Скупая на громкие политические события и инфоповоды неделя накануне завершилась происшествием в Беларуси, грозящим надолго задержаться в топах мировых новостей. В столице страны экстренно посадили пассажирский лайнер ирландского лоукостера Ryanair, на борту которого находился основатель оппозиционного телеграм-канала Nexta Роман Протасевич. Для того чтобы сопроводить Boeing 737-800, в воздух по поручению президента республики Александра Лукашенко даже подняли истребитель МиГ-29 с ракетами класса «воздух – воздух». Минск не нарушал международных авиационных правил, а Запад мало на что способен, кроме гневных слов, уверена часть экспертов «БИЗНЕС Online». Другая часть — в шоке от «кагэбистских» ноу-хау Батьки.
Около 3 часов дня в международном аэропорту столицы Беларуси экстренно сел пассажирский самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс
«Беларусь спасла Европу»
Второй день подряд Беларусь вновь оказывается в топах мировых новостей. Еще утром в воскресенье СМИ и социальные сети обсуждали итоги «Евровидения», но днем Минск перехватил повестку, даже несмотря на то, что на песенный конкурс братьев-белорусов не пустили. Дело в том, что в международном аэропорту столицы Беларуси экстренно сел пассажирский самолет ирландского лоукостера Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, якобы в связи с тем, что на борту могло быть установлено взрывное устройство. Команду принять лайнер с 171 пассажиром на борту дал лично президент Александр Лукашенко.
При проверке бомбу в самолете не нашли. Около 9 часов вечера лайнер вылетел из Минска, а следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело о ложном минировании.
«Беларусь спасла Европу», — сообщение с таким названием появилось после приземления лайнера в провластном белорусском телеграм-канале «Пул Первого», опубликовавшем хронологию событий, чтобы «развеять мифы и выгодные разным сторонам домыслы». Из нее следует, что во время полета поступила информация о минировании воздушного судна. Лукашенко дал команду развернуть самолет и принять в столице Беларуси, а для сопровождения поднял в воздух истребитель МиГ-29.
В Минске утверждают, что Афины и Вильнюс сами просили принять борт. При этом белорусские диспетчеры следовали инструкции: они были обязаны предложить для посадки ближайший аэропорт, и им оказалась воздушная гавань в Минске. Однако изначально белорусские власти сообщали, что ближе был аэропорт Вильнюса. Соответствующая информация подтверждается данными сервиса Flightradar, позволяющего в реальном времени наблюдать за положением воздушных судов. Утверждается также, что место посадки экипаж выбрал сам.
Версия Минска не совпадает с той, которую озвучили в Ryanair. Там утверждают, что власти Беларуси уведомили экипаж о потенциальной угрозе безопасности на борту и потребовали совершить посадку в Минске. Руководитель международного авиаперевозчика назвал случившееся «поддерживаемым государством угоном» и предположил, что с экстренно севшего рейса сошли агенты белорусского КГБ.
Сразу же после посадки в аэропорту был задержан белорусский блогер и политический активист, сооснователь оппозиционного телеграм-канала Nexta 25-летний Роман Протасевич
Кто такой Роман Протасевич?
Сразу же после посадки в аэропорту был задержан белорусский блогер и политический активист, сооснователь оппозиционного телеграм-канала Nexta 25-летний Роман Протасевич. После прошлогодних президентских выборов канал Nexta стал главным источником информации о протестах в Беларуси и координировал акции. Сейчас только у главного канала Nexta Live 1,2 млн подписчиков. Протасевич с другими авторами канала уехал в Польшу. На родине в отношении молодого человека возбудили уголовные дела по статьям об организации массовых беспорядков и возбуждении социальной вражды к представителям власти и милиции, подразумевающим наказание до 15 и 12 лет лишения свободы соответственно.
Телеграм-канал Nexta признан в Беларуси экстремистским, а самого Протасевича СК Беларуси внес в список террористов вместе с другим основателем канала —Степаном Путило. В феврале Минск направил в Польшу документы на экстрадицию обоих.
Власти Беларуси подтверждают задержание Протасевича, но представляют его как случайность. Однако есть все основания полагать, что сотрудники белорусских спецслужб следили за основателем Nexta до посадки. В аэропорту Афин оппозиционер заметил за собой слежку, о чем написал своим знакомым.
«Лол, меня походу гэб (вероятно, речь идет о КГБ Беларуси — прим. ред.) выпасывал. И даже пытался снять на камеру мои документы. Прикол еще в том, что он был следующим в очереди на проверку документов и просто развернулся и ушел», — рассказывал Протасевич (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
Интересно, что помимо Протасевича в аэропорту задержали 23-летнюю россиянку, девушку Протасевича Софью Сапегу, утверждает Русская служба Би-би-си. После вчерашних событий Сапега не выходила на связь. Она учится в магистратуре Европейского государственного университета (ЕГУ) в Вильнюсе.
«Угон гражданского самолета — это беспрецедентный акт государственного терроризма, который не может остаться безнаказанным», — отметил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и пообещал, что Варшава будет настаивать на запрете полетов белорусских авиакомпаний над территорией ЕС. НАТО требует международного расследования, а Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Литва и Греция — освобождения Протасевича. Международная организация гражданской авиации (ICAO) «серьезно обеспокоена» происшествием и допускает, что имело место нарушение Чикагской конвенции, устанавливающей основные принципы работы международной авиации.
В свою очередь, официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала шокирующей реакцию Запада. Европа не стала благодарить Беларусь за «спасение». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался комментировать произошедшее.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала шокирующей реакцию Запада. Европа не стала благодарить Беларусь за «спасение»
«Лукашенко понял, что европейцы много говорят и мало делают»
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что Лукашенко сделал еще один шаг к дальнейшей изоляции, однако Запад по-прежнему мало что способен предпринять в отношении белорусского режима.
«Мы видим единодушное международное осуждение действий Лукашенко, который подверг риску жизни пассажиров лайнера и ради задержания белорусского оппозиционера был готов пойти буквально на все. В общем, для Лукашенко ситуация выглядит как путь к дальнейшей изоляции. Возможностей маневра остается все меньше, если они вообще остаются, — отметил в разговоре с нашим корреспондентом руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Собственно говоря, у него теперь только один партнер — это Россия, с которой раньше он пытался держать дистанцию в борьбе за белорусский суверенитет. Но сейчас чем больше проблем будет у Лукашенко, тем больше помощь потребуется от России и тем более зависимым от России он станет. Может, для нашей страны это даже неплохо».
При этом Калачев считает, что применение в отношении Протасевича смертной казни, которая не запрещена в Беларуси, маловероятно. «Это вызов всему миру. Полагаю, что на такое Лукашенко не пойдет, но максимально длинный тюремный срок наверняка обеспечен. Тем более что обменивать его не на кого», — добавил эксперт.
Лукашенко, как авторитарный правитель, показал, что признает только те правила игры, которые устанавливает сам, сообщил «БИЗНЕС Online» политолог Павел Салин. «Трактовки могут быть разными, но фактически с помощью военного самолета угнали гражданское судно, но сделало это не частное лицо, а глава суверенного государства», — говорит собеседник. Одновременно Салин уверен, что никаких последствий для режима Лукашенко не будет: «Запад в последнее время продемонстрировал, что кроме слов он мало на что способен с точки зрения реальных действий. И Лукашенко, и Владимир Путин этим пользуются. Самое главное, Лукашенко, скорее всего, принимал такое решение после того, как проанализировал историю пикировки между Москвой и Европой, и понял, что европейцы много говорят и мало делают».
Лукашенко, как авторитарный правитель, показал, что признает только те правила игры, которые устанавливает сам
Кроме того, в сложившейся ситуации Беларусь не нарушала и международных авиационных правил, утверждает главный редактор портала «АвиаРу» Роман Гусаров. По его словам, страна выполнила обязательства по обеспечению безопасности полетов в своем воздушном пространстве. «Звучали заявления политиков — исключить страну из международных авиаорганизаций. Но с точки зрения авиационного права правительство Беларуси отвечает перед международным сообществом, международной организацией гражданской авиации и ООН за безопасность полетов гражданских судов. И для этого она имеет исчерпывающие полномочия предпринимать любые действия», — указал эксперт в разговоре с «БИЗНЕС Online».
По мнению Гусарова, новые санкции в отношении Минска возможны, но не со стороны авиасообщества. «Трудно сказать, чем это закончится. Но, с точки зрения логики, исключение страны из организаций, закрытие воздушного пространства вообще никому не выгодно. Беларусь пострадает в меньшей степени, а европейские авиакомпании, которые летают через нее в Юго-Восточную Азию и обратно, пострадают. Если закроют юго-восток Украины и Беларусь, придется делать лишний крюк через Прибалтику или еще как-то. Это не очень удобно, будут лишние финансовые потери, причем больше со стороны третьих европейских стран, нежели Беларуси. Уверен, что международное авиационное сообщество этого не хочет, оно начнет молиться на то, чтобы политики не подрывали основ собственного бизнеса», — добавил спикер. Пока латвийская авиакомпания airBaltic объявила, что не будет летать над Беларусью после вынужденной посадки рейса Ryanair в минском аэропорту.
ЕС после инцидента может запретить посадку рейсов «Белавиа» в аэропортах Европы, считает руководитель международной организации «Агора» Павел Чиков. Стоит ожидать определенных юридических последствий для Минска, указал собеседник «БИЗНЕС Online» и напомнил, что власти Польши и Литвы уже начали уголовное расследование.
«Скорее всего, проведут расследование на международном уровне. Затем могут быть последствия в виде приостановления участия Беларуси в ICAO либо исключения страны из организации. Возможны различные санкции, вплоть до лишения Минска права на совершение международных рейсов и объявление Беларуси зоной, где ограничены полеты», — указал Чиков. Эксперт сомневается в том, что произошедшее приведет к уголовному преследованию в отношении Лукашенко. По словам Чикова, жесткость санкций будет зависеть от того, какими окажутся последствия для Протасевича. «Это предмет для международного расследования, потому что есть явно противоречащие друг другу сообщения. Одну информацию дают белорусские власти, другую — представители авиакомпании, третью — европейские государства. Я, как юрист, не склонен сходу давать каких-то оценок, но все выглядит как необоснованные действия со стороны белорусских властей. Им нужно разумно объяснить инцидент и не был ли он рукотворным, потому что все выглядит как искусственно созданная опасная ситуация для задержания оппозиционера», — добавил спикер.
Власти Беларуси подтверждают задержание Протасевича, но представляют его как случайность. «То, что среди пассажиров оказался экстремист, тем более не вопрос тех, кто принимал решение оказать помощь пассажирскому борту»
«А если хохлы начнут перехватывать каждый рейс, в котором летит ветеран Донбасса?»
Естественно, последние события вызвали шквал публикаций в российском политическом «Телеграме». С восторгом восприняли акцию Лукашенко главные отечественные телевизионные пропагандисты. «Никогда не думала, что я буду хоть в чем-то завидовать Белоруссии. Но вот сейчас как-то завидую. Батька исполнил красиво», — написала у себя шеф RT Маргарита Симоньян (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены — прим. ред.). В свою очередь, телеведущий Владимир Соловьев перепостил сообщение одного из каналов: «Задержание Протасевича (NEXTA) это блестящая, красивая, сложная, продолжающая лучшие традиции оперативного искусства советского КГБ работа белорусского ЧК. Крутые!»
Между тем одним из предметов споров в «Телеграме» стал тот факт, что белорусские силовики фактически провернули ту же операцию, которую ранее украинские власти собирались реализовать против трех десятков «вагнеровцев». Напомним, в июле прошлого года под Минском были задержаны 32 боевика иностранной частной военной компании «Вагнер», выдачи которых потребовала Украина, поскольку подозревала в участии в военных действиях на юго-востоке Украины. Однако в итоге те отправились в Россию. Позже известный расследователь Христо Грозев рассказал, что готовит материал по провалу масштабной операции украинских спецслужб, которые должны были по такой же схеме посадить на территории своей страны самолет с «вагнеровцами». Причем подробное расследование на соответствующую тему пока так и не появилось.
«Возмущение поднимается и в Украине. — пишет украинский канал „Политика страны“. — В том числе и со стороны тех, кто активно разгонял зраду по поводу отмены спецоперации по вагнеровцам, борт с которыми на рейсе Минск – Стамбул, по одной из версий, хотели также обманом посадить в Киеве. Причем, судя по многочисленным утечкам, к этой операции были причастны и западные спецслужбы. То есть украинские спецслужбы и Запад хотели привернуть примерно такую же операцию, как сейчас Лукашенко. Только с гораздо большим риском для пассажиров (пришлось бы задерживать сразу несколько десятков обученных военному делу мужчин). Интересно, выйдет ли теперь, после задержания Протасевича, хотя бы текстовая версия расследования „Биллингкэт“ по провалу спецоперации по „вагнеровцам“ и назовут ли там эту спецоперацию „актом международного терроризма“?»
В свою очередь, канал «Записки авантюриста» делает упор на том, что происшествие в Беларуси делает мир еще менее безопасным. «Честно говоря, не очень понимаю многих коллег, радующихся ситуации с рейсом Афины – Вильнюс. И даже не потому, что особой разницы между польской Некстой и сепаратистским режимом Лукашенко (как раз на днях один из его ведущих экономистов прямо заявил, что во всех проблемах белорусской экономики виновата Россия) я не вижу, — указывает автор канала. — И в исполнении Белоруссии, и в исполнении Украины акты воздушного пиратства, а когда самолет перехватывает истребитель — это воздушное пиратство, выглядят одинаково убого и мерзко. Опять же, создание опасного и для нас с вами прецедента. Я, конечно, не летаю над странами, где ко мне есть вопросы. Но я — старый параноик. А если хохлы начнут перехватывать каждый рейс в котором летит ветеран Донбасса? Турки — рейсы с журналистами ANNA-NEWS, которые работали с курдами? Французы — тех, кто работает против них в ЦАР? Весело будет? Чем больше в нашем мире хоть каких-то номинальных правил — тем лучше для нас самих».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 337
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.