Есть три причины, по которым цена бензина не снижается вместе со стоимостью нефти, — изменение курса рубля, работа демпфирующего механизма и рыночный фактор. Об этом замглавы минэнерго РФ Павел Сорокин заявил в интервью «Комсомольской правде».

«Первый фактор: бензин в России продается в рублях. При этом обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот. Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках ее стоимость в рублях обычно меняется несильно — как правило, она находится в диапазоне от 3 тысяч до 3,5 тысячи рублей за бочку. Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5 тысяч рублей за бочку», — сказал он.

Второй фактор — то, что темпы подорожания бензина довольно плавные и не повторяют динамику цены на нефть, которая может меняться на десятки процентов. Удерживать стоимость бензина на АЗС на более-менее стабильных значениях возможно благодаря работе демпфирующего механизма, через который государство компенсирует нефтяникам часть упущенной прибыли от экспорта и стимулирует их продавать горючее на российском рынке.

«И третий момент — бизнес всегда неохотно идет на снижение розничных цен. К сожалению, это свойственно коммерческому сектору», — сказал замминистра, добавив, что и до демпфера при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел.

По его словам, в текущей рыночной ситуации правительство не может обязать нефтяников снизить цену на бензин и дизтопливо, поскольку такое требование может привести к убыткам для нефтяных компаний и закрытию НПЗ, а в дальнейшем и к дефициту на рынке.

«Представьте себе, что правительство просто прикажет снизить цены без компенсационных мер. В результате частные компании закроются, а государственным придется тянуть убыточные заводы. Из-за этого у НПЗ станет меньше денег на ремонты, модернизацию, зарплаты, и это приведет к нарастающему кому проблем. Итог один — уменьшение производства моторных топлив», — заключил Сорокин.