«Это потянуло за собой увеличение стоимости рабочей силы, и все остальное тоже начало расти. Поэтому мы и видим усиление инфляции. Дальше ЦБ начинает ее притормаживать ростом ставок. В итоге всем становится хуже» «Это потянуло за собой увеличение стоимости рабочей силы, и все остальное тоже начало расти. Поэтому мы и видим усиление инфляции. Дальше ЦБ начинает ее притормаживать ростом ставок. В итоге всем становится хуже» Фото: «БИЗНЕС Online»

Об экономике пандемии

Коронавирус, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, обошелся столице в 600 млрд рублей. Как он рассказал в интервью РБК, эта цифра складывается из 200–250 млрд недополученных доходов и 350 млрд затрат на саму борьбу с пандемией: лечение, соцподдержку и помощь бизнесу.

Дополнительную проблему создал дефицит рабочей силы, который оценивается примерно в 200 тыс. человек. Собянин объяснил, что прошлым летом пришлось на два месяца закрыть стройки, приостановить благоустройство, поэтому компании уволили многих работников — и те уехали. Нехватка рабочей силы ощущается в ЖКХ, сфере услуг и торговли, на стройке и т. д.

«Это потянуло за собой увеличение стоимости рабочей силы, и все остальное тоже начало расти. Потому что, когда заработная плата растет без увеличения производительности труда и выпуска конечного продукта, любой экономист скажет, к чему это приводит. Поэтому мы и видим усиление инфляции. Дальше ЦБ начинает ее притормаживать ростом ставок. В итоге всем становится хуже», — поясняет градоначальник.

О недовольстве людей

По словам Собянина, коронавирус не столько влияет на экономику, сколько на самоощущение людей. Когда человек постоянно находится в зоне риска, то испытывает сильный дискомфорт, у многих поднимается градус негатива. «Психологически люди делятся на две группы. Одна половина считает, что мы делаем мало, вводим недостаточно ограничений. Вторая — что действуем слишком жестко. И, что бы ты ни сделал, всегда будешь не прав», — констатирует мэр.

Он считает, что, балансируя между задачами защитить здоровье и жизни людей и спасти экономику и психику жителей, Москве удалось выбрать «оптимальную модель» и пандемию удается проходить лучше, чем во многих других городах. Даже ВОЗ, по словам Собянина, интересуется, как удалось так быстро в столице разворачивать систему здравоохранения. Секрет — в работе всех городских служб и беспроблемном взаимодействии с частным бизнесом, предприниматели по просьбе мэрии «отправляли самолеты, сами привозили все, что нужно, со всего света».

«Ничего не заканчивается, наоборот — заболеваемость потихоньку растет и в начале июня резко устремляется вверх» «Ничего не заканчивается, наоборот — заболеваемость потихоньку растет и в начале июня резко устремляется вверх» Фото: © пресс-служба мэра и правительства Москвы, РИА «Новости»

Об ошеломляющей волне «Дельты»

Великобритания и страны Европы весной сидели в жестком локдауне, поэтому индийский штамм «Дельта» туда пришел, но серьезно не распространился. И если раньше новая волна заболеваемости сначала приходила в Европу и только спустя месяц-полтора к нам, в этот раз Россия столкнулась с ней первой.

«Вроде в мае должно было все закончиться. Сравнительно большая доля иммунизации населения: огромное количество переболевших, немало привитых и так далее. И вдруг мы видим, что в мае ничего не заканчивается. Объявили нерабочие дни на майские праздники. Снова ничего не заканчивается, наоборот — заболеваемость потихоньку растет и в начале июня резко устремляется вверх», — вспоминает Собянин. Тогда в Москве провели масштабное исследование штаммов, которое дало «ошеломляющий» результат: за месяц доля случаев штамма «Дельта» подскочила с 2–3% до 80%.

О QR-кодах

Собянин считает, что три недели с QR-кодами улучшили ситуацию: люди стали на порядок больше вакцинироваться и меньше контактировать. В итоге заболеваемость ковидом упала в городе в 2 раза. Так что сейчас тотальной проверки факта вакцинации 60% работников в столице пока не планируется, потому что большинство предприятий выполнило и перевыполнило все требования Роспотребнадзора.

Сигналом к вводу ограничений, по словам мэра, было заполнение мобилизованных под ковид коек на две трети. Как только фиксируется спад заболеваемости, ограничительные меры можно отменять и возвращать плановую медпомощь.

О массовых мероприятиях

«Пытаться раз и навсегда зачистить коронавирус, как это делают в Китае, в нашей стране невозможно. Если бы мы ставили себе такую задачу, то пришлось бы вводить железный занавес по периметру, делить страну на отдельные сектора, окружать их военными патрулями и так далее. А потом мы бы открылись и все началось бы заново», — полагает Собянин. Поэтому в школах никакой «удаленки» не планируется. А вот День города, 4 и 5 сентября, будет в сокращенном формате: без фестивалей и культурной программы, но с ярмарками, чтобы активизировать сезонную торговлю и притормозить рост цен.

«Самое главное в поддержке бизнеса — не раздать деньги, а дать возможность работать. Поэтому, как только ситуация позволила, мы отменили QR-коды» «Самое главное в поддержке бизнеса не раздать деньги, а дать возможность работать. Поэтому, как только ситуация позволила, мы отменили QR-коды» Фото: «БИЗНЕС Online»

О поддержке бизнеса

На поддержку граждан и бизнеса Москва уже потратила около 100 млрд рублей. Это и прямые выплаты, и отсрочка арендных платежей, и налоговые преференции. Собянин заверил, что, если ситуация требует, эти меры продлеваются. И вводятся новые: например, для общепита появятся гранты на санитарные меры и оплату «коммуналки».

«Самое главное в поддержке бизнеса не раздать деньги, а дать возможность работать. Поэтому, как только ситуация позволила, мы отменили QR-коды», — заключил он, уточнив, что, если больше ограничений не будет, по итогам года общепит выйдет на уровень 2019-го.

Об инфраструктурных проектах

Инфраструктурные проекты в Москве не откладываются, они, наоборот, ускоряются. Так, самую длинную в мире Большую кольцевую линию в метро планируется завершить уже в 2022-м (а не в 2023–2024 годах, как задумывалось ранее). Продолжается работа над развитием транспортной системы, здравоохранения, образования, спорта, культуры, общественных пространств. Поддержка экономики, создание качественных рабочих мест, соцподдержка пожилых и других групп москвичей, которым требуется помощь. «Я без всякой иронии считаю, что Москва может и должна быть лучшим городом во всех отношениях. И от этого не отступлюсь», — заверил мэр.

О доходах

Раскрыл Собянин и информацию о доходах города: по его словам, в Москве диверсифицированная экономика без ярко выраженных лидеров. Поступления от нефтяников сегодня составляют 4–5%, а когда-то было 16%. Промышленность дает порядка 7%, остальное — это финансы, услуги, торговля, инновационный бизнес, экспорт. Инфраструктурный кредит на 81 млрд рублей, который минфин дает Москве, будет направлен на реконструкцию пригородного сообщения, создание МЦД и строительство федеральных объектов: МГТУ им. Баумана, инновационный кластер МГУ, центр управления полетами «Роскосмоса» и т. д.

О генплане

Новый генплан Собянину разрабатывать не очень хочется: по мысли мэра, это советская «кондовая история», которой в мире почти никто не занимается. «Я как-то спросил у английских коллег: „Как у вас с генпланом в Лондоне?“ — „Нет у нас“. — „А мастер-план у вас есть?“ — „Пока нет“. — „А как вы живете вообще? Лондон же большой город“. — „Проблем нет. Мы разрабатываем стратегию, общее видение“», — привел пример он. По его словам, невозможно нарезать город на «квадраты»и распланировать на 20 лет вперед, поскольку каждые 10 лет «прибавляется миллион населения» и структура экономики меняется кардинально. Например, по существующем генплану в Москве 17 тыс. га промзон, половина из них — «помойки, из которых надо что-то полезное делать».

Собянин уточнил, что московский генплан, скорее всего, будет переведен в режим постоянного обновляющегося мастер-плана. «Потому что любой жесткий документ, который мы примем, не будет иметь никакого отношения к реальной жизни», — пояснил он. При этом архитектурный контроль сохранится: любой проект будет рассматриваться в режиме комплексной застройки.

О машинах и самокатах

Собянин пообещал, что пока платного въезда в центр города не будет: «Сейчас нет критичности с дорожной ситуацией». При этом город старается снизить плату за поездки по МЦД (московским центральным диаметрам) и сделал бесплатной пересадку с пригорода на метро, чтобы стимулировать людей пересесть с личных авто. Хотя, по его словам, надо стремиться к тому, чтобы общественный транспорт себя окупал, хотя бы по текущим расходам.

Самокаты, по мнению мэра, надо регулировать и искать оптимальное решение. «Держать и не пущать — это бессмысленно», — уверен градоначальник, отметив, что в общем травматизме самокаты занимают самую маленькую нишу, но такие ДТП стали заметными и «пошла волна, что это страшная опасность».