«Я выражаю готовность сотрудничать со следствием, что и продемонстрировал за эти два месяца», — сказал в суде Кирилл Доронин, куда его привезли для продления меры пресечения. Он просился под домашний арест, а следовали настаивали на его заключении под стражу еще на два месяца. Основатель пирамиды Finiko заявил, что ему некогда думать о сбежавших партнерах, и рассказал, что не был близко знаком с арестованными «звездами». Адвокат Доронина обратил внимание, что из предъявленного обвинения пропали все потерпевшие. Подробности заседания — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Делом Finiko занялись следователи по ОПГ
В зале Вахитовского суда Кирилл Доронин появился во всем черном. Выглядел он слегка уставшим, о чем говорила и его поза во время заседания — он то и дело склонял голову на плечо, будто не в силах ее держать. Адвокат Всеволод Добрынин в начале процесса просил приобщить к материалам дела ходатайство от супруги Доронина Анастасии — о том, что она не против, чтобы он проживал с ней, а также справку о сроке беременности. Кроме того, защитник представил судье документы о том, что 17 августа на имущество Доронина (его в суде не озвучили) суд наложил арест. «Можно погромче, пожалуйста», — попросил Доронин судью, когда тот говорил с ним, показывая на ухо и напоминая о том, что он плохо слышит.
К делу Finiko, как оказалось, подключилась целая следственная группа, состоящая из сотрудников управления по расследованию организованной преступности. Хотя соответствующая статья пока Доронину и Ко не вменяется. Замначальника отдела следственной части ГСУ МВД по РТ Динар Хамидуллин, который озвучивал ходатайство в суде, напомнил, что уголовное дело Finiko об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) было возбуждено 28 июля. По нему, кроме Доронина, привлекаются вице-президенты пирамиды Ильгиз Шакиров и Дина Габдуллина, а также «десятая звезда» Лилия Нуриева. Доронину уже предъявили обвинение, свою вину он не признал, по делу «дал пояснения». При этом следователь заявил, что Доронина обвиняют в хищении 250 млн рублей у 80 граждан. Тогда как в последних сообщениях МВД речь идет о более значительном ущербе — в 1 млрд рублей.
Вахитовский суд продлил Доронину срок содержания под стражей на два месяца, до 28 ноября. При этом он сам и его адвокаты — теперь их трое — настаивали на том, чтобы отпустить «главного идеолога» финансовой пирамиды под домашний арест
Срок ареста Доронина истекает 28 сентября, а завершить расследование дела до этого момента не представляется возможным, заявил Хамидуллин: надо установить всех соучастников преступления, допросить потерпевших и т. д. По этой причине возникла необходимость продления имеющейся меры пресечения для Доронина.
Его адвокат Добрынин заметил, что в материалах о возбуждении дела перечислены фамилии потерпевших, которые написали заявления. А вот в ходатайстве о привлечении Доронина в качестве обвиняемого от 26 августа их нет, как и описания совершения преступления — как похищались деньги, сколько было похищено и прочее. «Почему нет фамилий, раз их заявления послужили поводом к возбуждению уголовного дела? Это значит, что отпало подозрение, по которому товарищ Доронин этим лицам причинил вред?» — задал логичный вопрос адвокат.
«Нет, ни в коем случае, — отрапортовал следователь. — Постановление о привлечении в качестве обвиняемого вынесено в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством…»
Защитник недоумевал и по поводу заявления следователя о том, что Доронин может скрыться. Добрынин напомнил, что тот еще 30 июля отдал свой турецкий паспорт на имя Онура Намика, имеет в Казани место регистрации, имущество у него арестовано, а здесь находятся жена и дети. «За все время предварительного расследования с учетом расследования первого дела, которое было возбуждено в декабре прошлого года (имеется в виду уголовное дело по факту создания пирамиды — прим. ред.), предпринимал какие-то попытки скрыться, уклониться, не прийти на следственные действия без уважительной причины, продать свое имущество, купить билеты в Турцию, Иран?» — допытывал адвокат. «Были обстоятельства, что он улетал и возвращался», — заметил следователь, намекнув, что в декабре у Доронина и не имелось особого смысла скрываться — он ведь не являлся подозреваемым.
В зале Вахитовского суда Доронин появился во всем черном. Выглядел он слегка уставшим, о чем говорила и его поза во время заседания — он то и дело склонял голову на плечо, будто не в силах ее держать
«Я не только предприниматель, а еще отец и муж»
Доронин все это слушал, сидя на скамье в «аквариуме», и периодически жестами просил конвоира подвинуться в сторону — чтобы он мог установить зрительный контакт с судьей. «Я не соглашусь с тем, что намерен скрыться, — это раз», — заявил он, когда ему дали слово. Негромкий голос Доронина заглушали толстые стенки «аквариума», поэтому журналисты прислушивались к нему, затаив дыхание. «Я неоднократно давал пояснения как свидетель, осознавая риски, что следователь может определить правонарушение в формировании пирамиды. Я понимал прекрасно свои риски как человек, который чаще всего в этой стране рассказывал о проекте», — заявил Доронин. Несмотря на это, заверил он, на контакт со следователем он шел всегда.
«Два: у меня сейчас намерение понять, что происходит. Почему именно меня обвиняют в хищении. Хотя совершенно очевидно… Даже в тех материалах, которые предлагает следствие, показывает, что моя роль была в этом, скажем так, не главенствующей по управлению активами. И сейчас я не согласен с обвинением, что похитил какие-то активы», — сказал Доронин.
Он сослался и на то, что скоро станет многодетным отцом. «У меня совершенно четкое [понимание], что я не только предприниматель, а еще отец и муж. Понятно, что в такой ситуации моя супруга осталась совершенно одна. Ей через две-три недели рожать. Это максимально тяжелый срок для женщины», — сказал Доронин. Он отметил, что на помощь его супруге прилетела мама, но выяснилось, что у нее проблемы с ногами — ей нужна операция. «Сейчас, во всей этой катавасии, я для себя принял решение какое? Я, естественно, выражаю готовность сотрудничать со следствием, отвечать на любые вопросы и допросы, что я продемонстрировал своим поведением за эти два месяца. И при этом я мог бы быть полезен своей семье, малолетним детям и супруге», — сказал Доронин.
«Я неоднократно давал пояснения как свидетель, осознавая риски, что следователь может определить правонарушение в формировании пирамиды. Я понимал прекрасно свои риски как человек, который чаще всего в этой стране рассказывал о проекте»
Добрынин же в своем выступлении обратил внимание на пленум Верховного суда, отметив, что при продлении суд должен учитывать не только предположения следствия о том, что фигурант «может скрыться», но и принимать во внимание причастность Доронина к хищению денег. Из допросов же следует, что «денежные средства не передавались», а криптовалюта, оборот которой не был запрещен, денежным средством не является. Есть протоколы допроса свидетелей, которые говорят, что их деньги похитили Габдуллина и Шакиров, а не Доронин, подчеркнул защитник.
Более того, повторился он, следствие, предъявляя Доронину обвинение, не указало фамилии потерпевших. «Дословно: Доронин и другие путем обмана и злоупотребления доверием неопределенного круга лиц привлекли денежные средства этих лиц, которые похитили, причинив не менее 80 лицам ущерб на сумму не менее 250 миллионов рублей», — зачитал Добрынин.
В постановлении о возбуждении дела указано, что от деятельности Finiko пострадали Ситдикова, Урматская, Гумеров и др. — они потеряли 13 млн рублей, указал Добрынин. «И заявления этих лиц послужили основанием для возбуждения уголовного дела. Поскольку данные об этих лицах отсутствуют в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого Доронина от 26 августа, то следует, что в ходе расследования не подтвердились подозрения о том, что Дорониным в отношении них совершено преступление. И на данный момент не имеется основания для расследования данного дела в отношении Доронина, а также продления срока содержания под стражей», — указал адвокат.
Новые адвокаты основателя Finiko Миазат Гаджиева и Регина Шайхутдинова поддержали своего коллегу. Прокурор отдела по надзору за следствием Мурад Алиасхабов, в свою очередь, поддержал позицию следователя, посчитав, что оснований для того, чтобы отпустить Доронина из СИЗО, нет.
Добрынин в своем выступлении обратил внимание на пленум Верховного суда, отметив, что при продлении суд должен учитывать не только предположения следствия о том, что фигурант «может скрыться», но и принимать во внимание причастность Доронина к хищению денег
Доронин: «Шакиров не мой личный помощник»
Пока судья был в совещательной комнате, Доронин отвечал на вопросы журналистов. «Вас интересует только то, связывался ли со мной Эрик Гафаров? Может быть, [спросите] лучше, как разобраться с ситуацией, например?» — выражал он полную готовность к беседе.
По словам Доронина, сейчас он пытается откинуть все эмоции на задний план и думает над тем, как вернуть людям деньги. «Мне некогда думать о коллегах, которые покинули Россию. [Каково мое эмоциональное отношение к ним], не решает вопросы. Эмоциональное отношение — это не мой конек. Задачей является восстановление платежного баланса тех людей, которые стали потерпевшими в данной ситуации», — объяснил Доронин, не называя по именам Марата и Эдварда Сабировых и Зыгмунта Зыгмунтовича.
Он заявил, что «миллионы людей» пишут ему письма, в которых представляют его «отрицательной дельтой». Но Доронин считает, что они просто «не в курсе ситуации». «Те, кто наблюдал за мной хотя бы полгода, точно знают, что я говорил, зачем и почему. Куча видосов есть, рассказывают, но у меня, к сожалению, нет информации, однако мне присылают письма, что есть нарезки из моих выступлений, где я предупреждаю о недопустимости кредита или о том, что если у тебя есть какая-то сумма, то раздели ее на пять и пятую часть попробуй [вложить]. Вот все эти вещи есть. Мне в день пишут по 50–60 писем», — рассказал Доронин.
О задержании Шакирова, Нуриевой и Габдуллиной Доронин знал. «Шакиров не мой личный помощник. Те, кто живет в Казани, знают, что это не так», — опроверг он заявления МВД, которые называли «вице-президента» пирамиды Шакирова именно его «личным помощником». Между тем, по словам Доронина, общаться им приходилось. «Невозможно не общаться с теми, кто проявляет инициативу и предлагает программы. Ильгиз часто выступал и организовывал курсы по финансовой грамотности. Сказать, что он лично мой помощник, — это точно нет», — добавил он.
С Габдуллиной, по его словам, они «познакомились по мероприятию». «Она вела себя активно как спикер, как человек, который поверил информации, которую предоставили Сабировы и Зыгмунтовичь, и, соответственно, выставила свою стратегию работы, я предполагаю. С Нуриевой мы шапочно виделись через „Инстаграм“ на одном из моих разборов. Все разборы в „Инстаграме“ шли», — вспоминал Доронин.
По словам Доронина, сейчас он пытается откинуть все эмоции на задний план и думает над тем, как вернуть людям деньги
Когда он услышал, что Нуриевой предлагали вывести деньги перед крахом пирамиды, о чем она заявила на своем аресте, он будто слегка удивился. «Кто предлагал? — спросил Доронин. — Точной информации о том, как работы они производили, у меня нет», — сказал он, добавив, что участия в этом не принимал, и в очередной раз напомнив, что с 2 июля не находится на связи с «командой».
В этот момент судья, вернувшись из совещательной комнаты, ходатайство следствия удовлетворил. Доронин пробудет в СИЗО до 28 ноября — если это решение не отменит Верховный суд РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 165
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.