КАЗАНЬ В ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЕ

Вот перечень наихудших факторов российской городской среды. Как пишет газета «Ведомости», дорожная сеть, пробки: 22,3 балла. Одинаково низкие оценки по всем городам, за исключением Челябинска.

Экологическая обстановка в городе: 33,2 балла. Ровно низкие оценки, за исключением экспертов из Новосибирска.

Обеспеченность детскими садами и школами: 36,2 балла. Ситуация воспринимается чуть лучше экспертами из Екатеринбурга и Казани (более 40 баллов). Совсем негативно — самарцами и волгоградцами (менее 25 баллов).

Условия для ведения малого бизнеса: 40,3 балла. Самые низкие баллы — у Москвы (31,6 балов), самые высокие — у Екатеринбурга (почти вдвое выше).

Доступность медицинских услуг: 41,1 балла. Самые большие проблемы — в Москве и Петербурге (ниже 35 баллов). Лучше ситуацию оценивают Новосибирск и Челябинск (выше 50 баллов).

Шум в городе: 41,3 балла. От него сильнее других страдают москвичи.

Безопасность жизни, защищенность от преступности: 41,6 балла. Наиболее безопасно себя чувствуют Екатеринбург и Омск (выше 50 баллов), наименее — Москва (31,6 балла).

Возможность найти интересную оплачиваемую работу: 43,6 балла. Здесь разрыв в оценках огромен: если в представлении екатеринбуржцев они живут буквально в «городе возможностей» (62,5 балла), то волгоградские эксперты оценивают рынок труда своего города крайне депрессивно (22,9 балла).

В ПЛЮСАХ – ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ, ОБЩЕПИТ

Теперь о том, что хорошо.

В целом хорошие оценки эксперты, в том числе из Казани (76,9 баллов), поставили развитости торговли, инфраструктуре связи (75,2 баллов) - тут почти одинаково высокое удовлетворение по всем городам, и общественному питанию.

Удобство транспортного сообщения с другими городами России и мира: у Казани - 66,5 балла. Показательно, что эксперты из Екатеринбурга (82,1 балла) чувствуют себя даже более интегрированными во внешний мир, чем Москва (72,3 балла). Эксперты из Волгограда считают свой город медвежьим углом (41,7 балла).

Внешний вид города, визуальная привлекательность: Казань - 65,7 балла. Парадокс, но удовлетворенность по этому показателю достаточно высока. Довольны внешним видом своего города, естественно, петербуржцы (83,3 балла), больше всего претензий к визуальному облику города у волгоградцев (52,1 балла), Москва имеет средние оценки.

Качество культурного предложения в городе — театры, музеи, концерты: у нас - 62,4 балла. «За культуру» почти все города получили одинаково высокие оценки, наивысшую - Санкт-Петербург (77,8 балла), а вот самую низкую - Волгоград, эксперты которого характеризуют состояние культурного продукта в городе как катастрофическое (29,2 балла).

Кроме того, как считают сами исследователи, наши города пока не удовлетворяют настолько большому количеству базовых человеческих потребностей (транспорт, экология, безопасность, врачи, школы с оценками от кола до двойки по пятибалльной шкале), что нам начинает казаться в целом приемлемым состояние сферы услуг, культуры, образования и архитектуры. Городами, в целом имеющими более высокие оценки по качеству базовых продуктов, оказались Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону.

ГДЕ КАЗАНЬ «ЗАСВЕТИЛАСЬ»?

Эксперты столицы РТ (как Екатеринбурга и Новосибирска) довольны качеством высшего и профессионального образования: 66 баллов. В Казани лучше других городов обстоит дело с обеспеченностью детскими садами и школами.

Наиболее комфортными для туризма считают свои города респонденты из Казани и Петербурга, наименее - из Волгограда и Омска. Достоинства туристической услуги российских городов, по мнению экспертов, - это прежде всего разнообразие сферы услуг, кафе, ресторанов. Минусы - недостаточное предложение на рынке гостиниц и хостелов.

Показательно, что, невысоко оценивая текущую туристическую привлекательность своих городов, эксперты не считают развитие туристической индустрии важным приоритетом. Лишь Казань, Петербург и Екатеринбург (оценки приоритета выше 70 баллов) хотят становиться более привлекательными для туристов.

ИЛИ TOP-DOWN, ИЛИ BOTTOM-UP: ГДЕ МЕСТО КАЗАНИ?

Отметим, что один из авторов доклада о мегаполисах Булат Столяров, одно время являвшийся пресс-секратарем Алексея Хлопонина, в бытность его губернатором Красноярского края, неплохо знаком с Татарстаном и Казанью. Год назад газета «БИЗНЕС Online» рассказывала, как его компания IRP участвовала в конкурсе на подготовку стратегии развития Татарстана до 2030 года, который проводило минэкономики РТ. К сожалению, сегодня он оказался недоступен для комментариев по самому исследованию, однако нам удалось найти запись в его блоге, где он высказывает мнение об его итогах:

«Россия попросту не знает, где она находится по шкале top-down — bottom-up (нисходящий - восходящий путь - ред.). Есть страны, устроенные как top-down, где вся полнота власти принадлежит монарху или национальному лидеру, который отвечает за все и распределяет ресурсы по всем уровням власти. Путь стран bottom-up работает иначе: полнота власти, инициатива принадлежат человеку, который дальше делегирует часть полномочий на те или иные муниципальные уровни, нанимая, таким образом, публичную услугу. Вторая модель, конечно же, предполагает значительную гражданскую активность: человек — активный заказчик муниципальных услуг.

И, несмотря на то, что идеологически мы близки к пути bottom-up, он пока не реализуется в России по двум причинам. Первая имеет исторические корни — это набор социокультурных факторов. А вторая связана с тем, что у нас распределение ресурсов и полномочий построено так, что до нижнего уровня организаций деньги фактически не доходят. А потому гражданам некуда обращаться: денег все равно ни на что нет, полномочий нет, муниципалитеты обескровлены. И если бы муниципалитеты собирали налогов в достаточном количестве для собственного существования, а не ходили на более высокий уровень власти за подачками, то могли бы спокойно решать массу вопросов, касаемых общего пространства.

В этом смысле исследование — прямая иллюстрация пирамиды Маслоу. Более отсталые, неэффективные миллионники говорят: не морочьте голову, нам нужна сильная власть, сильная рука, нормальный менеджмент, нормальный мэр, чтобы он не воровал, и в городе тогда многое решится правильным образом само собой. Но когда мы говорим про страту эффективных миллионников — городов типа Москвы, Питера, Екатеринбурга, Казани, Уфы, — мнение принципиально иное. В Екатеринбурге и в Уфе самый высокий показатель жажды горожан участвовать в проектах общегородского значения».

Справка

Авторы исследования – Булат Столяров, Светлана Серебрякова.

В исследовании принимали участие 300 архитекторов, градостроителей, предпринимателей, деятелей культуры, чиновников из Москвы, Казани, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Уфы, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Омска, Самары и Волгограда.

Эксперты были опрошены по единой форме, которая позволила оценить по 100-балльной шкале состояние городов по основным факторам развития; приоритеты пользователей городских услуг; способы совершенствования городской среды, в которые эксперты верят и не верят.

Сводный индекс состояния городской среды российских миллионников в восприятии экспертов исследования в 2011 г. — 53,6 балла. То есть ровно двойка с плюсом по пятибалльной шкале.

Столяров Булат Вячеславович родился 16 сентября 1978 г. в Москве.
В 1999 г. – окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова по специальности "художественная критика".
В 1996-97 гг. – редактор отдела науки и техники журнала "Огонек".
В 1997 г. – корреспондент отдела политики и экономики газеты "Новые Известия".
В 1998 - 2001 гг. – обозреватель "Новой газеты", автор цикла интервью с руководителями крупнейших компаний страны "Профессия: олигарх".
В 2001 - 2003 гг. – корреспондент, обозреватель, затем редактор отдела политики газеты "Ведомости".
С 2003 года – представитель губернатора Красноярского края в Москве по связям с общественностью.
С 2005 года – председатель правления института региональной политики.
Семейное положение: женат.
Увлечения: современное искусство, экономика, философия, футбол.
Блог Булата Столярова