На третий день проверок QR-кодов в общественном транспорте наступила тотальная усталость. Пассажирам надоело скандалить с кондукторами из-за «фашистских проверок», а те в ответ стали лояльнее относиться к проверкам На третий день проверок QR-кодов в общественном транспорте наступила тотальная усталость. Пассажирам надоело скандалить с кондукторами из-за «фашистских проверок», а те в ответ стали лояльнее относиться к проверкам Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мне никто за это не платит. Хочешь штраф выписывать — да ради бога. Уволят? Да все равно»

На третий день проверок QR-кодов в общественном транспорте наступила тотальная усталость. Пассажирам надоело скандалить с кондукторами из-за «фашистских проверок», а те в ответ стали лояльнее относиться к проверкам. Заключенный сторонами негласный компромисс лучше всего можно передать типичным диалогом в общественном транспорте:

— У вас есть QR-код? — устало спрашивает кондуктор.

— Есть. Показывать? — уточняет пассажир.

— Если есть, не надо.


Статистика подтверждает: число конфликтов снижается, как и попыток кататься в транспорте без пропуска. Согласно данным комитета по транспорту исполкома Казани, по итогам понедельника в столице РТ не пустили в общественный транспорт или высадили из салона 2,8 тыс. человек без QR-кодов. Это 0,57% от пассажиропотока. Во вторник в транспорте выявлены всего 713 пассажиров без кодов, еще 496 человек не пустили в метро, автобусы, трамваи и троллейбусы. Итого воспользоваться услугой не смогли 1 209 жителей — 0,23% пассажиропотока, в 2 раза меньше, чем в первый день проверок. В понедельник из-за QR-инцидентов 18 раз вызывали полицию (11 раз автобусники, 7 раз сотрудники электротранспорта). Во вторник число вызовов сократилось до трех.

«Открыть эту ерунду невозможно!»: первый день охоты на QR-зайцев

Кондукторы не могут долго работать в стрессовой ситуации, тем более когда ты передатчик не своей, а чужой воли. Сегодня утром корреспонденты «БИЗНЕС Online» неоднократно были свидетелями толерантного отношения к кодам. В одном автобусе кондуктор отказалась считывать QR-код. «Вижу, есть. Молодец!» — похвалила она нашего корреспондента. На вопрос о том, где проверяющий, она ответила: «Да мне все равно! Я на это не подписывалась. У меня вон подруга в метро специально пошла, чтобы подзаработать на этих кодах. А мне что? Мне никто за это не платит дополнительно. Хочешь штраф выписывать — да ради бога. Уволят? Да вообще все равно».

В другом автобусе очень вежливая пожилая кондуктор сначала выдала нашему корреспонденту и остальным пассажирам билет, а проверила код только у тех, кто их предъявил. Считывать через смартфон она их не стала, поверив картинке. В салоне третьего коды сканировали выборочно.

На лицах многих кондукторов-гастарбайтеров и вовсе царит безмятежность: даже если их уволят за недостаточное рвение, они уедут жить и работать в другой город-миллионник, где пока коды в транспорте не проверяют. Один из таких гостей из среднеазиатских республик рассказал, что уже готов уволиться, если «это через неделю не прекратится». «Многие увольняться собираются, пока держимся», — рассказал он на ломаном русском.

Кондукторы не могут долго работать в стрессовой ситуации, тем более, когда ты передатчик не своей, а чужой воли Кондукторы не могут долго работать в стрессовой ситуации, тем более когда ты передатчик не своей, а чужой воли Фото: «БИЗНЕС Online»

Кондукторов возмущает явная несправедливость — за проверку QR-кодов им никто не доплачивает, а если поймают пассажира без пропуска — штраф 50 тыс. рублей. Да и самих пассажиров из-за нововведений стало заметно меньше, что привело к потере в зарплате. «План-то все равно требуют, снизили его ненамного», — говорят они.

Отдельная строка в пункте претензий — техника, которой вооружили кондукторов. Если что и приведет к транспортному коллапсу из-за длительных очередей при дотошной проверке кодов, так это смартфон ZTE Blade A3, а не нерадивые пассажиры без пропусков. Смартфон работает медленно, плохо считывает коды в движении, в этом убедились даже корреспонденты «БИЗНЕС Online». «Телефоны выдали, а они не работают. Поэтому спрашиваю пассажиров. Говорят, что есть [QR-код]. Ну и всё. Вчера спросила [на работе], что делать, если смартфон код не считывает. Это я одна дура такая? Нет, говорят, у всех так. Поэтому просто смотри QR-код. Если он есть — продавай билет», — рассказывает одна из кондукторов о новых вводных.

Некоторые кондукторы не в силах закрыть дверь перед пожилыми пассажирами, которым с обычными-то документами справиться тяжело, куда там до цифровых пропусков с регистрацией на сайте госуслуг! «Если бабушке надо в поликлинику проехать, я что, ее высаживать буду? По большому-то счету у меня никаких прав проверять эти коды нет», — признается та же кондуктор. По ее словам, встречаются случаи, когда транспортные карты остаются заблокированными даже при наличии QR-кода. В таком случае наша собеседница провозит пожилых бесплатно.

Часть опрошенных кондукторов уверены: еще 1–2 недели — и проверки QR-кодов закончатся. Другие опасаются, что все это не прекратится, «пока все не вакцинируются». Но и те, и другие не собираются больше драться с пассажирами за цифровые пропуска.

Во вторник в транспорте выявили всего 713 пассажиров без кодов, еще 496 человек не пустили в метро, автобусы, трамваи и троллейбусы Во вторник в транспорте выявили всего 713 пассажиров без кодов, еще 496 человек не пустили в метро, автобусы, трамваи и троллейбусы Фото: kzn.ru

Проверки начнутся через неделю, в прицеле силовиков — перевозчики, а не пассажиры

Силовики также пока не горят желанием ловить нарушителей и выдавать штрафы «бескодникам». Источники в правоохранительных органах рассказывают, что пока в ходе рейдов полицейские проводят профилактические беседы с пассажирами без кодов и проверяют организацию самих перевозок. На данный момент административных протоколов ни в отношении кого не составили.

Однако уже в ближайшее время профилактические беседы превратятся в реальные наказания. Причем упор будет сделан на штрафы транспортникам как юрлицам, а не пассажирам, добавляют собеседники нашего издания. Пассажиров без кодов полиция не контролирует, однако организация работы перевозчиков, контроль кодов будут проверяться, сообщает источник издания.

В Набережных Челнах также пока отделываются предупреждениями — высаживают, но не штрафуют. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе УВД автограда, полицейские сопровождают контролеров в том числе для того, чтобы пресекать нарушителей общественного порядка. В ведомстве предположили, что штрафовать в Челнах, возможно, будут со следующей недели. «Когда вводили масочный режим, первая неделя тоже оказалась предупреждающей. То есть тех челнинцев, которые были без масок, просто предупреждали: „Пожалуйста, наденьте“. Вот когда уже неделя прошла, тогда начали штрафовать», — объяснили нашему корреспонденту.

«Тебе по шее дать?»: на QR-рейд в Челнах вышел шеф местных перевозчиков

Добавим, что в пиковые часы часть нагрузки по проверке кодов берут на себя сотрудники автотранспортных предприятий в опознавательных жилетах и контрольно-ревизионная служба комитета по транспорту Казани, расставленные на 65 остановочных комплексах.

На этом фоне перевозчики Казани намерены выкатить счет нарушителям. Как сообщил нашему корреспонденту председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков, перевозчики готовят обращение в суд по инцидентам, которые связаны с вынужденными простоями автобусов. К ответственности с возмещением ущерба они намерены призвать QR-дебоширов, которые и спровоцировали простои. По подсчетам ассоциации, всего за два дня простои общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус) составили 18 часов 39 минут (21 случай). Вчера автобус №33 был вынужден сойти с маршрута, а экипаж — вызвать полицию. «Пассажир сказал, что у него нет QR-кода, и отказался покинуть автобус, — рассказал Темляков. — Люди, которые в это время находились в автобусе, были вынуждены выйти и дождаться следующего. На место приехал экипаж полиции. Мужчина показал сотрудникам QR-код. На вопрос, почему он не показал код кондуктору, пассажир сказал, что не обязан это делать. Время простоя автобуса составило три часа».

«Два кондуктора после первых дней действия новых правил проезда в общественном транспорте хотели уволиться» «Два кондуктора после первых дней действия новых правил проезда в общественном транспорте хотели уволиться» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Уважаемые кондукторы, водители, огромное вам спасибо, что не бросили. Будем поощрять всех»

Пока перевозчикам удается удержать персонал от увольнения. «Два кондуктора после первых дней действия новых правил проезда в общественном транспорте хотели уволиться, — признался в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ первый заместитель директора ООО „Байлык №3“ Руслан Юсупов. — С ними провели беседу и попросили написать заявление пока только на отпуск».

«Хорошо [на общем настроении] сказалось то, что очень мобильно среагировали МВД и суд по конфликтам, моментально встали на защиту кондукторов. Мужчину, который баллончиком брызнул, сразу нашли, вчера наложили на него штраф и арестовали. Это важный момент, — поделился перевозчик. — Кондукторов и водителей эти моменты как-то приободрили, они увидели, что их не оставили наедине с такими ситуациями, МВД отработало, суд принял их сторону».

Но все же жалоб даже от закаленных кондукторов в последнее время поступает очень много. Юсупов заметил, что кондукторам пообещали доплатить за выполнение новых обязанностей. «Конечно, все жалуются, говорят, что „ситуация ужасная: и так хамили постоянно, а сейчас как только ни называют“. Ужасные вещи говорят, мат-перемат, такие унижения. Ладно бы если просто посылали, там унижают кошмарно», — отметил он.

Перевозчик планирует в ближайшие дни сократить количество подвижного состава. К принятию такого решения его подталкивают существенные убытки, которые они несут из-за снижения трафика. «В любом случае нет смысла гонять [машины] в этой сложной для нас финансовой ситуации, за бензин и зарплаты [надо платить], поэтому однозначно мы сократим. Пока не приняли решение, на сколько. Хотим еще день-два посмотреть. Еще и морозы начались, тут надо думать о пассажирах, чтобы они не стояли, не мерзли. Финансовое положение нас подталкивает, чтобы сократить. Я думаю, что сейчас примем решение, 20–30 процентов подвижного состава сократим», — объяснил он.

«В понедельник мы получили -30% от пассажиропотока, но вчера-сегодня на 2-3% подросло число пассажиров. — Перевозчики постепенно привыкают к новым условиям» «В понедельник мы получили минус 30 процентов от пассажиропотока, но вчера-сегодня на 2–3 процента выросло число пассажиров. Перевозчики постепенно привыкают к новым условиям» Фото: «БИЗНЕС Online»

О доплатах задумывается и директор МУП «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин. «Я не ожидал, что у нас такой мощный коллектив, никто не бежит от этих проверок, — заявил он. — Да, есть люди, которые заболели, но не из-за того [что не хотят проверять коды]. С другой стороны, есть те, кто готов и в выходные подменять коллег. Я говорю сотрудникам: уважаемые кондукторы, водители, огромное вам спасибо, что в такой тяжелый момент вы нас поддерживаете, что взяли на себя эту нагрузку, что не бросили. Мы будем поощрять всех, кто в такое тяжелое время помогает».

Другой источник издания из сферы перевозок заметил, что на третий день ситуация начала стабилизироваться, а пассажиропоток постепенно увеличивается: «Да, в понедельник мы получили минус 30 процентов от пассажиропотока, но вчера-сегодня на 2–3 процента выросло число пассажиров. Перевозчики постепенно привыкают к новым условиям. По крайней мере, хуже не стало, уже хорошо».