Саммит Евросоюза постановил запретить белорусским авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и летать над территорией Евросоюза. Более того, Брюссель рекомендовал европейским перевозчикам отказаться от полетов в воздушном пространстве Беларуси Саммит ЕС постановил запретить белорусским авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и летать над территорией Евросоюза. Более того, Брюссель рекомендовал европейским перевозчикам отказаться от полетов в воздушном пространстве Беларуси Фото: © Leonid Faerberg/Transport Photo Images/www.globallookpress.com

Европа объявила воздушную блокаду Беларуси

История с экстренной посадкой самолета ирландского лоукостера Ryanair, на борту которого находился основатель оппозиционного телеграм-канала Nexta Роман Протасевич, как выясняется, только набирает обороты. Накануне саммит ЕС постановил запретить белорусским авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и летать над территорией Евросоюза. Более того, Брюссель рекомендовал европейским перевозчикам отказаться от полетов в воздушном пространстве Беларуси.

Решение саммита пока не вступило в силу — его еще предстоит утвердить в совете ЕС на уровне министров стран. Эта процедура займет от нескольких дней до нескольких недель. Однако отдельные страны и авиакомпании не стали дожидаться документа.

«Батька исполнил красиво»: авиационное ноу-хау от Лукашенко «поставило на уши» весь мир

К утру 25 мая временно прекратили полеты над Беларусью нидерландская KLM, Air France, немецкая Lufthansa, шведская SAS, польская LOT, венгерская Wizz Air, латвийская Air Baltic, Singapore Airlines, Austrian Airlines, японская All Nippon Airways. Вероятно, список будет пополняться. Великобритания, а вслед за ней и Франция приостановили разрешение на полеты компании «Белавиа» и призвали свои авиакомпании не летать через Беларусь. Украина прекращает авиасообщение с Беларусью с полуночи 26 мая.

Если судить по данным сервиса Flightradar, по состоянию на 10:00 в небе над Беларусью летело всего четыре пассажирских лайнера, из них два борта «Белавии» и по одному — «Аэрофлота» и «Узбекских авиалиний». Минск значительных изменений в авиатрафике пока не заметил. Государственная авиакомпания «Белавиа» приостановила полеты в Литву, Лондон и Париж.

«Белавиа» в свою очередь уже приостановила полеты в Литву, Лондон и Париж «Белавиа» в свою очередь уже приостановила полеты в Литву, Лондон и Париж Фото: © Markus Mainka/picture alliance/www.globallookpress.com

Как это скажется на россиянах?

Москва не станет ограничивать транзит гражданских самолетов через Беларусь в третьи страны, сообщил сегодня «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник. Накануне самолет Utair, выполнявший рейс Москва – Калининград, обошел воздушное пространство соседнего государства стороной. Российский перевозчик поспешил заверить, что облет связан с «вопросами топливной эффективности». 

Запрет на полеты может осложнить ситуацию для туристов из РФ, которые этим летом собирались отдохнуть за границей. На данный момент из России нельзя напрямую попасть в Грузию, Турцию и Украину. В Грузию россияне могут улететь лишь через Стамбул, но прямые рейсы из России в Турцию из-за коронавируса ограничены до 1 июня. В Киев улететь не получится. Раньше жители РФ могли попасть в столицу Украины через Стамбул и Минск, но теперь Стамбул для россиян недоступен, а Украина закрыла воздушные ворота для белорусов.

Приостановка полетов над Беларусью скажется на российских туристах, которые использовали Минск как пересадочный пункт, но влияние не будет критичным, считает президент ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов. «Беларусь фактически — это западное направление РФ. Однако процент россиян, которые выбирают полеты через Минск, сейчас небольшой», — указал Мифтахов в беседе с «БИЗНЕС Online».

Рамиль Мифтахов: «Эта паника продлится какое-то время, но пройдет» Рамиль Мифтахов: «Беларусь фактически — это западное направление РФ. Однако процент россиян, которые выбирают полеты через Минск, сейчас небольшой» Фото: «БИЗНЕС Online»

Полеты россиян в Европу в последнее время сократились из-за коронавирусных ограничений, напомнил собеседник. Он также обратил внимание на то, что у «Белавиа» довольно много международных направлений, но пересаживаться в Минске довольно затратно — это плюс 20 тыс. рублей к стоимости перелета на человека. Поэтому летают в основном те, кому очень надо, «это не шибко развитая история», говорит спикер. Не все страны запретят прием самолетов из Беларуси, и в итоге российские граждане будут ездить в те, которые не закроются, подытожил Мифтахов.

Для европейских перевозчиков, по словам гендиректора AVT Азамата Сабирова, вырастут расходы, потому что облететь Беларусь не так просто. «Лишние полчаса, а это недешевое удовольствие, миллионы долларов. Думаю, паника продлится какое-то время, но пройдет, — сказал „БИЗНЕС Online“ Сабиров. — Полагаю, Беларусь продумала данные моменты и понимала, что летать не через нее для европейцев будет больно. Отказ от полетов — это убытки и для европейских, и для украинских авиакомпаний». По мнению нашего собеседника, «Белавиа» может получить какие-то льготы от государства. 

Прямой рейс в Минск достаточно востребован, но «транзитников» было не очень много — примерно 30%, отметил Сабиров. «Через Минск имелся транзит в Украину и Турцию, в Египет летали. Кто-то, видимо, летал на Украину. Но через Беларусь и некоторый поток мигрантов шел. Скорее, летали в саму Беларусь», — указал он.

«В обычное время белорусское воздушное пространство играет важную роль [для движения воздушного транспорта]», — отметили накануне в международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Там предупредили, что при запрете на использование гражданской авиацией белорусского воздушного пространства самолетам по техническим причинам будет сложно выполнять некоторые рейсы.

Авиарейсы были дополнительным источником дохода для Минска, поскольку страна берет деньги за пролет Авиарейсы были дополнительным источником дохода для Минска, поскольку страна берет деньги за пролет Фото: © Leonid Faerberg/Transport Photo Images/www.globallookpress.com

«Лукашенко пойдет по проторенной дороге — в Москву»

Россия — единственная страна, которая открыто выступила в защиту Минска после случившегося. В МИД РФ назвали задержание Протасевича внутренним делом соседней страны, удивились «скоординированной реакции» Европы и призвали трезво и без эмоций оценить ситуацию.

«Россия, разумеется, не оставит Беларусь в беде, — пообещал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Всегда готовы прийти на помощь своему соседу и стратегическому союзнику. Ведь в основе наших отношений — братские, а зачастую и семейные узы, общая история и духовные ценности». По данным «Коммерсанта», в ближайшую пятницу, 28 мая, президент России Владимир Путин примет белорусского лидера Александра Лукашенко в Сочи. 

«Россия, разумеется, не оставит Беларусь в беде, — пообещал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Всегда готовы прийти на помощь своему соседу и стратегическому союзнику. Ведь в основе наших отношений — братские, а зачастую и семейные узы, общая история и духовные ценности» «Россия, разумеется, не оставит Беларусь в беде, — пообещал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Всегда готовы прийти на помощь своему соседу и стратегическому союзнику. Ведь в основе наших отношений — братские, а зачастую и семейные узы, общая история и духовные ценности» Фото: «БИЗНЕС Online»

Возможно, Беларуси потребуются кредиты от Москвы, но это не пропащие деньги — Минск их отдает, отмечает политолог, член общественной палаты РФ Сергей Марков. «В современном мире не так легко вообще разместить деньги, так что ничего страшного в этом нет. Но, думаю, имеется в виду [в словах Лаврова] и прямая помощь — в том, что касается общения, рынков сбыта и так далее. Россия, скорее, должна быть готова помочь Беларуси с рынками сбыта. Но не только РФ станет помогать, но и огромный, великий Китай, который тоже считает Беларусь своим союзником», — подчеркнул спикер. 

Авиарейсы были дополнительным источником дохода для Минска, поскольку страна берет деньги за пролет, указал первый вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин. «А через нее много летали. Теперь возникает вопрос — кто ему [Минску] это все будет компенсировать? — рассуждает Макаркин. — Конечно, можно дополнительно затянуть пояса, объяснив населению, что поймали опасного преступника, но Беларусь — страна городская. Есть такой стереотип, что Беларусь — большой колхоз, но это не так. Это урбанизированная страна с немалой долей городского населения, и там такие аргументы не проходят. Другое дело, что там антивластные эмоции подавляются. Поэтому надо, чтобы кто-то компенсировал. Думаю, Лукашенко пойдет по проторенной дороге — в Москву».

Эксперт считает, что будет в том числе денежная помощь. «У России ведь тоже есть свой интерес — она хочет помочь даже больше, чем желает Александр Григорьевич, — объяснил Макаркин. — Были идеи разместить там военную базу, чтобы никто не мог покуситься на суверенитет Лукашенко. Но он хочет абсолютного суверенитета и на Россию смотрит с осторожностью, вдруг его решат заменить». 

«Коммуникации с Европой будут ликвидированы, — констатирует политолог Марков. — Но в то же время коммуникации с Турцией, арабскими странами сохранятся, потому что все понимают, что ничего ужасного, страшного не произошло. И что нет никакой опасности полетов над Беларусью, что это форма политических репрессий. Поэтому только страны НАТО и их сателлиты вроде Украины будут участвовать в реализации данного решения», — сказал политолог. Вместе с тем, по его словам, нынешние действия ЕС — это репрессии, в том числе против России. «И когда подобное объявлялось, это однозначно учитывалось», — добавил эксперт «БИЗНЕС Online».