этот вертолет.
Словом, Казань и Зеленодольск в инициированные Москвой девяностые годы, несмотря на их смертельность для экономики страны, не просто выстояли, а за счет своей инициативы и собственных средств создали для страны новые продукты, которые и сегодня пользуются спросом, в том числе и на международном рынке....
Учитесь!!!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Один раз как то пришёл в отдел кадров на КАПО, хотел устроится на завод, а мне там сказали что первые пять лет работы будешь по 7тысяч получать, потом 10тысяч, а ещё через двенадцать, пятнадцать лет, 18-20тысяч, я попрощался и ушёл, ещё подумал, хорошо что честно, она мне, всё рассказала про зарплату.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
дворником устраивался лет 15 назад?
оклад слесаря (токаря, фрезеровщика и т.д.) 3 разряда 31368. это голый оклад, без премии, доплат и т.д. бардака, конечно, хватает, но уж откровенные сказочки рассказывать не надо.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Пришел в 2002 г на НПО Гелиймаш в Москве, выпускают турбодетандеры, сказали 6000 руб зарплата, развернулся и ушел в менеджеры по продажам, оклад 12 тыс. плюс проценты. Во всех регионах одно и тоже было. Кто вообще не выжил, как авиазавод в Саротове. У нас вод Камаз спасли хотя завод двигателей сгорел. В Москве Зил и Москвич закрыли суперменеджеры. Еще суперменеджеры решили что в Комсомольск на Амуре можно производить гражданские самолеты. Итог прозябавшие ИЛ и Ту зато Су начал производить пассажирские самолеты.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Девочки не ругайтесь пока республика не будет вашей плотью и кровью пока мы все не будем относиться к ней как своему ребенку а не как ночлежке на один день ничего не измениться самое печальное это косаеться всех поколений а не только нашего
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Нам очень повезло что мы с Вами живем в Республике Татарстан где есть всё от самолетов , кораблей , машин и другого оборудования которое мы можем изготавливать ! Это наша Гордость и уверенность в завтрашний день .
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Для меня показателен один пример. Помните. несколько лет назад здание заводоуправления авиазавода начало рушиться на глазах? Хорошо хоть никто не пострадал! И при этом у нас в Казани бы построен с помпой Дворец Земледелия! Это говорит об отношении властей к авиапрому -- гордости нашей республики и города! Здесь работали Королёв, Глушко, Туполев! Выпускали лучшие в мире самолёты! А из земледельцев... А, да! Мелиоратор Шаймиев...
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Хороший пример! А вы в курсе ,что уже лет 15 на Капо рулят федералы? И вот это болото в котором оказался КАЗ есть результат их правления. В Саратове завод умер и Дворец земледельцев не построили. И? Там какие приоритеты? А в губернаторах кто? Неужто портфеленосец Солнцеликого.? Свою посмотри. Одни бырыги,силовики да менеджеры. А приоритетах он заговорил.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Пустомеля. В Казани три авиа завода есть и работают хоть и с трудом, во многих местах в принципе закрылись. Авиация это федеральный подход, это гос заказчик на всю страну и даже в этом случае для авиации мало будет заказов например на дальнемагистральные ИЛ и ТУ. Как вообще хоть, как то остался КАПО, совсем не понятно с учетом того, что они производители ни кому не нужные бомбардировщики в 90 ые годы. А сейчас мин обороны за голову схватился давай восстановим, вот вам деньги, вот вам то, се, где они они были 25 лет назад ?
Ну,с 96 года по сегодняшний день успели наклепать 34 Ту 214.Примерно один самолёт в год.
Первоначально покупатели Ту 214 были авиакомпании.Но их развалили и обанкротили.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Очень удачный пример любителя постучать по клавишам, не желающих познавать истину.
Во-первых, КАПО никогда не входило в перечень имущества республики, а земледельцы - кормят ее народ.
Во-вторых, даже при том, что КАПО не входило в перечень имущества республики, она больше федерального центра поддерживала КАПО, хотя бы тем, что оплатила переработку документации Ту-204 до модификации Ту-214, профинансировала сертификацию этого самолета, практически простила задолженность КАПО в республиканский бюджет в сумме 1900 млн. рублей, передала в собственность приватизируемого КАПО 900 га земли сельхозназначения (как актив, который при случае мог бы использоваться в целях развития предприятия), закупила для КАПО программные продукты для перехода на работу в цифре, закупила за свой счет клепальные автоматы для клепки панелей крыла и фюзеляжа (стоимостью более 9 млн. долларов США), а также приобрела станки с числовым программным управлением (все вместе на 15 млн. долларов США). Организовала финансово-лизинговую программу для сбыта Ту-214, провела дорогу из Ново-Савиновского района до проходной заврда, передала по льготной республиканской ипотеке 200 квартир для работников КАПО.
А федеральный центр в то же самое время не оплачивал продукцию, поставленную заводом по госзаказу, в результате задолженность по зарплате доходила до четырех с лишним месяцев. По имнициативе премьера республики для работников КАПО в течение 8 месяцев повтавлялись продукты питания, произведенных земледельцами республики, а потом еще и одежда и школьная форма для детей работников завода. Республика выдавала кредитына выдачу той самой зарплаты.
Теперь самое интересное: три федеральных министерства, занимавшиеся приватизацией КАП, ОТКАЗАЛИ республике в том, чтобы включить ее в число акционеров, хотя с символическим пакетом акций.
Теперь маленький совет стукачу по клавишам, и тем, кто ведет себя также как он: уважайте себя, решившись на комментарии!!!
Это обращение к тем, кто хочет что-то сказать без задних мыслей.
Но оно не к тем, кто изначально ставит ставит себе задачу обругать все республиканское, всех "аулдашей", с которых, кстати, как видно из приведенных примеров только по КАПО, стоило бы брать пример федеральным органам власти...
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.