В мае в Елабуге начнется серийное производство российского бренда премиальных авто Aurus. Речь идет о седанах Aurus Senat с ценником в 18 млн рублей В мае в Елабуге начнется серийное производство российского бренда премиальных авто Aurus. Речь идет о седанах Aurus Senat с ценником в 18 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Серийный выпуск авто премиум-класса в Елабуге запустят в мае

В мае в Елабуге начнется серийное производство российского бренда премиальных авто Aurus. Речь идет о седанах Aurus Senat с ценником в 18 млн рублей. При этом автомобили из первой партии будут представлены только в высоком исполнении, их стоимость, соответственно, достигнет 22 млн рублей. «Проект движется в полном соответствии с ранее заявленными планами», — приводят заявление пресс-службы минпромторга РФ РИА «Новости».

По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1,7 тыс., а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц. К концу 2020 года сообщалось, что Aurus получил более 700 предварительных заказов на покупку автомобилей. При этом более 50 заявок уже находятся на преддоговорной стадии, то есть они закреплены за клиентами, которые готовы заключить контракт. Как обстоит ситуация со спросом сегодня — неизвестно. В компании цифры называть отказались, сославшись на коммерческую тайну.

По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1700, а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1,7 тыс., а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Ранее автомобили производились поштучно на производственных площадках НАМИ. Сегодня спецверсии Aurus используются в гараже особого назначения ФСО для поездок первых лиц государства. Впервые перед широкой публикой автомобили появились в 2018 году на церемонии инаугурации президента Владимира Путина. Сейчас они сопровождают российского лидера в его деловых поездках по всему миру: от Ватикана и саммита «нормандской четверки» в Париже до Японии и Объединенных Арабских Эмиратов. Президент даже катался на лимузине по трассе «Формулы-1» в Сочи и по участку новой платной дороги из Москвы в Санкт-Петербург.

Напомним, проект Aurus уже хорошо знаком Татарстану. Индустриальный партнер НАМИ — завод «Соллерс» в Елабуге. Именно оттуда недавно «выехали» в Москву первые серийные лимузины. Кроме того, руководство СП «Соллерс» рассматривало возможность запуска на предприятии производства двигателей для «путинских» лимузинов, а конечная сборка моторов возможна и на КАМАЗе. Планировалось, что совместное с челнинским автогигантом производство двигателей в ОЭЗ начнется во второй половине 2022 года.

По плану, представленному министерством в конце 2019 года, старт серийного выпуска седана Aurus Senat был намечен на первый квартал 2021-го. В марте этого года стало известно о выпуске первой пилотной партии Aurus, не предназначенной для продажи, — автомобили отправили на испытания в НАМИ. Сообщалось, что до клиентов автомобили дойдут только в мае: «Можно с уверенностью заявить, что Aurus успешно преодолел все сложности пандемийного периода. Подтверждаем, что пилотная партия была произведена по графику», — отмечала пресс-служба минпромторга.

Aurus — первый российский бренд автомобилей класса «люкс», в линейке которого представлены лимузин, седан, минивэн и внедорожник. Кроме того, в марте этого года минпромторг презентовал новый мотоцикл Aurus Aurus — первый российский бренд автомобилей класса люкс, в линейке которого представлены лимузин, седан, минивэн и внедорожник. Кроме того, в марте этого года минпромторг презентовал новый мотоцикл Aurus Фото: © Пресс-служба Минпромторга, РИА «Новости»

Первый проект Татарстана с привлечением инвестиций из ОАЭ

Aurus — первый российский бренд автомобилей класса люкс, в линейке которого представлены лимузин, седан, минивэн и внедорожник. Кроме того, в марте этого года минпромторг презентовал новый мотоцикл Aurus. Проект получил кодовое название «Кортеж» и реализуется госинститутом НАМИ при содействии группы «Соллерс» Вадима Швецова и фонда Tawazun из ОАЭ. Вложения государства в проект составили 12,4 млрд рублей. Акционеры Aurus — ФГУП «НАМИ» (63,5%), фонд обороны, безопасности и развития ОАЭ Tawazun (36%) и «Соллерс» (0,5%).

В 2019 году объявили о том, что ведется переоснащение завода «Соллерс-Елабуга» для серийного производства автомобилей Aurus. Серийное производство включало в себя штамповку, сварку, сборку, окраску, производство двигателей. Планируемая мощность завода — до 5 тыс. машин в год.

В ноябре 2020 года наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил проект по производству премиальных автомобилей, а в декабре уже стартовала пробная сварка кузовов Aurus Senat в Елабуге. Сообщалось, что в проект по сборке авто будет вложено 6,6 млрд рублей от инвесторов из ОАЭ. Автомобили будут собирать на готовых производственных площадях индустриального парка «Синергия-2». Общий объем инвестиций арабского фонда в проект — 110 млн евро.

«Для Татарстана это первый проект с привлечением инвестиций из Объединенных Арабских Эмиратов. Особенно приятно, что данные инвестиции направлены на создание производства в особой экономической зоне „Алабуга“», — отмечал президент РТ Рустам Минниханов.

Тогда же управляющий директор эмиратского фонда Tawazun Аль Джабари выразил надежду, что созданная в «Алабуге» инфраструктура позволит ОЭЗ в будущем стать центром автомобильной индустрии.

Денис Мантуров (справа) заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя» Денис Мантуров (справа) заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя» Фото: «БИЗНЕС Online»

В Эмиратах особенно заинтересовались российской маркой после визита Путина. Тогда российский лидер въехал на территорию президентского дворца в сопровождении местных Mercedes-Benz, стилизованных под патрульные машины ДПС, и конных всадников. Позднее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя».

Переговоры о возможности поставок автомобилей с российскими властями вели и представители Туркменистана. Лидер страны Гурбангулы Бердымухамедов известен своей страстью к технике. Российская модель настолько его впечатлила, что он заявил о желании приобрести всю модельную линейку бренда.

К слову, пока в Елабуге будет готовиться только седан Senat. Однако планируется, что в дальнейшем в Татарстане также начнут выпускаться и внедорожники Aurus Komendant. Новинку планировали презентовать на автосалоне в Москве еще в 2020 году, однако мероприятие отменили в связи с пандемией.

В декабре прошлого года глава Aurus, гендиректор ООО «УАЗ» и президент СП «Соллерс-Форд» Адиль Ширинов отмечал, что старт серийного выпуска внедорожника Komendant планируется весной 2022 года. Ширинов также добавил, что совместно с НАМИ также рассматривается возможность использования минивэна Arsenal в качестве дополнения к продуктовой линейке Aurus.

«Aurus’ы будут покупать без всяких инструментов стимулирования, потому что на такой машине ездит президент Российской Федерации и его окружение, и эти машины имеют отношение к правительственным структурам» «Aurus будут покупать без всяких инструментов стимулирования, потому что на такой машине ездит президент Российской Федерации и его окружение и эти машины имеют отношение к правительственным структурам» Фото: kremlin.ru

«Есть очень много людей, которые хотят купить машину как у президента»

По прогнозам экспертов «БИЗНЕС Online», автомобиль может приглянуться российской и мировой элите. Но сможет ли Aurus выдержать конкуренцию на рынке в перспективе — большой вопрос. Кроме того, неизвестны и особенности обслуживания элитной машины за пределами Москвы.

Кирилл Бревдо — автоэксперт, журналист «Комсомольской правды»:

— Aurus будут покупать без всяких инструментов стимулирования, потому что на такой машине ездит президент Российской Федерации и его окружение и эти машины имеют отношение к правительственным структурам. Поэтому цена в данном случае вообще не принципиальна. Если эта машина будет стоить 50 миллионов рублей или 100 миллионов, ее все равно купят те, для кого ее наличие необходимо. А что касается спроса за пределами Российской Федерации, то он, конечно, окажется крайне ограниченным. Интерес проявится, скорее, прикладного характера.

Конечно, Aurus — прежде всего для российского рынка. Если говорить о том, пересядут ли с Mercedes-Benz на Aurus, — тут сложно сказать. Покупать их будут, эксплуатировать — тоже, но тотального пересаживания не произойдет. Скорее всего, у человека, купившего себе Aurus, это окажется далеко не единственной машиной в гараже. Возможна, она станет использоваться во время каких-то статусных поездок, где важно показать свою лояльность к отечественному и немножко искусственному автопрому.

Сложно говорить о недостатках автомобиля, на котором поездить не удалось, но понятно, что рассматривать вопрос цены в контексте недостатков сложно, потому что для этой машины это непринципиально. Что касается Aurus как в целом продукта автомобильной культуры, то это ничем особо не примечательный автомобиль на фоне аналогов иностранного производства. Он не лучше по салону, он не лучше по ездовым характеристикам. Но он, в принципе, и не должен быть лучше. Да, в нем используется новый мотор отечественной разработки, и коробка отечественная довольно продвинутая, но, как это все будет ездить дальше, — вопрос, на мой взгляд, открытый.


Роман Гуляев — автоэксперт:

— В определенных кругах он, безусловно, будет пользоваться спросом, у определенных клиентов. Какие-то VIP'ы на него пересядут, для кого это вопрос больше понтов не с точки зрения Mercedes-Benz, а с позиции патриотизма. И экспортный потенциал Aurus зависит не столько от экономики, сколько от политики. В определенные страны потенциал экспорта точно есть.


Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Вопрос интересный и неоднозначный. Все-таки 22, 20 или 18 миллионов — это дороже, чем предполагалось ранее. Ведь изначально речь шла о том, что по цене будет что-то вокруг Bentley, чуть дороже, чуть дешевле. Но дело даже не в цене как таковой, а в том, что для любого производства важен возобновляемый спрос. Понятно, что есть очень много людей, которые хотят купить машину как у президента. Имеется достаточное количество таких лиц и организаций. Есть такие люди и за рубежом, на том же Ближнем Востоке. Они не гонятся за Aurus как за автомобилем, а просто хотели бы иметь машину как у Путина, российскую. Условно еще один лимузин для богатых шейхов, у которых есть все.

Я считаю, можно четко прогнозировать, что первая волна спроса будет. Вопрос, что последует потом. Представим себе ситуацию: все несколько сотен человек и организаций купили себе этот Аurus. А дальше кто станет покупать? Если не будет стабильных госзаказов, а живой рынок, то это вопрос. Кроме того, важно и сопровождение автомобиля, какие-то запчасти. Это, конечно, не KIA Rio, но что-то все равно нужно. Если эту машину будет относительно легко обслужить в Москве, то как эту машину станут обслуживать, например, в Новосибирской области?

В любом случае машина недешевая. Это авто «с именем президента», «Aurus с его аурой», но у бренда нет истории, у людей отсутствует понимание, как это все будет ездить. Покупая Bentley или Rolls-Royce, человек может примерно представить, как все обслуживается и за сколько эту машину можно продать через 3–4 года. Купил за 20, а продал за сколько? За 10, за 5, за 3? Тоже вопрос, и пока ответа на него нет ни у кого.


Петр Баканов — автоэксперт, ведущий на «Авторадио»:

— Нужно понимать, что в силу заоблачной цены Aurus Senat — это автомобиль не для всех, а для избранных. Поэтому в целом его рынок сбыта ограничен. То есть это в лучшем случае несколько тысяч выпущенных автомобилей в год. Понятное дело, что в силу своей новизны и определенной оригинальности Aurus Senat должен найти своего покупателя. Вероятно, это будут люди, которые не хотят идти в мейнстриме, выделяться в потоке, либо хотят подчеркнуть некие патриотические настроения, либо просто у этих людей есть тяга ко всему оригинальному и эксклюзивному…

Но нужно понимать и другое: как таковых наработок в сфере данного класса и в сфере гражданского применения у нас не так много. Потому что если взять историю подобных марок немецкого или британского производства, то это годы, десятилетия производства машин. Это сформировавшаяся клиентура, сформировавшийся рынок сбыта и как культура производства, так и культура потребления. Это целый свой мир. Насколько удастся Aurus войти во внешний рынок, закрепиться и продолжить свое существование — большой вопрос. Конечно, наверняка найдутся и потребители из-за рубежа, которые захотят опробовать российский эксклюзив. Но насколько долго удастся удерживать эту планку, конкурировать с динамичными и постоянно меняющимися соперниками… Ведь сейчас, в скором времени выйдет новая «семерка» BMW и так далее.

Рынок постоянно меняется — сможет ли Aurus Senat выдерживать эту гонку, эту конкуренцию? Для этого нужны огромные вложения, и, чтобы этот проект окупился, нужен рынок сбыта. Насколько он будет большим — сложно сказать. С одной стороны, это цена, а с другой — мощности завода и весьма специфическая сфера потребления. Поэтому сейчас, наверное, не стоит сильно загадывать вперед. Потому что российский рынок и российский потребитель не насытился даже массовыми машинами. Грубо говоря, народу сейчас нужны бюджетные простые машины, а также какие-то кроссоверы. Понятно, что есть обеспеченные граждане, которые хотят эксклюзива. Но таких людей всегда будут в лучшем случае тысячи. И для них тоже сформировался рынок сбыта. Сможет ли Aurus Senat перебить потенциального клиента у Rolls-Royce — я на этот счет испытываю большие сомнения.