Наиль Магдеев: «Решения президента Республики Татарстан не обсуждаются, а исполняются. Но к любому решению нужно относиться разумно» Наиль Магдеев: «Решения президента Республики Татарстан не обсуждаются, а исполняются. Но к любому решению нужно относиться разумно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы не можем сегодня превращать водителя в контролера»

За пять дней до реализации взрывоопасной задачи по внедрению проверок QR-кодов в общественном транспорте вопрос все еще находится в стадии обсуждения на различных совещаниях. До сих пор нет и постановления правительства РТ с разъяснениями о том, как все будет организовано. Чем ближе день икс, тем больше обостряются разночтения в понимании задачи между министерствами и муниципалитетами. Замглавы минтранса Андрей Егоров на брифинге в прошлую пятницу подчеркнул, что в малых городах нет большого пассажиропотока и проверять QR-коды — это задача водителя, которому кондуктор не нужен. Однако замминистра в ответе обошел Челны, где кондукторы обилечивают пассажиров только в трамваях, а в автобусах они отсутствуют как класс. Сегодня на маршрутах автограда курсирует 261 трамвай и 259 автобусов, а на этой неделе парк пополнился еще 21 новым «НЕФАЗом» — автобусы муниципалитет закупил у КАМАЗа. Правда, по словам первого заместителя исполкома города Ильи Зуева, пассажиропоток в последнее время пока находится в сниженном состоянии, на уровне 80 тысяч пассажиров в сутки. Тем не менее это огромная армия, маневры которой с 22 ноября должны проходить по новым правилам, детали которых не ясны. 

«Решения президента Республики Татарстан не обсуждаются, а исполняются. Но к любому решению нужно относиться разумно, — так высказался на аппаратном совещании в понедельник мэр Челнов Наиль Магдеев. Градоначальник даже вспомнил рассказ Чехова «Унтер Пришибеев». «Надо подойти к этим мерам разумно, а не уподобляться унтеру Пришибееву, — заметил он. — Не надо делать по принципу „ать-два, вот так должно быть“. У каждого города, населенного пункта свои особенности. Поэтому наша задача в том, чтобы общественный транспорт нормально функционировал, интервал движения не менялся и чтобы те люди, которые не привились и являются потенциальными распространителями инфекции, не могли бы заражать людей в общественном транспорте. Пассажиров надо возить из точки А в точку Б в то же время, как и раньше. Если человек в точке Б должен быть в 7:15, то он там должен быть». 

Мэр заметил, что уже выслушал ряд рекомендаций от водителей автобусов, и попросил коллег прислушаться к ним при разработке схем: «Вместе с транспортниками, правоохранительными органами и Роспотребнадзором мы должны найти разумную схему. И бежать и расшибить лоб, чтобы выполнить указание… Мы не можем сегодня превращать водителя в контролера. У него немного другие задачи. Поэтому здесь нужны будут наши усилия, поддержка Республики Татарстан, о чем уже говорил Рустам Нургалиевич», — напомнил мэр.

Пассажиропоток в последнее время пока находится в сниженном состоянии, на уровне 80 тысяч пассажиров в сутки Пассажиропоток в последнее время пока находится в сниженном состоянии, на уровне 80 тыс. пассажиров в сутки Фото: «БИЗНЕС Online»

В Челнах для проверки QR-кодов в автобусах создадут контрольно-ревизионную службу

Завесу тайны над предполагаемым алгоритмом работы общественного транспорта «БИЗНЕС Online» приоткрыл директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. По его словам, на базе АТП создадут контрольно-ревизионную службу. Ожидается, что ревизоры будут взаимодействовать с сотрудниками полиции, чтобы с их поддержкой в зародыше погашать сопротивление пассажиров. «То есть мы примем людей официально, трудоустроим. Что такое ревизионная служба? Они имеют право проверить, есть ли билет, выдали ли его. Но один сотрудник в поле не воин, значит, станет вместе с сотрудником полиции ходить эта ревизионная служба», — отметил перевозчик.

Получается, в Челнах контроль будет выборочным, в форме рейдов. В Казани, напомним, перевозчики готовятся обеспечить тотальный контроль одновременно с обилечиванием, чтобы в салон без QR-кода не просочился ни один пассажир. В противном случае они ожидают штрафов Роспотребнадзора в 200 тыс. рублей за первое нарушение и в 500 тыс. рублей — за второе. В Челнах же штрафы собираются повесить не на перевозчика, а на самих нарушителей. На городских автобусах 22 ноября появятся объявления о том, что без QR-кода заходить нельзя. «А раз ты сел, сотрудники имеют право выписать штраф. Не мне и не водителю, а тому, кто сел без QR-кода, кто не привился. Вчера я слушал Наиля Гамбаровича, подход как руководителя правильный. Нельзя вешать все на перевозчика и на водителей», — процитировал мэра автограда Тятюшкин. 

В каком количестве будут сформированы бригады ревизионной службы, пока неизвестно, но точно не по количеству автобусов, их будет меньше. «Не стоит задача каждого останавливать. Мы же не перед Великой Отечественной войной с Германией, когда без билета расстреливали. Мы же более цивилизованные люди. Я понимаю, вся эта задача искоренить больных. Чтобы искоренить больных, нужно привиться. Мы все не хотим почему-то, насмотримся TikTok, что, если ты уколешься, ты завтра умрешь», — говорит Тятюшкин. На создание штата контрольно-ревизионной службы выделят отдельные средства от республики, пояснил собеседник издания: «Озвучено, что, как и телефоны, это все будет финансироваться».

Отсутствие в челнинских автобусах кондукторов Тятюшкин объяснил просто — найти людей, у которых не возникло бы соблазна прикарманить себе деньги «на молоко», сложно. «Чтобы большую зарплату им платить, нужны финансы, а у нас финансы — это те же пассажиры. А проезд у нас всего-навсего 25 рублей стоит», — отметил он.

Рустем Нуриев: «Как считаете, что последует после введения QR-кодов? В первую очередь, меньше людей сможет ездить на общественном транспорте. Это для этого и сделано» Рустем Нуриев: «Как считаете, что последует после введения QR-кодов? В первую очередь, меньше людей сможет ездить на общественном транспорте. Это для этого и сделано» Фото: «БИЗНЕС Online»

В Елабуге проверку QR-кодов повесили на водителей

В соседней Елабуге нет автобусов большой вместимости, поэтому QR-проверки лягут на плечи водителей маршруток. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал глава района Рустем Нуриев. Он уверен, что нововведения не создадут в городе транспортного коллапса: «Его не будет, если мы вовремя среагируем. Как считаете, что последует после введения QR-кодов? В первую очередь меньше людей сможет ездить на общественном транспорте. Это для этого и сделано. Поэтому мы должны будем, наверное, увеличить интервал прохождения автобусов».

В случае обнаружения QR-зайцев штрафы, по его словам, лягут на плечи водителей и операторов, которые в этом случае являются заинтересованными лицами. «Водитель должен смотреть, кого он везет, и проверять QR-коды, — заметил Нуриев. — Первую проверку проведет водитель, потому что оплата за проезд идет ему. Возможно, рядом с водителем мы установим валидатор, который будет проверять код. Со всеми проведут беседу на тему QR-кодов. Совместно с муниципальным контролем и МВД планируем выставлять на линии контролеров. При входе и выходе из транспорта также проведут проверку на исполнение нововведений. Добавлю, что республика рассматривает вариант выделения компенсации за снижение пассажиропотока».

При этом в городе также нет окончательного понимания того, как будет проходить проверка QR-кодов и нужно ли пассажирам возить с собой удостоверение личности: «Пока сложно сказать. Есть программы, которые сейчас проверяют коды на соответствие. Мы видим, что где-то в общепите спрашивают удостоверение. Мы проработаем соответствующий вопрос до понедельника». 

Накануне в администрации Елабужского района прошло совещание с предпринимателями, которые занимаются городскими пассажироперевозками. Заместитель начальника полиции Рамис Сахабутдинов предупредил, что для ИП факт провоза пассажира без QR-кода чреват штрафом от 30 тыс. рублей и предупреждений в данном случае не предусмотрено. Он пояснил, что при входе пассажира в маршрутку водителю необходимо удостовериться в наличии кода и удостоверения личности. 

В соседнем Нижнекамске убеждены, что 22 ноября транспортный коллапс на улицах города не наступитФото: e-nkama.ru

Нижнекамск: Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!

В соседнем Нижнекамске убеждены, что 22 ноября транспортный коллапс на улицах города не наступит. «Пока ничего комментировать не буду. Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть! Если надо — значит, надо. Пассажиропоток уже снизился, если QR-коды, пенсионеры… Дальнейшее снижение, наверное, будет», — сказал директор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов. В беседе с нашим корреспондентом он отметил, что на некоторых пригородных маршрутах автобусы работают без кондукторов, там QR-коды станут проверять водители. На пригородных маршрутах все садятся в автобус с одной остановки, поэтому, предполагает Иванов, особых проблем не должно возникнуть.

Доплачивать при этом водителям пока не собираются. «У нас такой возможности нет. Но президент же обещал найти деньги на выпадающие доходы», — отметил Иванов. 

В Альметьевске пока ждут инструкций по действиям от министерства транспорта РТ. А в Менделеевске ходят всего два автобуса по двум маршрутам — QR-коды там будут проверять сами водители. В мэрии отметили, что поток пассажиров там небольшой: «Это в больших городах проблема». По словам источников «БИЗНЕС Online», в самом минтрансе пока тоже не понимают, как работать в таких условиях: «Оперштаб на них все это скинул, общественный транспорт не в их компетенции, только электрички», — пояснил источник издания, знакомый с ситуацией. 

Допустим, проверит кондуктор в салоне коды, выяснится, что у зашедшей на остановке мамаши с детьми код не проходит, или его нет. И что должна делать автобусная бригада — высаживать ее?» «Допустим, проверит кондуктор в салоне коды — выяснится, что у зашедшей на остановке мамаши с детьми код не проходит или его нет. И что должна делать автобусная бригада — высаживать ее?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Они бумажку рожают две недели, а на исполнение нам дадут пару дней или сутки?»

Магдеев между строк очень правильно выразил проблемы, связанные с проверками QR-кодов, считают перевозчики. Один из собеседников «БИЗНЕС Online» с изрядной долей яда заметил, что постановление кабмина РТ по проверкам до сих пор не написано, а сроки уже поджимают. «Они бумажку рожают уже две недели, до сих пор ничего не известно. А на исполнение нам, получается, дадут пару дней? Или сутки? Но это же издевательство! Взять то же оборудование: смартфон для проверки кодов стоит 13 тысяч. У меня автобус за сутки столько не привозит! Кроме того, весь бюджет просчитан: ежесуточно деньги нужны на закупку топлива, на ремонт, ежемесячно на зарплаты, налоги. Да что там говорить!»

Действительно, задержка с разъяснениями по QR-кодам на транспорте сравнима с тем, как вводили первые цифровые пропуска для похода в торговые центры и рестораны. За три дня, два из которых выходные, ТЦ и заведения общепита не успели толком подготовиться, и начался хаос.

Но если даже с технической точки зрения перевозчики выполнят все требования, возникает масса этических вопросов, на которые пока тоже нет ответа. Ладно еще городские маршруты, а в райцентрах между деревнями совсем другие расстояния и условия. «Допустим, проверит кондуктор в салоне коды — выяснится, что у зашедшей на остановке мамаши с детьми код не проходит или его нет. И что должна делать автобусная бригада, высаживать ее? Куда?! На мороз посреди поля, в соседней деревне? Там ведь порой даже телефоны не ловят. А сколько стариков, которые живут спокойно на селе, никаких госуслуг у них, никаких смартфонов? В чем они виноваты? Не дай бог, если кто замерзнет, кого инфаркт хватит на морозе. Кто будет нести ответственность? Кондуктор, директор — кто? Но и не высадить тоже нельзя, риск для других пассажиров — раз, штраф в 15 тысяч для кондуктора — два. Это ползарплаты, поэтому вы сами понимаете, какое решение примут. Остановим автобус, полицию вызовем — да, срывы расписания. А что делать? Кто отвечать будет, если что случится? Пока все, что мы видим, крайне непродуманно». А перебои в работе общественного транспорта вызывают у пассажиров желание воспользоваться альтернативой — частниками на машинах, у которых ни QR-кодов, ни штрафов нет.

Кроме того, ни водители, ни кондукторы не нанимались выполнять контрольные функции, на что Магдеев и намекнул, говоря о том, что мы не можем превращать кондуктора в контролера. Хотели бы «тащить и не пущать» — шли бы, к примеру, в полицию. А теперь людей фактически вынуждают выполнять то, к чему они не имеют ни готовности, ни желания, ни полномочий, жалуются перевозчики.