Сегодня в Татарстане наступил первый день проверки QR-кодов в общественном транспорте Сегодня в Татарстане наступил первый день проверки QR-кодов в общественном транспорте Фото: Сергей Елагин

За два дня до проверок в алгоритм добавили изменения

Сегодня в Татарстане наступил первый день проверки QR-кодов в общественном транспорте. Однако еще в субботу правила проверок в Казани внезапно изменили. Ожидалось, что рассматривать цифровые пропуска в салоне будут кондукторы одновременно с обилечиванием. Но из-за опасений транспортного коллапса перевозчики ввели промежуточную точку контроля — автобусные остановки. В утренний час пик трафик из спальных районов в центр будут проверять сотрудники автотранспортных предприятий в опознавательных жилетах и контрольно-ревизионная служба комитета по транспорту Казани. Всего отобрано 65 остановочных комплексов, где среди ожидающих автобус пассажиров будут курсировать ревизоры. После проверки сотрудник предприятия сообщит кондуктору автобуса, что QR-код у проверенных пассажиров есть и он может не проверять его у допущенных в салон людей. В вечерний час пик ситуация повторится в обратном направлении — на 65 остановках проверяют трафик из центра Казани в спальные районы.

В утренний час пик трафик из спальных районов в центр будут проверять сотрудники автотранспортных предприятий в опознавательных жилетах и контрольно-ревизионная служба комитета по транспорту Казани В утренний час пик трафик из спальных районов в центр будут проверять сотрудники автотранспортных предприятий в опознавательных жилетах и контрольно-ревизионная служба комитета по транспорту Казани Фото: Сергей Елагин

Когда напряжение спадает, обязанность проверять цифровые пропуска в салоне ложится только на кондукторов. Последние и сотрудники предприятий при проверке могут уточнить у пассажира имя, фамилию, дату рождения. Сотрудники должны проверить, что информация совпадает с данными с отсканированного QR-кода.

В проезде будет отказано, если пассажир сделал только одну прививку, но не получил вторую и пока не имеет QR- кода. Не сможет проехать и человек, сопровождающий инвалида-колясочника без кода, даже если у его подопечного цифровой пропуск будет — в таком случае инвалид поедет один. Дети до 18 лет могут ездить в автобусах без QR-кода, но им придется подтвердить свой возраст документом с датой рождения. Если родители везут ребенка в школу на автобусе, то у них должен быть код, школьнику он не нужен.

Кондуктор 33 маршрута Гульшат, не выдержав эмоционального напряжения, обрушилась с критикой на новую систему. «Пускай заходят и проверяют! Как проверить, скажите, я не умею, я не полицейский!» Кондуктор 33-го маршрута Гульшат, не выдержав эмоционального напряжения, обрушилась с критикой на новую систему: «Пускай заходят и проверяют! Как проверить, скажите, я не умею, я не полицейский!» Фото: Сергей Елагин

Клич кондукторов: «Я хотела проверять, но невозможно! Люди говорят: мы не имеем права!»

Еще до 7:00 на остановке общественного транспорта «Энергоуниверситет» было многолюдно — помимо пассажиров, которые ждали автобусы, здесь уже находились сотрудники ПАТП и контрольно-ревизионной службы комитета по транспорту Казани. За проверкой кодов наблюдали около двух десятков журналистов, приехали даже федеральные СМИ, в том числе Первый канал и газета «Известия».

В 7 утра автобусы подъезжали полупустые и зайти внутрь для проверки кодов сотрудники могли без проблем, но через час ситуация изменилась. В час пик пассажиры «упаковывались» в салоне так, что невозможно было даже закрыть двери. О какой проверке кодов тут могла идти речь? Кондуктор маршрута №33 Гульшат, не выдержав эмоционального напряжения, обрушилась с критикой на новую систему. «Пускай заходят и проверяют! Как проверить, скажите, я не умею, я не полицейский! — кричала девушка в хиджабе на ломаном русском, завидев на остановке людей из транспортного комитета. — Я сама хотела проверять, но невозможно! Невозможно! Люди не показывают, говорят, что мы не имеем права!»

«Есть моменты, что уже останавливаются автобусы — то есть кто-то скандалит. 99% пассажиров едут с кодами, но есть 1-2 человека, которые скандалят» «Есть моменты, что уже останавливаются автобусы, то есть кто-то скандалит. 99 процентов пассажиров едут с кодами, но есть 1–2 человека, которые ругаются» Фото: Сергей Елагин

Временами переходя на крик, женщина рассказала, что не успевает проверять у людей коды, да и сами они, заходя в салон, достают только проездной, а QR-коды буквально приходится выпрашивать. «Где полицейский, где? Мы обязаны, что ли? — дрожащим голосом спрашивала она, взмахивая руками. — Я не могу высаживать, люди не выходят! Люди заходят-выходят, я не успеваю даже [проверять]! Не понимают, вытаскивают только проездной. А [чтобы показать] QR-коды, [им] надо сначала вытащить [телефон], открыть эту ерунду… невозможно!» «Давайте скорее, мы опаздываем!» — кричат ей пассажиры из салона. «Куда давайте?!» — снова восклицает кондуктор, отказываясь принимать происходящее.


У подъехавшего следом автобуса маршрута №22 аналогичная ситуация — места в салоне нет, кондуктор разводит руки от безысходности. «Вы где? Заходите, проверяйте! — говорит она контролерам, которые отошли поодаль. — Как мне тут?..» В этот момент двери автобуса со скрипом закрылись — водитель не стал ждать: ему нужно уложиться в график.

«Все на меня с утра наорали уже. Говорят: где у вас такой приказ, документы предоставьте, что я имею право смотреть документы», — разделяет их негодование кондуктор 15-го маршрута Неля Семенова. Ей уже приходилось высаживать людей — в ответ на это она получила грубость. «Отправляют куда подальше. И водителя, и меня», — говорит она. Впрочем, злости в ее глазах нет: она будто ждала, что так и будет, и уже смирилась.

Председатель ассоциации транспортных предприятий РТ Сергей Темляков попросил казанцев с пониманием относиться к кондукторам Председатель ассоциации транспортных предприятий РТ Сергей Темляков попросил казанцев с пониманием относиться к кондукторам Фото: Сергей Елагин

Председатель ассоциации транспортных предприятий РТ Сергей Темляков попросил казанцев с пониманием относиться к кондукторам. «Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства РТ и штрафы», — объяснил он. По его словам, если обнаружится, что в автобусе едет человек без кода, АТП могут оштрафовать на сумму до 500 тыс. рублей. Если будет, например, четыре «безкодных» пассажира, соответственно, это уже четыре штрафа, отметил он. «То есть проще остановиться и не ехать, чем работать на штрафы», — сказал Темляков, заявив, что в этом случае перевозчики надеются на порядочность пассажиров. Тем более что еще до введения кодов бывали инциденты — например, вчера кондуктору 43-го маршрута сломали нос из-за того, что он пытался высадить пассажира с поддельной социальной картой: «Сейчас наши кондукторы, водители, сотрудники предприятий, которые работают на остановках, находятся в гуще событий: они не виноваты, просим пассажиров не срывать злость на наших работниках!»

Были инциденты уже и сегодня. «Есть моменты, что останавливаются автобусы, то есть кто-то скандалит. 99 процентов пассажиров едут с кодами, но есть 1–2 человека, которые ругаются. Из-за них вынужден останавливаться автобус, вызываться наряд полиции, и вот сейчас уже несколько случаев таких есть с утра — экипажи ждут наряды полиции», — объяснил Темляков. Как позднее он добавил в разговоре с нашим корреспондентом, к 10 часам утра было уже три вызова сотрудников полиции.

Отдельная строка жалоб кондукторов — на выданные смартфоны модели ZTE Blade A3, которые плохо считывают QR-коды пассажиров Отдельная строка жалоб кондукторов — на выданные смартфоны модели ZTE Blade A3, которые плохо считывают QR-коды пассажиров Фото: Сергей Елагин

«Высадили пассажиров, вызвали полицию. Сидят ждут»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online», которые также добирались до редакции на общественном транспорте, стали свидетелями более скандальных инцидентов. В автобусе маршрута №22 на остановке «Тандем» кондуктор обнаружила, что только что зашедший пассажир QR-кода не имеет и яростно начала подталкивать его к выходу. Человек уперся, начал что-то доказывать женщине в малиновом жилете, не испугавшись 1,5-тысячного штрафа от контролеров, которые, по словам кондуктора, ждут его на остановке «Энергоинститут». Однако контролеров на остановке не оказалось, и мужчина сел на освободившееся кресло. На остановке «Цирк» в салон подсел еще один необилеченный пассажир без кода. Кондуктор вновь налетела на него, потребовала выйти, но он спокойным и убедительным голосом начал ей что-то говорить насчет прививки, которую сделал «еще вчера», а код, дескать, пока не пришел.

Отдельная строка жалоб кондукторов — на выданные смартфоны модели ZTE Blade A3, которые плохо считывают QR-коды пассажиров. От безысходности в автобусе №18 молодой кондуктор проверил код нашего корреспондента с помощью своего смартфона. ZTE, который ему выдали в ПАТП, лежит у него в белом полотняном мешочке и, судя, по всему, после отмены QR-кодов будет возвращен работодателю в состоянии «совсем новый, не бит, не крашен».

У пожилого кондуктора в одном из троллейбусов своего смартфона не было, и он долго пытался считать QR-код тем «оружием», который ему выдали в троллейбусном парке. Но салон мотает на поворотах, и у него ничего не получается, смартфон «не ловит» картинку из разномастных квадратиков. Наконец, устав от десятка безуспешных попыток, дедушка говорит: «Ладно, я вам верю». После чего продает нашему корреспонденту билет, по сути, нелегально. Но и это не самый страшный случай. По его словам, где-то впереди стоит троллейбус с бабушкой, которая и QR-код предъявлять не хочет, и выходить отказывается. «Высадили пассажиров, вызвали полицию. Сидят ждут», — рассказывает наш собеседник.

В Набережных Челнах сегодняшнее утро в общественном транспорте ничем не отличалось от предыдущих. На остановках по утрам традиционно многолюдно. Белые микроавтобусы заполняются настолько плотно, что не могут поместить в себя всех желающих В Набережных Челнах сегодняшнее утро в общественном транспорте ничем не отличалось от предыдущих. На остановках по утрам традиционно многолюдно. Белые микроавтобусы заполняются настолько плотно, что не могут поместить в себя всех желающих Фото: Олег Спиридонов

В Закамье первый день прошел без проверок

В Набережных Челнах сегодняшнее утро в общественном транспорте ничем не отличалось от предыдущих. На остановках по утрам традиционно многолюдно. Белые микроавтобусы заполняются настолько плотно, что не могут поместить в себя всех желающих. От безвыходности в салонах позабыта социальная дистанция, на большинстве пассажиров отсутствуют маски. Обещанных контрольно-ревизионных служб на маршрутах автограда корреспонденты «БИЗНЕС Online» так и не застали. Сегодня утром мы прокатились в обе стороны проспекта Мира, но за 2,5 часа ни в больших, ни в маленьких автобусах города QR-код у пассажиров так никто и не спросил.

Новые правила проезда на автобусах пришлись по вкусу местным бомбилам. В Челнах на остановке «Автостанция», у городского вокзала, традиционно собираются водители и предлагают проехать по определенным маршрутам быстрее, чем автобусы. Пассажиры, которые приезжают к остановке, буквально атакуются ими словно стервятниками: «Агрыз!», «В Альметьевск едем», «Нижнека-а-а-а-мск!» Атмосфера напоминает картину с городского рынка, которая царила там в начале 2000-х, когда продавцы, будто соревнуясь, кто громче, выкрикивали названия своих товаров.

Обещанных контрольно-ревизионных служб на маршрутах автограда корреспонденты «БИЗНЕС Online» так и не застали Обещанных контрольно-ревизионных служб на маршрутах автограда корреспонденты «БИЗНЕС Online» так и не застали

«Нужно в Казань. QR-кода нет. Два места», — подбежала к одному из водителей девушка лет 30. «Мне ваш код и не нужен. 500 рублей — место. Если устраивает, садитесь в Largus. Сейчас наберем еще пару людей и поедем». К слову, на кассах ценник ниже, но там при продаже билетов на маршруты QR-коды все-таки спрашивали. Впрочем, не все водители рады нововведениям. Многие называют ситуацию абсурдной: «Вот была в истории чума. Делали укол, и человек не болел. А тут ты укол делаешь — и ситуация 50 на 50. Разве это нормально? — возмущался один из бомбил. — В маленькие ТЦ у нас можно попасть, а в огромной „Ленте“ ковида нет, что ли, получается? В этой истории больше всего жалко бабуль и дедуль. Они, бедненькие, не знают, куда податься, и боятся теперь даже шаг на улицу сделать. До чего довели страну!»

И только в 11:20 исполком Челнов опубликовал сообщения о начале проверок в автобусах и трамваях.

Судя по социальным сетям, тотальной проверки нет и в Нижнекамске. Правда, стоит отметить, что власти города, анонсируя введение QR-кодов, подчеркнули, что проверки будут проводиться в период между пиковой нагрузкой. По мнению руководства города, подобное позволит избежать задержек городских рейсов. «Это социально важный вопрос. Полная проверка будет занимать очень много времени, — рассказал руководитель центра диспетчеризации общественного транспорта Иван Мысенко. — На городских маршрутах QR-код будет проверяться во время обилечивания при наличии кондуктора. В малых автобусах, которые работают без кондукторов, — в момент посадки и выхода на остановке».

Как сообщало МУП «Метроэлектротранс» еще до наступления 8.00 утра из подвижного состава высадили уже более 500 человек Как сообщало МУП «Метроэлектротранс», еще до наступления 8:00 из подвижного состава высадили уже более 500 человек Фото: Сергей Елагин

Сотни пассажиров высаживают, заблокировано 157,5 тыс. транспортных карт

Каковы промежуточные итоги первого дня проверок? Как сообщало МУП «Метроэлектротранс», еще до наступления 8:00 из подвижного состава высадили уже более 500 человек. «На данный момент на улице Серова стоят трамвайные маршруты №1 и 6 из-за того, что пассажир отказался показывать QR-код и не стал выходить из салона трамвая, а вызвал полицию, называя действия кондуктора незаконными. Задержка движения составляет 30 минут», — рассказали в «Метроэлектротрансе». Отмечается, что в метрополитене похожая ситуация — перед входом на станцию пассажиры начинают возмущаться и срываются на контролеров. Женщина устроила скандал, т. к. ее не пропустили со справкой о том, что у нее есть первая прививка.

Конфликты наблюдаются и в автобусах. На маршруте №31 около станции метро «Аметьево» пассажир ударил кондуктора и брызнул ему в глаза из перцового баллончика. На место вызвали карету скорой помощи и полицию.

Отмечается, что в метрополитене похожая ситуация — перед входом на станцию пассажиры начинают возмущаться и срываются на контролеров Отмечается, что в метрополитене похожая ситуация — перед входом на станцию пассажиры начинают возмущаться и срываются на контролеров Фото: Максим Кирилов

Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин, транспортные карты больше половины льготников старше 60 лет оказались заблокированными. Всего на руках пожилых татарстанцев 261 тыс. социальных проездных, а по данным на вечер воскресенья, только 103,5 тыс. осталось рабочими, действие еще 157,5 тыс. карт приостановлено. При этом он уточняет, что не все этими картами пользовались. «У кого-то сезонный проезд: некоторые бабушки и дедушки пополняют карты, когда начинается садовый сезон. Зимой ездить им особо не нужно», — приводит пример он.

«Звонки [с претензиями] к нам уже были, но мы с жителями не напрямую работаем по этому вопросу — не можем подтвердить, есть у кого-то QR-код или нет. У нас заключено соглашение с минздравом: мы предоставляем список граждан старше 60 лет, нам в ответ приходят те, у кого есть право проезда. Мы даже не знаем, вакцинированные они, или переболевшие, или вообще с медотводом, — объясняет Эйдлин. — При этом у нас были случаи, когда люди говорят, что вакцинировались еще в сентябре, а на сайте госуслуг QR-кода до сих пор нет».

Гендиректор «Транспортной карты» напоминает, что никакие социальные проездные не сгорают, если карта оказалась заблокированной. При этом с месячным абонементом ситуация другая — там изначально нет лимита поездок, поэтому человек по нему в течение месяца может проехать и один раз, и тысячу, и деньги списываются уже после первой поездки. Если же за ноябрь не была совершена ни одна поездка, то деньги переносятся на следующий месяц. «У нас были ситуации, когда человек так и не воспользовался проездным после первого локдауна — у него деньги с апреля 2020 года так и переносятся», — приводит пример он.

Всего кондукторам выдали 1 202 телефона модели ZTE Blade А3 в комплекте с сим-картами и зарядными устройствами. Это недорогой китайский смартфон — на сайтах большинства интернет-магазинов его цена указана в районе 6 тыс. рублей. Предположим, что только на техническую подготовку автобусов к «куаризации» ушло более 7,2 млн рублей.

Сервис «Яндекса» предлагал сегодня проехать с Даурской до ул. Лобачевского за 384 рубля, что, по наблюдениям нашего корреспондента, выше в 2,5 раза среднего ценникаФото: «БИЗНЕС Online»

Цены на такси росли в 3 раза

Какие альтернативы у городских жителей без кода? Одна из них — такси, и стоимость перевозок резко выросла. Сервис «Яндекса» предлагал сегодня проехать с Даурской до ул. Лобачевского за 384 рубля, что, по наблюдениям нашего корреспондента, выше в 2,5 раза среднего ценника. Хотя, судя по времени ожидания, машин на линии хватало. Аналогичная ситуация наблюдалась и по другим маршрутам. В Челнах также заметный рост цен. Около 7 часов утра такси «Ситимобил» в пределах одного района (3 км пути) предлагало поездку в 250 рублей, «Яндекс.Такси» — 177 рублей. В обычное время стоимость этой поездки не превышает 80 рублей. Таксист рассказал, что в ближайшую неделю они ждут ажиотажа. «Да сейчас все на такси пересядут, а как только устаканится все, обратно на автобусы побегут», — предположил он.

Альтернатива такси — частный извоз. Объединения водителей и пассажиров через группы в WhatsApp и раньше не были редкостью, они доставляли в Казань жителей с далеких окраин, таких как «Салават Купере», Высокогорский или Пестречинский районы. С вводом QR-кодов в сторону частного извоза повернула голову немалая часть трафика. Жители Казани с заблокированными картами или «бескодники» озаботились поисками безопасного трансфера и нашли его в автомобилях соседей по дому или офису. В последние дни, как грибы после дождя, в мессенджерах стали появляться группы, посвященные доставке пассажиров до работы и обратно. 20 ноября в «Телеграме» была создана группа «Попутка Казань», еще вчера в ней было чуть больше 2 тыс. участников, а сегодня их число перевалило за 4 тысячи. «Подвозим друг друга по пути на работу или куда-либо. Или бесплатно, или чисто символически на бензин. Тут пишите, кому куда нужно, общаемся, договариваемся», — такое сообщение встречает всех вступивших в группу. Ее создатели призывают приглашать в нее своих знакомых. «Пора объединяться и вместе делать добро!» — призывают они.

Сотни водителей и пассажиров в группе уже разместили свои транспортные оферты, сообщения сыплются одно за другим каждую минуту. Одни водители выдвигаются в 8 утра из ЖК «Светлая долина», другие — из ЖК «Залесный сити». Пассажиры предпочитают как длинные, так и короткие маршруты, например от филармонии до ТЦ «Кольцо». Детали стороны обсуждают в личных сообщениях. «Нас не привитых много оказывается ещё», — отмечает один участник группы (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.). «Тайное сопротивление против привитых», — отвечает ему другой. «Привит. Но скидываю знакомым. Проблемы с медотводами», — вступает в диалог третий. Жалобы на проблемы с получением QR-кода или насмешки над теми, кто верит в «несуществующий коронавирус», администратор пресекает, отправляя спорщиков в специальный чат. Посты с предложениями подбросить соседей до работы начали появляться даже в домовых чатах — корреспонденты «БИЗНЕС Online» стали свидетелями такой взаимопомощи.

В группе «попутка», созданной для жителей Набережных Челнов, сейчас под тысячу подписчиков. Организаторы призывают участников сообщества оформлять свои сообщения в едином стиле: «#водитель, откуда-куда и время» и «#пассажир, откуда-куда и время». В этой группе появились первые жалобы на проверки кодов в автобусах. Один из участников признался, что его высадил из автобуса водитель. География взаимовыручки расширяется до междугородних перевозок и обретает явно коммерческие черты. В челнинский чат вступали водители из Саратова и Волгограда, предлагали свои услуги в междугородних поездках. Были и те, кто хотел заработать, — несколько человек предлагали услуги водителя микроавтобуса, но рекламные посты удаляли администраторы чата.

Какая часть трафика общественного транспорта пересядет в личные автомобили, пока неизвестно, но выглядит эта инициатива как идеальный способ распространения коронавируса. В отличие от просторного (QR-коды выкосили львиную долю пассажиропотока) салона автобуса, в замкнутом пространстве без масок несколько пассажиров проводят с водителем от 15 минут до часа. Немалая часть пользователей услуги — те самые 60+, которым отключили транспортные карты. Надо ли говорить, что чаще всего пациенты этой возрастной категории и старше фигурируют в отчетах минздрава как умершие от коронавируса?

Почему «бескодные» горожане не пользуются такси? Свою роль играет цена — в «попутках» символическая стоимость поездки, это значительно меньше расходов на такси в час пик. Кроме того, в мессенджерах активно распространяются слухи, что с 22 ноября «Яндекс.Такси» запрещает водителям перевозить пассажиров без QR-кода.