Дмитрий Туманов: «От сатанизма и проповедников маргинальной похоти мир устал» Дмитрий Туманов: «От сатанизма и проповедников маргинальной похоти мир устал» Фото: Сергей Елагин

«В Татарстане мы смогли создать движение, которое за 20 тысяч лет ни одна цивилизация не смогла сделать»

— Дмитрий Александрович, кому более 20 лет назад пришла в голову идея создать фестиваль для творческих детей? И какую дату вы считаете днем рождения фестиваля «Созвездие-Йолдызлык»?

— Считаю, в Татарстане мы смогли создать движение, которое за 20 тысяч лет ни одна цивилизация не смогла сделать. А началось все с Качаловского театра. У меня была такая боль из-за страшного, жестокого, беспощадного, грязного закулисья. Самая большая проблема культуры — это то, что все заполонила посредственность. И зависть в творческой среде страшная, все разъедающая. Это во мне копилось-копилось…

В конце 90-х я вернулся в Казань из Томского театра драмы и понял, что в тоталитарном театре я больше никогда служить не стану. В советское время в театре не была допустима такая безудержная власть индивида над всем, поэтому в штате всегда состояли два режиссера.

Во времена дефолта, когда все рушилось, мы с Женей Аладинским, очень талантливым человеком, решили делать свой театр. И у нас уже получалось. Благо в то время было много творческих людей с телевидения — «Эфира», «Варианта». Тогда нас попросили возродить фестиваль «Юная звезда». «А почему бы и нет?» — решили мы.

Типичная беда ребенка во всех этих конкурсах — совершенно дикая клановая коррупция. Зачастую первые места раздаются тем, педагоги чьей школы сидят в жюри. Уже в пять лет ребенок понимает, что абсолютно все может быть продано. А это смерть человеческой души. И воспитать хорошего гражданина из такого ребенка невозможно!

И мы начали работать. Во-первых, я убрал всех заинтересованных личностей из жюри, а самое главное — мы полностью исключили оттуда весь сомнительный педагогический корпус. Кроме Раили Гариповой. Насколько я знаю, благодаря деятельности нашей команды и при поддержке руководства республики наш Татарстан стал единственным регионом в мире, который убрал коррупцию из детского творчества.

— Как вам это удалось?

— Мое ноу-хау в том, что в жюри я посадил известных в то время журналистов — Алину Ивах и Дмитрия Платонова из «Эфира», Аделю Насыбуллину из телекомпании «Вариант», Владислава Листкова с «БИМ-радио». Эти люди не были связаны со школами, плюс к тому они бесплатно продвигали наших конкурсантов через свои СМИ. И фестиваль стал узнаваемым. К 2000 году мы поменяли номинации конкурсной программы, у нас уже оказалось порядка тысячи участников. Но фестиваль мы с Аладинским проводили еще на свои деньги. Тогда у нас была одна из лучших рекламных фирм в Татарстане.

А в 2001 году, заручившись поддержкой Игоря Леонидовича Савельева, в то время председателя комитета по делам молодежи Казани, я пришел в управление внутренней политики аппарата президента РТ и сказал, что мы занимаемся большим делом, что это не только культурный, но и общественно-политический проект. Можно построить красивые города из бриллиантов, но если по их улицам не будут ходить озаренные светом таланта и вдохновения люди, то это окажутся духовно мертвые города.

«Минтимер Шарипович пришел на гала-концерт «Созвездия» и со сцены сказал, что будет патронировать наш фестиваль через Фонд поддержки развития культуры при президенте РТ. Именно этот день я считаю днем рождения фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык» «Минтимер Шарипович пришел на гала-концерт «Созвездия» и со сцены сказал, что будет патронировать наш фестиваль через фонд поддержки развития культуры при президенте РТ. Именно этот день я считаю днем рождения фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Нас поддержали начальник отдела по работе с общественными организациями АП РТ Ирина Васильевна Терентьева и ее заместитель, мой будущий учитель Ленар Касимович Сафиуллин и направили в Москву на I съезд лидеров гражданского общества, где президент России Владимир Путин напутствовал нас такими словами: «У меня нет возможности дойти до каждого феодала, поэтому я вам даю полномочия — идите, добивайтесь своего, проводите демократический аудит в своей области деятельности, и я вам всем помогу». Владимир Владимирович поставил перед нами задачу — через создание сильных институтов гражданского общества сделать сильной нашу страну.

После возращения с форума министр по делам молодежи и спорту РТ Марат Мансурович Бариев дал мне возможность выступить перед президентом РТ Минтимером Шариповичем Шаймиевым, и я прочитал свой доклад о том, как Москва забирает из регионов не только налоги, но и молодежную творческую элиту. И 23 марта 2001 года Минтимер Шарипович пришел на гала-концерт «Созвездия» и со сцены сказал, что будет патронировать наш фестиваль через фонд поддержки развития культуры при президенте РТ. Именно этот день я считаю днем рождения фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык».

В 2002 году мы впервые получили бюджетные деньги, 600 тысяч рублей, на просмотр детей в районах республики. Мы поехали, и там начались скандалы: а судьи кто? Местным не понравились критерии отбора казанского жюри. Если до нас даже в Казани при отборе конкурсантов существовала коррупция, то представляете, какой она была в районах?! Если дочь или внук главы участвует, то обязательно первое место должен занять…

Самая главная наша заслуга перед культурой и народом Татарстана — это то, что мы не пускали низкопробную попсу. Считаю, то, что ты поешь, формирует не только тебя, но и будущие поколения твоей нации.

«Созвездие» — это самый сильный проект гражданского общества в партнерстве с властью — за души наших детей, чтобы они были светлыми, чтобы их не убивала бесчестность»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Все эти «целуй меня везде» у нас не проходят!»

— То есть репертуар вы тоже фильтровали?

— Конечно! Все эти «целуй меня везде» у нас не проходят! Правда, и сегодня иногда проскакивает сомнительное содержание в англоязычных песнях, когда педагоги не удосуживаются перевести текст. В положении о фестивале мы рекомендуем использовать песни, созданные до 1980-х. Именно поэтому такая духовная чистота у выпускников «Созвездия-Йолдызлык», которым уже по 30 лет. Потому что они совсем другие люди, светлые и чистые духовно. «Созвездие» — это самый сильный проект гражданского общества в партнерстве с властью — за души наших детей, чтобы они были светлыми, чтобы их не убивала бесчестность.

— Каким был следующий этап фестивального движения?

— В 2002 году Минтимер Шарипович опять пришел к нам на гала-концерт, после которого Сакина Шакировна, светлая ей память, сказала: «За этот концерт мой муж помолодел на 10 лет». Статью с данными словами опубликовала газета «Время и деньги». И это нам помогло в дальнейшей работе.

До нас в жюри не было справедливости, а тут народ воспрянул! Но у нас начались и большие проблемы… В одном районе угрожали: «Не дашь первое место, у вас в офисе пройдет обыск, изымут документы, вас обвинят, что вы украли деньги». Я знал, что черный пиар нужен в современном общественном пространстве, но не догадывался, что это настолько опасно для жизни…

Еще одним переломным моментом стало то, что Минтимер Шарипович после окончания гала-концерта 2002 года поручил нашим общественным организациям самим инициировать присвоение званий педагогам, работающим с нашими конкурсантами. Тем самым он дал стимул педагогическому корпусу для работы. А ведь звание получить было крайне сложно, особенно в районах!

— То есть вам дали инструмент в руки?

— Совершенно верно. И у нас, как только мы дали представления сразу на 7 званий, началась бойня с бюрократическим аппаратом. Что там было!.. Но за пять лет мы все привели в порядок. И республиканские педагоги допобразования больше не унижались, все унизительные процедуры мы взяли на себя.   

— Когда вы почувствовали отдачу от фестиваля?

— Когда в институт культуры пошла поступать красота — наши конкурсанты. В 2005 году мы пригласили народного артиста СССР Василия Ланового к нам на концерт, и я попросил его спеть «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры». И он сделал это с нашей конкурсанткой Татьяной Белоглазовой из Новошешминска. И зал зарыдал! Это были слезы памяти и благодарности погибшим героям, подарившим нам жизнь.

Президент РТ 29 апреля 2006 года подписал указ №165 о поддержке фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык».

В то время мы уже полностью освободили наше жюри от клановости и начали вновь приглашать туда педагогов из консерватории, жюри возглавила народная артистка России и Татарстана, профессор Казанской государственной консерватории Зиля Даяновна Сунгатуллина. В жюри также работали педагоги ГИТИСа и других творческих вузов и коллективов Москвы. Лучшие педагогические кадры страны стали приезжать к нам в жюри и бесплатно давать мастер-классы в деревнях!

«В 2010 году на концерте «Созвездия» на сцене МХАТ им. Горького в Москве министр культуры РФ Александр Авдеев передал Рустаму Минниханову телеграмму Владимира Путина о том, что фестивальное движение «Созвездие-Йолдызлык» — это пример для всех регионов, его надо развивать на всю Россию «В 2010 году на сцене МХАТ имени Горького в Москве министр культуры РФ Александр Авдеев передал Рустаму Минниханову телеграмму Владимира Путина о том, что фестивальное движение «Созвездие-Йолдызлык» — это пример для всех регионов, его надо развивать на всю Россию» Фото: tatarstan.ru

«Если чиновники не захотят, ничего не будет, даже если есть решение президента»

— Как шло финансирование фестиваля?

— С 2002 года Минтимер Шарипович патронировал фестиваль через фонд поддержки развития культуры при президенте РТ. Но случалось, что финансовые чиновники строили козни. Знаете, у чиновников своя культура. Если они не захотят, ничего не будет, даже если есть решение президента. В 2003 году Шаймиев сказал о создании бюджетного учреждения «Центр по поддержке одаренных детей», а премьер-министр РТ Рустам Нургалиевич Минниханов подписал постановление о его финансировании. Важнейшую роль в принятии этого решения сыграли нынешние депутаты Госдумы Марат Мансурович Бариев и Ильдар Ирекович Гильмутдинов.

В своем послании Госсовету РТ в 2002 году Минтимер Шарипович сказал: «Назрела потребность создания республиканского продюсерского центра для одаренных детей, аккумулирующего финансовые и технические средства, специалистов. Это позволит не распылять их между коллективами, а систематизировать государственную поддержку творческих коллективов, привлекать спонсорские средства». Его идея была в том, чтобы инвестировать в единую мощную систему, какой сейчас и стало движение «Созвездие-Йолдызлык».

— Через центр идет финансирование фестивального движения?

— Нет, на фестиваль направляется отдельная субсидия. Деньги, выделяемые на центр, передаются на зарплаты, содержание самого центра, коммунальные услуги.

Та самая телеграмма Владимира Путина Та самая телеграмма Владимира Путина Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как к фестивалю относится Рустам Минниханов?

— Я считаю, подписав постановление о финансировании центра, Рустам Нургалиевич уже начал патронировать «Созвездие-Йолдызлык». В 2010 году на концерте «Созвездия» на сцене МХАТ имени Горького в Москве министр культуры РФ Александр Авдеев передал Рустаму Минниханову телеграмму Владимира Путина о том, что фестивальное движение «Созвездие-Йолдызлык» — это пример для всех регионов, его надо развивать на всю Россию. И Рустам Нургалиевич торжественно взял патронаж над нами. Затем на съезде соотечественников во Дворце съездов в Кремле Минтимер Шарипович попросил Дмитрия Медведева, чтобы наш фестиваль окормлял пространство стран ШОС. А исполком СНГ включил наш фестиваль в план культурного объединения молодежи своих стран.

— Кто из бизнеса помогал фестивалю?

— После «вещего сна Минтимера Шариповича» на церемонии «Благотворитель года», в котором он дал поручение Айрату Хайруллину помочь нам, Айрат Назипович, светлая ему память, четыре года поддерживал нас, за что я ему очень благодарен. Потом было поручено поддерживать фестиваль «Ак Барс Холдингу». Мы успешно проработали два года. Спасибо большое и им.

Также нашим партнером стало ОАО «Мелита». Дети всего Татарстана благодарны руководителю этого предприятия, человеку – золотому сердцу Раису Хафизовичу Гумерову. Из сферы бизнеса я хотел бы отметить также компании «Битар» и «Параллакс». Спасибо всем, кто все эти годы с нами. Помогал и помогает чем может.

— Каков бюджет фестиваля?

— Мы начинали с 3,2 миллиона рублей, а в 2020 году бюджет был 85,5 миллиона, плюс на содержание центра, итого 95 миллионов рублей. На самом деле это смехотворный бюджет, потому что фестиваль «Созвездие» — это работа ежедневная, круглогодичная. У нас один только призовой фонд составляет 30 миллионов рублей! И каждый год, слава богу, кто-то спасает «Созвездие»…

— Сколько вам реально требуется денег в год?

— Для нормальной работы требуется минимум 200 миллионов рублей, максимально — миллиарда 2. И чтобы меня не пытали тендерами по ФЗ-44, потому что у меня авторское право, зарегистрирована торговая марка.

«Созвездие» — это, прежде всего, два человека: исполнительный директор Наталья Смирнова и Дмитрий Платонов, на котором с 1998 года лежит вся режиссура, производство видеоклипов и вся организационная работа фестиваля в течение года» «Созвездие» — это прежде всего два человека: исполнительный директор Наталья Смирнова и Дмитрий Платонов, на котором с 1998 года лежит вся режиссура, производство видеоклипов и вся организационная работа фестиваля в течение года» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Созвездие-Йолдызлык» — это государствообразующий бренд»

— И что тогда получила бы республика?

— Она обрела бы счастливых людей. Не зря же Григорий Орджоникидзе (ответственный секретарь комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО — прим. ред.) уже шестой год подряд дает нашему фестивалю эгиду комиссии, информируя культурное сообщество страны, что мы являемся нематериальным духовным наследием России. Он считает, что «Созвездие-Йолдызлык» — это государствообразующий бренд. Наши дети никогда на митинги не выйдут, потому что знают, что революция — это всегда кровь.

— Как строится программа фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» на год — отборочные, финалы, концерты? (Алена Кузьмина)

— Отборочные туры в районах проходят с ноября – декабря. Местная администрация сама их проводит и финансирует. Правда, не все работают честно, например, в некоторых районах в морозы перестали направлять автобусы за детьми в деревни.

Но есть и ответственные руководители. Вот, к примеру, как сказал прекрасный глава Высокогорского района, наш друг Рустам Галиуллович Калимуллин, «Созвездие» для детей районов — это как Олимпийские игры. Более того, президент РТ строит в районах инфраструктуру под фестиваль — дома культуры. У нас же полуфиналы проходят зонально, и место проведения каждый год меняется. На полуфиналы выезжает уже наше жюри и отбирает участников в финалы.

— И сколько полуфиналов у вас получается?

— Вместе с Казанью — 10. А в жюри у нас лучшие мастера творческого педагогического корпуса России и Татарстана. Режиссуру всех концертов выстраивает заслуженный артист Татарстана и Крыма Дмитрий Платонов, исполнительный директор фестиваля — Наталья Смирнова. Вместе с ней мощные специалисты — организаторы высочайшего уровня Алсу Мадишина, Лилия Багаутдинова.

— Платонов по-прежнему с вами?

— Конечно. «Созвездие» — это прежде всего два человека: исполнительный директор Наталья Смирнова и Дмитрий Платонов, на котором с 1998 года лежит вся режиссура, производство видеоклипов и вся организационная работа фестиваля в течение года.

— А каждый звездный член жюри — это хорошие деньги?

— Хорошие деньги получают Мэл Гибсон, футболисты и хоккеисты.

— Сколько детей через вас проходит на каждом полуфинале?

— От 19,5 тысячи до 21,5 тысячи. Эти концерты снимает и транслирует на весь мир телеканал «ТНВ», за что огромное спасибо Ильшату Аминову.

— Какие номинации на вашем фестивале? (Зухра)

— Хореография, вокал-соло, вокальные ансамбли, конферанс, музыка к песне, текст песни, видеоклип.

— Сколько бывает финалистов?

— В номинации «вокал-соло» — пять возрастных групп, в номинациях «хореография», «конферанс», «вокальные ансамбли» — по три возрастных группы, в остальных — по одной, от 5 лет до 21 года. И в каждой группе в финал выходит по три лучших номера.

На финал и суперфинал в Казань приезжают 5,5 тысячи детей на 8 дней. Посчитайте, сколько нужно денег, чтобы обеспечить им питание и проживание! А какие шикарные подарки от президента им делают! А ведь ни один человек сам не предложил спонсировать «Созвездие-Йолдызлык». По поручению Рустама Нургалиевича нас спонсирует «Татнефть» — дает 3,5 миллиона рублей. Спасибо огромное за это! В «Созвездии» работа начинается с первого квартала, а бюджетные деньги еще не поступают, потому в это время нас выручает «Татнефть». Однажды нам помог Фарид хазрат Салман — дал нужный номер телефона, и нас завалили одеждой — детям на призы. Да продлит Всевышний годы его жизни.

Вообще, я считаю, что в Казань должно приезжать как можно больше детей, потому что основная учеба происходит здесь. Во-первых, дети ходят в музеи, во-вторых, встречаются с живыми легендами — народными артистами РФ и РТ.

— Слышал, что победителям «Созвездия» помогают поступать в ГИТИС. Сколько это стоит? Помогает ли республика с оплатой обучения? (Давлетшин Ренат)

— ГИТИС окончили 95 наших выпускников! Из них человек 12 учились на бюджете. А остальным учебу оплачивала республика благодаря Рустаму Нургалиевичу Минниханову. Некоторые нас обвиняют в том, что мы «пристраиваем» участников фестиваля на платное отделение, а они как будто бездари. Ничего подобного! Ректор ГИТИСа Григорий Заславский озвучил такие цифры: 169 человек на место — при приеме на бесплатное обучение, а 530 — на платное. В прошлом году Вика Пустоварова из Лениногорска поступила на бюджетное место отделения «музыкальный театр». А было всего пять бюджетных мест! Я сам готовлю их к поступлению, причем бесплатно. С гордостью могу сказать, что ректором ГИТИСа и министерством культуры РФ мне было поручено два года возглавлять государственную экзаменационную комиссию по режиссуре эстрадного факультета РАТИ ГИТИС.

«Двое учатся в «Щуке», многие в консерватории и институте культуры. Что касается успехов, то, например, наш Рузиль Гатин сегодня поет в «Ла Скала» и Большом театре. А вот в оперный театр имени Джалиля его не взяли — сказали, что голос слабый. Не ценят у нас таланты» «Двое учатся в «Щуке», многие в консерватории и институте культуры. Что касается успехов, то, например, наш Рузиль Гатин сегодня поет в «Ла Скала» и Большом театре. А вот в оперный театр имени Джалиля его не взяли — сказали, что голос слабый. Не ценят у нас таланты» Фото: Сергей Елагин

«За 20 лет через «Созвездие» прошли 1,2 миллиона детей»

— Сколько «птенцов» вылетело из гнезда «Созвездия» за 20 лет фестивального движения?

— С 1998 года — 1,2 миллиона. И эту цифру назвал не я, а премьер-министр РТ Алексей Валерьевич Песошин, который назначен председателем совета при президенте РТ по поддержке нашего фестивального движения. Огромную поддержку нам в свое время оказал и Ильдар Шафкатович Халиков. Он заботился о нас и помогал всем, чем мог. У него большое доброе сердце. 


— Где еще учатся или учились ваши? Каких достигли успехов?

— Двое — в «Щуке», многие в консерватории и институте культуры. Что касается успехов, то, например, наш Рузиль Гатин сегодня поет в «Ла Скала» и Большом театре. А вот в оперный театр имени Джалиля его не взяли — сказали, что голос слабый. Не ценят у нас таланты. Рузиль Гатин — это национальное достояние!

«На сцене Ла Скала стояли Паваротти и Шаляпин, тут поет Нетребко – огромное ощущение»

— Прокомментируйте мнение нашего читателя: «Как занятие и времяпровождение для детей и подростков фестиваль „Созвездие“, может быть, и полезен. А что касается талантов, то молодежных рок-, панк-групп за эти 20 лет в Татарстане не появилось».

— И слава богу, что не появились. И пусть не появляются совсем. Кто хочет, чтобы они возникли, пусть едет в США и вливается в ряды плебеев в районе Гарлема. Клан Рокфеллера и теневое мировое правительство во всех оккупируемых ими странах разрушают культурный код. Это элемент государственной измены, и не надо, чтобы они появлялись. Во всяком случае, не в публичном поле и не на бюджетные деньги. В современном инфопространстве уже началась «Третья мировая война». Люди, которые задают этот вопрос, не понимают всю трагичность ситуации.

— Кто вообще формирует репертуар? Администрация «Созвездия» диктует свои условия в этом вопросе? (Элина).

— К сожалению, цензуры у нас нет.

— А кто должен осуществлять ее?

— Общественные советы при минкульте РТ. Например, если мы возьмем рэп, то должен быть общественный совет по этому направлению. Рэп же тоже бывает разным. Есть добрый, хороший, а есть злой и отвратительный. В США на каждом телеканале есть общественный совет! И у нас должен быть такой, причем в нем обязательно нужны мулла и священник, члены Общественной палаты РТ, члены совета по культуре при президенте РТ, фонда поддержки развития культуры при президенте РТ.   

«Я благодарен всем, кто способствовал тому, чтобы этот дом восстановили и отдали «Созвездию». А здание стояло полностью убитое, с водой в подвале… Мечтаю там сделать театр» «Я благодарен всем, кто способствовал тому, чтобы этот дом восстановили и отдали «Созвездию». А здание стояло полностью убитое, с водой в подвале… Мечтаю там сделать театр» Фото: Андрей Титов

«Никакому новомодному эксперименту места не будет»

— У вас уже есть четкий план, что будет происходить в театре Алафузова кроме фестивалей? (Ильина Наталья)

— Сбудется моя мечта: те дети, которых мы обучили и которые стали профессионалами, получат в этом доме рабочие места. Я благодарен всем, кто способствовал тому, чтобы этот дом восстановили и отдали «Созвездию». А здание стояло полностью убитое, с водой в подвале… Мечтаю там сделать театр. А началось все в 2008 или 2009 году, когда группа мастеров сцены написала письмо о том, что бесценным актерским кадрам негде работать — мало театральных площадок. И я стал бороться за создание рабочих мест для артистов. Во-первых, начал выбивать деньги за концерты, чтобы участникам «Созвездия» платили за выступления на них. И у меня получилось — сегодня они получают от 3 до 20 тысяч за выступление. А концертов у нас проводится немало. Тем самым мы начали избавляться от феодализма, когда дети принимали участие в концертах бесплатно — иди-ка, пой-пляши… Я считаю, бесплатно — это неправильно, потому что это прекрасная творческая работа и детей, и их педагогов. В 2013 году нам ответили, что после Универсиады под театр отдадут МИЦ (международный информационный центр — прим. ред.). Слава богу, нам его не отдали, потому что он абсолютно неприспособлен под театр.

— А что из себя представляет здание Алафузовского театра?

— Жена Алафузова после его смерти построила рабочим театр. Это в 3 раза уменьшенная копия Мариинского театра, на 250–300 мест. Роскошь потрясающая! На реконструкцию было затрачено 848 миллионов рублей, хотя сначала речь шла о 150 миллионах, чего, конечно же, не хватило бы. Спасибо огромное Рустаму Нургалиевичу за поддержку, оказанную нам в такое непростое время. Министру молодежи Дамиру Ильдусовичу Фаттахову и его дружной команде спасибо сердечное. Министерству строительства и ГИСУ низкий поклон от всех нас. Они курировали проект и проявили себя настоящими профессионалами.

— И у вас там будет театр?

— Он планировался как экспериментальный музыкальный молодежный театр. Там появится подразделение консерватории. У меня будет 6 режиссеров, 80 актеров в штате! Боюсь сглазить, но пока планируется так. А премьеру поможет поставить Кирилл Вытоптов (известный московский театральный режиссер — прим. ред.). Сам я стану художественным руководителем. Работать у нас смогут только профессионалы, никакому новомодному эксперименту места не будет. Я считаю, что на бюджетные деньги экспериментировать способны только профессионалы. Меня интересуют известные школы. Вот Кирилл Вытоптов — это школа. У нас есть прекрасные молодые режиссеры, например Лилия Ахметзянова. Первыми спектаклями станут «Ходжа Насреддин» и «Укрощение строптивой». Я также хочу, чтобы была поставлена «Комедия плаща и шпаги», которая у нас не ставилась уже лет 30. Надо немного очищать от эксперимента, от современности. Вот этот чистый бродящий сок молодого вина, который течет во всех жилах героев Лопе де Веги… 

— Как этот театр стыкуется с «Созвездием»?

— Театр Алафузова позиционируется министерством по делам молодежи РТ как резиденция «Созвездия». Я консерватор, моя миссия — сохранить знания, чтобы они не потерялись и передавались из поколения в поколение. Вот основная задача этого центра.

В прекрасном подростковом клубе Нижнекамска висит плакат: «Давайте делать искусство, а не мусор». Я за это двумя руками!

— Вы в здании бываете, что сегодня там происходит?

— Я практически каждый день прихожу, дом почти готов к открытию, но мы должны полностью все проверить после реконструкции. Но самое главное — нам срочно надо получить штат, потому что сегодня там никого нет, кроме охранника, и никого пускать я не могу.

— Площадь здания большая?

— Насколько я знаю, более 3 тысяч квадратных метров.

— «Созвездие» туда переедет?

— Нет, оно останется в своем здании, театр Алафузова — это только сценическая площадка. Туда также заходит театр танца «Дорога из Города», которому никак не могли найти места. У нас же опять наворотили — в законе о молодежной политике молодежью считаются люди от 14 до 35 лет, и теперь нельзя тратить деньги на детей младше 14 лет, если финансирование идет через министерство молодежи. Бред же! Хорошо, что «Созвездие-Йолдызлык» — общественная организация, и нам направляется субсидия. Я хочу, чтобы все 95 «созвездинцев» вернулись в Татарстан и работали в этом театре.

— 95 — это те, кто учился в ГИТИСе?

— Конечно, время ушло, все не вернутся, потому что уже многие занимают посты в театрах. Например, Михаил Урецкий получил прекрасную роль во МХАТ имени Горького. Алексей Родионов из Лаишево был солистом ансамбля песни и танца МВД России. Он сегодня в трех мюзиклах работает в Питере и Москве. Катя Данилова — лицо «Лукойла», снимается в сериалах. У них там вообще все в порядке!

«На сайте «Созвездия» (www.yold.ru) есть образцы заявок, и заявления подаются в управления по делам молодежи районов и городов республики. Именно эти управления формируют команду от региона РТ»Фото: «БИЗНЕС Online»

«И не надо специальной номинации для инвалидов!»

— Почему среди участников фестиваля почти нет ребят с ограниченными возможностями здоровья? Почему коррекционные школы для детей с нарушениями зрения, слуха и ДЦП вообще не участвуют в отборе участников? Почему нет специальных номинаций фестиваля для таких особенных детей? (Александр)

— Ничего подобного! Пусть лучше скажут, почему государство не дает деньги на запись видеоклипов. Когда дети талантливые и хорошо готовятся к конкурсу, занимают первые места. Например, Азалия Яфясова из Набережных Челнов — прекрасная певица. В прошлом году она выбрала плохую песню, и жюри ее срезало. Мы не делаем различия между больными и здоровыми, просто надо лучше готовиться. И не нужно специальной номинации для инвалидов! Когда деревни возмущались, что никогда не дотянутся до городских, и предлагали разделить фестиваль на деревенских и городских, мы отказались. И ничего — гран-при занимают коллективы из районных центров РТ! Потому что главы районов вкладываются в подготовку своих конкурсантов. И мы туда мастер-классы возим.

— Такое ощущение, что на фестиваль попадают только по блату. А как обычному ребенку без поддержки школы или родителей заявиться на фестиваль? Есть ли форма заявки для всех желающих на сайте «Созвездия»? (Артем)

— На сайте «Созвездия» (www.yold.ru) есть образцы заявок, и заявления подаются в управления по делам молодежи районов и городов республики. Именно эти управления формируют команду от региона РТ. Насчет блата спросите у Рузиля Гатина, и мы вам дадим телефон еще 95 «гитисовцев». Они расскажут, как поступили, учились и сколько труда вложили в себя, чтобы попасть в лучший творческий вуз страны.

— А если в управлении скажут: у нас коллективов много, с улицы никого не берем?

— Можно прислать видео своего выступления к нам в офис, и, если ребенок действительно талантлив, я его приглашу на конкурс.

— За это в коррупции вас не обвиняют?

— Даже говорили, что люди квартиры продают, чтобы их ребенок смог в нашем конкурсе участвовать, что по 150 тысяч платят за первое место! Но хоть бы раз назвали фамилию, кто деньги взял… Дело в том, что «Созвездие» — это мой бренд, я его фактически сам придумал ради талантливых детей, потому я имею право лично принять решение о приглашении в Казань, о переводе из тура в тур. На суперфинале у меня такое право заканчивается. Но я за то, чтобы каждый приезжал в Казань.

У нас ведь еще есть творческие смены: зимой — в санатории «Васильево», а летом — в «Артеке». Представляете — пять смен на море, 250 детей выезжают! Кстати, нам предлагали полностью занять один из лагерей «Артека», потому что считают, что только система «Созвездия» приносит результат. И наши дети дают там концерты — и в Севастополе, и в Бахчисарае, и в самом лагере. Григорий Орджоникидзе присутствовал на концерте в Балаклаве. Представитель России в ЮНЕСКО на концерт «Созвездия» в Крым приезжает! В «Артеке» он увидел, как поет наша гениальная Зиля Вафина, и предложил ей выступать в Театре мюзикла у Швыдкого. Сегодня она учится на третьем курсе мастерской Елены Шаниной, а с весны будет в трупе Театра мюзикла. Вот такие ангелы-хранители у детей «Созвездия», вот какие люди занимаются с нашими ребятами! 


«Сакина Шакировна сказала: «Я никогда не думала, что при нашей жизни деревни превратятся в Европу»

— Трудностей у «Созвездия» много, деньги у чиновников приходится выбивать каждый год, но все скрашивает президент Татарстана. Он наша опора. Где еще могли бы выделить 848 миллионов на реконструкцию театра в такое сложное для экономики время?! Только в РТ и только наш президент.

— Возможно, эти деньги было бы лучше вложить в конкретных детей, а не в стены?

— Нет! Дело в том, что у нас катастрофически мало театров! В Казани необходимо минимум пять муниципальных театров, а у нас нет ни одного.

— Зато республиканские есть.

— Всего 7! Правда, еще есть частные, экспериментальные и камерные. Мне кажется, что индикатор успешности региона должен выводиться из того, сколько из него вышло известных в стране и мире людей. Александр Фельдман и Михаил Волконадский из камерного театра «Сдвиг» — из таких.

— Каких театров не хватает в Казани?

— Во-первых, должен быть отдельный театр мюзиклов, во-вторых, театр оперетты. И театр комедии, безусловно.

— То есть музыкальный театр нужен?

— Обязательно! Эльмира Галимова написала потрясающую оперу, а ее никому не надо. История еще спросит, если она так и будет в стол писать! И элемент травли есть со стороны старших товарищей. У нас почему-то не радуются успехам учеников. Я не устану повторять: человек должен оставаться человеком! И мы наших детей этому учим.

Самая счастливая в моей жизни фраза — это слова Сакины Шакировны. Как-то раз буинцы вышли танцевать канкан какой-то, танго — здорово же, это свобода, жажда красоты! Все члены жюри: «Ой, что это такое, зачем?!» Но я как генеральный продюсер настоял, чтобы номер включили в программу. Он был честным и искренним. А Сакина Шакировна сказала: «Я никогда не думала, что при нашей жизни деревни превратятся в Европу». «Созвездие» это сделало! И именно оно в 2000-х годах, по словам нашего замечательного Ильдара Шафкатовича Халикова, в нулевые сохранило культуру в деревнях, потому что поддерживало очень высокий уровень, в первую очередь благодаря личности Зили Даяновны Сунгатуллиной.

«Подошел охранник Ельцина и сказал: «С завтрашнего дня вы народная артистка России»

— Какой театр из действующих в РТ вы выделили бы?

— Я восхищен набережночелнинским театром «Мастеровые», его спектаклем «Ревизор». Но о нем никто не говорит. Диана Сафарова — очень талантливый режиссер. Ее спектакль «Маугли» — это что-то невероятное, я даже плакал от такой красоты. Она талант мирового уровня.

— Смотрели ее иммерсивный спектакль «Анна Каренина»?

— Да, очень хороший спектакль. И я гордился тем, что там «созвездинцы» играли, причем прекрасно.

— Как оцениваете Камаловский театр?

— Я смотрел несколько спектаклей. А вообще, боюсь сегодня ходить на спектакли — не хочу испортить детские впечатления. В Камаловском театре меня всегда потрясает один артист — Искандер Хайруллин. Величайший артист, но недооцененный в российском и мировом театральном пространстве. Я считаю, у татарской нации есть возможность получить «Оскар» за счет уникальных артистов, например таких, как Искандер Хайруллин, Гузель Минакова-Сибгатуллина.

— А как театр имени Качалова?

— Спектакли этого театра — вне рамок профессионального обсуждения.

— Вообще ротация руководителей театров нужна?

— Конечно!

— А русский ТЮЗ?

— Это единственный театр, который, получив «Золотую маску», не имеет гранта президента РТ. Сегодня это абсолютно нищий театр, у народных артистов зарплата — 25 тысяч рублей. Это безобразие, когда лучший театр не имеет гранта.

— Как считаете, наши театры достаточно премьер выпускают?

— В советское время существовала норма — минимум 6 премьер за сезон. А сейчас иногда одну делают. И по деревням с гастролями они не ездят, как было раньше. Спрашивается, у вас есть совесть? Президент построил 300 прекрасных сельских домов культуры, чтобы процветало там творчество, чтобы там показывали лучшие образцы культуры!

Я вообще считаю, что самым высокооплачиваемым коллективом должен быть Государственный ансамбль песни и танца РТ, потому что там национальная культурная основа. Я был в шоке, когда ему не дали премию имени Мусы Джалиля. Я считаю, что ансамбль песни и танца должен получать в год 100–200 миллионов рублей, потому что практически нет выше института творчества, который на практике защищает великий татарский культурный код.


«Система конкурса «Голос» воспитывает жестокость»

— Как вы относитесь к конкурсу «Голос. Дети»? Чем он отличается от «Созвездия»? (Мадина)

— Система конкурса «Голос» воспитывает жестокость. Все основные религии проповедуют, что связь между учеником и учителем неразрывна, а в «Голосе» наставник при всех одного выбирает, а второго отправляет домой. Ребенка унизили на глазах всей страны! Это же травма на всю жизнь! Хотя бы подарок какой-нибудь небольшой дали… А в «Созвездии» нет детей-неудачников. Я сделал все для того, чтобы человек с 5 лет до 21 года, занимаясь в системе «Созвездия», превращался в гармонично развитую личность. Мы умеем заниматься с детьми. В полуфиналах всех снимаем на видео, чтобы участники почувствовали: «О, я уже состоялся, меня увидят бабушка и дедушка, вся республика!» «Созвездие» — это мощный социальный лифт, наши выпускники находят свое место и в жизни, и в профессии.  

Когда человек поет хороший репертуар, из него формируется гармоничная натура. Самая главная заслуга «Созвездия» — мы не даем федеральным телеканалам разрушить наш национальный культурный код, выстраданный народом веками. Я, например, считаю, что контент «МузТВ» противоречит нашим культурным традициям. А передача Первого канала «Пусть говорят» — это духовное преступление перед нашими многонациональными традициями, измена Родине, это преступление перед нашим великим многонациональным народом и его культурой! Потому что это духовный разврат. Нас заставляют смотреть на низменные инстинкты, склоки, а это и есть уничтожение нашего культурного кода, выстраданного веками нашими предками.

— Как считаете, почему участники отечественных конкурсов чаще исполняют песни на иностранном языке? (Дружинин)

— Во-первых, английские песни легче петь. Во-вторых, отсутствие желания у педагогического корпуса качественно работать. В положении о конкурсе написано, что должно быть динамичное произведение. Почему так? Дело в том, что в определенном возрасте девочки начинают страдать от любви, а педагог в возрасте тоскует о невозвратном. А в английских песнях эта тоска очень выражена… Вот так и возникает английский репертуар у конкурсантов.

— Вам не кажется, что на федеральных каналах поощряют английский у конкурсантов?

— Да, они насаждают чуждую нам культуру. Они дают нам этот смрад, чтобы разрушить наши души! Я считаю, что во многих молодежных культурных проектах заправляют европейские гомосексуальные кланы.  

— Они продвигают своих?

— Конечно! И они дают деньги. А тот, кто берет эти деньги, работает на разрушение нашего культурного кода и не подозревает об этом в силу своей необразованности. А как они убивают наши великие советские песни, перепевая их по-своему!

Расскажу вам, как я с помощью песен в одиночку победил наркомафию. В свое время Александр Германович Щербаков взял меня на работу в «УНИКС» с условием, что я уберу наркотические вещества с ночной дискотеки. Я проконсультировался с одним серьезным человеком из Германии, и он посоветовал мне поменять музыку. Я так и сделал — поставил ABBA и Boney M. И через месяц — полтора состава дискотеки поменялось — пришли обычные студенты. Правда, угроз в мой адрес было много, я с охраной ходил… Как-то ко мне подъехал черный джип с серьезными интеллигентными ребятами в черных куртках, и они культурно сказали мне: «Молодежи не нравится ваша музыка, Дмитрий, у вас устарелое мировоззрение». И я понял, что на правильном пути… Вот что такое музыка!

Это же ужасно, что сегодня слушают школьники! А дети «Созвездия» такое не смотрят и не слушают, у них педагоги хорошие.


«От сатанизма и от проповедников маргинальной похоти мир устал»

— Вы свою команду последователей вырастили?

— В творческом и в организационном плане смену себе вырастил, но здесь вопрос политики — с кем и как общаться в верхах. «Созвездием» занимаются порядка 200 чиновников из разных министерств и организаций. А как известно, у семи нянек… Вот пример: знаменитый ансамбль танца «Березка» в постперестроечное время стал никому не нужен, и президент РФ Владимир Путин взял его под управление делами президента. Да, президент РТ «Созвездие» поддерживает, но некоторые чиновники подчас блокируют его решения…

Я считаю, для того чтобы у «созвездинцев» было большое будущее, необходимо (и об этом мечтают все главы вместе со мной), чтобы совет по поддержке нашего движения возглавил председатель правления фонда поддержки развития культуры при президенте РТ, руководитель аппарата президента РТ Асгат Ахметович Сафаров. Именно этому фонду в свое время поручал патронаж над нами первый президент РТ. У Асгата Ахметовича золотое сердце. И он всегда поддерживает нас. Хотя я прекрасно осознаю, сколько на его плечах государственных задач и работы. А «Созвездие» сегодня нужно только трем структурам — совету муниципальных образований РТ, минмолодежи и фонду поддержки развития культуры при президенте РТ. А ведь 3 марта этого года Орджоникидзе выразил в своей телеграмме позицию МИДа, что бренды «Созвездие-Йолдызлык» и «Безнен заман» являются гордостью РФ и Россия об этой гордости рассказывает по всему миру.

— Какой должна быть идеальная модель поддержки талантов вообще и «Созвездия» в частности?

— Первое — я хотел бы, чтобы «созвездинцами» было создано агентство в Москве, и оно заключило бы со всеми производящими студиями России соглашение о том, чтобы в каждом новом фильме снимался наш участник. Второе — чтобы в Голливуде появилось культурное представительство Татарстана. Надо ставить перед собой великие задачи! Культура — это разведка на самом деле. Работали бы в таком представительстве в Голливуде самые блестящие менеджеры и самые красивые женщины-татарки, у представительства имелись бы свой ресторан и концертная площадка. Образно говоря, надо запрыгнуть на подножку последнего вагона и, пройдя весь поезд и перезнакомившись со всеми, дойти до машиниста. И нужно каждый раз ездить в Канны, когда туда съезжаются сильные мира музыки, выкупить 4 квадратных метра, чтобы там пела татарская певица, к примеру, наша Юлия Макарова. Потому что весь цивилизованный мир платит артистам, и только у нас наоборот — продюсерам.  

— Для чего наше представительство в Голливуде?

— Рынок задыхается без чистого, светлого творческого продукта. От сатанизма и проповедников маргинальной похоти мир устал — цивилизация ждет новой очищающей силы!

Что касается «Созвездия», то я считаю его проектом Сергея Мироновича Кирова. Моя бабушка с ним была очень дружна. Она руководила распределением продуктов в блокадном Ленинграде. Я считаю, человек всегда должен служить государству, если мы не хотим, чтобы в Россию пришли американцы и перебили нас, как индейцев. У нас большая пятая колонна, которая работает на них. Я вообще не приветствую учебу во всех этих Гарвардах. Когда главы нацбанков учатся в американских университетах, это вызывает у меня очень много вопросов.

— Это называется «внешнее управление»…

— Безусловно. То, что Адольф пропагандировал в своих работах по отношению к славянам — заменить культуру предметами быта — телевизорами, миксерами и так далее, американцы сделали тонко. Последний фронт борьбы за культуру остался в Татарстане, и это именно «Созвездие», потому что мы не даем детям слушать этот оглупляющий и всё поглощающий разврат. На концертах «Созвездия» зал стоя плачет — от этого света, от репертуара. Мы просто сохраняем культурный код.

«Горжусь тем, что являюсь советником министра культуры Крыма. Мы помогаем друг другу. Кстати, в 2014 году именно она [Арина Новосельская], считаю, сделала революцию в Крыму — на улицах нон-стоп шли концерты, организованные ею, и люди не расходились по домам» «Горжусь тем, что являюсь советником министра культуры Крыма. Мы помогаем друг другу. Кстати, в 2014 году именно она [Арина Новосельская], считаю, сделала революцию в Крыму — на улицах нон-стоп шли концерты, организованные ею, и люди не расходились по домам» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

— Как вы стали советником министра культуры Крыма? Какие у вас функции? (Лидия Николаева)

— Я горжусь тем, что являюсь советником министра культуры Крыма, причем без срока давности. Мы помогаем друг другу. Кстати, в 2014 году именно она, считаю, сделала революцию в Крыму — на улицах нон-стоп шли концерты, организованные ею, и люди не расходились по домам. А познакомился я с Ариной Новосельской давно, когда она еще была заместителем министра культуры Автономной Республики Крым в составе Украины.  

— А как получилось стать ее советником?

— Я люблю знакомиться с людьми. Однажды, будучи в Крыму, зашел пообщаться с коллегами в министерство культуры. Постучал в дверь с надписью «заместитель министра», она пригласила войти. А у меня с собой чак-чак, казылык, я ей прочитал стихи, она мне на фортепиано сыграла… Так и подружились. А когда у нее были неприятности, уволили из министерства, я оказался единственным, кто ее не бросил. И она этого не забыла. Сегодня она народная любимица Крыма. Мы с ней вместе в храме Христа Спасителя получали награду ЮНЕСКО «За сбережение народа». Кстати, там впервые выступали татары — наш Ильдус Хасанов из Зеленодольского района пел «Державную».

— Кем по национальности вы себя ощущаете?

— Наверное, чувашем — такой же упертый и порядочный. Чувашских кровей во мне процентов 10. А еще есть русская, французская кровь, швейцарская: моя прапрабабка Ольга Александровна была фрейлиной Александра III. Мой дед по отцовской линии — Рамазан Рамазанович, и фамилия у меня вообще-то Тумэнов. А сам я ментально остался в 1941–1943 годах и решительно не понимаю, что происходит с нашей страной. Я считаю, что было выстроено великое государство.

— Вы советский патриот в хорошем смысле слова?

— Абсолютно! За постсоветское время мы потеряли генофонд, и сегодня «Созвездие-Йолдызлык» воспроизводит элиту республики.

— Дмитрий Александрович, спасибо за интересный разговор. Удачи вам и успехов «созвездинцам»!