Вывоз мусора для бизнеса Закамья становится все более горячей проблемой. В Набережных Челнах решили провести круглый стол и очно выслушать все претензии предпринимателей с компетентными лицами Вывоз мусора для бизнеса Закамья становится все более горячей проблемой. В Набережных Челнах решили провести круглый стол и очно выслушать с компетентными лицами все претензии предпринимателей 

Бизнесмены больше не могут молчать

Вывоз мусора для бизнеса Закамья становится все более горячей проблемой. С января 2019 года действует единый тариф на вывоз твердых коммунальных отходов отдельно для физических и юридических лиц — и с тех пор у «мусорной реформы» много противников. Услуги по вывозу, переработке, утилизации и захоронению отходов предоставляют региональные операторы, а счета выставляются, исходя из норматива накопления отходов. И теперь предприниматели тратят гораздо больше денег на вывоз ТКО, чем раньше. 

Очень много вопросов от бизнесменов получила Торгово-промышленная палата. В Набережных Челнах решили провести круглый стол и очно выслушать с компетентными лицами все претензии предпринимателей. Пригласили представителей прокуратуры, УФАС, министерства строительства, исполкома, независимых экспертов, депутатов от Партии Роста, народных избранников горсовета и Госсовета, всего около 40 человек. 

«Проблемы, с которыми мы столкнулись, исходят из разных трактовок, — обозначил суть встречи Фарид Башаров «Проблемы, с которыми мы столкнулись, исходят из разных трактовок, — обозначил суть встречи Фарид Башаров

В конференц-зале ТПП Челнов не было ни одного свободного места! Еще 50 предпринимателей подключились к встрече по видеосвязи. Также по Zoom от «Гринты» была гендиректор компании Светлана Ярлыченко, а место в зале заняла представитель организации в Набережных Челнах и Нижнекамске Екатерина Уткина. Как заметил наш корреспондент, встреча всех названных лиц в одном месте по-настоящему накалила обстановку: претензий у бизнеса к «Гринте» накопилось немало. Предприниматели больше не могут молчать.

Сгладить ситуацию попытался гендиректор ТПП Фарид Башаров. В приветственной речи он отметил, что у бизнеса возникли серьезные вопросы к регоператору. Переговоры не помогли прийти к консенсусу, и глава ТПП сказал, что позиции сторон стали «враждебными». «Проблемы, с которыми мы столкнулись, исходят из разных трактовок, — обозначил суть встречи Башаров. — Хотим, чтобы ситуация, когда каждый бьется в одиночку, ушла в сторону. Мы должны выработать общее понятийное поле. Прошу не обвинять. Не жалуемся, только чуть-чуть. Жить нам вместе, с мусором справляться вместе».

Светлана Ярлыченко: «Есть соответствующее постановление, которое диктует форму типового договора. Поэтому мы не имеем права делать шаг влево, шаг вправо от него» Светлана Ярлыченко: «Есть соответствующее постановление, которое диктует форму типового договора. Поэтому мы не имеем права делать шаг влево, шаг вправо от него»

Позиция регоператора: «Тарифы устанавливает тарифный комитет, нормативы — закон. А мы лишь исполнители»

Ярлыченко в свою очередь сразу обозначила — она настроена доброжелательно. Но напомнила — Россия перешла на систему региональных операторов и все потребители обязаны заключить с их компанией договор. «Я не согласна с теми, кто говорит, что „Гринта“ выступает в роли монополиста, — возразила Ярлыченко. — Тарифы на вывоз отходов устанавливает тарифный комитет, а компания только подает свои отчеты. То же самое касается нормативов обращения с отходами. Также есть соответствующее постановление, которое диктует форму типового договора. Поэтому мы не имеем права делать шаг влево, шаг вправо от него». Гендиректор «Гринты» буквально трактовала: виновата не воля регоператора, такие условия диктует законодательство.

При этом в «Гринте» на всякий случай отметили, что компания не проиграла ни одного процесса в арбитражном суде. По 16 делам компания выиграла тяжбы либо дело кончилось примирением сторон. Еще около 10 исков находится на рассмотрении.

Сидящая в зале Уткина сразу перешла к ответу на вопросы бизнеса, которые собрали в ТПП и передали регоператору. В ходе их обсуждения стал ясен масштаб враждебного настроя предпринимателей автограда к «Гринте». 

Сидящая в зале Екатерина Уткина сразу перешла к ответу на вопросы бизнеса, которые собрали в ТПП и передали регоператору Сидящая в зале Екатерина Уткина сразу перешла к ответу на вопросы бизнеса, которые собрали в ТПП и передали регоператору

«Удорожание идет в 3 раза. Торговый центр не в состоянии нести такие расходы»

Не стали скрывать непростые взаимоотношения с торговым центром «Омега», который подал на «Гринту» иск. В ТЦ предложили решать все поступившие оператору вопросы в суде либо садиться и обсуждать их вне круглого стола. С чем конкретно «Омега» пошла в суд, Уткина не сообщила, отметив лишь то, что «Гринта» просила торговый центр предоставить ей «максимально корректную» заявку по площадям. Представители регоператора неоднократно встречались по данной теме с руководителями «Омеги». 

В схожей манере Уткина прошлась по всем крупным ТЦ города, которые направили свои претензии в адрес «мусорных королей» Закамья. В основном все сходилось на некорректно поданных заявках на вывоз мусора. Например, у ООО «Трансторгсервис», которое владеет ТЦ «Джумба», была «некорректная заявка», поэтому «Гринта» ее отклонила до предоставления полных сведений. По словам агента, заявка не соответствовала кадастровой карте и виду оказываемых услуг. В первой заявке «Джумба» указала, что торговый центр — административно-офисное здание. А представители отеля Open City в своей заявке ссылались на «количество отходов за прошлый год». В «Гринте» сочли данные некорректными, т. к. из-за локдауна отели приостанавливали свою работу на некоторое время.

Недопонимания возникли и с руководством базы отдыха «Агдаш», которая принадлежит Интигаму Досмамедову. «Гринта» отказала в заявке все по той же причине — некорректная информация Недопонимания возникли и с руководством базы отдыха «Агдаш», которая принадлежит Интигаму Досмамедову. «Гринта» отказала в заявке все по той же причине — некорректная информация

Неоднократные встречи и переговоры проводились с ООО «Санрайс Капитал» (ТЦ Sunrise City), «Торговым кварталом» и холдинговой компанией «Тулпар», но договоры с «Гринтой» еще подписаны не были. Регоператор ждет корректных данных от ТЦ «Сити Молл», а ООО «Вертикаль», которое владеет ТЦ «Алтын Ай», только недавно урегулировало вопросы по поводу квадратуры. Ожидается, что договор с оператором будет заключен на следующей неделе. А ООО «Меценат», напротив, хочет расторгнуть существующий договор.

Недопонимания возникли и с руководством базы отдыха «Агдаш», которая принадлежит Интигаму Досмамедову. «Гринта» отказала в заявке все по той же причине — некорректная информация. «На территории базы расположено несколько домов. В заявке вы указали, что дом №1 рассчитан на четыре человека, второй — на 8, третий — на 10. Но если открыть официальный сайт, то там указано, что первый дом вмещает 10 человек, а один из домов — все 70, — озвучила Уткина. — Мы отказываем предпринимателю в виду того, что данные, которые он подал, заведомо ложные и некорректные».

В свою защиту руководители торговых центров подняли вопрос самоопределения — в постановлении №922 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в РТ» нет категории «торговый центр». Вместе с тем во всех других регионах есть эта категория. «Коэффициент там значительно ниже», — указал управляющий ТК «Торговый квартал» Алексей Аринин. По его словам, при тех же объемах вывозимого мусора идет удорожание за его вывоз в три раза: «Торговый центр не в состоянии нести такие расходы».

В свою защиту руководители торговых центров подняли вопрос самоопределения — в постановлении 922 («Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в РТ») нет категории «торговый центр» В свою защиту руководители торговых центров подняли вопрос самоопределения — в постановлении №922 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в РТ» нет категории «торговый центр»

Слезы «Гринты»: «Знаете, со сколькими манипуляциями нам пришлось столкнуться?»

«Меня как руководителя Торгово-промышленной палаты немного смущает тон, — прервал пререкания бизнесменов с „Гринтой“ Башаров. — Вот меня беспокоит один конкретный вопрос: организация заключила договор на 16 „кубов“. По факту в неделю должны вывозить четыре „куба“, а вывозят один. Предприниматель задается вопросом: „Почему я плачу за воздух?“».

«Согласен. Вы, пожалуйста, объясните, откуда нам брать этот мусор? — эмоционально поддержал его общественный представитель уполномоченного по правам предпринимателей, член политсовета Партии Роста Андрей Балта. — У нас есть статистика прошлого года. Было бы справедливо взять ее, наложить на текущий и рассчитать. Разве не так?»

«Ни у одного юридического лица не было договоров с формулировкой „факт“. Все начисления происходят расчетным методом — либо исходя из нормативов, либо из объема и количества установленных контейнеров», — объяснила Уткина.

«У нас в договорах вы не найдете слова „факт“. Мы тоже предприниматели, бизнес, — вступилась за коллегу Ярлыченко. — Знаете, со сколькими манипуляциями нам, к сожалению, пришлось столкнуться? Подумайте и о нашей стороне вопроса тоже! Мы не идем в Торгово-промышленную палату и никому не жалуемся». С темой пересмотра нормативов, превышающих образование, «Гринта» предложила обратиться с письмом в минстрой.

«Светлана Александровна, мы прожили очень непростой 2020 год, бизнес только зализывает раны, — встал на защиту предпринимательского сообщества Башаров. — Мусора было много, никуда он не делся, его вывозили. А сейчас люди, не придя в себя, помимо налоговых изменений и прочего, „бабахом“ получили резкое повышение стоимости ваших услуг. Да, это не от вас зависело, понимаем. Мы ищем пути решения».

Андрей Балта: «Вы нам, пожалуйста, поясните. Откуда нам брать этот мусор?» Андрей Балта: «Вы нам, пожалуйста, объясните, откуда нам брать этот мусор?»

«Мы пошли на все уступки. Я хочу, чтобы и к нам повернулись лицом»

Региональный руководитель торговой сети «Светофор» Наталья Чекалинская, у которой в подчинении 36 объектов в Татарстане, отметила, что проблем с вывозом мусора у них никогда не было. Но претензии есть по цене: если в прошлом году компания заплатила за вывоз мусора порядка 180 тыс. рублей, то в этом «Гринта» выставила счет на 1,2 млн рублей. Вместе с тем, по словам предпринимательницы, с одной точки вывозят не больше одного контейнера в неделю (если это объект-тысячник — два контейнера). В 2020-м за вывоз четырех контейнеров в месяц платили максимум 5 тыс. рублей, в этом году счета перевали за 25 тыс. и более.

«Сумма сразу увеличилась в 9 раз, товарищи! Я не могу на это пойти! — возмутилась менеджер „Светофора“. — Заявку мы сформировали правильно. Но нам позвонили из „Гринты“ и сказали, что в 2021 году она не пройдет, потому что заявлена от числа контейнеров. Заявка же будет учтена от количества занимаемой площади. Но у меня просто нет столько мусора!»

В «Гринте» ответили, что согласно нормативно-правовой базе число контейнеров на зарегистрированной площадке не может быть единичным. Кроме того, на территории должен быть организован раздельный сбор отходов и ограничен доступ третьих лиц. Только при таких условиях можно вести учет, исходя из количества контейнеров, т. е. по факту мусорообразования. Но у юрлиц эти условия часто не исполняются.

Чекалинская рассказала, что в период пандемии правительство обязало сеть работать в определенных рамках, не допустив повышения цен на продукты. «Мы пошли на все уступки. Хочу, чтобы и к нам повернулись лицом. Я готова платить от контейнера, но не от квадратного метра. Даже могу установить камеру над мусорной площадкой, чтобы в случае необходимости предоставлять полные сведения „Гринте“. Товарищи, я готова пойти на это! Но не на то, чтобы в 2021 году заплатить больше 1 миллиона рублей за вывоз „золотого“ мусора!»

Возмущение высказал и представитель ООО «Санрайс Капитал» Владислав Шарапов. Он поднял вопрос оплаты по массе Возмущение высказал и представитель ООО «Санрайс Капитал» Владислав Шарапов. Он поднял вопрос оплаты по массе

«Мы просим перезаключить договор — отказ. Расторгнуть — отказ. Да что за крепостное право?!»

Представитель ООО «Меценат» Луиза Кудряшова заявила, что «Гринта» нарушает федеральный закон о конкуренции и ущемляет интересы бизнеса. Эту проблему она изложила в письме прокурору РТ Илдусу Нафикову. «Мы просим перезаключить договор — отказ. Расторгнуть — отказ. Да что за крепостное право?! — возмущалась Кудряшова. — Арендаторов у нас практически нет, залы пустуют. Работает только 196 квадратных метров. Мы не можем осилить ту сумму, которую вы хотите от нас получить. Просим, чтобы с нами перезаключили договор и брали только по контейнерам. Сколько вывезли — столько заплатили».

Представительница «Мецената» детально изучила договор с «Гринтой» и заявила, что он незаконно откорректирован челнинским отделением компании. Согласно документам потребители должны доплачивать за вывоз мусора сверх норматива. Однако, если мусора мало, про разницу «Гринта» «забывает».

Возмущение высказал и представитель ООО «Санрайс Капитал» Владислав Шарапов. Он поднял вопрос оплаты по массе. В договоре есть пункт, согласно которому оплата может вестись, исходя из массы ТКО. Но «Гринта» парировала тем, что в пункте идет речь о расчете с операторами, которые занимаются транспортированием и захоронением. «Получается, что перевозчикам и полигонам „Гринта“ может платить по массе, а потребители к данной категории не относятся?» — бурно реагировали собравшиеся.

«Есть вопрос и по нормативам, — продолжил Шарапов. — По нашим показателям мы должны вывозить 2,5 тысячи тонн мусора в год. 215 тонн в месяц. Где брать этот мусор? Производить? Указанные цифры из разряда фантастики. Чем руководствовались, когда определяли нормативы?»

«Я сижу, слушаю, и у меня создается впечатление, что вы, прикрываясь законами, занимаетесь узаконенным рэкетом, — не выдержал в один момент Балта. — Вам описываешь какую-либо ситуацию, вы отвечаете: по закону так и так. Но ведь вы так же, как и мы, бизнесмены. Мы пытаемся договориться: хотим оплачивать, но давайте делать по факту! Это же справедливо. Всегда есть пути для компромисса, но вы почему-то пытаетесь уйти в другую сторону».

Николай Атласов: «Бизнесу надо открыть свои ворота, показать, сколько у них производится мусора зимой и летом» Николай Атласов: «Бизнесу надо открыть свои ворота, показать, сколько у них производится мусора зимой и летом»

Нормативы изменятся к концу года?

После бурной дискуссии слово взял депутат Николай Атласов. Он немного охладил накал страстей на встрече, заявив, что вопросы взаимодействия с региональными операторами уже полгода прорабатываются в Госсовете. По его словам, новые нормативы касательно «мусорной реформы» могут быть приняты к концу 2021 года. «Но предпринимателям сейчас надо помочь, в первую очередь профильным министерствам, — выступил Атласов. — Бизнесу надо открыть свои ворота, показать, сколько у них производится мусора зимой и летом. Чтобы новые нормативы, которые появятся вслед за старыми, принесшими столько проблем, являлись прежде всего корректными для бизнеса».

Все проблемы, которые подняты в рамках круглого стола, сказал депутат, будут учтены и вынесены на обсуждение в Госсовете. Для детальной работы Атласов обратился к предпринимателям с просьбой направить в ТПП аналитические данные по своим предприятиям. Госсовет, в свою очередь, передаст все в профильное министерство.

«Давайте работу проведем вместе. Реформа для нас нужна. Вы сами это понимаете, — попытался снизить высокий градус встречи Атласов. — Мы видим работу регоператора. Я думаю, что он так же, как бизнес и жители, заинтересован в том, чтобы у нас не появлялись свалки. Надо снижать количество отходов. Понятно, что подход у каждого разный. Но цель одна».

Кроме того, как сообщили «БИЗНЕС Online» в ТПП, по итогам встречи будет создана рабочая группа по взаимодействию с регоператором, куда, к слову, вошла и сама «Гринта». «Реформа очень сложный и длительный процесс. Мы видим, что есть несовершенство закона, — подвел итоги круглого стола Башаров. — Будем молчать — продолжим мучиться дальше. А то и закрываться, лишая людей рабочих мест и возможности покупки дешевых товаров».