Фарит Ханифов: «Как только происходит скачок с международными рейсами, мы встаем в тупик» Фарит Ханифов: «Как только происходит скачок с международными рейсами, мы встаем в тупик» Фото: Сергей Елагин

Под колпаком у президента

«На этот раз все считаем по серьезному», — этот рефрен на разные лады сопровождал вчера пресс-конференцию министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова, словно он виртуально оппонировал своим предшественникам. Например, по видению будущего международного аэропорта «Казань» (МАК). Глава миндортранса предположил, что в этом году порт почти доберется до 4 млн пассажиров, и напомнил, что, когда 10 лет назад проектировали нынешние терминалы, предполагали, что будет только 2,5 миллиона. Итог налицо. «Как только происходит скачок с международными рейсами, мы встаем в тупик», — привел пример Ханифов.

Чтобы не ошибиться вновь, сейчас вместе с голландцами из компании NACO трудятся над новым мастер-планом МАКа до 2050 года. Концепт обсуждали дважды, «вносились существенные изменения», готовый документ должен появиться в 2022-м. Министр пообещал, что проблем с землей под грандиозные планы (а они предполагают создание целого аэрогорода) не будет: «Ближайшие территории грамотно зарезервированы — земли под колпаком у президента». Но завесу тайны над тем, каким будет новый пассажирский терминал, Ханифов так и не раскрыл, выразившись предельно туманно: «Что-то будет перестраиваться, встраиваться между терминалами. Надо двигаться поэтапно. Огромный терминал сразу не нужен: нарастить модульно — такая задача поставлена».

«Терминал 1А – яркий пример того, как делать не надо»: что сотворят с аэропортом «Казань» голландцы?

Министр подчеркнул, что воздушный транспорт быстрее всего восстановился от «коронавирусных» потрясений (аэропорты РТ покажут прирост в 48,2%), чего не скажешь, например, об автобусных перевозках.

Воздушный транспорт быстрее всего восстановился от коронавирусных потрясений (аэропорты РТ покажут прирост в 48,2%), чего не скажешь, например, об автобусных перевозках Воздушный транспорт быстрее всего восстановился от «коронавирусных» потрясений (аэропорты РТ покажут прирост в 48,2%), чего не скажешь, например, об автобусных перевозках Фото: «БИЗНЕС Online»

«Узнать размер горя»

«Эта тема сегодня, наверное, самая сложная», — констатировал он, но заверил, что решение о пропуске по QR-кодам было неизбежным: «Видел служебные цифры минздрава по заболеваемости. По ним сразу понятно, что такое решение было принято правильно. Это умение общества выживать». Министр полагает, что винить в бедах транспортников только QR-контроль нельзя. Рвется там, где тонко, — дескать, пандемия только обострила имевшиеся проблемы. Так Ханифов ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, что в некоторых городах РТ, например в Бугульме, общественный транспорт, по сути, гибнет.

Анатомия коллапса: почему в Татарстане гибнет общественный транспорт

Что делать? Ханифов сообщил, что выбрано четыре «особо тяжелых» города:  Бугульма, Лениногорск, Альметьевск, Зеленодольск (отметим, что в положительный пример министр привел Елабугу). Для начала Московскому НИИ автомобильного транспорта (Москва) заказали полный анализ транспортной ситуации в Зеленодольске. «Что происходит с маршрутами? Почему идет падение? Отчего выпадают доходы? — обрисовал концепцию министр. — Давайте разберем ситуацию по косточкам. Мы должны найти способы узнать размер горя, посчитать выпадающие доходы и принять правильное решение в поддержку перевозчиков. Совместно с перевозчиками и муниципалитетами методика подготовлена, будем согласовывать, должно быть как минимум распоряжение кабмина. Такого документа до сих пор не было, а если бы о нем задумались, не дошли бы до такого состояния, какое есть в некоторых городах… Без возмещения выпадающих доходов мы общественный транспорт поддержать не сможем».

Насколько можно понять, часть вины лежит на муниципалитетах — неграмотно контролируют процессы, а в кризисной ситуации не могли найти ерундовых сумм (1,5 млн рублей), чтобы «удержать ситуацию». Хороши и перевозчики. Чтобы помочь им, надо знать их истинное состояние. «Это тоже камень преткновения, — заявил Ханифов. — Каждый говорит, что не хватает, но, когда надо предоставить документы, сколько солярки купил, сколько зарплату платил, многие эту картину не показывают». Министр посетовал, что у многих перевозчиков это не единственный бизнес и чуть что они готовы переметнуться. В общем, полного доверия к частнику нет. Видимо, в том числе поэтому заявлено, что Нижнекамск, для которого закупается 50 пазиков, «пойдет по пути организации муниципального или подмуниципального транспортного учреждения». В общем, возвращение к хорошо забытому.

«Нам в этот раз ошибаться нельзя, надо все оценить правильно, сделать правильные выводы. Для этого все возможности есть», — подвел итог теме Ханифов.

В 2022 году должна стартовать программа «Дороги и мосты». Она рассчитана до 2024 года и за это время республика намерена привлечь по ней 9 млрд рублей. Подразумевается только ремонт мостов В 2022 году должна стартовать программа «Дороги и мосты». Она рассчитана до 2024-го, и за это время республика намерена привлечь по ней 9 млрд рублей. Подразумевается только ремонт мостов Фото: tatarstan.ru

Больше никаких «адовых колец»

Как всегда в последнее время, немало любопытной информации по дорожным делам.

По М12 завершено два подготовительных этапа — инженерных изысканий и основной геодезической работы. Закончена первая часть надвижки пролетного строения моста через Волгу. «Это малая толика, но с моральной точки зрения большая победа», — оценил сделанное Ханифов. По его словам, на следующий год планируется установить 80% опор, а в 2023-м мост должен быть готов. По словам министра, в 2021 году на М12 израсходовано 30 млрд рублей. В планах 2022-го — до 80 миллиардов. Напомним, в целом строительство М12 оценено в 639 миллиардов.

В 2022 году должна стартовать программа «Дороги и мосты». Она рассчитана до 2024-го, и за это время республика намерена привлечь по ней 9 млрд рублей. Подразумевается только ремонт мостов… В 2022-м же ожидается старт реализации проекта расширения до 6 полос Горьковского шоссе. Тут министр напомнил обо всех казанских вылетных направлениях и заверил: «На этот раз считаем все по-серьезному. Не просто кто где живет и кто где ездит, а сколько прибавится жителей, машин. С запасом. Частями, кусками строить нельзя». Речь идет о том, что теперь транспортники будут учитывать казанское и пригородное жилищное строительство, которое за бессистемность уже прозвали «адовым кольцом».

7 развязок, 17 мостов и 45 надземных переходов: как будем ездить от Казани до Челнов, а оттуда – на Урал?

Близко к этой теме — информация о планах по строительству обхода села Сокуры, что на трассе Казань – Оренбург. Напомним, многокилометровые пробки в этом месте — обычное дело, а когда добавится поток с М12, и вовсе прогнозируется коллапс. Официально говорилось, что рассматривается 6 вариантов трассировки. По словам Ханифова, выбор сделан. В финале было два варианта. Первый — «большой обход» Сокур и еще нескольких населенных пунктов. Но он оказался слишком дорогостоящим. Принят второй вариант, «по минимальным затратам». Министр подчеркнул, что пока это не детальная трассировка, а концепция. Дату начала строительства определят в 2022 году.