Прошедшая накануне коллегия минэкономики стала, пожалуй, самой масштабной из всех итогово-отчетных мероприятий республиканских министерств Прошедшая накануне коллегия минэкономики стала, пожалуй, самой масштабной из всех итогово-отчетных мероприятий республиканских министерств Фото: Сергей Елагин

ТатарстанУ ПРОПИСАЛИ «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ШТАБ»

Прошедшая накануне коллегия минэкономики стала, пожалуй, самой масштабной из всех итогово-отчетных мероприятий республиканских министерств: в качестве гостей были приглашены сразу несколько руководителей крупных федеральных ведомств во главе с председателем Счетной палаты Алексеем Кудриным, а локацией выбрали концертный зал Поволжской академии спорта и туризма, который оказался равномерно заполнен через кресло. На сцене в президиуме сидели 10 человек, еще столько же подключились по ВКС, а приглашенные спикеры называли коллегию не иначе как высоким собранием и федерального масштаба мероприятием.

В подтверждение такого позиционирования первым слово взял первый замглавы минэкономразвития Андрей Иванов, торопящийся на заседание правительства, который предложил создать совместный с Татарстаном и минэкономразвития РФ инвестиционный штаб. «Как вы знаете, Республика Татарстан для нас является регионом, сформировавшим наилучшие практики. Предлагаю ежеквартально подводить итоги, сколько реализовано инвестиционных проектов, какие вопросы возникают в связи с их реализацией, что нужно сделать на уровне федеральных и региональных правил регулирования, для того чтобы условия реализации инвестпроектов были наилучшими, — обрисовал работу замминистра. — Мы просим о таком штабе не потому, что считаем, что вы не справляетесь с какими-то вопросами, наоборот, республика — лидер в рейтинге инвестпривлекательности, это лучшие практики нашей страны».

По словам Иванова, давняя задумка президента РТ Рустама Минниханова — сделать Татарстан методологическим центром для работы всех регионов страны по созданию условий для привлечения инвестиций. «Нам бы хотелось, чтобы республика в этом году поработала не только на инвестиционные задачи Татарстана, но и всей страны», — заключил спикер, пояснив, что в ближайшее время ряд форматов такого штаба будет предложен первому зампреду правительства РФ Андрею Белоусову.

Мидхат Шагиахметов с оптимизмом напомнил, что по итогам 2020 года ВРП республики составил 2,45 трлн рублей или 97,1% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. Объем промпроизводства составил 2,7 трлн рублей Мидхат Шагиахметов с оптимизмом напомнил, что по итогам 2020 года ВРП республики составил 2,45 трлн рублей, или 97,1% в сопоставимых ценах к уровню 2019-го. Объем промпроизводства оказался на уровне 2,7 трлн рублей Фото: Сергей Елагин

МЕЧТА ШАГИАХМЕТОВА — рост ВРП на 3,9%

Мидхат Шагиахметов свой итоговый доклад начал за здравие. Он бодро перечислил многомиллиардные меры поддержки, в том числе: 

  • 2,5 млрд рублей субсидий на неотложные нужды для более чем 40 тыс. МСБ;
  • 17 млрд рублей льготных кредитов под 0% и 2% годовых для свыше 7,5 тыс. предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей;
  • 7 млрд рублей льготных кредитов для системообразующих организаций;
  • отсрочки по налогам для более чем 46 тыс. предпринимателей;
  • 18 млрд рублей прямых выплат для семей с детьми;
  • 27 млрд рублей льготных ипотечных кредитов, которыми воспользовались 10,5 тыс. семей;
  • 22,4 млрд рублей, поступившие в бюджет республики из федерального бюджета на «латание дыр».

Немного бледно на этом фоне выглядел комплекс республиканских мер помощи бизнесу на общую сумму 3,3 млрд рублей.

Министр экономики с оптимизмом напомнил, что по итогам 2020 года ВРП республики составил 2,45 трлн рублей, или 97,1% в сопоставимых ценах к уровню 2019-го. Объем промпроизводства оказался на уровне 2,7 трлн рублей (индекс 96,4%), обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство вообще показали рост. На 2,1% подросла реальная зарплата, безработица снизилась с 3,9% в августе до 1,6% к декабрю.

«Несмотря на сохраняющуюся высокую степень неопределенности экономических условий для роста реальных доходов населения и перехода к устойчивому развитию экономики, перед нами стоит серьезная и напряженная задача по обеспечению роста ВРП на 3,9 процента в 2021 году», — объявил Шагиахметов. Он пояснил, что данный ориентир сформирован на основе планов развития отраслей экономики, муниципальных образований и самих предприятий. Чтобы достичь этой амбициозной цели, по словам министра, должно сойтись сразу несколько факторов.

1. Реализация нового инвестиционного цикла для предприятий. Это означает стимулирование региональных инвестиций и развитие механизмов их поддержки: так, на 2021-й запланированы инвестиции в 662,9 млрд рублей — на 4,5% больше, чем в прошлом году. «Задача — максимально привлечь в экономику республики федеральные средства и инструменты институтов развития», — объявил Шагиахметов. А для привлечения частного капитала, как надеется министр, сработает механизм СЗПК (в Татарстане по нему уже подписано три соглашения на 70 млрд рублей). Одно из них — о модернизации Заинской ГРЭС — позже подробно описал первый замдиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзанов. Другой механизм развития инфраструктуры заложен в октябрьском постановлении правительства, по которому высвобождаемые по бюджетным кредитам средства регионов (в результате снижения объема задолженности) могут быть направлены на строительство инфраструктуры под инвестпроекты.

Еще одно интересное постановление (№1119) касается строительства инфраструктуры индустриальных парков за счет бюджета республики с последующим федеральным возмещением. По словам Шагиахметова, программа работает в парках «Алабуга» и «Алабуга-2. Нефтехимия». Впоследствии управляющий партнер фонда прямых инвестиций Руслан Халилов проанонсирует открытие в этом году сразу трех промышленных площадок «М7 Высокая Гора», «М7 Услон» и «М7 Шали», а Минниханов обратит внимание, что данный механизм неплохо бы продлить.

Шагиахметов также упомянул фондовый рынок в качестве альтернативы кредитному финансированию и посетовал, что предприятия все еще настороженно относятся к выпуску облигаций. Среди проблем — ТОСЭРы, которые, судя по презентации министра, отстают от целевых планов развития как за 2020 год, так и за 10-летний период (в аутсайдерах Чистополь и Менделеевск). Еще одно слабое место — патентная активность ведущих вузов, которая неожиданно снизилась в среднем на 27%. КФУ сократил количество поданных заявок на 17%, КАИ и КГАУ — на 40%, КХТИ — на 45%, а КГЭУ и вовсе вдвое. Уменьшается также процент инновационных товаров и услуг — министр обеспокоенно призвал руководителей предприятий обратить на это внимание.

Шагиахметов также упомянул фондовый рынок в качестве альтернативы кредитному финансированию и посетовал, что предприятия все еще настороженно относятся к выпуску облигаций Шагиахметов также упомянул фондовый рынок в качестве альтернативы кредитному финансированию и посетовал, что предприятия все еще настороженно относятся к выпуску облигаций Фото: © Eduardo Parra / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

…Удвоить количество продавцов на маркетплейсах и экспортно ориентированных МСБ 

2. Улучшение делового и предпринимательского климата. Шагиахметов сообщил, что по ряду показателей Татарстан опережают многие регионы, поэтому в республике подготовлены специальные дорожные карты — с опорой на лучший опыт. Слабые места министр предпочел оставить за кадром.

3. Ускоренное развитие сектора малого и среднего предпринимательства. Спикер пояснил, что при снижении количества МСП примерно на 3% по итогам 2020 года в этой сфере удалось сохранить занятость. «К концу 2021-го количество занятых должно достичь в республике 653 тысяч человек — это основной показатель реализации нацпроекта в сфере малого и среднего предпринимательства», — подчеркнул министр. Для того чтобы его достичь, надо стимулировать регистрацию самозанятых, совершенствовать меры поддержки (например включить самозанятых в перечень арендаторов муниципального имущества по льготным ставкам) и деятельность промпарков. Шагиахметов напомнил про новую патентную систему налогообложения и концепцию особых промышленных зон.

4. Расширение рынков сбыта татарстанской продукции и ее экспортного потенциала. В 2021 году экспорт товаров должен превысить $10 млрд, а объем несырьевого и неэнергетического экспорта — вырасти на 70% к 2030-му. Соответственно, задача на этот год — увеличить число экспортно ориентированных субъектов МСП вдвое (докладчик попросил глав районов специально выявлять такие предприятия). Тут в помощь центр развития экспорта республики и федеральная площадка «ЗаказРФ», а также развитие онлайн-торговли. Пока суммарный оборот их поставщиков — 4,2 млрд рублей, за этот год количество республиканских продавцов на маркетплейсах, по задумке министра, должно удвоиться.

5. Повышение эффективности отраслей экономики и рост производительности труда. Здесь речь идет о росте среднемесячной зарплаты на 5,2% в 2021 году и увеличении объема прибыли до 385 млрд рублей. Для этого надо проанализировать проблемы предприятий, снизивших финансовые результаты, и изучить резервы роста компаний, формирующих опережающее развитие для района, отрасли и республики. В последний год, например, выросла убыточность в сфере производства кокса и нефтепродуктов, деятельности гостиниц и общепита. В то же время есть и позитивные примеры, причем в качестве эталонного образца на коллегии привели «Таттелеком». Гендиректор компании Айрат Нурутдинов подробно рассказал, как удалось добиться роста финпоказателей, повысить среднюю зарплату, погасить все обязательства по кредитам, которые к началу 2019 года достигали почти 3 млрд рублей, и воздержаться от новых заимствований, не снижая инвестиционную активность. И все это в условиях сильнейшего демпинга на рынке. «Мы находимся по большому счету в „красном океане“, в условиях чрезвычайного давления со стороны федеральных операторов. Федеральные компании используют все методы, чтобы выдавить нас с рынка. В том числе у нас есть прецеденты, когда один из крупнейших федеральных операторов демпингует по ценам, снижая их в 2 раза по сравнению с его же ценами в любом другом регионе», — отметил Нурутдинов. 

6. Развитие человеческого капитала, в том числе через реализацию национальных проектов и республиканских программ. Их в Татарстане в прошлом году было 50, объем финансирования — 30,7 млрд рублей. В 2021-м выделено 23,2 млрд (15 млрд — из федерального бюджета, 2,7 млрд было заложено в бюджете РТ, и 5,5 млрд дополнительно выделено республикой). Они будут направлены на 45 нацпроектов и два новых региональных проекта: «Патриотическое воспитание граждан РФ» и «Создание благоприятных условий для деятельности самозанятых граждан».

Алексей Кудрин отметил, что автопром Татарстана в целом стабилен, но снижение наблюдается в промышленном машиностроении, тут новым драйвером роста будут машины, использующие газомоторное топливо Алексей Кудрин отметил, что автопром Татарстана в целом стабилен, но снижение наблюдается в промышленном машиностроении, тут новым драйвером роста будут машины, использующие газомоторное топливо Фото: «БИЗНЕС Online»

КУДРИН ХОЧЕТ обновИТЬ СТРАТЕГИЮ ТАТАРСТАНА

Затронул Шагиахметов и развитие агломераций (в Татарстане их три: Казанская, Камская и Альметьевская) в контексте Стратегии-2030 и передал слово одному из ее идеологов, председателю Счетной палаты Кудрину.

«Для меня большая честь присутствовать на вашем собрании и обсуждать перспективы развития Татарстана. Я сегодня не могу быть в Казани, но рад участвовать хотя бы в режиме ВКС, поскольку люблю Татарстан и с удовольствием слежу за вашими успехами», — протокольно вежливо начал бывший замминистра финансов и напомнил, что, хоть и с утверждения Стратегии-2030 прошло 6 лет, драйверы в основном остались теми же. Это добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, креативная индустрия. «В стратегии был предложен комплексный флагманский проект „Татарстанская промышленная инициатива“, предусматривающий создание умной экономики на основе сочетания принципиально новых технологий и традиционных производственных кластеров. Конечно, тактически ситуация меняется, тяжело пришлось нефтяникам, это всем понятно, актуальным становится развитие малотоннажной химии. Здесь, возможно, нужна федеральная поддержка, обеспечение доступа к технологиям двойного назначения, решение вопроса по обратному акцизу на углеводороды, решительно необходимо внедрять принципы циркулярной экономики — формирование цепочек производства так, чтобы отходы просто не образовывались», — перечислял ориентиры Кудрин, оговорив, что Татарстан этой темой занимается.

Важная совместная задача, по словам председателя СП, — нивелирование угрозы введения трансграничного углеродного налога. Спикер отметил, что автопром Татарстана в целом стабилен, но снижение наблюдается в промышленном машиностроении, тут новым драйвером роста будут машины, использующие газомоторное топливо, и развитие заправочной и сервисной инфраструктуры.

«Возвращаясь к вопросу стратегии, думаю, что возможно обновление, оно даже необходимо. Есть очень много аргументов в эту пользу. Радует, что в целом стратегия живая, в нее уже вносятся необходимые корректировки, имеется активный интернет-портал, на котором собираются инициативы граждан. Но за 6 лет много воды утекло, много нового и зачастую неприятного принес нам прошлый год, потому я за то, чтобы провести процесс обновления документа», — заявил Кудрин, отметив, что даже по формальным соображениям предусмотрено обновление документа раз в 6 лет. Однако, по словам докладчика, это не значит, что стратегия изменится кардинально, необходимо убедиться в актуальности поставленных целей и ориентиров. К тому же, как вскользь упомянул председатель СП, уже четверть регионов имеет стратегию до 2035 года.

«Считаю целесообразным усилить аспект, связанный с цифровизацией, учитывая мировые требования, в том числе 17 целей устойчивого развития. Конечно, ситуация с пандемией просто обязывает нас прописать меры, связанные с повышением шоковой устойчивости, разрабатывать больше адаптивных сценариев», — наметил векторы обновления спикер. Он подчеркнул, что неопределенность развития в ближайшее десятилетие будет гораздо выше, чем в предыдущие годы, поэтому готовность к подобному шоку очень важна.  

«В Татарстане есть то, на что могут равняться другие регионы, сама стратегия тоже в свое время была таким примером. И это лидерство я желаю сохранить» «В Татарстане есть то, на что могут равняться другие регионы, сама стратегия тоже в свое время была таким примером. И это лидерство я желаю сохранить» Фото: «БИЗНЕС Online»

МИННИХАНОВ СТАВИТ ЗАДАЧУ довести ВРП до 5 тРИЛЛИОНОВ

Глава Счетной палаты не забыл и про агломерации: они в перспективе, по его словам, должны формировать Волго-Камский регион, а актуальность темы подтверждается стратегией пространственного развития России. «Я знаю про проблемы Казанской агломерации, в большинстве случаев они связаны с перегрузкой транспортной сети, дисбалансом мест жилья и предложением труда. Решение этих вопросов — уже наработанная технология: есть минимально необходимая законодательная база, позволяющая осуществлять социально-экономическое и территориальное планирование в рамках агломерации. Жаль, что до сих пор не разработана стратегия социально-экономического пространственного развития Казанской агломерации — это необходимый первый шаг по сбалансированному и взаимоувязанному развитию всех муниципальных образований, созданию единой транспортной системы. Думаю, пора к такой работе приступить», — пожурил Кудрин.

Под конец он в очередной раз отметил, что в целом-то Татарстан успешен: «Даже неожиданно, что так много за это время появилось, климат существенно улучшился. В республике есть то, на что могут равняться другие регионы, сама стратегия тоже в свое время была таким примером. И это лидерство я желаю сохранить», — заключил спикер.

Шагиахметов сообщил, что Татарстан уже приступил к разработке социально-экономической и пространственной стратегии Казанской агломерации, и пригласил Кудрина к этой работе. Чуть позже с докладом о Казанской агломерации выступил глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, который отметил, что агломерационные процессы нарастают и следует перейти к опережающему управлению ими. «Нужно сформировать орган управления, разработать и принять главный документ — Стратегию социально-экономического развития агломерации, а также документы пространственного развития», — сказал чиновник, отметив, что пилотом межмуниципального взаимодействия может стать проект «Большой Зеленодольск».

Как выяснилось из итогового слова Минниханова, корректировки стратегии Татарстана планируются не косметические. «Главная задача, которая была определена в стратегии, — ВРП мы должны довести до 5 триллионов. Это сложная задача, но она реализуемая, — сказал президент. — Для этого необходимо исходя из существующих реалий внести коррективы, но задача в 5 триллионов была и остается».

Как отмечено выше, ВРП-2020 составил 2,45 трлн рублей, так что до 2030 года стоит задача удвоить данный показатель (если учесть инфляцию и брать сопоставимые цифры, то рост должен оказаться еще мощнее).

Михаил Афанасьев: «Нужно сформировать орган управления, разработать и принять главный документ — Стратегию социально-экономического развития агломерации, а также документы пространственного развития» Михаил Афанасьев: «Нужно сформировать орган управления, разработать и принять главный документ — Стратегию социально-экономического развития агломерации, а также документы пространственного развития» Фото: Сергей Елагин

«По ряду вопросов мы занимаем не совсем ту позицию»

Минниханов прокомментировал и новые федеральные экономические стимулы, озвученные министром, и пояснил, что по ним республика подготовила предложения, которые или уже учтены, или обещают быть учтенными. «Очень важно следить за инвестклиматом. Мы, конечно, на втором месте, но по ряду вопросов, например применение ГЧП, занимаем не совсем ту позицию, где должны находиться. По административным барьерам тоже. Я просил по нашим ведомствам посмотреть, инвестклимат — наша задача», — подчеркнул президент и и прошелся по остальным тезисам, которые прозвучали на коллегии. Ключевые положения перечислены ниже.

  • Нужно ускорить оцифровку госуслуг: пока только 8% в цифровом формате.
  • Перед республикой стоят большие задачи по строительству жилья (3,6 млн «квадратов»), причем оно будет возведено в основном в агломерациях, и все это пока не синхронизировано с созданием рабочих мест. «Мы создадим коллапс, огромное количество людей будут перемещаться в маятниковом режиме — никакой трассой мы данную задачу не решим», — обозначил проблему президент.
  • В ряде районов республики (Арский, Кайбицкий, Апастовский, Камско-Устьинский, Тюлячинский) нет никакого продвижения по развитию МСБ в последние 5 лет — руководителям нужно обратить внимание, экономические вопросы по ним будут рассматриваться еженедельно.
  • Договаривались, что во всех районах должны быть промплощадки, но в Атнинском, Верхнеуслонском и Пестречинском они так и не созданы. Еще по 7 районам загрузка только 30%. АИР и инвестиционно-венчурный фонд должны подключиться и по 10–12 промплощадок взять под кураторство.
  • Нужно отработать подходы по созданию региональных ОЭЗ и выйти с ними в Госсовет РФ.
  • Большие перспективы у свияжского мультимодального логистического центра, надо принять документ и приступить к открытию. Ряд резидентов готовы, президент возлагает на площадку большие надежды.
  • Электронная коммерция в РТ выросла в 2 раза, но показатели все еще ниже российских. Маркетплейсы — товаропроводящая сеть для предприятий, поддержка для продвижения продукции за пределами республики. Фарид Абдулганиев получил поручение активизировать работу по электронной торговле.
  • Вопрос самозанятых оказался очень востребованным, работу нужно вести системно. Необходимы меры поддержки: самозанятые не должны быть предоставлены сами себе.
  • Формировать предпринимательские компетенции надо со школьной скамьи. Вузы обязаны генерировать будущих бизнесменов, при них нужно создавать соответствующие площадки (КФУ, например, планирует открыть крупный центр на базе «Казань Экспо»).
  • Реализация нацпроектов означает большие меры поддержки, поэтому нужно максимально в них участвовать, готовить материалы, подключаться ко всем проектам, которые есть на федеральном уровне.
  • У нас серьезное представительство депутатов в Госдуме, они завершают работу, предстоят выборы в сентябре. «На финишном этапе наши депутаты должны себя проявить, если у них есть желание дальше работать в Госдуме. Мы внимательно посмотрим, кто какую пользу приносит нашей родной республике», — предупредил президент.
  • Налоговая задолженность составляет 8,7 млрд рублей, Это серьезный ресурс с учетом существенных потерь по доходам и дефицита бюджета. И отраслевые министерства, и минэкономики, и минфин должны активно работать.
  • Предстоит очень серьезная работа по вакцинации. «Я считаю, что на предприятиях эту деятельность тоже надо системно проводить. Другого решения нет. Сегодня 40–50 тысяч человек мы провакцинировали, это очень небольшое количество, наша задача — не менее 1,5 миллиона привить».