Предприниматели Челнов на круглом столе обсудили, с какими еще проблемами столкнулся бизнес в эпоху пандемии коронавируса Предприниматели Челнов на круглом столе обсудили, с какими еще проблемами столкнулся бизнес в эпоху пандемии коронавируса

Участники круглого стола «Рост цен на сырье»:

  • Олег Коробченко — депутат Государственного Совета РТ, генеральный директор ГК «Кориб»;
  • Сергей Майоров — председатель правления машиностроительного кластера РТ;
  • Раиль Минегалиев — депутат городского совета муниципального образования город Набережные Челны, генеральный директор ООО «СтройТраст»;
  • Руслан Нигматулин — депутат городского совета муниципального образования город Набережные Челны, генеральный директор ООО ГК «Далини»;
  • Павел Евдокимов — директор ООО «Камвент» (услуги вентиляции и кондиционирования для промышленных и гражданских объектов).

Сергей Майоров: Цена цветного металла в России, к сожалению, привязана к цене на бирже в Лондоне, причем с доставкой до порта Европы. И то, что сегодня происходит с ценами, трудно объяснить. Металлургические комбинаты сейчас зарабатывают свою годовую прибыль за квартал» Сергей Майоров: «Цена цветного металла в России, к сожалению, привязана к стоимости на бирже в Лондоне, причем с доставкой до порта Европы. И то, что сегодня происходит с ценами, трудно объяснить. Металлургические комбинаты сейчас зарабатывают свою годовую прибыль за квартал»

«Рост цен на сырье происходит каждый месяц, а на пересмотр сметы никто не идет»

Рост цен металлов в 2021 году стал одной из серьезнейших проблем и затронул практически все сферы бизнеса. Причем кривая стоимости металла продолжает устремляться вверх. В апреле рост цен на металлические трубы равнялся почти 20%. В сравнении с прошлым годом повышение составило 90%.

Резкий скачок стоимости металла повлек за собой рост цен и на потребительские товары. Представители разных отраслей бизнеса Закамья собрались за круглом столом, чтобы представить свой взгляд на сложившуюся ситуацию. «Цена цветного металла в России, к сожалению, привязана к стоимости на бирже в Лондоне, причем с доставкой до порта Европы, — обозначил проблему Сергей Майоров. — И то, что сегодня происходит с ценами, трудно объяснить. Металлургические комбинаты сейчас зарабатывают свою годовую прибыль за квартал. Но при этом они душат реальные секторы экономики».

Спикер рассказал, что машиностроительный кластер РТ, который он возглавляет, направил обращения председателю правления УФАС Игорю Артемьеву и министру промышленности Денису Мантурову. Но в ответных письмах УФАС отправил их в минпром, а минпром — в УФАС: «Круг замкнулся. Мы написали еще одно письмо Михаилу Мишустину и подготовили обращению к Владимиру Путину с вопросом роста цен на металл. Нам обещали, что наше обращение передадут председателю правительства и нам обязательно придет ответ. Пока ждем. Но я думаю, что на данный момент просто не знают, что нам ответить».

Одной из причин подорожания сырья в стране стал рост цен на топливо, считает гендиректор «Далини» Руслан Нигматулин. «Подорожание пошло с отрасли грузоперевозок, когда начался резкий рост цен на топливо и включили „Платон“. Увеличение стоимости грузоперевозок напрямую влияет на цены. В себестоимости каждого продукта есть транспортная составляющая. То же сырье мы везем сперва на обработку, потом на оптовые базы и развозим в маленькие города. И когда дизельное топливо пошло вверх, стоимость перевозок, соответственно, тоже повысилась».

Руслан Нигматулин: «Подорожание пошло с отрасли грузоперевозок, когда пошел резкий рост цен на топливо и включили „Платон“. Рост цен на грузоперевозки напрямую влияет на цены» Руслан Нигматулин: «Подорожание пошло с отрасли грузоперевозок, когда начался резкий рост цен на топливо и включили „Платон“. Рост стоимости грузоперевозок напрямую влияет на цены»

Подобная цепная реакция, по прогнозам Нигматулина, продолжится, и все это приведет к дальнейшему росту цен, что, в свою очередь, создаст немало проблем бизнесу. «В итоге сегодня мы наблюдаем следующую картину: за счет подорожания услуг выручка выросла примерно на 30 процентов, а итоговая прибыль уменьшилась. Чтобы заработать одну и ту же прибыль, сегодня уходит больше времени. Работать стали больше, а зарабатывать меньше».

«Экономика немного просыпается, начинаются движения, и работа у транспортников пошла. Объемы перевозок начали расти колоссально, и это очень хорошо. Во многом это из-за того, что в пандемию активизировались интернет-магазины, — прокомментировал проблему Олег Коробченко. — Но из-за издержек транспортников себестоимость товаров растет. Это опять же приводит к неконкурентоспособности на мировом рынке и удару по потребителям».

В качестве других факторов спикер назвал высокие налоги. Помимо перевозки товаров на каждом переделе приходится платить налог: «Чтобы собрать тот же самый аккумулятор, мы платим за все. В итоге наш аккумулятор неконкурентоспособен даже у нас, в России, — негодовал гендиректор аккумуляторного завода. — Немецкие товары привозят к нам из Европы, и они дешевле, чем наши. И вообще непонятно, как двигаться в этом направлении».

Павел Евдокимов: «Если год назад тонна листового металла стоила 63 тысячи, то сейчас 148 тысяч. Цена на медные трубы выросла до двух раз. Фреон вырос в 2,5 раза» Павел Евдокимов: «Если год назад тонна листового металла стоила 63 тысячи, то сейчас 148 тысяч. Цена на медные трубы выросла до 2 раз. Стоимость фреона поднялась в 2,5 раза»

«У строителей маржи и так минимальны. А теперь они стремятся не только к нулю, но и в минус»

Рост цен на металлы затронул практически весь бизнес в стране, считает директор челнинской компании «Камвент» Павел Евдокимов, который специализируется на поставке услуг вентиляции. По его словам, в целом отрасль испытывает сложные времена. «Коллеги сказали про рост цен на металл на 90 процентов. У меня по моему металлу, который мы используем в нашем бизнесе, цифры вообще страшные. Если год назад тонна листового металла стоила 63 тысячи, то сейчас 148 тысяч. Цена на медные трубы выросла до 2 раз. Стоимость фреона поднялась в 2,5 раза», — рассказал Евдокимов.

Такой резкий рост цен приводит к большим проблемам с заказчиками. По словам предпринимателя, его компания работает по ранее утвержденным сметам, которые прошли необходимые экспертизы: «Но эти сметы 2019 или 2020 годов. Тогда никто не знал о таком росте цен. И сегодня на пересмотр сметы никто не идет. Годовые контракты пересмотреть вообще невозможно. В конечном счете все приходит к тому, что мы опять вынуждены выживать, судорожно дергаться».

«При этом страшна не сама по себе цена. Проблема в том, что ничего невозможно планировать, нет системности. Ты что-то спланировал — и доллар рухнул, а потом поднялся. Из стабильного у нас только повышение цен на бензин», — отметил спикер.

Рост цен обусловлен в том числе пандемией. Например, она стала причиной подорожания кондиционеров на 10%, говорит Евдокимов. «Мы начали разбираться в причинах роста цен. Оказывается, он произошел из-за транспорта. В Китае собирают кондиционеры, везут их в Европу морским путем. Привезли, а обратно везти из Европы в Китай нечего. Предприятия на карантине. Получается, что барже надо или плыть обратно пустой, или она стоит там и ждет. Таким образом, 10 процентов к себестоимости кондиционеров неожиданно приплюсовалось на этой ерунде», — объяснил предприниматель.

Чтобы выйти из проблемной ситуации, по мнению Евдокимова, ее в первую очередь необходимо признать: «У нас говорят, что инфляция составляет 3–5 процентов. В реальности рост цен идет на 100–200 процентов. Например, стоимость квартир в той же самой Казани выросла на 30–40 процентов за квадратный метр. И таких примеров куча. И как можно после этого говорить про 3–5 процентов?» — задается вопросом бизнесмен.

Раиль Минегалиев: «Неважно как мы строим. Можно, например, заниматься панельным строительством. Но и их стоимость растет, потому что там арматура. Монолит — тоже самое» Раиль Минегалиев: «Неважно, как мы строим. Можно, например, заниматься панельным строительством. Но и его стоимость растет, потому что там арматура. Монолит — то же самое»

Поддержка Хуснуллина обошла подрядчиков стороной

Куда более плачевная ситуация сложилась на строительном рынке, говорит генеральный директор ООО «СтройТраст» Раиль Минегалиев. Сегодня все элементы строительной отрасли связаны с материалом, который подорожал на 200–300%. «Неважно, как мы строим. Можно, например, заниматься панельным строительством. Но и его стоимость растет, потому что там арматура. Монолит — то же самое. Причем есть вещи логичные, а есть нелогичные. Сейчас все говорят про металл, но у нас подорожало все, что связано с деревообработкой, — в 2–3 раза и больше».

Так, по словам депутата, на фоне роста цен на металл наблюдается увеличение цен на другое сырье, которое никак с ним не связано: «Поставщики щупают рынок на повышение. Плитка, кирпич, бетон — все растет. Мы задаем прямой вопрос поставщикам: „С чем связан ваш подъем?“ Нам отвечают, что они как все. Системности нет».

Минегалиев рассказал, что благодаря мерам поддержки со стороны правительства в виде льготной ипотеки в III квартале 2020 года все компании-девелоперы били рекорды по выручке: «Несмотря на то, что квадратный метр дорожал, покупатель приобретал. Но на строителях — а если быть точнее, на подрядчиках — это никак не отразилось. Даже не так, отразилось в негативную сторону. У нас многие контракты подписаны в допандемийное время, в 2019 году. А дома еще не сданы. Стоимость строительства растет».

Ситуацию осложнил и кадровый вопрос. Отток иммигрантов и выезд наших местных ребят в крупные города повлиял на оплату часа работы трудоспособного населения. «Это хорошо для рабочих, но также увеличивает стоимость работ и себестоимости метра в целом. Для примера: укладочные работы подорожали в 1,5–3 раза за единицу. У строителей и подрядчиков маржи и так минимальны, а теперь они стремятся не только к нулю, но и в минус. А за счет чего экономить? За счет качества нельзя, за счет сроков — тоже штрафы, — подчеркивает Минегалиев. — Это все имиджевые и репутационные риски. Они не монетизированы, но очень сильно влияют на рынок. И самое страшное, что рост цен, который стал причиной всего этого, еще не остановился. И, возможно, продолжится».

Ситуацию осложнил и кадровый вопрос. Отток иммигрантов и выезд наших местных ребят в крупные города повлиял на стоимость работы часа трудоспособного населения Ситуацию осложнил и кадровый вопрос. Отток иммигрантов и выезд наших местных ребят в крупные города повлиял на оплату часа работы трудоспособного населения Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост цен на сырье приводит к тому, что стоимость строительства возрастает. Соответственно, рост цен на жилье продолжится, прогнозирует Минегалиев. «Сегодня ситуация такова, что на рынке сперва полностью смели дешевый материал. Он закончился — начали работать с тем, что есть. Соответственно, появились искусственный дефицит, искусственный ажиотаж».

«Сегодня все отрасли работают в условиях крайней неопределенности, бессистемности. Приходится принимать ситуационные решения, без которых сегодня нельзя обойтись», — прокомментировал выступление строителя Майоров.

Рост цен на сырье напрямую начал влиять на стоимость всей продукции. «Сегодня на рынке уже подорожала гречка, а в ближайшем будущем вырастет цена на молоко, — прогнозирует Коробченко, — В том году всю семечку целиком вывезли за границу. Если раньше у нас отжим масла происходил внутри России и мы экспортировали готовую продукцию, то сейчас это отдали Ирану, Турции и Европе. В результате мы потеряли жмых, который ранее использовали в кормлении коров для получения качественного молока. Теперь мы вынуждены его покупать, а это очень дорого. Если отказываться от закупки жмыхов, то нужно выращивать свою семечку для кормления. Но это надо ждать еще год, и стоимость молока вырастает. Когда нам говорят: „Держите цену на этом уровне“, — то мы тоже не можем на такое пойти. Потому что идет закупка», — объяснил Коробченко.

По его мнению, рост цен на сырье не доставил бы бизнесу больших проблем, если бы он шел стабильно и по понятным для всех правилам: «Для предпринимателей главное — стабильность. Но у нас говорят, что чем больше мы начинаем регулировать в государственной системе, тем больше разрегулированности происходит у предпринимателей».

Олег Коробченко:  «Этот рост нестабильный, и его надо остановить. Либо введением квот для производителей, либо введением пошлин» Олег Коробченко: «Этот рост нестабильный, и его надо остановить. Введением либо квот для производителей, либо пошлин»

На примере ТОСЭРов: как отмена налогов для МСБ поможет экономике страны?

Происходящее на рынке металлов Коробченко назвал катастрофой. Решить проблему, по мнению депутата, способно только правительство страны: «Этот рост нестабильный, и его надо остановить. Введением либо квот для производителей, либо пошлин. Если металлодобывающие компании получают сверхприбыль, а все остальные отрасли страдают, то здесь государство должно это дело отрегулировать. Как вариант — снять данную сверхприбыль и перевложить ее в другие направления».

Так, по словам спикера, необходимо, чтобы разные задействованные отрасли в процессе производства получали более равномерную прибыль за счет регулирования от государства. Если последнее станет изымать в виде экспортных пошлин какую-то сумму, то она должна была бы пойти на поддержку тех отраслей экономики, которые пострадали из-за роста цен: «Нам нужно создать на рынке такую ситуацию, чтобы мы являлись конкурентами не только в сырье. Если наши предложения на рынке экспорта окажутся интереснее, то быстрее сможем продать свой товар, сможем получить дополнительную прибыль, чтобы получить реинвестирование. Это очень важно».

Еще одно предложением, с которым Коробченко выступил в ходе круглого стола, стала отмена всех налогов для тех, кто реинвестирует в МСБ. «Нужно их освободить от выплат сроком на пять лет. Условно: вложил миллиард — минус миллиард в виде всех налогов. Например, если для грузоперевозчиков сделают нулевую стоимость ГСМ или уберут у них все налоги, то это даст нашим отечественным производителям возможность стать более конкурентоспособными. Если для своих внутренних потребителей сделать сырье по фиксированно низким ценам, которые отвяжутся от мировых, мы также сможем стать более конкурентоспособными».

В пользу своих слов спикер привел статистику, согласно которой доходы бюджета государства от налогов МСБ составляют всего 3%. «Представляете, какое огромное количество народа генерирует всего лишь три процента? Это катастрофически неправильно. И мы своими налогами не даем им развиваться. Этим людям не дают возможность генерировать прибыль и платить налоги. Хотя давно можно было отменить эти 3 процента, дать возможность довложиться и создать наиболее эффективные предприятия, которые могли бы платить не 3 процента, а гораздо больше».

«Освобождение от налогового бремени дало бы возможность для инвестиционных ресурсов, за счет которой можно проводить модернизацию предприятий, и возможность увеличения зарплаты, — говорит Коробченко. — Яркий пример такой работы — ТОСЭРы, которые благодаря льготам могут предложить более высокие зарплаты своим сотрудникам. А если мы распространим такую практику на весь МСБ, то это может вытащить всю экономику России».

Майоров же предложил перенять опыт правительства Тюменской области, которое выпустило постановление, согласно которому если потребитель закупает их товар на 1 млрд рублей, то им возвращают кешбэк в виде 5% из областного бюджета.

«Предложение интересное, но это все бонусы и сложные механизмы, — прокомментировал предложение Коробченко. — Например, нам тоже говорят: вывозите аккумуляторы на экспорт, мы вам компенсируем транспортные расходы. Но такая компенсация, может, будет, а может, нет. И я не могу заложить данную скидку в стоимость товара. Когда она ко мне приходит, это получается только в виде бонуса, который, можно сказать, свалился с неба. Такого быть не должно. В подобном вопросе необходима уверенность и стабильность».