На создание выставки «История Татарстана с древнейших времен и до начала наших дней» в Нацмузее республики кабмин выделил 50,5 млн рублей. Оперативники ФСБ и УБЭП считают, что цена необоснованно завышена, а часть денег «распилена» с помощью фиктивных подрядчиков На создание выставки «История Татарстана с древнейших времен и до начала наших дней» в Нацмузее республики кабмин выделил 50,5 млн рублей. Оперативники ФСБ и УБЭП считают, что цена необоснованно завышена, а часть денег распилена с помощью фиктивных подрядчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОРДОСТЬ МУЗЕЯ

Выставка «История Татарстана с древнейших времен и до наших дней» открылась в музее в День республики, 30 августа 2020 года. Сейчас это часть постоянной экспозиции. Ее приурочили не только к 100-летию ТАССР, но и к 125-летию со дня основания самого Нацмузея РТ.

На 3 тыс. кв. м рассказывается о древнем и средневековом периодах истории Татарстана, Казанском крае в XVI–XVIII веках и Казанской губернии в XIX – начале XX века, а также о республике в советское время и современности. В числе самых ценных экспонатов — зооморфная секира VI–IV веков до н. э., замо́к Абу-Бекра 1146–1147 годов, карета Екатерины II, трактор «Фордзон-Путиловец», самолет У-2… И даже концертные костюмы Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой.

«Открытие постоянной экспозиции главного музея Татарстана — это грандиозное событие в жизни не только республики, но и России», — так описывали значимость выставки в самом музее. Но самыми внимательными ее посетителями, похоже, оказались оперативники ФСБ и управления экономической безопасности МВД по РТ.

Выставка открылась в День республики, 30 августа 2020 года и сейчас является постоянной экспозицией. Ее приурочили не только к 100-летию ТАССР, но и 125-летию со дня основания самого Нацмузея РТ Выставка открылась в День республики, 30 августа 2020 года, и сейчас она является постоянной экспозицией. Ее приурочили не только к 100-летию ТАССР, но и к 125-летию со дня основания самого Нацмузея РТ Фото: tatmuseum.ru

Куда копали силовики

Кабмин РТ выделил на создание выставки 50,5 млн рублей, которые в 2019 году через минкульт в виде субсидии перечислили Нацмузею РТ. Тогда же учреждение провело открытый конкурс, чтобы определить подрядчика выставки, которым стало ООО «Волга СТ». В декабре того же года с ним заключили контракт на 28,2 млн рублей. Договор подразумевал, что выставка будет финансироваться в три этапа: первый (на 7,89 млн рублей) был исполнен уже на следующий день после подписания контракта, второй (на 13 млн рублей) — в марте 2020-го.

Работы принимали сотрудники музея — на актах приемки, по информации наших источников, стоит несколько подписей: ключевая принадлежит теперь уже бывшему гендиректору Гульчачак Назиповой, она покинула пост в октябре 2020-го, после 14 лет руководства Нацмузеем. Также работы принимал главный художник Нацмузея Тимур Матвеев.

Третий этап создания выставки, по словам наших собеседников, почему-то выпал из внимания музейных работников: его срок истек еще в августе 2020-го, но оставшиеся деньги (порядка 7,2 млн рублей) так и не были освоены. Данный факт подтвердила и внеплановая проверка Счетной палаты, которая прошла в музее в начале июня прошлого года.

Еще в июне 2020 года силовики наведались в музей с экспертом-оценщиком. Тот обнаружил многочисленные нарушения техзадания и вынес вердикт: в музее отсутствуют материальные ценности почти на 2 млн рублей. Но это только начало расследования... Еще в июне 2020 года силовики наведались в музей с экспертом-оценщиком. Тот обнаружил многочисленные нарушения техзадания и вынес вердикт: в музее отсутствуют материальные ценности почти на 2 млн рублей. Но это только начало расследования... Фото: kzn.ru

Когда сотрудники УБЭП начали проверять контракт, закрались подозрения, что ООО «Волга СТ» фактически вообще не участвовало в создании экспозиции. Более того, фирма никак не связана с искусством: основной вид ее деятельности — оптовая торговля машинами и оборудованием. По версии следствия, выставку организовали силами двух других компаний: «Аяз Плюс» и «Дисплей Арт». Близкие к расследованию собеседники нашего издания добавляют, что и начальную цену контракта в 28 млн рублей получили исходя из коммерческих предложений упомянутых фирм.

Кто стоит за двумя организациями? Силовики пришли к выводу, что главный художник музея Матвеев. Оказалось, что спектр его обязанностей в учреждении очень широк — помимо того что занимался приемкой работ, он входил в состав комиссии, которая выбирала подрядчиков.

Еще в июне 2020 года силовики наведались в музей с экспертом-оценщиком. Тот обнаружил многочисленные нарушения техзадания и вынес вердикт: в музее отсутствуют материальные ценности почти на 2 млн рублей (т. е. некоторые части будущей экспозиции, которые должны были поставить по контракту). Однако по данным материалам дело возбудить не удалось — следствие не усмотрело состава преступления.

По итогам проверки счетной палаты свой пост покинула  теперь уже бывший гендиректор Нацмузея Гульчачак Назипова. Она была доставлена  на допрос, однако после длительной беседы со следователем отпущена на свободу в статусе свидетеля По итогам проверки Счетной палаты свой пост покинула гендиректор Нацмузея Гульчачак Назипова. Она была доставлена  на допрос, однако после длительной беседы со следователем отпущена на свободу в статусе свидетеля Фото: «БИЗНЕС Online»

Как «пилили» татарские избы

И тогда силовики зашли с другой стороны: внимательно пригляделись к части бюджета, которая распределялась без конкурса, а это 10 млн рублей. 5 млн из них досталось двум фирмам  ООО «Мак Ойл Групп» и ООО «Галка», выбранным в качестве «единственных поставщиков услуг». Они должны были предоставить на выставку 14 масштабных экспонатов — это, например, татарские избы разных эпох.

Как показало движение средств, рассказывает наш собеседник, деньги на выполнение соответствующих работ в итоге получили уже знакомые нам «Аяз Плюс», «Дисплей Арт», а также ИП Матвеев и некий ИП Жуков. Далее была проведена еще одна экспертиза, которая выявила завышение стоимости работ более чем на 2,5 млн рублей. Ровно в половину сметы эксперты оценили те самые 14 экспонатов. Как это произошло? Дело в том, что, уверены силовики, вместо новых экспонатов на выставку привезли ранее использованные бутафорские предметы, которые собирали для различных выставок и представлений в 2013–2015 годах. Источники нашего издания утверждают, что установление размера ущерба — это лишь первый этап расследования. Дескать, следствие может раскрутить дело до куда бо́льших сумм, вопрос лишь в сроках экспертизы — она крайне трудоемка, а еще далеко не дешева.

Дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») возбуждено только в январе этого года, а рано утром 2 февраля следственно-оперативная группа провела сразу 12 обысков по адресам фигурантов дела. По данным источников, из своего дома на допрос был доставлен главный художник Нацмузея Матвеев. Сейчас он в статусе подозреваемого находится в изоляторе временного содержания. Из частного дома в Лаишево доставлена была на допрос и сама Гульчачак Рахимзяновна, однако после длительной беседы со следователем отпущена на свободу в статусе свидетеля. Связаться с экс-гендиректором музея и получить комментарий не удалось, на сообщения Назипова не ответила.

Счетная палата РТ в период с 2017 по 2019 год насчитала в Нацмузее нарушений на 47 млн рублей при освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию программы «Развитие музейного дела на 2014–2020 годы» Счетная палата РТ в период с 2017 по 2019 год насчитала в Нацмузее нарушений на 47 млн рублей при освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию программы «Развитие музейного дела на 2014–2020 годы» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЧЕМУ НАЗИПОВА УШЛА ИЗ НАЦМУЗЕЯ

10 февраля Назиповой исполняется 60 лет. Выпускница КГУ по специальности «историк», доктор исторических наук (2009). Фактически всю сознательную жизнь, с середины 1980-х, работала в структуре Нацмузея РТ, который до 2001-го назывался Государственным объединенным музеем ТАССР. 14 последних лет, до 15 октября 2020 года, была гендиректором Национального музея Республики Татарстан.

«Национальный музей Республики Татарстан никогда и ни в чем не отставал от других музеев! Более того, он находится в авангарде музейного дела не только в нашей республике, но и в стране!.. Только за последние пять лет мы реконструировали здания и построили новые современнейшие экспозиции музеев – филиалов НМРТ: Дом-музей Ленина, музей Боратынского, музей Горького и Шаляпина, Литературный музей Тукая, Дом татарской книги с мемориальной квартирой Камала!» — так сама Назипова комментировала итоги своей работы во главе музейной мини-империи, включающей в себя 12 филиалов.

Тем не менее в конце прошлого года министерство культуры Татарстана решило не продлевать с Гульчачак Рахимзяновной контракт, и сегодня экс-директор Нацмузея РТ трудится в Казанском государственном институте культуры в качестве профессора кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения.

Что касается причин, по которым республиканский минкульт решил расстаться с Назиповой, то их наши источники называют как минимум две.

Во-первых, опытному музейному работнику было трудно перестроить работу своего учреждения на новые экономические рельсы. Нацмузей РТ здорово отставал от своих коллег из музея-заповедника «Казанский Кремль» и ГМИИ РТ в части громких выставок, а также внебюджетных доходов. «БИЗНЕС Online» уже писал, что новым гендиректором учреждения может стать действующая и. о. руководителя Алиса Вяткина, некогда арт-директор культового клуба «Желтая кофта». С ней во главе Нацмузей РТ показал очень неплохие цифры доходов в минувшие новогодние праздники.

Во-вторых, в последнее время довольно регулярно ходили слухи об интересе к хозяйству Назиповой со стороны правоохранителей. В частности, Счетная палата РТ в период с 2017 по 2019 год насчитала в Нацмузее нарушений на 47 млн рублей при освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию программы «Развитие музейного дела на 2014–2020 годы».

ООО «Волга СТ» стала, по версии ГСУ и УБЭП, формальным исполнителем самого крупного «выставочного» контракта, который был заключен от имени Нацмузея РТ на 28,2 млн рублей. Единственным конкурентом компании в этом конкурсе было ООО «Аяз плюс» ООО «Волга СТ» стало, по версии ГСУ и УБЭП, формальным исполнителем самого крупного «выставочного» контракта, который был заключен от имени Нацмузея РТ, на 28,2 млн рублей. Единственным конкурентом компании в данном конкурсе было ООО «Аяз Плюс» Фото: kzn.ru

Два «дисплей-арта» и одна «Волга СТ»

Основной фигурант криминальной истории, Матвеев, трудится главным художником музея как минимум с 2010 года — более ранних упоминаний в открытых источниках о нем найти не удалось. В 2012-м его имя внесли в почетную книгу дарителей музея — главный художник передал в коллекцию патефон 1930–1950-х годов. В 2019-м Матвеев в составе татарстанской делегации, которую возглавлял заместитель председателя правительства РТ Василь Шайхразиев, ездил в Бухару на мероприятия в честь 200-летия просветителя Шигабутдина Марджани.

По данным сервиса «Контур.Фокус», с 2009 года Матвеев является учредителем фирмы «Дисплей Арт». Официально в ней работают два человека, директором выступает некий Анвар Измайлов. Он же, Измайлов, числится руководителем ООО «Дисплей-Арт» — организация с одноименным названием, но небольшой разницей в написании, расположена по одному адресу с уже упомянутой фирмой. Она была создана в 2017-м, и Матвеев также входил в число ее учредителей, но спустя полгода продал свою долю в компании Измайлову. Обе фирмы ведут деятельность как рекламные агентства.

Выручка «Дисплей Арт» в 2019-м (более свежих данных нет) составила 826 тыс. рублей, при этом компания получила чистый убыток в 1,2 млн рублей (против прибыли в 1,3 млн и 1,1 млн в 2017–2018 годах). По данным «Контур.Фокуса», с 2013 по 2017 год фирма участвовала в 14 открытых конкурсах, из которых выиграла 8 — с ней были заключены госконтракты на общую сумму 18 млн рублей. В числе заказчиков — Башкирская госфилармония, Дом дружбы народов и Музей боевой славы Башкортостана, КФУ, Болгарский музей-заповедник, музей-заповедник «Казанский Кремль» и Татгосфилармония им. Тукая.

С 2018 года активным участником конкурсов стал «близнец» фирмы — «Дисплей-Арт». В частности, компания выиграла госконтракт на 8 млн на создание экспозиции Музея истории старообрядчества Казани (по заказу федерального минкульта), также с ней заключали контракты музей Новосибирска, Музей истории Уфы, Нацмузей Республики Башкортостан, МБУ «Централизованная система библиотечного и архивного дела Шумерлинского района» Чувашии. Последний контракт с фирмой был подписан в конце декабря 2020-го на благоустройство улицы в одном из поселков Самарской области. Сумма всех контрактов за два года, по данным базы «Контур.Фокус», составила 40 млн рублей. Выручка компании по итогам 2019-го — 29,3 млн рублей, чистая прибыль — 325 тыс. рублей.

У фирмы «Дислпей-Арт» есть сайт, на котором сказано, что компания создана в 2009 году Также отмечается: «Значительную часть времени мы посвятили себя созданию и обновлению музейных экспозиций от дизайн-проекта до реализации. Также организуем выставки: монтируем экспонаты, поставляем выставочное оборудование, разрабатываем сопровождающую полиграфию».

На сайте представлено множество выполненных проектов, например, в 2020-м несколько библиотек в разных городах России (среди них Ставрополь). В более ранние периоды было несколько проектов в Татарстане: Музей истории татарской литературы, музей Альфии Авзаловой, маппинг-шоу WorldSkills 2019 (было показано на стенах Казанского кремля), экспозиции музеев Кировского и Московского районов Казани, а также музеи различных предприятий столицы РТ. Согласно информации на сайте, с 2009 года компания выполнила не менее 45 проектов.

В нескольких конкурсах наряду с обоими «дисплей-артами» участвовало и ООО «Аяз групп», которое также принимало участие в выполнении контракта для экспозиции Нацмузея РТ. По данным базы «Контур.Фокус», данная фирма была создана в 2015 году, расположена она на улице Декабристов в Казани. Среди сотрудников  значится только один человек — директор и учредитель Роман Таратутин. Основной вид деятельности компании — оптовая торговля, прибыль на конец 2019-го — 207 тыс. рублей при выручке в 12,3 млн рублей. В 2016–2017 годах «Аяз групп» выиграл несколько конкурсов, объявленных минкультом РТ, а также музеем-заповедником «Казанский Кремль». Общая сумма заключенных с ним контрактов за два года — 2,7 млн рублей, в том числе, например, на оформление выставки «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» в центре «Эрмитаж-Казань».

ООО «Волга СТ», которое стало, по версии ГСУ и УБЭП, формальным исполнителем самого крупного «выставочного» контракта, зарегистрировано на улице Бутлерова, 30 — по одному адресу с ним расположен Институт археологии АН РТ. Образовалась компания в 2012 году, числятся в ней два сотрудника. Директор — Григорий Нилов, он же один из учредителей, имеет равную долю в компании с Дмитрием Ниловым. С 2016 по 2019 год фирма показывала нулевую отчетность, при этом активно участвовала в госзакупках и даже выигрывала конкурсы. В 2016-м, например, выиграла конкурс на поставку автомасел для нужд ГУП «Таттехмедфарм» на 2,2 млн рублей, а в 2017-м — на поставку автомобилей «Газель Next» также для нужд ГУПа на 5,9 млн рублей. В том же году ООО «Волга СТ» победило в конкурсе на приобретение предметов декоративно-прикладного искусства и редких книг для Болгарского музея-заповедника, а в 2018-м — на создание экспозиции литературного музея им. Тукая (на 16,9 млн рублей). Последний контракт с фирмой как раз был заключен от имени Нацмузея РТ на 28,2 млн рублей. Единственным конкурентом ООО «Волга СТ» в этом конкурсе было уже вышеупомянутое ООО «Аяз плюс».